Духовные указания по воспитанию детей.
Духовные указания по воспитанию детей.
Предисловие
«Дети для Кришны» это собрание цитат из писем и аудиолекций Шрилы Прабхупада, который милостиво дает нам руководство по воспитанию детей.
Содержание.
Предисловие
Поэма Бхактивинод Тхакура
РАЗДЕЛ 1
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЯ
Выращивание детей, заинтересованных в духовной жизни
Иметь ребенка – значит иметь ученика
Дети как ученики
Служение матери – это забота о ее детях
Как сделать детей счастливыми
Родители, служащие Кришне
Результат воспевания для детей
Безответственные родители
Сосредоточение на материальной семейной жизни, а не на Кришне
Настоящая семейная жизнь
Старшие дети
Поведение по отношению к противоположному полу
РАЗДЕЛ 2.
ЛЮБИТЬ КРИШНУ КАК СВОЕГО РЕБЕНКА
СМЕРТЬ РЕБЕНКА
РАЗДЕЛ 3
ШКОЛЫ – ОБРАЗОВАНИЕ
Все образование должно быть связано с Кришной
Общественные школы
Книги для чтения для детей.
Контроль успеваемости в общественных школах
Школы
Матери, заботящиеся об образовании своих детей
Ведическая система
Что такое семья?
Дисциплина
Образование
Обязанность родителей
Школы
Интервью
Основывать предметы на Науке о Тождественности
Политика
Сделать школьную жизнь настоящей
Смерть
Просмотр телевизора
Прахлад Махарадж
РАЗДЕЛ 4
ШРИЛА ПРАБХУПАД ГОВОРИТ СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ
Страх смерти
Контролирование чувств
Образование
Образование - порядок и правила
СМИРЕНИЕ
Поэма взята из «Саранагати» – книги бенгальской поэзии от Бхактивинода Тхакура (1838-1914)
Я покинул Тебя, О Господь,
И пришел в этот мир боли и печали.
Теперь я кладу свою горестную историю
К Твоим лотосным стопам.
Еще в невыносимых оковах
материнской утробы,
я видел Тебя предо мной.
Ты открыл Себя, но на короткое мгновенье
и затем покинул Твоего бедного слугу.
В тот момент я поклялся поклоняться Тебе
после того как приму рождение.
Но рождение пришло и вместе с ним
пришли сети материальной иллюзии,
которая отняла у меня весь разум.
Как обласканный сын на коленях родственников
я проводил свое время улыбаясь и смеясь.
Привязанность моих родителей помогла мне забыть
боль рождения.
И я думал, что мир – очень приятное место.
День за днем я рос
и скоро начал играть с остальными ребятами.
Вскоре сила моего ума стала укрепляться,
и я непрестанно учил уроки.
Путешествуя с места на место,
гордясь своим образованием,
я богател и поддерживал свою семью
с нераздельным вниманием.
О Господь Хари, О Кришна, я забыл Тебя!
Теперь, в старости, я Бхактивинод, печально плачу.
Я не смог поклоняться Тебе, О Господь,
и вместо этого напрасно прожил свою жизнь.
Какой теперь будет моя судьба?
Раздел 1
ОТВЕСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЯ
«Эти дети, они просто хотят быть любимыми и хотят Кришну… Кришна – их друг. Они могут всегда быть счастливыми, им никогда не придется испытывать никаких проблем в жизни, потому что у них всегда будет Кришна, к Которому они могут обратиться. Потому что они знают, что Кришна их друг, это все в чем им нужно быть убежденными. Кришна здесь».
Шрила Прабхупад.
ДЕТИ КАК УЧЕНИКИ
Вы всегда можете слушать, воспевать и пытаться любить Кришну. Вы не можете заставить детей силой любить Кришну, но если вы устроите так, чтобы они всегда слушали, воспевали, ели прасадам, тогда они с самого начала будут знать как предложить что-то Кришне.
Кришна их друг, поэтому им не нужно полагаться на какие-либо другие материальные тела. Это любовь. Если ты действительно о них заботишься, тогда дети действительно становятся как твои ученики. Если ты любишь своих детей, тогда ты действительно чувствуешь ответственность.
Сказано, что мы не должны иметь детей, мы не должны иметь учеников, у нас даже не должно быть друга или жены, до тех пор, пока мы не можем освободить тех, кто находиться под нашей опекой, от колеса рождения и смерти.
Поэтому мы должны думать не только себе. Муж и жена, мать, у них есть естественная привязанность к своим детям, поэтому они должны думать о том, как сделать так, чтобы их дети всегда могли слышать Имена Кришны………
Ссылка: аудиолекция IC 44
РОДИТЕЛИ, СЛУЖАЩИЕ КРИШНЕ
Если вы женаты или имеете детей, то это не значит, что вы не можете служить, некоторые люди могут оставаться холостыми, а некоторые нет. Но они могут служить в любом случае. У Бхактивинода Тхакура было 11 детей. И если Он мог так прекрасно служить Кришне и делать такую чудесную работу, то как кто-то может говорить, что он не может служить Кришне и иметь детей? Катьяни деви даси на Гавайях, у нее трое детей и она делает так много чудесных вещей. Не то, чтобы это не возможно, просто это тяжелее, просто вы должны работать вдвое больше.
Ссылка: аудиолекция 4C 41
БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ РОДИТЕЛИ
До настоящего времени, большинство моих женатых учеников сильно безответственны, поскольку они не знают, зачем они поженились – как только они женятся, их энергия сосредотачивается на выживании. Все внимание мужа сосредотачивается на добывании денег, чтобы сделать гнездо для наседки и цыплят, а женщина, которая до этого занималась разными вещами, оказывается целиком привязанной к служению ребенку.
Итак муж служит жене, жена служит ребенку, что означает, что муж и жена служат ребенку и ребенок, который пришел в этот мир – он не мой ученик, он не заинтересован в служении Кришне.
В любом случае, они проводят все свое время растя ребенка и даже не задумываются о том, как они будут давать ему образование, в результате, они посылают его в общественную школу. Ребенок превращается в маленькое чудовище, слушает панк-музыку и всякое дерьмо, хочет гулять и есть гамбургер – и родители совершенно несчастны. Ужас!
Пока у вас нет общества, где вы можете выращивать детей, до тех пор не имеет смысла заводить детей. Это совершенно безответственно заводить детей и не иметь общества, сосредоточенного вокруг Кришны, где могли бы расти дети. Очень мало моих учеников имеют детей, очень мало из них ведут такую жизнь – папа приходит домой с работы, мама делает прасадам, чтобы предложить Кришне, она говорит – я сейчас буду делать предложение, и они все садятся и делают хорошее предложение и киртан. У вас не только нет общественной поддержки, другими словами, вы заводите детей без общественной поддержки, но и вы сами не учите детей – мужьям даже не нравиться воспевать со своими женами…..
Ссылка: аудиолекция – “Книга распространения” Март 1-е 1988
НАСТОЯЩАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Семейная жизнь, где жена любит мужа не как преданного Кришны, на платформе преданности, а просто как Верховного Наслаждающегося и муж любит жену как тело, как объект для наслаждения и они любят своих детей в качестве продолжения себя, думая, что они мои – это не духовная жизнь.
Это видение должно быть очищено. Их видение должно быть очищено, чтобы они увидели своего ребенка как слугу Кришны, о котором я должен заботиться, так, чтобы мой ребенок мог прийти к любви к Кришне. Позволить мне устроить мою жизнь так, чтобы моя дочь смогла прийти к любви к Кришне. Вы должны любить свою дочь. Вот как вы должны устроить свою жизнь – вокруг любви. Если вы думаете, что она моя, значит это не любовь. То же самое касается отношения жены к мужу. Итак, если вы любите друг друга как слуг Кришны, тогда вы все сможете любить друг друга, поклоняться Кришне, любить Кришну вместе. Такова настоящая семейная жизнь. И такие взаимоотношения вечны. Они не заканчиваются когда этому телу приходит конец, потому что ваши близкие попадут в духовный мир, к Кришне и вы сможете увидеть их там и вы будете вечно любить их. Поэтому проблемы не существует.
Ссылка: аудиолекция IC 52
СТАРШИЕ ДЕТИ
Вопрос: У меня двое сыновей-подростков, одному 15 , другому 13 и они выросли в условиях, когда вокруг них воспевают, в то время как я пришла к воспеванию после того как много страдала в материальном мире, поэтому я смогла ощутить изменение от состояния несчастья к ощущению некоторого счастья от воспевания и взаимоотношений с Вами и Кришной. Но они, видимо, более или менее восстают против этого. Я не знаю, может быть это потому, что они выросли с этим и они просто не ощущают счастья.
Шрила Прабхупад: Они не принимали решения заниматься преданным служением Кришне, но процесс преданного служения, слушания и воспевания и так далее окажет влияние на их жизнь. Но, это не так, что ваши дети выросли в ситуации, где они сразу пришли в жизнь преданного служения. В действительности, ваши дети уже жили как наслаждающиеся и все такое прежде, чем вы начали воспевать, это не так, что они родились в доме, где их просто с самого начала приучили воспевать, обучали их и так далее. Они давно уже научились быть наслаждающимися и где-то в середине их настоящей жизни они начали слышать о воспевании и всем остальном.
И не только это, вы и ваш супруг водили их на кинофильмы, они уезжали к отцу на лето и жили с ним, и были наслаждающимися вместе с ним.
Все что вы можете сделать – это прикладывать усилия и надеяться на лучшее. Что касается конечного результата, то как родитель, вы должны понять, что это не в вашей власти – предрешить его. Вы можете делать только то, что вы можете делать, надеяться и молиться. Вам даже не нужно молиться, потому что по своей природе мать желает блага своим детям и если вы преданная Кришны и Он видит это желание, Он примет его в расчет. Он учтет его.
Это очень трудно жить в западном обществе, где все послание жизни к человеку – это наслаждайся. «Ты – наслаждающийся. Служи себе. Верь в себя». Это очень трудно, но родители должны прикладывать дополнительные усилия, чтобы просветить детей в этом вопросе. Дайте им вкус любви к Кришне, служению Кришне, и воспеванию Имен Кришны и так далее, и надейтесь, что это возобладает в их последующей жизни, даже если они уйдут, позже они вспомнят что-то и смогут начать серьезно заниматься преданным служением.
Даже преданные, которые выросли в семье чистых преданных Кришны с самого рождения, в Индии или еще где либо, иногда на некоторое время они забывают. Когда они становятся старше, они могут начать думать о других вещах в жизни, они забывают о Кришне. Не надолго они могут захотеть пойти поделать что-то, попробовать то и это, но существует значительная вероятность, что они вернуться обратно к тому, что надо сделать Кришну основанием своей жизни.
И дело не только в том, что дети бунтуют. По своей природе человек, когда становиться старше он начинает понимать, что он будет скоро предоставлен сам себе, поэтому он должен постепенно начинать опираться на собственные силы, учиться стоять на своих собственных ногах. А это означает периодически отпихивать маму. Это часть этого.
К тому времени, когда человеку исполняется 13 , 14 лет, если его вырастили должным образом, он должен уже начать думать о том, чтобы найти истинного духовного учителя, он уже должен начать его искать к этому возрасту, если не раньше, в 12, 13 лет. Но к несчастью, у многих людей, которые воспевают, их дети 13, 14, 15, 16, 17 лет, у них никогда не хватает смелости подбодрить или попытаться направить их детей к тому, чтобы серьезно рассмотреть вопрос, о том, чтобы стать учеником истинного гуру.
Это неудачно, вместо этого, они просто, в основном, подбадривают их в их материальной жизни – стать звездой тенниса и т.п., научиться тому, научиться сему.
Итак, родители во многом ответственны за это. Это не означает, что родители должны толкать ребенка в этом направлении, но должно быть общее понимание среди детей в школах, что если у человека нет духовного учителя, то значит он никуда не движется в своей жизни.
Вот в основном, где вы находитесь, вы и ваши дети. И куда они пойдут в своей жизни? Они не могут видеть вас как направляющего в их жизни. Во многих случаях причина в том, что родители не хотят видеть, как их дети уходят от них. Есть два способа потерять своих детей: один – отдать их майе и другой – гуру, но, в любом случае, родители теряют своего ребенка. Поэтому, может быть у многих родителей есть бессознательное желание удерживать детей под своей опекой, пока они не станут старше, потом еще старше и еще старше, но к несчастью, прежде чем они успевают понять это, их дети отдают себя майе или материальному обществу и, в действительности, тому причиной стало их желание удерживать детей под своей опекой как можно дольше.
На самом деле, детей с молодого возраста нужно учить, что однажды, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы мыслить самостоятельно, они должны подумать о поиске истинного гуру, чтобы стать его учеником.
Вопрос: Говоря о том, что вы сказали, что дети, когда они достигают 13, 14 лет, должны начать искать духовного учителя – в случае с дочерьми, которые довольно стеснительны и с которыми есть проблемы дома, не все идет гладко – нужно ли все равно направлять их?
Шрила Прабхупад: Почему нет? Это вопрос знания. Они должны знать об этом с раннего возраста. Этому должны научить их в школе, они должны узнать это от их родителей, когда достигнут определенного возраста. 12-ть или 13-ть лет, в это время они должны принять какое-то решение – собираются они быть слугой Кришны или слугой майи. И если вы хотите быть слугой Кришны, вы должны серьезно подумать о том, чтобы найти истинного гуру и стать его духовным учеником. А иначе, когда они начнут думать: кем я буду? Я не просто говорю о том, чтобы подбодрить их делать что-то, мы говорим о том чтобы дать им знать – «Эй, когда ты достигнешь определенного возраста, ты скоро войдешь в этот возраст, ты будешь становиться все более и более самостоятельным, ты должен начать относиться к жизни более серьезно. Ты берешь будущее в свои руки». По крайней мере, дайте им знать, то у них есть такая возможность, что они могут принять такое решение, а не постепенно, медленно уплывать прочь, в майю.
Вопрос: Я думаю об этом в отношении дочерей. Должны ли они просто оставаться дома до тех пор, пока не выйдут замуж или что-то вроде этой.
Шрила Прабхупад: Все правильно, вы остаетесь дома, вы ученик. Давайте воспевать.
Ссылка: аудиолекция 29.09.85 Гонолулу.
Раздел 2.
СМЕРТЬ РЕБЕНКА
«Ты вечен. Поэтому решение заключается в том, что ты направляешь свою любовь на Кришну. Ты хочешь любить кого-нибудь как совершенного ребенка, тогда сделай Кришну своим ребенком… Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга?»
Шрила Прабхупад
Вы должны понять, что ваш ребенок – это не ваш ребенок. В материальном мире это так. Это как поток, где вы – как две соломинки, которые столкнулись вместе. Они плывут вместе вниз по течению, 4 или 5 соломинок слиплись вместе и плывут, а затем наталкиваются на камень и разлетаются каждая в своем направлении. Такова материальная жизнь. И мы направляем нашу любовь на того, с кем мы соприкасаемся, пока плывем в потоке жизни. Мы плывем и другие люди тоже плывут вместе с нами и иногда мы сходимся вместе и ставимся привязанными друг к другу, но затем мы ударяемся о скалы и разделяемся и плывем разными путями. Случается смерть или что-нибудь еще и другая личность уходит своим путем, а ты идешь своим путем и мы скорбим, потому что мы привязались к этому человеку. Итак, решение проблем жизни означает решении этой проблемы. Короче говоря, если вы решите эту проблему – вы решите проблему жизни. Буддисты говорят, что решение этой проблемы – не привязываться ни к кому и ни к чему никогда, вы избавляетесь от всех этих желаний и прекращаете существование. Вы аннулируете себя – вы умираете. Но, в действительности, душе нужно кого-то любить. Вы нуждаетесь в ком-то, чтобы любить и вы не можете прекратить существование. Вы вечны. Итак, решение заключается в том, что вы направляете свою любовь на Кришну. Если вы хотите любить кого-нибудь, если вы хотите совершенного ребенка, тогда сделайте Кришну своим ребенком. Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга? В этом случае вы следуете по стопам Яшоды и Нанды Махараджи. Они, например, любят Кришну как своего ребенка. И эти взаимоотношения вечны, поскольку они не основываются на временной материальной ситуации. Вы не будете испытывать ту боль, которую вы испытываете сейчас. Та боль, которую вы испытываете сейчас -–ее испытывают все. Прямо здесь, прямо сейчас, в Аукленде умирают чьи-то дети или умирает чья-то мать и дети страдают. Либо ребенок чувствует огромную печаль, потому что уходит мать, либо мать чувствует огромную печаль, потому, что уходит ребенок или муж страдает, потому, что его жена умирает или ребенок страдает, потому, что умирает его собака и так далее. Все страдают. Это общая для всех вещь, поэтому, во времена огромного страдания все ощущают связь друг с другом, потому, что все понимают, что этот человек ощущает. Если люди видят кого-то, чья жена только что умерла, то они чувствуют большую печаль. Они понимают. Они чувствуют сострадание, потому, что у них тоже был подобный опыт, с тем, к кому были привязаны они, кого они любили. Итак, у вас был этот опыт и у всех остальных был такой же мучительный опыт и пока вы не направите свою любовь на Кришну, вы будете переживать это снова и снова, пока вы не поймете, что вы будете счастливы только если направите свою любовь на Кришну. Материальный мир создан, чтобы научить вас этому. Поэтому вы должны пройти через этот опыт. Не позволяйте ему пропасть напрасно. Не забывайте об этом. Не забывайте о страдании, которое вы пережили. Не пытайтесь утешиться словами: «О, может быть мы заведем еще ребенка и будем радоваться ему и забудем об этом. Это просто прошедшее событие. Давай оставим это». Нет, не надо. Переживите, насколько это действительно большое разочарование. Насколько это ужасная для нас ситуация, и кто знает, насколько ужасно и болезненно это было для ребенка. Какая это опасная ситуация для живого существа.
Поэтому вы не должны давать ей пропасть напрасно. Другими словами, если вы хотите сделать так, чтобы жизнь этой личности действительно не была напрасной, чтобы она была успешной, извлеките из этого урок и будьте решительны в любви к Кришне. Мы не должны заводить ребенка, чтобы наслаждаться им, мы должны заводить его, чтобы дать ему возможность освободиться от колеса рождения и смерти, где так сильно страдают от привязанности и последующего разрыва. Но если вы сами не подходящие родители в этом смысле, тогда что хорошего вы можете дать тому, кто находиться под вашей опекой. Как будто, вы пытаетесь играть роль духовного учителя, не освободившись от привязанности к этому миру и не привязавшись к Кришне, и вы хотите учеников, чтобы наслаждаться ими. Это очень греховно. Как сказано в Ведах, нельзя становиться матерью, нельзя становиться отцом, нельзя становиться духовным учителем, нельзя становиться другом, пока вы не можете освободить тех, кто находиться под вашей заботой, от колеса рождения и смерти. Сейчас вы не можете освободить своего ребенка от колеса рождения и смерти, если вы привязаны к нему. Вы сможете освободить его только если ваша любовь и привязанность будет направлена на Кришну. Это будет настоящая забота о вашем ребенке, его счастье, тогда вы помогаете вашему ребенку привязаться к Кришне. Если вы любите Кришну, тогда вы будете ощущать, насколько сильно вы Его любите и поэтому вы будете ощущать, насколько реален Кришна, тогда ваш ребенок тоже будет ощущать, насколько сильно он может направить свою любовь на Кришну. Но, если у вас самих нет достаточной веры в существование Кришны, что вы можете любить Его, что Он примет ваш подарок, поэтому вы можете предлагать его с верой, что Он принимает его, тогда ваш ребенок тоже не сможет этого ощущать. Он не будет обладать такой верой и поэтому не сможет начать любить Кришну. Поэтому, если вы хотите быть родителями, сперва вы должны стать преданными Кришны, иначе все будет бесполезно. Вы пытаетесь быть духовным учителем, прежде чем стали преданным. Сначала вам нужно стать любящим Кришну, и тогда уже вы сможете стать родителем.
Если у вас есть полная вера в Кришну, если ваша любовь направлена на Кришну, тогда, если Кришна дает тебе ребенка или если Кришна дает тебе друга, тогда, как только у тебя появиться этот ребенок или друг, как только у тебя появляется такой ученик, немедленно все твои мысли, вся твоя цель, все побуждение должны быть направлены на то, чтобы дать этому человеку Кришну, поскольку Кришна так чудесен. Но, если вы пусты в внутри, если вы не ощущаете насколько чудесен Кришна, если вы не наполнены благодаря этим отношениям, тогда вы будете пытаться найти убежище в этом ребенке или в вашем ученике и это не поможет этой личности. Вы будете вести эту личность в неправильном направлении и вы будете пытаться привязать эту личность к себе, вместо того, чтобы пытаться привязать ее к Кришне.
Итак, вы должны сделать вашу жизнь совершенной. Сделать ваши жизни совершенными и сделать так, чтобы это событие не прошло напрасно. Вы должны принять его как поворотную точку в своей жизни. Не воспринимайте это просто как одно из проходящих событий в вашей жизни. Нет. Вместо того, чтобы жить как раньше, думая «Мы преданные Кришны» и смотря на жизнь таким образом, вы должны отнестись к этому серьезно. В чем цель жизни? Зачем это все? Почему я так страдаю? Почему эта личность так страдает? Как мне выбраться из этой ситуации? Как только вы станете серьезным и осознаете убогость этого материального мира, тогда вы будете готовы действительно стать преданным Кришны.
Поэтому не тратьте вашу жизнь напрасно. Все растрачивают свою жизнь, но они не знают этого. Они чувствуют это, но они не знают этого. Они бессознательно чувствуют эту боль внутри себя, этот страх, этот ужас смерти. Они бояться этого. Они так бояться, но они не знают этого. Они скрывают это с помощью всей своей бессмысленной болтовни. Они скрывают это с помощью всех своих бессмысленных действий и пустых разговоров. Они скрывают это с помощью блеска и шика в этом мире, они все бояться. Итак, когда вы осознаете, насколько серьезна жизнь, тогда вы воспримете послание Шри Чайтании Махапрабху серьезно.
У вас есть определенное количество лет в этом теле. Почему бы не использовать их, чтобы служить Кришне. Вместо просто одного ребенка, одной личности, почему бы не отдать всю свою жизнь служению Кришне и помощи всем Его детям? Зачем ограничивать себя только одним ребенком и жить в иллюзии совершенной вечной семейной жизни? Вы пытаетесь быть счастливы только в вашей одной маленькой семейной жизни. Это майя. И прямо в середине вашего сна вы получаете удар в лицо. Так устроил Кришна, чтобы научить вас.
Поэтому вы можете думать: «Кришна жесток, Бог жесток. Почему так происходит?» Нет. Кришна любит тебя и в действительности Он хочет научить тебя. Потому, что никто не умирает. В действительности, ваш ребенок не умер. Личность, которую вы считали своим ребенком – это не ребенок. Фактически, сначала тело такое, потом оно становиться таким, потом таким, а затем оно уходит в небытие. Оно - не личность. Там было вечное живое существо, которое вы никогда, в действительности, не знали. Знает ли на самом деле кто-то кого-то в этом мире? Нет. Они просто видят тело и думают, что тело – это я. И тело растет, а затем уходит и они никогда не видят личность. Они просто влюбляются в тело. Они влюбляются в картинку и они сохраняют эту картинку на стенке в виде фотографии, после того, как человек умирает.
Итак, вы думаете, что кто-то умирает. Это из-за майи. Все дело в неправильно направленной любви, неправильно направленной привязанности, а потом эта привязанность уходит. Проблема не в том, что кто-то умирает – никто не умирает. Проблема в том, что вы направили свою любовь на кого-то и этот кто-то ушел. Итак, это – боль любви. Это материальная жизнь, где ваша любовь направляется на материальные объекты, из-за чего происходит страдание. Что случиться, если вы умрете завтра? От чего вы будете страдать тогда? Теперь вы знаете, что вы оба должны умереть, а вы еще не решили эту проблему, не так ли?
Более того, если вы умираете, тогда вы оставляете всех. Другими словами, боль, от которой вы страдаете сейчас, оттого, что одна личность покинула вас, смягчается, различными обстоятельствами, фактом, что у вас еще есть ваш муж, ваш дом, ваш автомобиль, ваши друзья, ваши родители, этот мир, этот день, ваш голос, ваши уши, ваше лицо, на которое вы смотрите в зеркало по утрам, ваши волосы, которые вы можете укладывать, ваши зубы, которые вы можете чистить, у вас все еще есть все эти вещи, к которым вы привязаны. Вы просто потеряли одну, очень маленькую часть.
И теперь, когда вы умираете, вы оставляете всех разом. Поэтому, если вы умножите боль, от которой вы страдаете сейчас, в сотни раз, тогда вы сможете ощутить боль человека, который умирает. Вы чувствуете отблеск смерти, когда кто-то другой умирает. Вы переживаете боль, но эта боль умножается во много раз когда вы уходите сами. Вы не знаете, когда вам нужно будет уйти. Воспевайте Имена Кришны.
То, что вы должны всегда воспевать и слушать – это Его Имена. Вы должны поклоняться Его Форме, предлагать Ему пищу, цветы и благовония. Более того, вы должны заниматься преданным служением в практической жизни, пытаясь помочь дать Кришну другим. И если вы будете делать это, тогда вы будете ощущать жизнь, а если вы не будете делать этого, тогда вы будете ощущать только смерть. Есть одна опасность в этой смерти родственника. Бывает, что кто-то может казаться очень духовным и очень серьезно относящимся к духовной жизни, но если это только из-за смерти родственника, то к этому нельзя относиться серьезно. Майя постепенно придет и возьмет его, покроет его видение и он забудет и снова будет пытаться наслаждаться жизнью.
Итак, находитесь ли вы или нет в такой ситуации? Вот почему я не могу принять вас серьезно. Насколько серьезны вы, насколько серьезно вы будете относиться к своей жизни, начиная с этого момента или это будет для вас проходящая вещь, - это будет видно по тому, куда вы пойдете теперь. Все в материальном мире, когда умирает родственник, задумываются – «Для чего эта жизнь? Кто я? Почему мы здесь? Почему это происходит? Это обычно длиться от одного дня до месяца. Может быть несколько месяцев. Даже отец Прахлад даса был такой, когда мать Прахлад даса умерла. Он, на месяц, два или три, стал заинтересован в духовной жизни.
Итак, вопрос в том, насколько вы действительно это осознаете? Насколько действительно вы собираетесь быть серьезной на этом длинном пути? Мы увидим это, но я надеюсь, что вы выучите этот урок. Я надеюсь, что вы примете сейчас решение, что вы действительно будете продолжать, что вы не забудете это. Вы должны делать все возможное, чтобы помнить эту боль, потому, что Майя хочет покрыть вас и заставить думать: «наслаждайся жизнью, наслаждайся жизнью». Нет, это чушь. «Я наслаждаюсь жизнью, а затем ты снова приходишь и пинаешь меня по лицу. Я устал быть твоим слугой. Теперь я хочу служить Кришне. Боль может приходить и уходить, но я всегда буду помнить, насколько мучительно это переживание».
И теперь вы знаете, насколько сильно страдала личность, которая была в вашей утробе. Почему бы вам не умножить это и не рассмотреть страдание многих миллионов живых существ. И когда вы рассмотрите это, тогда вы действительно почувствуете отблеск мотивов действий чистого возлюбленного Кришны. Духовный учитель, чистый возлюбленный Кришны, этот тот, кто ощущает боль, которую ощущаете вы и также ощущает боль других, точно также как вы ощущали боль, которую переживал ваш ребенок, когда умирал, и чувствует жалость к этим людям. Но в то время как вы видите и чувствуете жалость к этой конкретной личности, преданный Кришны, побуждаемый своей любовью, проникается состраданием к мукам всех живых существ, которые, как он знает, потерялись в этом несчастном материальном мире и страдают подобным образом.
Итак, побуждения преданного Кришны не просто философские, они не философские никоим образом. Они основаны на реальности действительного переживания страданий других. Точно также, как вы ощущаете страдание своего умирающего ребенка, или Прахлад дас, ощущал страдание своей уходящей матери. Итак, что чистый преданный Кришны действительно ощущает переполняющую печаль от страданий других. Поэтому вы должны были бы ощущать переполняющую печаль от страданий вашего ребенка и также всех других живых существ. И когда вы ощутите, что в переполнены ощущением горя от страданий этих людей, тогда у вас появиться желание смягчить эти страдания и дать им Кришну. Теперь вы действительно способны изменить весь мир. Вы способны помочь такому огромному количеству живых существ стать счастливыми и свободными.
Итак, это мое желание, это желание всех ачарий, это желание господа Чайтании, к которому вы должны прийти. Вот цель моих усилий здесь – заставить вас расширить это. Сперва вы должны сделать это сами, поскольку вы страдаете от ваших привязанностей к этому миру. Поэтому любите Кришну и станьте свободными сами. Более того, ваше чувство сострадания и печали от горя вашего ребенка – расширьте его и дойдите до точки, когда вы действительно настолько будете любить других, что будете действительно ощущать эту скорбь за всех. Тогда у вас появиться побуждение дать Кришну людям. Тогда вы действительно станете настоящим учеником.
Это должно стать вашей целью в жизни. Если вы хотите знать, что такое духовное совершенство, то это – духовное совершенство. Когда ты любишь Кришну и когда ты чувствуешь печаль от печали всех живых существ, и когда ты трудишься, чтобы смягчить их печаль, тогда ты выполняешь волю Кришны. Таков преданный Кришны. Любой другой, не соответствующий этому условию – не преданный. Вы можете носить бусы вокруг шеи, но до тех пор, пока вы сами не испытываете любовь к Кришне, пока вы не переживаете печаль из-за горя остальных, до этих пор вы не преданный Кришны. Нет. Вот что означает быть преданным Кришны.
То, насколько близко вы подошли к тому, чтобы быть преданным, чистым преданным Кришны зависит от того, насколько близко вы находитесь к той платформе, которую я только что описал. Итак, вы должны избрать кратчайший путь из этого узлового момента вашей жизни, вы можете выбрать этот путь. Другими словами, с этой точки вы можете действительно стать возлюбленным Кришны. Вместо того, чтобы видеть этот как плохую вещь, случившуюся в вашей жизни, вы должны смотреть на это как на спасение. Это событие действительно спасает вас и страдание этого ребенка действительно дало вам возможность освободиться и, если вы станете преданным Кришны, освободить других, потому, что вы будете способны помочь остальным.
Я хочу сказать, не позвольте боли этого ребенка пропасть напрасно, сделайте так, чтобы она принесла свои плоды. Чтобы страдание этой личности действительно принесло свободу, счастье и освобождение вам и другим, тем кого вы действительно можете научить. Если вы ощущаете, то что я говорю вам, если я убедил вас, тогда вы сможете помочь многим людям, так же, как и себе.
Ссылка: аудиозапись 4C/51
Раздел 3
ШКОЛЫ – ОБРАЗОВАНИЕ
«Поэтому Прахлад говорил им : «Мои дорогие друзья, наша жизнь очень важна, эта человеческая форма жизни очень важна. Мы должны использовать ее, чтобы развить наше понимание Бога и не тратить времени. Время – очень ценно и его очень мало».
Шрила Прабхупад
ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО С КРИШНОЙ
Касательно вашего вопроса о детях, изучающих предметы, некоторые, как вы говорите, не связаны с Кришной – нет, в этом нет ничего плохого - делать что-либо или быть связанным с чем-то, напрямую не сосредоточенным вокруг Кришны. И конечно, это применимо к взрослым, также как и к детям.
По крайней мере, те предметы, которые вы упомянули и которым эти дети могли бы научиться. Я не понимаю, почему этим предметам нельзя учить детей, просто связав их с Кришной. Это кажется мне очень странным. И вы также говорите, что Прахлад дас использует музыку, все великие ачарьи использовали музыку, я сам тоже использую музыку, разве это не связанно с Кришной? Выглядит очень странным то, что вы думаете, что музыку нельзя использовать для Кришны.
Также как и садоводство, кулинарию, даже выращивание пищи можно использовать для Кришны. Вы выращиваете фрукты и овощи и предлагаете их Кришне, приготовив вкусные блюда. Это очевидно, что выращивание пищи должно быть связано с Кришной, иначе зачем оно нужно? Поэзия, шитье, изучение иностранных языков – все эти вещи можно использовать для служения Кришне. Дети могут учиться всем этим вещам, также как и использованию камер, пишущих машинок, магнитофонов и так далее.
Разумеется, что использование любого из этих искусств и машин без связи с Кришной – это Майя. Поэтому смысл в том, что их нужно научить использовать эти вещи так, чтобы, чтобы однажды в будущем, они смогли использовать их для Кришны.
Точно так же как и спорт, вы должны заниматься видами спорта, полезными для вашего здоровья. Нет смысла заниматься спортом, который основывается только на соревновании – гонки на мотоциклах – пример такого совершенно нелепого спорта: он опасен, загрязняет окружающую среду и шумен. Намного лучше этого спортивная ходьба, бег, или даже борьба. Что касается скейтбординга, то это вероятно, даже более опасно, чем мотокросс. Плавание – очень хороший спорт. Теннис – посредственный.
Но, в любом случае, очевидно, что дети должны иметь возможность заниматься различными видами спорта. Я думаю футбол – хороший спорт, хотя и слишком грубый, даже более грубый, чем американский футбол.
В любом случае, вы должны обдумать эти вещи очень серьезно, поскольку сейчас не похоже, что у вас есть ясное понимание того, что означает служение Кришне и как им можно заниматься, даже находясь в материальном мире.
Ссылка: письмо ученику 12.04.79 N.Z.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
Шрила Прабхупад: … Теперь я думаю, что героин очень популярен здесь. Это означает, что общество разочаровано. Что система образования просто производит разочарованных людей. Какая может идти речь о том, чтобы они обладали каким-нибудь знанием?
Вы ходили в школу? И какой результат? Вы принимаете героин. Итак, таков результат их образовательной системы. Они не дают никакой информации о том, как по настоящему стать счастливым. Зачем еще человеку нужно ходить в школу? Цель жизни – быть счастливым, поэтому школьная система должна быть направлена на то, чтобы помочь человеку достичь счастья. Разве это не логично? Иначе зачем ходить в школу?
Предполагается, что школа –это средство для достижения цели. Правильно? А цель – быть счастливым. Предполагается, вы страдаете некоторое время от аскезы ходить в школу, но потом вы становитесь счастливым. Но, вы не только страдаете то время, когда вы находитесь там, вы еще и в конце все равно не счастливы, и у вас не появляется никаких добавочных возможностей стать счастливее, чем вы были до того, как пошли в школу. На самом деле, вы оказались в еще более худшем положении.
Следовательно, в Новой Зеландии, сущес