III.Части речи. Предложение.

Пояснительная записка

Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий составлена на основе программы Кузьминых Е.Л. «Развитие речи учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» и является продолжением программы для учащихся 1 - 5 классов. Ее возникновение обусловлено тем, что недостатки развития речи у умственно отсталых учащихся старших классов обусловлены, прежде всего, ее синтаксической неразвитостью и недостаточной сформированностью фонетических умений. Умения эти не развиваются автоматически, а требуют специальных методических усилий и определенной технологической основы.

Целью программы являются:

- Обеспечение речевой среды для учащихся (восприятие речи взрослых,
средств массовой информации).

- Обеспечение условий для создания речевых ситуаций, определяющих
мотивацию собственной речи учащихся, развитие познавательного интереса, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечение
речевой практики.

- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизирующих употребление слов, образование
форм, построение конструкций; обеспечение формирования конкретных умений в области развития речи.

- Ведение постоянной, целенаправленной, систематичной работы по развитию речи на разных уровнях (произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и уровни связной речи), связывая ее с уроками грамматики и чтения.

- Создание атмосферы высокой культуры речи.

В программе предусмотрены следующие направления работы:

- над словом,

- над словосочетанием,

- над предложением,

- над связной речью (ситуативной и конкретной).

Все эти четыре линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений и связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения, деловые бумаги -представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графо-орфографические умения.

Для обеспечения точности получаемых сведений и осуществляемых умственных операций работа по ознакомлению с новым материалом опирается на максимальное участие в этом процессе различных анализаторов, на привлечение опыта школьников, на их практическую деятельность, которая может быть самой различной: устные и письменные зарисовки, запись плана, рассказ по картинному плану, рассказ после экскурсии, планирование работы и отчет, составление деловых бумаг. Все творческие работы должны носить обучающий характер и прививать учащимся умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.

Главными «сквозными» теоретическими понятиями являются понятия о лексическом значении слова и синтаксической конструкции предложения. Именно на фоне этого определяется содержание работы в старших классах: объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов, уточнение значений широко употребляемых слов (работа над речевым смыслом слова, над экспрессивными лексическими средствами, работа над общностью и различием значений слов - членов системных языковых и контекстуальных объединений, поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания, поиск выразительных средств для построения высказывания; нормы управления и валентности слов, использование синтаксических конструкций, необходимых для выражения в речи ее богатства, точности и коммуникативной целесообразности.

С этой целью рекомендуется проводить следующие упражнения находить лексические явления синонимии, антонимии и др., системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка, составление словосочетаний, предложений или связного текста. Эти упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтение, пересказ, слушание) и в связи с порождением речи (говорение, письмо). На уроках морфологии внимание необходимо акцентировать на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определенной синтаксической функции в предложении, а при изучении грамматических форм в аспекте развития речи представляется важным внимание к содержательной стороне предложения, к грамматическим значениям словоформ.

Контроль результатов по логопедии в старших классах предполагает проверку умений (интеллектуальных и мануальных) реализовывать предложенную деятельность (написание диктанта, изложения, сочинения, документа, участие в монологе, диалоге). Проверять их следует в тех видах деятельности (или на моделях этой деятельности), которые соответствуют жизненной практике, реальным, жизненным индивидуальным возможностям ребенка, т.к. умения - это знания, включенные в определенную деятельность. Поэтому, необходимо осуществлять контроль на тех формах деятельности, в которых знания будут проявляться в жизни. При невозможности создать эту деятельность, ее нужно моделировать (проблемные ситуационные задачи, деловые игры, адаптивно - целевые тренинги).

Учебно-тематический план

Класс

Групповые занятия по созданию (стимуляции) коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Речь
2. Звуки и буквы
3. Состав слова
4. Части речи. Предложение
5. Связная речь
  Итого:

Класс

Групповые занятия по актуализации коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Речь
2. Состав слова
3. Части речи. Предложение
4. Связная речь
  Итого:

Класс

Групповые занятия по систематизации коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи
2. Стимуляция коммуникативной стороны речи
3. Создание коммуникативной стороны речи
  Итого:

Класс

Групповые занятия по практическому использованию коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Вопросно-ответная форма речи
2. Ситуативно-контекстная форма речи
3. Диалого-монологическая форма речи
  Итого:

Содержание курса

Класс

Стимуляция коммуникативной функции речи. /64 урока/.

I. Речь.

Речь как социальное явление, как средство общения.

Средства языка (словообразование, словоизменение, словосочетание, син­таксические конструкции).

Грамматическое оформление мыслей по теме, по образцу, по представле­нию, по описанию. Создание речевой среды. Разговорный стиль. Стилевые разновидности книжного стиля речи (художественный, научный, офици­ально-деловой).

II. Звуки и буквы.

Произносительные нормы литературного языка.

Звуковая оболочка слова как основа восприятия смысловой стороны речи. Смыслоразличительная функция фонем.

Позиционное изменение фонем (редуцирование гласных в безударном по­ложении, озвончение и оглушение согласных).

Фонетическое слово в единстве со словесным ударением. Ударение для различения звуковых оболочек разных слов и грамматических форм одно­го слова. Интонация внутренней речи для регуляции отбора слов и их син­таксической организации.

III.Состав слова.

Расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств языка. Образование и закрепление речевых форм. Применение в речи различных речевых форм слова на уровне словосочетания, предложе­ния, текста.

IV.Части речи. Предложение.

Значение и образование частей речи (существительных, прилагательных, глаголов). Осмысление грамматических форм и применение их на практи­ке; дифференциация грамматических категорий. Абстрактные понятия предметности, категории одушевленности, синтаксическая функция паде­жей, особенности склонения имен существительных и прилагательных. Смысловая разница между словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Подготовительная работа над синонимами, антонимами, над при­лагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле. Исполь­зование грамматических признаков частей речи для правильного употреб­ления грамматических форм в контексте.

Использование сложных синтаксических конструкций. Поиск языковой формы для выражения содержания. Употребление однородных членов предложения, обособление второстепенных членов, вводных слов.

V. Связная речь.

Диалоги типа «ученик - ученик», «ученик — учитель». Описательно-повествовательная речь: рассказ об увиденном, услышанном, словесное рисование, отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта по опорным словам, по заданной теме, по началу и концу, описание наблюдаемого объекта и явления по плану.

Класс

Актуализация коммуникативной функции речь. /64 урока/.

I. Речь.

Речь как средство познания окружающего мира, планирование действий. Овладение речью через общественно и личностно значимый материал. Усвоение особенностей текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи. Стилистические различия, выразительные воз­можности. Усвоение орфоэпических и интонационных норм литературно­го языка.

II. Состав слова.

Слово и его формы для передачи грамматического значения. Слово и его образование с помощью приставок, суффиксов, путем сложе­ния слов, слиянием сочетания слов в одно слово, путем перехода слова из одной части речи в другую. Словообразование различных частей речи. Из­менение состава слова в зависимости от морфологических признаков. Сравнение слов в данной форме с другими формами. Чередование гласных и согласных в основе слова в связи с образованием грамматических форм. Сопоставление слов по их значениям, составу, употребляемости.

IV. Связная речь.

Описание предметов по коллективно составленному плану. Восстановле­ние деформированных текстов, распространение их. Запись простейших наблюдений за погодой, природой, событием, явлением, действом. Изло­жение по плану, разработанному совместно с учащимися.

Класс

Систематизация коммуникативной стороны речи. /64 урока/.

I. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи.
Развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов,
формирование отвлеченного словесного мышления.

Усвоение смысловых и грамматических отношений. Анализ структуры предложения. Синтаксическое оформление предложений. Овладение спо­собами моделирования предложений.

Класс

Практическое использование коммуникативной стороны речи.

/64 урока/.

I.. Вопросно-ответная форма речи.
Моделирование речевых ситуаций для диалога, дискуссии.
Речь как средство познания мира.

Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Культура устного и письменного сообщения.

Композиционный план текста. Смысловая связь частей.

Смысловые, выразительные и стилистические возможности грамматиче­ского оформления форм слова в предложениях.

Класс.

Учащиеся должны знать:

произносительно-слуховые нормы (словесное ударение, речевой ритм, мелодическую структуру слов, интонационные характеристики);

правило сохранения звуковой и буквенной оболочки слова для смыслового понимания, как самого слова, так и слова в контексте;

образование и значение частей речи;

возможное разнообразие употребления лексики с помощью сино­нимов, антонимов, омонимов;

различные языковые формы для выражения содержания.

Учащиеся должны уметь:

отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

определять границы предложения, грамматическую и стилистическую связь слов в предложении;

распространять предложения, усложнять грамматическую конструкцию;

определять тему высказывания;

выделять идею высказывания;

соотносить заглавие и содержание текста;

оформлять устное высказывание в письменной форме; посредством обращения к справочной литературе, опоры на правила построения грамматических конструкций и требования стилей;

Учащиеся должны уметь до автоматизма:

понимать значение слов для их сознательного выбора в контексте;

употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы в правильной грамматической форме; сочетать слова в словосочет­ниях, во фразе по смыслу;

владеть конструкцией отдельного предложения;

объединять предложения в группу для распределения взаимоза­висимых предметных признаков;

грамотно строить высказывание, выделять абзац, использовать зачин и конечную конструкцию для оформления связного синтакси­ческого целого;

соблюдать в нем видовременную соотнесенность;

избирать наиболее целесообразный порядок слов и элементов высказывания.

Класс.

Учащиеся должны знать:

части речи и их смысловые v грамматические функции;

правильный порядок слов в предложении, структуру предложе­ния;

точное употребление слов, использование речевых единиц для межфразовой связи;

параметры синтаксического строя речи (грамматическая пра­вильность, точность, богатство средств выражения соотносительных значений, коммуникативная целесообразность выбора и использова­ния разных синтаксических средств, их взаимодействие в тексте).

средства цепной связи: лексический повтор, местоименная связь, синонимическая замена.

модели лексических единиц: простое, распространенное, сложное предложения и варианты связи в тексте;

интонационную законченность фразы.

Учащиеся должны уметь:

использовать в речи различные грамматические категории;

использовать явления синонимии, антонимии, омонимии;

использовать различные синтаксические конструкции: словосо­четания, предложения, тексты в различных речевых ситуациях, ха­рактерные для разговорного стиля речи;

корректировать предложения, искать языковые формы для выра­жения содержания;

участвовать в диалоге: слушать собеседника и задавать вопросы;

составлять рассказ описания, повествования, рассуждения из жизненного опыта на основе наблюдения и анализа увиденного.

Учащиеся должны уметь до автоматизма:

использовать в речи различные грамматические конструкции;

составлять устный и письменный рассказ по готовому образцу, по восприятию (демонстрация действий, описание предмета, кар­тинки, серии сюжетных картинок), по представлению (описание яв­лений, событий и ощущений);

оформлять устные высказывания в письменной форме по графи­ческой схеме, по картинному плану с опорой на фонематический анализ слов и грамматический анализ предложения;

конструировать предложения из слов вопроса, из опорных слов, из деформированного предложения.

Класс.

Учащиеся должны знать:

одним словом могут называться разные предметы, об одном и том же можно сказать разными словами, одно и то же явление мож­но по-разному описать в зависимости от эмоционального состояния;

предложение может состоять из разного количества слов, но в них заключена одна мысль;

правила оформления предложения, текста: начало и конец рас­сказа, не повторять одни и те же слова, отделять предложения друг от друга, для связности высказывания использовать специальные слова;

единицы синтаксиса, их компоненты в единстве существенных признаков (значения, формы, функции).

Учащиеся должны уметь:

распределять свое внимание между всеми компонентами пись­менной речи;

четко формулировать предложения;

разнообразить конструкции;

осуществлять контроль за своим письмом;

пользоваться орфографическим и толковым словарями;

выступать в роли производящего и воспринимающего речь;

правильно воспринимать чужое высказывание (анализировать го­товый текст): от содержания текста, значения к выбору формы ее вы­ражения, от слышимой или видимой формы к значению, которое она выражает;

Учащиеся должны уметь до автоматизма:

выбирать слова из словарного запаса, наиболее точно соответствующие теме;

определять признаки слова (фонетические, морфологические, грамматические, лексические);

строить предложения в соответствие с законами синтаксиса, со­вершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразитель­ности;

излагать мысли в форме описаний, повествований, рассуждений в письменном и устном виде;

участвовать в диалоге: знать схемы вопросов и ответов, добавле­ний, возражений.

Класс.

Учащиеся должны знать:

языковые системные объединения слов (синонимические ряды, система значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов, антонимические ряды), контекстуаль­ные объединения слов, организованные по типу языковых; соотносительные языковые средства языка: литературные и нелитературные слова; слова, различающиеся по степени экспрессивности (изобрази­тельности и выразительности); нейтральные и стилистически окра­шенные (разговорные, книжные) слова;

о необходимости устанавливать связь между темой высказывания и типом, стилем речи; между темой и задачей высказывания и наи­более употребительными конструкциями, между темой высказыва­ния и планом изложения мысли.

Учащиеся должны уметь:

формировать и формулировать в предложениях мысль;

использовать различные синтаксические конструкции в различ­ных речевых ситуациях, приближенных к художественному стилю;

синтезировать признаки предмета мысли (речи) при помощи рас­пространенной, осложненной или сложной конструкции;

определять общую тему и выделять микро темы высказывания, группировать предложения по микро темам, устанавливать логику следования частей текста, раскрывающих каждую микро тему, по­следовательность предложений в каждой части текста;

находить выразительные синтаксические средства соединения предложений в рамках сложного синтаксического целого, выбирать наиболее подходящие способы и средства соединения частей, рас­крывающих микро темы.

Учащиеся должны уметь до автоматизма:

приспосабливать используемые языковые средства друг к другу в контексте;

выбирать лексические средства, соответствующие теме высказы­вания;

правильно отбирать, располагать, связывать синтаксические средства языка в изложении, в сочинении;

использовать повествовательные, побудительные (просьба, тре­бование), вопросительные предложения;

составлять различные типы текстов: повествовательные, описа­тельные, текст-рассуждение;

составлять деловые документы (заявление, расписка, доверен­ность, договор);

участвовать в диалоге (спросить, ответить, объяснить, попро­сить).

Пояснительная записка

Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий составлена на основе программы Кузьминых Е.Л. «Развитие речи учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» и является продолжением программы для учащихся 1 - 5 классов. Ее возникновение обусловлено тем, что недостатки развития речи у умственно отсталых учащихся старших классов обусловлены, прежде всего, ее синтаксической неразвитостью и недостаточной сформированностью фонетических умений. Умения эти не развиваются автоматически, а требуют специальных методических усилий и определенной технологической основы.

Целью программы являются:

- Обеспечение речевой среды для учащихся (восприятие речи взрослых,
средств массовой информации).

- Обеспечение условий для создания речевых ситуаций, определяющих
мотивацию собственной речи учащихся, развитие познавательного интереса, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечение
речевой практики.

- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизирующих употребление слов, образование
форм, построение конструкций; обеспечение формирования конкретных умений в области развития речи.

- Ведение постоянной, целенаправленной, систематичной работы по развитию речи на разных уровнях (произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и уровни связной речи), связывая ее с уроками грамматики и чтения.

- Создание атмосферы высокой культуры речи.

В программе предусмотрены следующие направления работы:

- над словом,

- над словосочетанием,

- над предложением,

- над связной речью (ситуативной и конкретной).

Все эти четыре линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений и связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения, деловые бумаги -представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графо-орфографические умения.

Для обеспечения точности получаемых сведений и осуществляемых умственных операций работа по ознакомлению с новым материалом опирается на максимальное участие в этом процессе различных анализаторов, на привлечение опыта школьников, на их практическую деятельность, которая может быть самой различной: устные и письменные зарисовки, запись плана, рассказ по картинному плану, рассказ после экскурсии, планирование работы и отчет, составление деловых бумаг. Все творческие работы должны носить обучающий характер и прививать учащимся умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.

Главными «сквозными» теоретическими понятиями являются понятия о лексическом значении слова и синтаксической конструкции предложения. Именно на фоне этого определяется содержание работы в старших классах: объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов, уточнение значений широко употребляемых слов (работа над речевым смыслом слова, над экспрессивными лексическими средствами, работа над общностью и различием значений слов - членов системных языковых и контекстуальных объединений, поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания, поиск выразительных средств для построения высказывания; нормы управления и валентности слов, использование синтаксических конструкций, необходимых для выражения в речи ее богатства, точности и коммуникативной целесообразности.

С этой целью рекомендуется проводить следующие упражнения находить лексические явления синонимии, антонимии и др., системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка, составление словосочетаний, предложений или связного текста. Эти упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтение, пересказ, слушание) и в связи с порождением речи (говорение, письмо). На уроках морфологии внимание необходимо акцентировать на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определенной синтаксической функции в предложении, а при изучении грамматических форм в аспекте развития речи представляется важным внимание к содержательной стороне предложения, к грамматическим значениям словоформ.

Контроль результатов по логопедии в старших классах предполагает проверку умений (интеллектуальных и мануальных) реализовывать предложенную деятельность (написание диктанта, изложения, сочинения, документа, участие в монологе, диалоге). Проверять их следует в тех видах деятельности (или на моделях этой деятельности), которые соответствуют жизненной практике, реальным, жизненным индивидуальным возможностям ребенка, т.к. умения - это знания, включенные в определенную деятельность. Поэтому, необходимо осуществлять контроль на тех формах деятельности, в которых знания будут проявляться в жизни. При невозможности создать эту деятельность, ее нужно моделировать (проблемные ситуационные задачи, деловые игры, адаптивно - целевые тренинги).

Учебно-тематический план

Класс

Групповые занятия по созданию (стимуляции) коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Речь
2. Звуки и буквы
3. Состав слова
4. Части речи. Предложение
5. Связная речь
  Итого:

Класс

Групповые занятия по актуализации коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Речь
2. Состав слова
3. Части речи. Предложение
4. Связная речь
  Итого:

Класс

Групповые занятия по систематизации коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи
2. Стимуляция коммуникативной стороны речи
3. Создание коммуникативной стороны речи
  Итого:

Класс

Групповые занятия по практическому использованию коммуникативной функции речи

/2 раза в неделю по 40 минут/

№ по программе Наименование темы Кол-во занятий
1. Вопросно-ответная форма речи
2. Ситуативно-контекстная форма речи
3. Диалого-монологическая форма речи
  Итого:

Содержание курса

Класс

Стимуляция коммуникативной функции речи. /64 урока/.

I. Речь.

Речь как социальное явление, как средство общения.

Средства языка (словообразование, словоизменение, словосочетание, син­таксические конструкции).

Грамматическое оформление мыслей по теме, по образцу, по представле­нию, по описанию. Создание речевой среды. Разговорный стиль. Стилевые разновидности книжного стиля речи (художественный, научный, офици­ально-деловой).

II. Звуки и буквы.

Произносительные нормы литературного языка.

Звуковая оболочка слова как основа восприятия смысловой стороны речи. Смыслоразличительная функция фонем.

Позиционное изменение фонем (редуцирование гласных в безударном по­ложении, озвончение и оглушение согласных).

Фонетическое слово в единстве со словесным ударением. Ударение для различения звуковых оболочек разных слов и грамматических форм одно­го слова. Интонация внутренней речи для регуляции отбора слов и их син­таксической организации.

III.Состав слова.

Расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств языка. Образование и закрепление речевых форм. Применение в речи различных речевых форм слова на уровне словосочетания, предложе­ния, текста.

IV.Части речи. Предложение.

Значение и образование частей речи (существительных, прилагательных, глаголов). Осмысление грамматических форм и применение их на практи­ке; дифференциация грамматических категорий. Абстрактные понятия предметности, категории одушевленности, синтаксическая функция паде­жей, особенности склонения имен существительных и прилагательных. Смысловая разница между словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Подготовительная работа над синонимами, антонимами, над при­лагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле. Исполь­зование грамматических признаков частей речи для правильного употреб­ления грамматических форм в контексте.

Использование сложных синтаксических конструкций. Поиск языковой формы для выражения содержания. Употребление однородных членов предложения, обособление второстепенных членов, вводных слов.

V. Связная речь.

Диалоги типа «ученик - ученик», «ученик — учитель». Описательно-повествовательная речь: рассказ об увиденном, услышанном, словесное рисование, отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта по опорным словам, по заданной теме, по началу и концу, описание наблюдаемого объекта и явления по плану.

Класс

Актуализация коммуникативной функции речь. /64 урока/.

I. Речь.

Речь как средство познания окружающего мира, планирование действий. Овладение речью через общественно и личностно значимый материал. Усвоение особенностей текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи. Стилистические различия, выразительные воз­можности. Усвоение орфоэпических и интонационных норм литературно­го языка.

II. Состав слова.

Слово и его формы для передачи грамматического значения. Слово и его образование с помощью приставок, суффиксов, путем сложе­ния слов, слиянием сочетания слов в одно слово, путем перехода слова из одной части речи в другую. Словообразование различных частей речи. Из­менение состава слова в зависимости от морфологических признаков. Сравнение слов в данной форме с другими формами. Чередование гласных и согласных в основе слова в связи с образованием грамматических форм. Сопоставление слов по их значениям, составу, употребляемости.

III.Части речи. Предложение.

Отработка языковых признаков на речевом материале. Соотнесение слов с определенной языковой группой (существительные, глаголы, прилагатель­ные, местоимения). Отражение в речи наблюдаемых признаков и связей, присущих предметам и явлениям окружающего мира, наполнение слов, предложений конкретным содержанием.

Выбор точного слова, образование нужной формы составление словосоче­тания. Выражение мыслей в предложении и передача их в логической по­следовательности. Распространение предложений (закончить нужным сло­вом, составить по вопросам, по опорному слову). Предложения по цели высказывания. Конструирование предложений (с однородными членами, с обращением). Построение сложных предложений из двух простых (с сою­зами и без них), составление сложных предложений по имеющемуся нача­лу или концу, дифференциация простых предложений с однородными чле­нами и сложносочиненных предложений.

IV. Связная речь.

Описание предметов по коллективно составленному плану. Восстановле­ние деформированных текстов, распространение их. Запись простейших наблюдений за погодой, природой, событием, явлением, действом. Изло­жение по плану, разработанному совместно с учащимися.

Класс

Систематизация коммуникативной стороны речи. /64 урока/.

I. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи.
Развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов,
формирование отвлеченного словесного мышления.

Усвоение смысловых и грамматических отношений. Анализ структуры предложения. Синтаксическое оформление предложений. Овладение спо­собами моделирования предложений.

Наши рекомендации