II. Стимуляция коммуникативной стороны речи.
Вовлечение в коммуникативную деятельность на основе использования всей языковой системы. Организация речевой деятельности на основе речевого опыта и участия в речевой практике; моделирование ситуаций, способствующих порождению речевого высказывания, проведение тематических бесед с включением элементов рассуждения, оценки, доказательности.
III.Систематизация коммуникативной стороны речи.
Использование морфологических и синтаксических закономерностей в
процессе усвоения тематического материала. Продуцирование развернутых высказываний, требующих усложненных синтаксических конструкций
на основе использования отвлеченной лексики, свободного владения морфологическим изменением слов. Обеспечение элементарных слов общения. Участие в диалогической и описательно- повествовательной формах
речи. Написание изложения по готовому или коллективно составленному
плану, сочинение на разные темы с использованием картинок, изучаемого
литературного материала по опорным словам, на основе наблюдений практической деятельности.
Класс
Практическое использование коммуникативной стороны речи.
/64 урока/.
I.. Вопросно-ответная форма речи.
Моделирование речевых ситуаций для диалога, дискуссии.
Речь как средство познания мира.
Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Культура устного и письменного сообщения.
Композиционный план текста. Смысловая связь частей.
Смысловые, выразительные и стилистические возможности грамматического оформления форм слова в предложениях.
II .Ситуативно-контекстная форма речи.
Овладение системным объединением слов, соотносительными языковыми средствами. Формирование навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу. Отбор и взаимоотношения грамматических форм в зависимости от целей и условий высказывания. Особенности использования грамматических форм слова. Усвоение правильных форм слов: падежные формы существительных, личные формы глаголов, падежные формы числительных, особенности сочетаемости категорий и форм слов. Осознание смысловых и выразительных возможностей грамматических форм, их стилистической окраски. Ориентация учащихся на конкретную аудиторию и знание предмета речи. Связные высказывания в форме описаний, повествований, рассуждений, в форме комбинаций этих типов организации речи. Составление тематической группы слов и текста. Стимуляция введения учащихся в речевую ситуацию.
III. Диалого-монологическая форма речи.
Значение падежных форм. Их функционально-синтаксические характеристики. Использование грамматических форм при развернутом изложении мысли в различного рода текстах. Построение синтаксических конструкций, богатство синтаксических средств выражения, точность и коммуникативная обусловленность использования синтаксических средств в речи. Оформление деловых документов. Значение документа, требование к оформлению, знакомство с образцами, заполнение документа с изменением содержания, составление документа по образцу.
Требования к уровню подготовки.
Класс.
Учащиеся должны знать:
произносительно-слуховые нормы (словесное ударение, речевой ритм, мелодическую структуру слов, интонационные характеристики);
правило сохранения звуковой и буквенной оболочки слова для смыслового понимания, как самого слова, так и слова в контексте;
образование и значение частей речи;
возможное разнообразие употребления лексики с помощью синонимов, антонимов, омонимов;
различные языковые формы для выражения содержания.
Учащиеся должны уметь:
отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
определять границы предложения, грамматическую и стилистическую связь слов в предложении;
распространять предложения, усложнять грамматическую конструкцию;
определять тему высказывания;
выделять идею высказывания;
соотносить заглавие и содержание текста;
оформлять устное высказывание в письменной форме; посредством обращения к справочной литературе, опоры на правила построения грамматических конструкций и требования стилей;
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
понимать значение слов для их сознательного выбора в контексте;
употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы в правильной грамматической форме; сочетать слова в словосочетниях, во фразе по смыслу;
владеть конструкцией отдельного предложения;
объединять предложения в группу для распределения взаимозависимых предметных признаков;
грамотно строить высказывание, выделять абзац, использовать зачин и конечную конструкцию для оформления связного синтаксического целого;
соблюдать в нем видовременную соотнесенность;
избирать наиболее целесообразный порядок слов и элементов высказывания.
Класс.
Учащиеся должны знать:
части речи и их смысловые v грамматические функции;
правильный порядок слов в предложении, структуру предложения;
точное употребление слов, использование речевых единиц для межфразовой связи;
параметры синтаксического строя речи (грамматическая правильность, точность, богатство средств выражения соотносительных значений, коммуникативная целесообразность выбора и использования разных синтаксических средств, их взаимодействие в тексте).
средства цепной связи: лексический повтор, местоименная связь, синонимическая замена.
модели лексических единиц: простое, распространенное, сложное предложения и варианты связи в тексте;
интонационную законченность фразы.
Учащиеся должны уметь:
использовать в речи различные грамматические категории;
использовать явления синонимии, антонимии, омонимии;
использовать различные синтаксические конструкции: словосочетания, предложения, тексты в различных речевых ситуациях, характерные для разговорного стиля речи;
корректировать предложения, искать языковые формы для выражения содержания;
участвовать в диалоге: слушать собеседника и задавать вопросы;
составлять рассказ описания, повествования, рассуждения из жизненного опыта на основе наблюдения и анализа увиденного.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
использовать в речи различные грамматические конструкции;
составлять устный и письменный рассказ по готовому образцу, по восприятию (демонстрация действий, описание предмета, картинки, серии сюжетных картинок), по представлению (описание явлений, событий и ощущений);
оформлять устные высказывания в письменной форме по графической схеме, по картинному плану с опорой на фонематический анализ слов и грамматический анализ предложения;
конструировать предложения из слов вопроса, из опорных слов, из деформированного предложения.
Класс.
Учащиеся должны знать:
одним словом могут называться разные предметы, об одном и том же можно сказать разными словами, одно и то же явление можно по-разному описать в зависимости от эмоционального состояния;
предложение может состоять из разного количества слов, но в них заключена одна мысль;
правила оформления предложения, текста: начало и конец рассказа, не повторять одни и те же слова, отделять предложения друг от друга, для связности высказывания использовать специальные слова;
единицы синтаксиса, их компоненты в единстве существенных признаков (значения, формы, функции).
Учащиеся должны уметь:
распределять свое внимание между всеми компонентами письменной речи;
четко формулировать предложения;
разнообразить конструкции;
осуществлять контроль за своим письмом;
пользоваться орфографическим и толковым словарями;
выступать в роли производящего и воспринимающего речь;
правильно воспринимать чужое высказывание (анализировать готовый текст): от содержания текста, значения к выбору формы ее выражения, от слышимой или видимой формы к значению, которое она выражает;
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
выбирать слова из словарного запаса, наиболее точно соответствующие теме;
определять признаки слова (фонетические, морфологические, грамматические, лексические);
строить предложения в соответствие с законами синтаксиса, совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности;
излагать мысли в форме описаний, повествований, рассуждений в письменном и устном виде;
участвовать в диалоге: знать схемы вопросов и ответов, добавлений, возражений.
Класс.
Учащиеся должны знать:
языковые системные объединения слов (синонимические ряды, система значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов, антонимические ряды), контекстуальные объединения слов, организованные по типу языковых; соотносительные языковые средства языка: литературные и нелитературные слова; слова, различающиеся по степени экспрессивности (изобразительности и выразительности); нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные, книжные) слова;
о необходимости устанавливать связь между темой высказывания и типом, стилем речи; между темой и задачей высказывания и наиболее употребительными конструкциями, между темой высказывания и планом изложения мысли.
Учащиеся должны уметь:
формировать и формулировать в предложениях мысль;
использовать различные синтаксические конструкции в различных речевых ситуациях, приближенных к художественному стилю;
синтезировать признаки предмета мысли (речи) при помощи распространенной, осложненной или сложной конструкции;
определять общую тему и выделять микро темы высказывания, группировать предложения по микро темам, устанавливать логику следования частей текста, раскрывающих каждую микро тему, последовательность предложений в каждой части текста;
находить выразительные синтаксические средства соединения предложений в рамках сложного синтаксического целого, выбирать наиболее подходящие способы и средства соединения частей, раскрывающих микро темы.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
приспосабливать используемые языковые средства друг к другу в контексте;
выбирать лексические средства, соответствующие теме высказывания;
правильно отбирать, располагать, связывать синтаксические средства языка в изложении, в сочинении;
использовать повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные предложения;
составлять различные типы текстов: повествовательные, описательные, текст-рассуждение;
составлять деловые документы (заявление, расписка, доверенность, договор);
участвовать в диалоге (спросить, ответить, объяснить, попросить).