Форма, употребляемая оккультистом и мистиком
Тема нашего сегодняшнего письма вас заинтересует, - мы разберем форму, употребляемую оккультистом и мистиком.
Сначала полезно тщательно разграничить оба типа. Начну с утверждения факта. Мистик не обязательно оккультист, но оккультист включает в себя мистика. Мистицизм это всего лишь шаг по пути оккультизма. В нашей солнечной системе - системе любви в действии - путь наименьшего сопротивления для большинства это путь мистика или путь любви и преданности. В следующей солнечной системе путем наименьшего сопротивления будет тот, под которым мы сейчас понимаем оккультный путь. Мистический путь будет пройден. В чем же заключается разница между обоими типами людей?
Мистик имеет дело с развивающейся жизнью, оккультист имеет дело с формой.
Мистик имеет дело с Богом внутри, оккультист - с Богом во внешнем проявлении.
Мистик работает от центра к периферии, оккультист - наоборот. Мистик восходит благодаря устремленности и сильнейшей преданности внутреннему Богу или тому Учителю, Которого он признает; оккультист достигает благодаря осознанию закона в действии, благодаря проведению закона, который связывает материю и оформляет ее сообразно нуждам внутренней жизни. Так оккультист добирается до тех Познающих Существ, Которые работают с законом, и, наконец, до Самогó фундаментального Познания.
Мистик работает на Лучах Любви, Гармонии и Преданности или на путях второго, четвертого и шестого лучей. Оккультист работает на Лучах Могущества, Активности и Церемониального Закона или на первом, третьем и седьмом. Оба ряда соединяются и сливаются благодаря развитию ума или в пятом Луче Конкретного Знания (фрагменте космического познания), и на пятом луче мистик превращается в оккультиста и работает уже со всеми лучами.
Отыскивая царство Божие внутри себя и изучая законы собственного бытия, мистик становится знатоком законов, управляющих вселенной, властью которой он является. Оккультист признает царство Божие в природе или системе и считает себя малой частью этого большого целого, следовательно, подвластным тем же законам.
Мистик, как правило, работает под надзором отдела Мирового Учителя или Христа, оккультистом же чаще руководит отдел Ману или Управителя, но когда оба приходят через четыре малых луча в отдел Владыки Цивилизации, это может означать завершение их развития, и мистик становится оккультистом, а оккультист включает в себя черты мистика. Поясним для большего понимания: после посвящения мистик превращается в оккультиста, поскольку становится исследователем оккультного закона; ему приходится работать с материей, манипулируя ею и используя ее, он обязан овладеть всеми низшими формами проявления, взять их под контроль и усвоить правила, по которым работают дэвы-строители. Мистический путь перед посвящением может быть выражен термином Путь Испытания. Прежде чем оккультист сможет мудро манипулировать материей солнечной системы, он должен овладеть законами, управляющими микрокосмом, и, хотя он естественно стоит на оккультном пути, ему еще предстоит найти Бога внутри собственного существа, прежде чем он сможет рискнуть встать на путь оккультного закона.
Мистик старается выйти с эмоционального плана на интуитивный, а оттуда к Монаде или Духу. Оккультист с физического плана выходит на ментальный, а оттуда к атме или Духу. Один работает по линии любви, другой - по линии воли. Мистику не удается добиться цели своего бытия - проявления любви в действии, - пока он не скоординирует целое через посредство воли-познания. Поэтому ему приходится стать оккультистом.
Оккультист аналогично терпит неудачу и становится лишь эгоистическим выразителем могущества, действующего через познание, пока для него не проясняется нацеленность этой воли и знания благодаря той живительной любви, которая и дает ему достаточный мотив для всего, что он предпринимает.
Я пытался обозначить разницу между обеими группами, так как велико значение этот предмета при исследовании медитации. Формы, употребляемые обеими, очень разные и для ясновидца исключительно интересные.
Мистическая форма
Выражение "мистическая форма" - почти парадоксальное, так как мистик - предоставленный самому себе - полностью устраняет форму. Он концентрируется на Боге внутри, размышляя об этом внутреннем центре сознания; он стремится соединить этот центр с другими центрами, такими как его Учитель или какой-нибудь святой, или даже с Самим верховным Логосом, и восходить по линии жизни, не обращая никакого внимания не окружающие оболочки. Он идет путем огня. "Бог наш есть огонь поядающий" - это для него констатация факта и осознанной истины. Он поднимается от огня к огню, последовательно открываясь внутреннему Огню, пока не соприкасается с огнем вселенной. Единственная форма, которую мистик, можно сказать, использует, это огненная лестница или огненный крест, посредством которого он возносит свое сознание в нужное место. Он концентрируется скорее на абстракциях, на атрибутах, чем на аспектах, на жизненной, а не на конкретной стороне. Он устремляется, он горит, он гармонизирует, он любит, он работает, будучи преданным. Он медитирует, пытаясь полностью устранить конкретный ум, и жаждет перепрыгнуть с плана эмоций на план интуиции.
Он обладает своими типичными недостатками: он мечтательный визионер, непрактичный, эмоциональный, у него нет того качества ума, которое мы называем различением. Он интуитивен, любит мучиться и приносить себя в жертву. Прежде чем он придет к достижению и сможет принять посвящение, ему придется сделать три действия:
Первое: при помощи медитации привести в порядок всю свою природу, научиться выстраивать формы и тем самым узнавать их ценность.
Второе: научиться воспринимать конкретное, четко выявлять места, занимаемые в схеме вещей различными оболочками, через которые приходится проявляться столь любимой им жизни. Он обязан работать со своим ментальным телом, подвести его к кладовой фактов, прежде чем он сможет пройти намного дальше.
Третье: познавая микрокосм, свою малую систему духа-материи, уяснить двойное значение макрокосма.
Раньше он просто знал огонь, который горит; теперь он обязан понять и работать через огонь, который строит, который плавит и развивает форму. Ему придется благодаря медитации освоить тройственное применение Огня. Последняя фраза имеет очень большое значение, и я хочу это подчеркнуть.
10 августа 1920
Оккультная форма
Два дня назад мы изучили метод, благодаря которому мистик достигает единства, и очень кратко обрисовали путь, следуя которому он пытается прийти к своей конечной цели. Сегодня мы столь же кратко разберем стезю оккультиста, его медитацию в отличие от таковой мистика, потом покажем, что обе должны соединиться и их индивидуальные элементы - слиться в одно целое.
Линия формы это для оккультиста линия наименьшего сопротивления, и здесь возникает одно соображение. Поскольку мы признаем этот факт, мы можем с уверенностью ожидать в настоящее время быстрого развития оккультного знания и появления нескольких истинных оккультистов. С приходом седьмого луча, Луча Формы или Ритуала, нахождение оккультного пути и усвоение оккультной знания очень сильно облегчаются. Оккультиста поначалу больше интересует форма, через которую проявляется Божество, чем Само Божество, и именно в этом сначала заключается фундаментальное различие между обоими типами. Мистик в процессе поиска "Я" уничтожает или пытается трансцендировать ум. Оккультист благодаря своему познавательному интересу к формам, вуалирующим "Я", и используя принцип ума на обоих его уровнях, достигает того же. Он распознает вуалирующие оболочки. Он посвящает себя изучению законов, управляющих проявленной солнечной системой. Он концентрируется на объективном и в свои ранние годы может иногда пренебрегать ценностью субъективного. В конечном итоге он приходит к центральной жизни, уничтожая - благодаря сознательному знанию и контролю - оболочку за оболочкой. Он медитирует над формой до тех пор, пока форма не теряется из виду и создатель формы не выявляется как все во всем.
Ему, как и мистику, необходимо сделать три действия:
1. Он обязан усвоить закон и применять этот закон к себе. Жесткая самодисциплина - вот его метод, и это правильно, так как опасности, угрожающие оккультисту, не чета таковым мистика. Гордость, эгоизм, владение законом из любопытства или жажды власти должны быть выжжены из него, прежде чем ему могут быть доверены тайны Пути.
2. В медитации он обязан - через выстроенную форму - концентрироваться на внутренней жизни. Он обязан искать тот внутренний горящий огонь, что насыщает все формы, заслоняющие божественную жизнь.
3. В ходе научном изучения макрокосма, "царства Божьего снаружи", он должен добиться того, чтобы обнаружить это царство также и внутри.
Стало быть, именно здесь точка слияния мистика и оккультиста. Здесь оба пути соединяются. Выше в письме я упоминал о том, что ясновидящему интересно отмечать различия в формах, выстраиваемых мистиком и оккультистом в медитации. Опишем некоторые из них, хотя до тех пор, пока вы не обретете подобное видение, мои слова могут остаться для вас пустым звуком.
Оккультные и мистические формы, видимые ясновидящим.
Медитирующий мистик выстраивает перед собой и вокруг себя неопределенную, зачаточную, туманную фигуру, причем так, что сам он является центром такой формы. Согласно тенденции его ума, ядром формы может быть какой-нибудь его любимый символ, такой как крест, алтарь или даже представляемый им образ одного из Великих. Форма окутана клубами преданности и пульсирует цветными потоками, олицетворяющими устремленность, любовь и пылкую страсть. Эти потоки необычайно чистых и ярких цветов воспаряют вверх и поднимаются на большую высоту. Способностью человека устремляться и любить определяются плотность и красота восходящих клубов; устойчивостью его темперамента определяется четкость того внутреннего символа или образа, вокруг которого циркулируют цветные потоки.
Формы, выстраиваемые человеком с оккультным складом мышления, который больше руководствуется умом, имеют геометрический вид. Их контуры четкие, почти неизменные. Построение форм осуществляется в медитации более тщательно и кропотливо. Человек (если я вправе так выразиться) с гордостью манипулирует материалом, идущим на строительство форм. В первую очередь в ход идет материя ментального плана, а - хотя клубы эмоциональной материи могут дополнять целое - материя эмоционального плана имеет второстепенное значение. Цвета могут быть столь же яркими, но они определенным образом распределены, и форма четко выступает, а не размывается в восходящих струях эмоциональных цветов, как мистическая.
Позднее, когда человек в обоих случаях достигает более завершенного развития и сочетает в себе и оккультиста, и мистика, выстраиваемые формы воплощают оба качества и являют собой образования редкостной красоты.
Этого хватит на сегодня, но мне хочется обозначить для вас идеи, которые должны быть рассмотрены в дальнейшем. Мы обсудим употребление форм для достижения специальных результатов, и, хотя в мои намерения не входит описать или очертить подобные формы, я хотел бы их классифицировать, чтобы позднее, когда Учитель появится среди людей, он находил бы понимание учащихся повсеместно.
1. Формы, употребляемые для работы над тремя телами.
2. Формы на некоторых лучах.
3. Формы, употребляемые при целительстве.
4. Мантрамы.
5. Формы, употребляемые в трех Отделах:
а. Отделе Ману.
б. Отделе Мирового Учителя или Христа.
в. Отделе Владыки Цивилизации.
6. Формы для призыва элементалов.
7. Формы для контакта с дэвами.
8. Специальные формы, связанные с Огнем.
11 августа 1920
...Периоды физической слабости полезны только по той причине, что они показывают абсолютную необходимость для работника выстроить сильное тело, прежде чем он сможет многое совершить, и обладать хорошим здоровьем, прежде чем ученик сможет продвигаться по Пути. Мы не можем разрешить тем, кого обучаем, делать некоторые вещи, или давать им определенную информацию, пока их физические проводники не в порядке и пока помехи из-за плохого здоровья и болезненности не будут практически сведены к нулю и карма случайного недомогания почти полностью устранена из личностной жизни. Национальная или групповая карма периодически обусловливает ученика и в какой-то мере расстраивает планы, но она неизбежна и редко может быть преодолена.