III.Части речи. Предложение.
Пояснительная записка
Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий составлена на основе программы Кузьминых Е.Л. «Развитие речи учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» и является продолжением программы для учащихся 1 - 5 классов. Ее возникновение обусловлено тем, что недостатки развития речи у умственно отсталых учащихся старших классов обусловлены, прежде всего, ее синтаксической неразвитостью и недостаточной сформированностью фонетических умений. Умения эти не развиваются автоматически, а требуют специальных методических усилий и определенной технологической основы.
Целью программы являются:
- Обеспечение речевой среды для учащихся (восприятие речи взрослых,
средств массовой информации).
- Обеспечение условий для создания речевых ситуаций, определяющих
мотивацию собственной речи учащихся, развитие познавательного интереса, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечение
речевой практики.
- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизирующих употребление слов, образование
форм, построение конструкций; обеспечение формирования конкретных умений в области развития речи.
- Ведение постоянной, целенаправленной, систематичной работы по развитию речи на разных уровнях (произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и уровни связной речи), связывая ее с уроками грамматики и чтения.
- Создание атмосферы высокой культуры речи.
В программе предусмотрены следующие направления работы:
- над словом,
- над словосочетанием,
- над предложением,
- над связной речью (ситуативной и конкретной).
Все эти четыре линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений и связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения, деловые бумаги -представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графо-орфографические умения.
Для обеспечения точности получаемых сведений и осуществляемых умственных операций работа по ознакомлению с новым материалом опирается на максимальное участие в этом процессе различных анализаторов, на привлечение опыта школьников, на их практическую деятельность, которая может быть самой различной: устные и письменные зарисовки, запись плана, рассказ по картинному плану, рассказ после экскурсии, планирование работы и отчет, составление деловых бумаг. Все творческие работы должны носить обучающий характер и прививать учащимся умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.
Главными «сквозными» теоретическими понятиями являются понятия о лексическом значении слова и синтаксической конструкции предложения. Именно на фоне этого определяется содержание работы в старших классах: объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов, уточнение значений широко употребляемых слов (работа над речевым смыслом слова, над экспрессивными лексическими средствами, работа над общностью и различием значений слов - членов системных языковых и контекстуальных объединений, поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания, поиск выразительных средств для построения высказывания; нормы управления и валентности слов, использование синтаксических конструкций, необходимых для выражения в речи ее богатства, точности и коммуникативной целесообразности.
С этой целью рекомендуется проводить следующие упражнения находить лексические явления синонимии, антонимии и др., системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка, составление словосочетаний, предложений или связного текста. Эти упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтение, пересказ, слушание) и в связи с порождением речи (говорение, письмо). На уроках морфологии внимание необходимо акцентировать на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определенной синтаксической функции в предложении, а при изучении грамматических форм в аспекте развития речи представляется важным внимание к содержательной стороне предложения, к грамматическим значениям словоформ.
Контроль результатов по логопедии в старших классах предполагает проверку умений (интеллектуальных и мануальных) реализовывать предложенную деятельность (написание диктанта, изложения, сочинения, документа, участие в монологе, диалоге). Проверять их следует в тех видах деятельности (или на моделях этой деятельности), которые соответствуют жизненной практике, реальным, жизненным индивидуальным возможностям ребенка, т.к. умения - это знания, включенные в определенную деятельность. Поэтому, необходимо осуществлять контроль на тех формах деятельности, в которых знания будут проявляться в жизни. При невозможности создать эту деятельность, ее нужно моделировать (проблемные ситуационные задачи, деловые игры, адаптивно - целевые тренинги).
Учебно-тематический план
Класс
Групповые занятия по созданию (стимуляции) коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Речь | |
2. | Звуки и буквы | |
3. | Состав слова | |
4. | Части речи. Предложение | |
5. | Связная речь | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по актуализации коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Речь | |
2. | Состав слова | |
3. | Части речи. Предложение | |
4. | Связная речь | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по систематизации коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи | |
2. | Стимуляция коммуникативной стороны речи | |
3. | Создание коммуникативной стороны речи | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по практическому использованию коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Вопросно-ответная форма речи | |
2. | Ситуативно-контекстная форма речи | |
3. | Диалого-монологическая форма речи | |
Итого: |
Содержание курса
Класс
Стимуляция коммуникативной функции речи. /64 урока/.
I. Речь.
Речь как социальное явление, как средство общения.
Средства языка (словообразование, словоизменение, словосочетание, синтаксические конструкции).
Грамматическое оформление мыслей по теме, по образцу, по представлению, по описанию. Создание речевой среды. Разговорный стиль. Стилевые разновидности книжного стиля речи (художественный, научный, официально-деловой).
II. Звуки и буквы.
Произносительные нормы литературного языка.
Звуковая оболочка слова как основа восприятия смысловой стороны речи. Смыслоразличительная функция фонем.
Позиционное изменение фонем (редуцирование гласных в безударном положении, озвончение и оглушение согласных).
Фонетическое слово в единстве со словесным ударением. Ударение для различения звуковых оболочек разных слов и грамматических форм одного слова. Интонация внутренней речи для регуляции отбора слов и их синтаксической организации.
III.Состав слова.
Расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств языка. Образование и закрепление речевых форм. Применение в речи различных речевых форм слова на уровне словосочетания, предложения, текста.
IV.Части речи. Предложение.
Значение и образование частей речи (существительных, прилагательных, глаголов). Осмысление грамматических форм и применение их на практике; дифференциация грамматических категорий. Абстрактные понятия предметности, категории одушевленности, синтаксическая функция падежей, особенности склонения имен существительных и прилагательных. Смысловая разница между словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Подготовительная работа над синонимами, антонимами, над прилагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле. Использование грамматических признаков частей речи для правильного употребления грамматических форм в контексте.
Использование сложных синтаксических конструкций. Поиск языковой формы для выражения содержания. Употребление однородных членов предложения, обособление второстепенных членов, вводных слов.
V. Связная речь.
Диалоги типа «ученик - ученик», «ученик — учитель». Описательно-повествовательная речь: рассказ об увиденном, услышанном, словесное рисование, отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта по опорным словам, по заданной теме, по началу и концу, описание наблюдаемого объекта и явления по плану.
Класс
Актуализация коммуникативной функции речь. /64 урока/.
I. Речь.
Речь как средство познания окружающего мира, планирование действий. Овладение речью через общественно и личностно значимый материал. Усвоение особенностей текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи. Стилистические различия, выразительные возможности. Усвоение орфоэпических и интонационных норм литературного языка.
II. Состав слова.
Слово и его формы для передачи грамматического значения. Слово и его образование с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов, слиянием сочетания слов в одно слово, путем перехода слова из одной части речи в другую. Словообразование различных частей речи. Изменение состава слова в зависимости от морфологических признаков. Сравнение слов в данной форме с другими формами. Чередование гласных и согласных в основе слова в связи с образованием грамматических форм. Сопоставление слов по их значениям, составу, употребляемости.
IV. Связная речь.
Описание предметов по коллективно составленному плану. Восстановление деформированных текстов, распространение их. Запись простейших наблюдений за погодой, природой, событием, явлением, действом. Изложение по плану, разработанному совместно с учащимися.
Класс
Систематизация коммуникативной стороны речи. /64 урока/.
I. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи.
Развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов,
формирование отвлеченного словесного мышления.
Усвоение смысловых и грамматических отношений. Анализ структуры предложения. Синтаксическое оформление предложений. Овладение способами моделирования предложений.
Класс
Практическое использование коммуникативной стороны речи.
/64 урока/.
I.. Вопросно-ответная форма речи.
Моделирование речевых ситуаций для диалога, дискуссии.
Речь как средство познания мира.
Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Культура устного и письменного сообщения.
Композиционный план текста. Смысловая связь частей.
Смысловые, выразительные и стилистические возможности грамматического оформления форм слова в предложениях.
Класс.
Учащиеся должны знать:
произносительно-слуховые нормы (словесное ударение, речевой ритм, мелодическую структуру слов, интонационные характеристики);
правило сохранения звуковой и буквенной оболочки слова для смыслового понимания, как самого слова, так и слова в контексте;
образование и значение частей речи;
возможное разнообразие употребления лексики с помощью синонимов, антонимов, омонимов;
различные языковые формы для выражения содержания.
Учащиеся должны уметь:
отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
определять границы предложения, грамматическую и стилистическую связь слов в предложении;
распространять предложения, усложнять грамматическую конструкцию;
определять тему высказывания;
выделять идею высказывания;
соотносить заглавие и содержание текста;
оформлять устное высказывание в письменной форме; посредством обращения к справочной литературе, опоры на правила построения грамматических конструкций и требования стилей;
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
понимать значение слов для их сознательного выбора в контексте;
употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы в правильной грамматической форме; сочетать слова в словосочетниях, во фразе по смыслу;
владеть конструкцией отдельного предложения;
объединять предложения в группу для распределения взаимозависимых предметных признаков;
грамотно строить высказывание, выделять абзац, использовать зачин и конечную конструкцию для оформления связного синтаксического целого;
соблюдать в нем видовременную соотнесенность;
избирать наиболее целесообразный порядок слов и элементов высказывания.
Класс.
Учащиеся должны знать:
части речи и их смысловые v грамматические функции;
правильный порядок слов в предложении, структуру предложения;
точное употребление слов, использование речевых единиц для межфразовой связи;
параметры синтаксического строя речи (грамматическая правильность, точность, богатство средств выражения соотносительных значений, коммуникативная целесообразность выбора и использования разных синтаксических средств, их взаимодействие в тексте).
средства цепной связи: лексический повтор, местоименная связь, синонимическая замена.
модели лексических единиц: простое, распространенное, сложное предложения и варианты связи в тексте;
интонационную законченность фразы.
Учащиеся должны уметь:
использовать в речи различные грамматические категории;
использовать явления синонимии, антонимии, омонимии;
использовать различные синтаксические конструкции: словосочетания, предложения, тексты в различных речевых ситуациях, характерные для разговорного стиля речи;
корректировать предложения, искать языковые формы для выражения содержания;
участвовать в диалоге: слушать собеседника и задавать вопросы;
составлять рассказ описания, повествования, рассуждения из жизненного опыта на основе наблюдения и анализа увиденного.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
использовать в речи различные грамматические конструкции;
составлять устный и письменный рассказ по готовому образцу, по восприятию (демонстрация действий, описание предмета, картинки, серии сюжетных картинок), по представлению (описание явлений, событий и ощущений);
оформлять устные высказывания в письменной форме по графической схеме, по картинному плану с опорой на фонематический анализ слов и грамматический анализ предложения;
конструировать предложения из слов вопроса, из опорных слов, из деформированного предложения.
Класс.
Учащиеся должны знать:
одним словом могут называться разные предметы, об одном и том же можно сказать разными словами, одно и то же явление можно по-разному описать в зависимости от эмоционального состояния;
предложение может состоять из разного количества слов, но в них заключена одна мысль;
правила оформления предложения, текста: начало и конец рассказа, не повторять одни и те же слова, отделять предложения друг от друга, для связности высказывания использовать специальные слова;
единицы синтаксиса, их компоненты в единстве существенных признаков (значения, формы, функции).
Учащиеся должны уметь:
распределять свое внимание между всеми компонентами письменной речи;
четко формулировать предложения;
разнообразить конструкции;
осуществлять контроль за своим письмом;
пользоваться орфографическим и толковым словарями;
выступать в роли производящего и воспринимающего речь;
правильно воспринимать чужое высказывание (анализировать готовый текст): от содержания текста, значения к выбору формы ее выражения, от слышимой или видимой формы к значению, которое она выражает;
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
выбирать слова из словарного запаса, наиболее точно соответствующие теме;
определять признаки слова (фонетические, морфологические, грамматические, лексические);
строить предложения в соответствие с законами синтаксиса, совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности;
излагать мысли в форме описаний, повествований, рассуждений в письменном и устном виде;
участвовать в диалоге: знать схемы вопросов и ответов, добавлений, возражений.
Класс.
Учащиеся должны знать:
языковые системные объединения слов (синонимические ряды, система значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов, антонимические ряды), контекстуальные объединения слов, организованные по типу языковых; соотносительные языковые средства языка: литературные и нелитературные слова; слова, различающиеся по степени экспрессивности (изобразительности и выразительности); нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные, книжные) слова;
о необходимости устанавливать связь между темой высказывания и типом, стилем речи; между темой и задачей высказывания и наиболее употребительными конструкциями, между темой высказывания и планом изложения мысли.
Учащиеся должны уметь:
формировать и формулировать в предложениях мысль;
использовать различные синтаксические конструкции в различных речевых ситуациях, приближенных к художественному стилю;
синтезировать признаки предмета мысли (речи) при помощи распространенной, осложненной или сложной конструкции;
определять общую тему и выделять микро темы высказывания, группировать предложения по микро темам, устанавливать логику следования частей текста, раскрывающих каждую микро тему, последовательность предложений в каждой части текста;
находить выразительные синтаксические средства соединения предложений в рамках сложного синтаксического целого, выбирать наиболее подходящие способы и средства соединения частей, раскрывающих микро темы.
Учащиеся должны уметь до автоматизма:
приспосабливать используемые языковые средства друг к другу в контексте;
выбирать лексические средства, соответствующие теме высказывания;
правильно отбирать, располагать, связывать синтаксические средства языка в изложении, в сочинении;
использовать повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные предложения;
составлять различные типы текстов: повествовательные, описательные, текст-рассуждение;
составлять деловые документы (заявление, расписка, доверенность, договор);
участвовать в диалоге (спросить, ответить, объяснить, попросить).
Пояснительная записка
Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий составлена на основе программы Кузьминых Е.Л. «Развитие речи учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» и является продолжением программы для учащихся 1 - 5 классов. Ее возникновение обусловлено тем, что недостатки развития речи у умственно отсталых учащихся старших классов обусловлены, прежде всего, ее синтаксической неразвитостью и недостаточной сформированностью фонетических умений. Умения эти не развиваются автоматически, а требуют специальных методических усилий и определенной технологической основы.
Целью программы являются:
- Обеспечение речевой среды для учащихся (восприятие речи взрослых,
средств массовой информации).
- Обеспечение условий для создания речевых ситуаций, определяющих
мотивацию собственной речи учащихся, развитие познавательного интереса, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечение
речевой практики.
- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизирующих употребление слов, образование
форм, построение конструкций; обеспечение формирования конкретных умений в области развития речи.
- Ведение постоянной, целенаправленной, систематичной работы по развитию речи на разных уровнях (произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом и уровни связной речи), связывая ее с уроками грамматики и чтения.
- Создание атмосферы высокой культуры речи.
В программе предусмотрены следующие направления работы:
- над словом,
- над словосочетанием,
- над предложением,
- над связной речью (ситуативной и конкретной).
Все эти четыре линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений и связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения, деловые бумаги -представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графо-орфографические умения.
Для обеспечения точности получаемых сведений и осуществляемых умственных операций работа по ознакомлению с новым материалом опирается на максимальное участие в этом процессе различных анализаторов, на привлечение опыта школьников, на их практическую деятельность, которая может быть самой различной: устные и письменные зарисовки, запись плана, рассказ по картинному плану, рассказ после экскурсии, планирование работы и отчет, составление деловых бумаг. Все творческие работы должны носить обучающий характер и прививать учащимся умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.
Главными «сквозными» теоретическими понятиями являются понятия о лексическом значении слова и синтаксической конструкции предложения. Именно на фоне этого определяется содержание работы в старших классах: объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов, уточнение значений широко употребляемых слов (работа над речевым смыслом слова, над экспрессивными лексическими средствами, работа над общностью и различием значений слов - членов системных языковых и контекстуальных объединений, поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания, поиск выразительных средств для построения высказывания; нормы управления и валентности слов, использование синтаксических конструкций, необходимых для выражения в речи ее богатства, точности и коммуникативной целесообразности.
С этой целью рекомендуется проводить следующие упражнения находить лексические явления синонимии, антонимии и др., системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка, составление словосочетаний, предложений или связного текста. Эти упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтение, пересказ, слушание) и в связи с порождением речи (говорение, письмо). На уроках морфологии внимание необходимо акцентировать на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определенной синтаксической функции в предложении, а при изучении грамматических форм в аспекте развития речи представляется важным внимание к содержательной стороне предложения, к грамматическим значениям словоформ.
Контроль результатов по логопедии в старших классах предполагает проверку умений (интеллектуальных и мануальных) реализовывать предложенную деятельность (написание диктанта, изложения, сочинения, документа, участие в монологе, диалоге). Проверять их следует в тех видах деятельности (или на моделях этой деятельности), которые соответствуют жизненной практике, реальным, жизненным индивидуальным возможностям ребенка, т.к. умения - это знания, включенные в определенную деятельность. Поэтому, необходимо осуществлять контроль на тех формах деятельности, в которых знания будут проявляться в жизни. При невозможности создать эту деятельность, ее нужно моделировать (проблемные ситуационные задачи, деловые игры, адаптивно - целевые тренинги).
Учебно-тематический план
Класс
Групповые занятия по созданию (стимуляции) коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Речь | |
2. | Звуки и буквы | |
3. | Состав слова | |
4. | Части речи. Предложение | |
5. | Связная речь | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по актуализации коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Речь | |
2. | Состав слова | |
3. | Части речи. Предложение | |
4. | Связная речь | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по систематизации коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи | |
2. | Стимуляция коммуникативной стороны речи | |
3. | Создание коммуникативной стороны речи | |
Итого: |
Класс
Групповые занятия по практическому использованию коммуникативной функции речи
/2 раза в неделю по 40 минут/
№ по программе | Наименование темы | Кол-во занятий |
1. | Вопросно-ответная форма речи | |
2. | Ситуативно-контекстная форма речи | |
3. | Диалого-монологическая форма речи | |
Итого: |
Содержание курса
Класс
Стимуляция коммуникативной функции речи. /64 урока/.
I. Речь.
Речь как социальное явление, как средство общения.
Средства языка (словообразование, словоизменение, словосочетание, синтаксические конструкции).
Грамматическое оформление мыслей по теме, по образцу, по представлению, по описанию. Создание речевой среды. Разговорный стиль. Стилевые разновидности книжного стиля речи (художественный, научный, официально-деловой).
II. Звуки и буквы.
Произносительные нормы литературного языка.
Звуковая оболочка слова как основа восприятия смысловой стороны речи. Смыслоразличительная функция фонем.
Позиционное изменение фонем (редуцирование гласных в безударном положении, озвончение и оглушение согласных).
Фонетическое слово в единстве со словесным ударением. Ударение для различения звуковых оболочек разных слов и грамматических форм одного слова. Интонация внутренней речи для регуляции отбора слов и их синтаксической организации.
III.Состав слова.
Расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств языка. Образование и закрепление речевых форм. Применение в речи различных речевых форм слова на уровне словосочетания, предложения, текста.
IV.Части речи. Предложение.
Значение и образование частей речи (существительных, прилагательных, глаголов). Осмысление грамматических форм и применение их на практике; дифференциация грамматических категорий. Абстрактные понятия предметности, категории одушевленности, синтаксическая функция падежей, особенности склонения имен существительных и прилагательных. Смысловая разница между словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Подготовительная работа над синонимами, антонимами, над прилагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле. Использование грамматических признаков частей речи для правильного употребления грамматических форм в контексте.
Использование сложных синтаксических конструкций. Поиск языковой формы для выражения содержания. Употребление однородных членов предложения, обособление второстепенных членов, вводных слов.
V. Связная речь.
Диалоги типа «ученик - ученик», «ученик — учитель». Описательно-повествовательная речь: рассказ об увиденном, услышанном, словесное рисование, отзыв о прочитанной книге, составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта по опорным словам, по заданной теме, по началу и концу, описание наблюдаемого объекта и явления по плану.
Класс
Актуализация коммуникативной функции речь. /64 урока/.
I. Речь.
Речь как средство познания окружающего мира, планирование действий. Овладение речью через общественно и личностно значимый материал. Усвоение особенностей текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи. Стилистические различия, выразительные возможности. Усвоение орфоэпических и интонационных норм литературного языка.
II. Состав слова.
Слово и его формы для передачи грамматического значения. Слово и его образование с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов, слиянием сочетания слов в одно слово, путем перехода слова из одной части речи в другую. Словообразование различных частей речи. Изменение состава слова в зависимости от морфологических признаков. Сравнение слов в данной форме с другими формами. Чередование гласных и согласных в основе слова в связи с образованием грамматических форм. Сопоставление слов по их значениям, составу, употребляемости.
III.Части речи. Предложение.
Отработка языковых признаков на речевом материале. Соотнесение слов с определенной языковой группой (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения). Отражение в речи наблюдаемых признаков и связей, присущих предметам и явлениям окружающего мира, наполнение слов, предложений конкретным содержанием.
Выбор точного слова, образование нужной формы составление словосочетания. Выражение мыслей в предложении и передача их в логической последовательности. Распространение предложений (закончить нужным словом, составить по вопросам, по опорному слову). Предложения по цели высказывания. Конструирование предложений (с однородными членами, с обращением). Построение сложных предложений из двух простых (с союзами и без них), составление сложных предложений по имеющемуся началу или концу, дифференциация простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
IV. Связная речь.
Описание предметов по коллективно составленному плану. Восстановление деформированных текстов, распространение их. Запись простейших наблюдений за погодой, природой, событием, явлением, действом. Изложение по плану, разработанному совместно с учащимися.
Класс
Систематизация коммуникативной стороны речи. /64 урока/.
I. Подготовка к созданию коммуникативной стороны речи.
Развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов,
формирование отвлеченного словесного мышления.
Усвоение смысловых и грамматических отношений. Анализ структуры предложения. Синтаксическое оформление предложений. Овладение способами моделирования предложений.