Работа с текстом параграфа 25.

– Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер.

– Опишите интерьер нашего кабинета.

– Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана? (Учащиеся приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям.)

– Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения.

Упражнение 120.

– Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя при описании помещения?

– Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера (богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.)

– Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты?

– Спишите текст (комментированное письмо).

Упражнение 121.

– Прочитайте текст.

– Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте. (На первом, так как виден свет листьев.)

– Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.)

– Как изменилась комната от света осенних листьев?

– Озаглавьте текст.

– Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками, подчеркните орфограммы.

Самостоятельная работа.

– Опишите интерьер своей комнаты.

Итог урока.

– Что такое интерьер?

– Перечислите элементы интерьера.

– Как интерьер может характеризовать хозяина помещения?

Домашнее задание:выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения.

Тема: Основные способы образования слов в русском языке.

Цель:ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, научить определять способ образования слова, вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

Оборудование:компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Показ презентации.

3. Лаборатория словообразования.

Инсценировка

Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). ... или больше?

Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.

(Все уходят.)

Исследовательская работа.

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две С?

– Как вы понимаете значение этого слова?

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.

Упражнения 128, 129.

Лингвистическая разминка.

– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?

– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.

– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.

Итог урока.

Наши рекомендации