№ по учеб. темат. плану | № п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | Психологическая о аза речи | Кол-во уроков |
Лексика лексика | Грамматика |
I. | 1. | Речь как средство познания мира. | Раскрыть мысль о том, что речь является средством передачи и усвоения определенных знаний, средством организации и планирования деятельности людей. | Предмет беседы. Мнение. Высказывание. Опровержение. Впечатление. Способ доказательства. | Выбор речевой конструкции в зависимости от цели: Что сказать? Где сказать? Как сказать? | Стимуляция речевой активности. Развитие слухового внимания. Формирование интереса в собственной речи. | |
| 2. | Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. | Выбор вопросов и ответов по теме, по проблеме, по сюжету, по наблюдению, по представлению. | Краткие и развернутые вопросы. | Структура вопросительных предложений, доказательств, определений, понятий. | Развитие воображения через представления. Развитие умения слушать и мобилизироваться для ответа. | |
| 3. | Культура устного и письменного сообщения. | Создание ситуации для вопросно-ответной формы речи (из жизненного опыта учащихся). | Звуки (громкость, темп, отчетливость, выразительность). Буквы (графический образ звука). Слова (содержание высказывания). | Отвечать на вопрос словом, словосочетанием, фразой. Задавать вопрос, серию вопросов с опорой и без опоры. Самостоятельно подбирать вопрос, моделировать ответ. | Формирование внимания друг к другу. Привлечение внимания к форме и содержанию высказывания. | |
II. | 4. | Композиционный план текста. | Раскрытие смыслового содержания текста в связи с запланированной ситуацией. Смысловая связь частей. | Описание предмета по схемам, опорам, рассказывание сюжета по картинке, действию. | Цепная связь (лексический повтор). Местоименная связь, синонимическая замена. Параллельная связь. | Пробуждение желания совершенствовать свою речь. | |
| 5. | Смысловые, выразительные и стилистические возможности грамматических форм слова. | Установление и раскрытие системных отношений грамматических форм. Выбор из ряда вариантов нужной формы для конкретного высказывания. | Речь разговорная (бытовая), деловая (официальная), книжная (литературная). | Стилистические особенности. | Выражение экспрессивно эмоциональных оттенков отношений | |
| 6. | Использование синонимов. | Дифференциация значений слов. Разнообразие средств выражения одного и того же значения. Выражение тончайших оттенков смысла. Выбор удачного варианта из ряда возможных (смысловые оттенки, эмоционально-экспрессивная окраска, стилистическая характеристика). | Формы одной части речи, падежные и предложно-падежные формы существительных, формы слов, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам внутри одной части речи. | Согласование форм подлежащего и сказуемого. Средства разнообразия форм выражения мысли. Выражение сравнения форм творительного падежа существительного и сравнительным оборотом. | Расширение границ восприятия окружающего мира, логическая обобщенная оценка этого восприятия. | |
| 7. | Использование антонимов. | Усвоение различий предметов, признаков, действий. Отбор лексического материала. Адекватное восприятие смысла слов в тексте со всеми контекстуальными оттенками. Особенности употребления слов. | Замена слов в целях уточнения смысла высказывания. Создание образности, выразительности, стилистической целесообразности. | Предложно-падежные формы существительных. | Дифференциация понятий. Толкование значений через сумму представлений. Способность восприятия словесных, образных элементов в составе текста. | |
| 8. | Использование многозначности слов (омонимы). | Выяснение значений слов и сочетаний. Наблюдение за словами в различных контекстах. Уяснение смыслового своеобразия, расширение семантических и выразительных возможностей. | Падежные формы существительных. Формы единственного числа среднего рода кратких прилагательных, формы сравнительной степени прилагательных по отношению к наречиям и словам категории состояния. | Повелительное наклонение. | Установление связей системного характера. Формирование логических обобщений. | |
| 9. | Использование метафор. | Нахождение предметов по существенным признакам. Образные сравнения. Сопоставление предметов по сходным признакам. | Образная, эмоционально-окрашенная лексика. Подбор существительных к прилагательным, прилагательных к существительным. | Согласование существительных с прилагательными. | Развитие образного мышления, восприятие образных средств. | |
III. | 10. | Свободный диктант. | Уточнение содержания прочитанного, раскрытие его идеи, деление на логически законченные части, обучение устному пересказу и письменной записи. | Темы общественного значения, воспитывающие моральные качества. Образно-выразительные средства. | Четкий план текста. | Расширение познавательного опыта. Развитие эстетического вкуса. | |
| 11. | Сжатое изложение. | Говорить коротко и ясно об увиденном, услышанном, прочитанном. | Главное слово. Главные мысли. Сжатый пересказ. | Выписка предложений ответов на поставленные вопросы. | Развитие логического мышления. | |
| 12. | Изложение с грамматическим заданием. | Варьирование конструкций предложений, правильное употребление местоимений, использование синонимов. Выделение главной мысли, главных слов. | 1,2,3 лицо местоимений. Синонимы существительных, прилагательных, глаголов. | Изменение лица, числа и времени глаголов. | Развитие словесно-образного мышления, вербального запоминания. | |
| 13. | Подробное изложение с элементами прямой речи. | Анализ содержания текста, составление плана. Правильное построение предложения. | Опорные слова. Опорные словосочетания. | Вопросно-ответная форма речи. | Развитие логическое мышления. | |
| 14. | Составление рассказа из деформированного текста. | Установление последовательности мыслей и восстановление текста в первоначальном виде. | Составление рассказа по карточкам с предложениями. Перестановка частей рассказа с помощью вопросов, с помощью плана. | Составление плана из главных мыслей, вопросов, заголовков. | Умение работать с коллективом и самостоятельно. Развитие вербальной памяти, зрительного и слухового восприятия. | |
| 15. | Устные и письменные пересказы в форме диалогов. | Связное изложение своих мыслей. Правильное употребление слов, построение предложений, логическая последовательность изложения. Определение границ каждой части рассказа. | Ответы на вопросы по прочитанному тексту словами вопроса, своими словами. | Уяснение главной мысли и идейного содержания. Определение последовательности событий, причинно-следственных связей. | Развитие логической мышления, ассоциативной памяти | |
| 16. | Оформление адреса на конверте. Написание письма, поздравления, телеграммы, денежного перевода. | Приобретение практических навыков посредством экскурсии. Ознакомление со средствами общения. | Сообщение. Просьба. Пожелание. | Обращение. Содержание. Заключение. Подпись. | Развитие возможностей по установлению причинноследственных связей. | |
| 17. | Написание заявления, докладной, объяснительной, договора, прошения, расписки, доверенности. | Назначение деловой бумаги; анализ стандартного образца; составление документа. Изложение просьбы, ходатайства, объяснения | Объяснение понятий: деловые документы. | Составление из деформированного текста, корректировка неправильно составленных документов, переделка одного вида корреспонденции в другой, составление документов по аналогии с литературным материалом, составление документа на заданную тему. | Краткость, точность, ясность, логичность, аккуратность, бережливость | |
| 18. | Написание автобиографии, заметки. | Составление рассказа из фактов своей жизни. Составление рассказа из жизни в школе, о событиях в общественной жизни. Описание отдельного положительного или отрицательного конкретного факта. | Точность, конкретность, лаконичность. Острота, меткость, злободневность проблемы, общественный призыв. | Описательная форма речи. Информационная форма речи. | Развитие логического мышления. Развитие навыков самостоятельного изложения мысли. | |