Умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник
Коноваленко
Подг.гр. ФФН
Занятие № 1
ТЕМА: «Звук и буква У».
Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного.
3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в
именительном и винительном падежах единственного числа).
4. Знакомство с буквой У.
Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, утёнок,
Умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник,
антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, демонстрационная
карточка с буквой У, тетради карандаши, разрезные азбуки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика и гимнастика рук.
3. Знакомство с темой – выделение на слух звука [У] из слов: улица, умный, Уля.
4. Длительное произнесение звука [У]:
а) логопедом;
б) детьми (хором, индивидуально);
в) тихим и громким голосом;
г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зеркалах), за
воздушной струёй, голосом;
д) характеристика звука [У]: поётся – гласный.
5. Выделение звука [У] на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу иуа, уиа…;
б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август,(паук, курица, кот, петух,
гамак, туфли, тапки)… .
6. Выделение ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох, их, эх, ум,
ам, он, Аня, Оля, Уля… .
Физкультурная минутка.
8. Выделение звука [У] на слух и в произношении по предметным картинкам на
панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук [У].
9. Припоминание ранее рассмотренных картинок на звук [У].
10. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание её в
разрезной азбуке, обведение контура, печатание буквы на доске и в тетрадях.
11. Припоминание раннее рассмотренных картинок на У.
12. Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом
предложений с обязательным использованием ранее предъявленных картинок
на У:
В реке плавает ( утёнок).
На берегу громко крякает (утка).
У ребёнка болит (ухо).
Мама включила электрический (утюг).
На листке сидит (улитка).
В лесу живёт огромный (удав).
Мама чистит (умывальник).
Итог занятия.
- Учили звук и букву У.
- Звук [У]– гласный.
Домашнее задание:
1. Игра «Что изменилось?» - упражнение с четырьмя картинками.
2. Игра «Назови первый звук» - выделение первого ударного гласного в слове.
3. Игра с мячом «Назови первый звук»(ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный,
Аня, улица).
4. Печатание на асфальте буквы У.
Подг.гр ФФН
Занятие № 2
Тема: « Звук и буква А».
Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного (повторение).
3. Анализ звукового ряда из двух гласных.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление
существительных в косвенных падежах единственного числа).
6. Знакомство с буквой А.
Оборудование: предметные картинки (автомат, альбом, антенна, бинт, бант,
Утюг,айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли,
тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением
буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У.
4. Знакомство с темой – выделение звука [А] из слов: август, аист, адрес, автор,
Аннушка.
5. Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук
произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).
Вывод: звук [А]– гласный.
6. Выделение звука [А] на слух ( с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа…;
б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…;
в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, ( туфли , тапки,
бант, бинт, бунт, книжный)… .
7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу
звуков», «Отгадай и назови звуки»:
Ау уа аи иа
Иу уи ао оа
8. Выделение звука [А] в произношении в словах по предметным картинкам:
А) хоровое проговаривание;
Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»;
В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:
«Чего не стало?» - 6 картинок;
«Что изменилось?» - 4 картинки.
9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного
числа – игра «Закончи предложение» ( по предметным картинкам на А, но без
опоры на наглядность):
На крышу поставили телевизионную … .
Солдаты стреляют из … .
Дети рисуют красками в … .
Мама варит варенье из … .
Дети гуляют по садовой … .
10. Физкультурная минутка ( пальчиковая гимнастика).
11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание
буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и
в тетрадях.
Итог.
- Какой звук изучали?
- Какой это звук?
- Почему он гласный?
- Какой ещё знаете гласный звук?
Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо, .втомат, .тка,
.нтенна, .льбом, .тюг, .мывальник, .дав, .мник, .така, .атомобиль, .литка.
Домашнее задание:
1. Игра « Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа).
Подг.гр ФФН
Занятие № 3
Тема: «Звуки [А] , [У]».
Цель: 1. Чёткое произнесение и сопоставление звуков [А], [У].
2. Выделение ударных и безударных звуков [А], [У] в начале слова.
3. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков.
4. Анализ звукового ряда из трёх гласных.
5. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в
соотнесении с количественными числительными один, одна, одно.
Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утёнок, утка,
альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник),тетради, карандаши,
магнитная азбука (демонстрационная), разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент ( припоминание и называние картинок на [А], [У]).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Отгадывание по артикуляционной позе звуков [А], [У].
4. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков [А, У].
5. Различение на слух звуков [А] – [У]:
а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а … (один ряд – команда хлопает на звук [А],
другой ряд – на [У]);
б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук …;
в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист, авиация,
уксус, узор, азбука, ужин, утро… .
6. Различение звуков [А] – [У] в произношении:
а) проговаривание слов по предметным картинкам;
б) отбор картинок на звук [У];
в) отбор картинок на звук [А].
(Дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на
запоминание.)
7. Физкультурная минутка.
8. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных:
Ауу уау аау
Ууа ауа уаа
9. Анализ звукового ряда из трёх гласных (см. № 7):
а) назови первый звук;
б) назови последний звук;
в) сосчитай звуки.
10. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками – «Выложи буквы».
11. Игра «Телефон» - вспомни и назови свою картинку. Упражнение в различении и
употреблении рода имён существительных.
12. Итог занятия:
- Какие звуки мы сегодня вспоминали?
- Какие это звуки?
- Почему они гласные?
Домашнее задание:
1. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных.
2. Игра «Эхо» - называние первого звука ([А],[У]) в словах.
3. Игра «Сосчитай и назови звуки» (три гласных).
Игра «Отгадай картинку».
5. Игра в мяч – припоминание картинок и называние их с количественными
числительными один, одна, одно.
Подг.гр ФФН
Зангятие № 4
Тема: «Звук и буква И».
Цель: 1.Чёткое произнесение звука.
2. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов
из трёх гласных.
3. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа
существительных с окончаниями –и, -а.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Знакомство с буквой И.
Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт,
Ход занятия.
1. Организационный момент ( припоминание картинок на [У],[А]).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение изученных гласных [А], [У].
4. Знакомство с темой – выделение на слух звука [И] из слов: игры, иволга,
Ивушка, Иглы, Инна.
5. Произнесение звука [И] (логопедом, детьми), наблюдение за положением
артикуляционных органов, звучанием, характеристика звука: поётся – гласный.
6. Выделение на слух звука [И]:
а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои…;
б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…;
в) из слов: ириска, апрель, избушка,инженер, абрикос, ананас,испугаться,
уголок, удивляться...;
г) из имён: Анна, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья… .
7. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: ауи, аиу, уиа, уаи,иуа, иау (определение
первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества
звуков, воспроизведение звуковых рядов).
Физкультминутка.
9.Выделение звука [И] в произношении:
а) проговаривание картинок;
б) отбор картинок на звук [И];
в) игры на развитие внимания и памяти с этими картинками:
«Что изменилось», «Отгадай указанную картинку».
г)договаривание предложений словом ива (по картинке) в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую … .
Всё лето они ухаживали за … .
Весной распустились зелёные листочки на … .
Дети весело играют под зелёной … .
Они поставили скамейку под своей … .
Вместе с воспитателями они посадили цветы около … .
10. Упражнение в употреблении по образцу именительного падежа множественного
числа существительных – игра «Эхо»:
дыня – дыни мак - паук -
Муха - петух - дом -
Нога - улитка - лебедь -
Конь - утка - индюк -
Книга - утюг - линейка -
Окно - утёнок - калитка -
11.Знакомство с буквой И:
- рассматривание буквы,
- отыскивание её среди других,
- обведение контура, печатание.
12. Итог занятия:
- произнесение звука [И]
- характеристика;
- припоминание картинок на И.
Домашнее задание:
1. Игра на внимание « Что изменилось?»
2. Игра «Сосчитай и назови звуки» (оуи, аиу, иуа, иау, уои, уои, уиа)
3. Воспроизведение звуковых рядов (см № 2)
4. Печатание на асфальте звука [И].
Подг.гр ФФН
Занятие № 5
Тема: «Звуки [П] [П’]. Буква П».
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [П] –[П’] – [Б]
2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез
обратных слогов ап, уп, ип.
3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по
образцу – согласование глаголов настоящего времени с существительными
в числе.
4. Знакомство с буквой П.
5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание
обратных слогов.
Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,
Ход занятия.
1. Оргмомент ( называние индивидуальных меток по цвету).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение и характеристика изученных гласных.
4. Знакомство со звуками [П], [П’]:
а) выделение повторяющегося звука [П]: сноп, глуп, хлоп, панама…;
произнесение его логопедом, детьми;
характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный,
активно участвуют губы – губной;
б) выделение звука [П’]: сыпь, петь, накипь, Петя, пять…;
в)попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.
Вывод: [П] – твёрдый – ап, уп, ип;
[П’] – мягкий – апь, упь, ипь;
5. Различение [П]-[П’] на слух ( выделение П):
а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь,ипь…;
б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо,
пароход…;
в)Игра «Наоборот»:
Пы-пы-пы - топ-топ-топ-
6. Дифференциация в произношении по картинкам:
а) проговаривание названий картинок на панно;
б)отбор картинок на звук [П], игра с ними на развитие внимания и памяти
«Назови указанную картинку».
в)отбор картинок на звук[П’] –игра на внимание и память «Запомни,
повтори, положи» (3-4 картинки).
Физкультминутка.
8.Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:
а)выделение первого гласного;
б)выделение последнего гласного;
в) полный анализ слога;
г)синтез обратного слога.
9.Воспроизведение слоговых рядов:
ап-оп-уп ап-оп-уп-ип
Ап-уп-оп оп-уп-ип-ап
оп-уп-ап уп-ип-ап-оп
10.Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на
которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу:
Поля поёт. Петя поёт. – Дети поют.
Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с
существительными.
11.Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение
контура, печатание их.
12. Итог занятия:
- Какие звуки изучали?
- Какие они?
- Вспомни картинки.
- Игра «Отгадай последний звук»:сто., хло. ,глу., пото., су., то. .
Подг.гр ФФН
Занятие № 6
Тема: «Звук и буква Т».
Цель: 1.Чёткое произнесение звука.
2.Дифференциация на слух Т-Д-К.
3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п…).
4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит.Воспроизведение
слоговых рядов.
5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью вопросов,
объединение их в рассказ.
6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именительном и
винительном падежах и существительных.
7. Знакомство с буквой Т, печатание.
Оборудование:предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит,
Ход занятия.
1. Организационный момент (припоминание картинок на [П]-[ П’]).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление.
4. Знакомство со звуком [Т]:
а) выделение на слух из слов:торт, корт, гимнаст, хвост,мост, трамвай,
тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка…;
б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за артикуляцией и
звучанием, характеристика: согласный, зубной.
5. Дифференциация Т-Д-К на слух:
а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т… ;
б) в словах: том, дом, коп, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как, так, папа,
туфли, мост, сноп, кулак, хвост…;
в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картинки, дети отбирают и
проговаривают картинки на Т.
6. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными картинками (
припоминание рассмотренных ранее картинок на Т – «Отгадай указанную
картинку»- 6 картинок на панно перевёрнуты).
7. Звуковой анализ обратных слогов:
ап уп ип оп
Ат от ит от
Назови последний звук. Какой он?
Назови первый звук. Какой он?
Сколько всего звуков в слоге?
8. Воспроизведение слоговых рядов:
Ат-от-ут-ит
От-ут-ит-ат
Ут-ит-ат-от
Ит-ат-от-ут
Фзкультминутка.
10. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение контура,
печатание.
11. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа),
преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, ат с
последующим печатанием трёх из них.
12. Составление рассказа по сюжетной картинке:
а) рассматривание картинки;
б) называние или отбор имён на Т: Аня, Маша, Толя, Оля, Лена, Поля, Аля,
Эдик, Коля, Толя, Павлик;
в) отыскивание и называние предметов на звук [Т];
г) составление предложений с помощью вопросов:
Что это?Кто это? Что делает Толя? Коля?
Что он(а) лепит? Что у Толи? Томы?
д) объединение предложений в рассказ:
Вот комната. Это Толя. Это Тома. Тома лепит утку. У Томы утка.
Подг.гр ФФН
Занятие № 7
Тема: «Звуки [П] – [Т]».
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков.
2. Выделение последнего глухого согласного в слове.
3. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных
прилагательных с суффиксом –ин-.
4. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной
азбукой, чтение и печатание.
5.Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5 и
существительных.
Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,
Ход занятия.
1. Оргмомент (припоминание картинок на П Т).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Повторение звуков [П], [Т]: произнесение, сопоставление, характеристика.
4. Воспроизведение слоговых рядов:
ап-ат ап-ат-ап
Ат-ап ат-ап-ап
Ап-ап-ат ат-ат-ап
Ап-ат-ат ап-ат-ап
(то же с гласными У, И);
Па-та па-та-та
Та-па па-па-та
та-па-па па-та-па
Та-та-па та-па-та
5.Звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов:
а)анализ слогов: ап, ат, ит, ип, уп, ут;
б) преобразование: ап-ат-ип-ит-ип-уп-ут;
в) синтез (договаривание): а + п (т) = ап (т)
у + т (п) = ут (п)
и + п (т) = ип (т)
6. Упражнениея с разрезной азбукой: составление, преобразование, чтение обратных
слогов (см. 5 б).
7. Физкультминутка со скороговоркой: От топота копыт пыль по полю летит.
(С ускорением проговаривания и движений).
8. Различение на слух и в произношении в словах звуков [П ]– [Т]:
а) выделение слов на [П], затем на [Т] из скороговорки;
б) игра «Две рейки» с картинками на [П] и [Т]на столах у детей);
в) отбор картинок на [П], затем на [Т] в конце слова.
9. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-:
а) по предметным картинкам на панно по данному образцу:
У Коли петух. – Это Колин петух.
У Томы утка. – Это Томина утка.
б) подбор словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными
к сюжетной картине «Семья».
Петин автомобиль, папино пальто, Танины кубики, Петинакофта.
10. Закрепление согласования количественных числительных 1,2,5 и существительных
– договаривание предложений:
Рано утром поёт 1 … петух.
Рано утром поют 2 … петуха.
Рано утром поют 5 … петухов.
Мама покупает 1 … батон. (2…, 5…).
Поля поливает 1 …пион(2, 5)
Под крыльцом мяукают 2 … кота(5).
Тоня завязывает 1… бант (2, 5).
В озере плавает 1… утка, 1… утёнок.(5, 5)
На огороде выросла 1… тыква(2, 5).
В саду зеленеет 1 … липа (2, 5).
Тома надевает 1 … кофту(2, 5).
11. Итог занятия:
-Какие звуки сравнивали?Сопоставление их.
-Игра «Закончи слово»: ко., лиф., око., сто., бан., бин., хло., сно.,вин.,
Подг.гр ФФН
Занятие № 8
Тема: «Звуки [К] – [К’]. Буква К».
Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков.
2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые.
3. Воспроизведение слоговых рядов.
4. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.
5. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа
Существительных.
6. Знакомство с буквой К, печатание, упражнения с разрезной азбукой.
Оборудование: предметные картинки (конь, кот, коньки, книга, паук, танк, индюк,
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Повторение ранее изученных гласных и согласных, сопоставление
4. Знакомство со звуками [К] [К’]:
а) выделение на слух из слов:
кролик, палка, башмак –[ К];
кит, кефир, пакет – [К’];
б) произнесение попеременно[ К] – [К’] логопедом, детьми (хором, индивидуально);
в) характеристика звуков: оба согласные (не поются), один твёрдый – [К], другой
мягкий – [К’]
5. Различение [К] – [К’]:
а) в слогах: ка, кя ,ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак …;
б) в словах: кот, кит, корка, кошка, киска, кило, кубик, кирпич, корабль …;
в) Игра «Наоборот»:
Ка – кя ак – акь
ко - ок –
ку - ук –
Кы - ык -
г) по картинкам на панно:
-проговаривание названий всех картинок;
- отбор картинок на [К’], затем на [К]( остаются картинки на Г,Х,Т,П).
6. Определение последнего согласного в слове – игра « 1-2-3».
7. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: ак, ок, ук, ик;
Преобразование слогов: ак – ка, ок-ко, ук-ку, ик-ки.
8. Воспроизведение слоговых рядов:
Ак-ок-ук-ик ка-ко-ку-ки
Ок-ук-ик-ак ко-ку-ки-ка
Ук-ик-ак-ок ку-ки-ка-ко
Ик-ак-ок-ук ки-ка-ко-ку
Физкультминутка.
10. Знакомство с буквой К: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.
11. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа обратных слогов,
чтение, преобразование в прямые, анализ, чтение:
ак-ка ук-ку ик-ки
печатание 6 слогов : ак-ка ук-ку ик-ки.
12. Составление рассказа по сюжетной картине «Котята»:
а) подбор имён на К:
Таня, Тома, Валя, Катя, Поля, Петя, Коля, Толя, Дима, Саня;
б) беседа:
Сколько котят у тёти Кати?
Любить котёнка.
13. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа
существительных:
а) припоминание названий рассмотренных ранее картинок на [К] – [К’];
б) составление предложений по образцу по индивидуальным картинкам (по памяти):
У меня нет коня.
Подг.гр ФФН
Занятие № 9
Тема: «Звуки [П] – [Т] – [К]».
Цель: 1. Чёткое произнесение и различение звуков.
2. Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.
3. Звуковой анализ прямого слова.
4. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, ку под диктовку по следам
анализа.
5. Практическое употребление предлогов.
Оборудование: предметные картинки ( пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,
Ход занятия.
Организационный момент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание звуков [П], [Т], [К] по артикуляционной позе.
4. Произнесение сопоставление, характеристика звуков [П],[ Т], [К],
5. Выделение звуков [П], [Т], [К] в начале слова – игра «Эхо»:
плита - П кот – К
Паук –П попугай – П
Конфета – К топать – К
Танк – Т тапок – Т
Калитка – К кухня – К
Тахта – Т кубики – К и т.д.
6. Различение звуков [П]-[Т]-[К] в произношении по предметным картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) игра на развитие внимания «Что изменилось?»;
в) отбор картинок вначале на [П], затем на [Т], на [К] (дети уносят картинки на столы,
переворачивают после установки на запоминание).
7. Воспроизведение слоговых рядов:
Па-та-ка па-ка-та
Та-ка-па та-па-ка
Ка-па-та ка-та-па
(То же с гласными О, У, Ы).
Физкультминутка.
9. Звуковой анализ прямых слогов:
Па та ку
Пу ту ку
складывание их из букв магнитной и разрезной азбуки.
10. Печатание прямых слогов.
11. Игра «Потерялись маленькие слова» договаривание предлога на или под:
Кот спит … диване. Паук сидит … стене.
Кот сидит … диваном. Толя едет … коне.
Кофейник стоит … столе. Курица ходит … тополем.
Туфли стоят … диваном. Катя стоит … тополем.
Книга лежит … столе. Попугай сидит … ветке тополя.
12. Закрепление употребления предлогов на, под – составление предложений с этими
предлогами по индивидуальным картинкам и опорному слову диван.
13. Итог занятия:
- игра «Запомни и назови» (3-4 слова на изучаемые звуки);
- игра «Бегите ко мне» (припоминание слов на [П], [Т], [К]);
- игра «Закончи слово» (со., су., ко., ма., то., ба., като., бан., бин., вино., лиф.,
Биле., сно., бале., вени.).
Подг.гр ФФН
Занятие № 10.
Тема: « Звук и буква О»
Цель: 1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение звука [О] (под ударением после согласного).
3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.).
4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа
множественного числа существительных – составление предложений по
предметным картинкам со словом много по данному образцу.
5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной азбукой.
Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, каток, окна,
Ход занятия.
1. Оргмомент ( припоминание картинок на А, У, И,).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение,
сопоставление.
4. Знакомство с темой по результатам игры «Четвёртый лишний»:
а) кот, заяц, медведь, лиса
Корова, коза, собака, окунь
Ка - ко пу - по
Тэ - то ти – то
б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком [О]:
По-то-ко по-ко-то
То-по-ко то-ко-по
Ко-по-то ко-то-по
в) выделение звука [О] после согласного по ударением в словах по картинкам – игра
«1, 2, 3»
- отыскивание картинок на [О] в начале слова, в конце слова;
- рассматривание оставшихся картинок.
Вывод: звук [О] в середине слолва ( после согласного).
8. Физкультминутка.
9. Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.
10. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анализа, преобразование и
чтение слогов:
Ок - ко оп - по от - то
11. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа существительных
( единственное и множественное число), составление по индивидуальным картинкам
предложений со словами много, нет по образцу:
а) подбор имён на звук [О]:
Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя;
б) Игра «Много – нет»:
У Толи много лимонов. УТомы нет лимонов (лимона).
Итог занятия.
- Произнесение и характеристика звука [О].
- рассматривание картины «Каток».
- придумывание слов со звуком [О] к этой картине: Коля, Толя, Тома, Тоня, каток,
Подг.гр ФФН
Занятие № 11
Тема: «Звуки [Й] – [Л’]».
Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков.
2. Закрепление представлений о мягкости согласных.
3. Упражнение в различении существительных мужского, женского и
среднего рода, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с
существительными.
4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем времени (без 2-го
лица единственного числа).
5. Приставочные глаголы – составление предложений по сюжетным
картинкам.
6. Образование относительных прилагательных от названий деревьев: липа,
клён, тополь, калина и т.п.
Оборудование: предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа,
Ход занятия.
1. Оргмомент (припоминание картинок на [К] – [К’]).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика гимнастика.
3. Выделение звука [Л’] из слов: линейка, клей, лилия, сталь.
4. Произнесение и характеристика звука [Л’] : согласный, плавный, мягкий.
5. Выделение звука [Л’] на слух, произношение, дифференциация [Л’] – [Й]:
а) ля, я, ли, аль, ай, й, лю, Юль, ю, ле, ель, е…;
б) ёлка, яблоко, ёж, лёд,юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…;
в) по картинкам на панно:
- проговаривание, отбор картинок на [Л’];
- составление словосочетаний с притяжательными местоимениями моё, мой, моя
(по данному образцу: Это мой лев).
6. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: аль, Оль, уль, иль.
7. Воспроизведение слоговых рядов:
аль-оль-уль-иль
Ля – лё – лю – ли и т.д.
8. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола лить:
а) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов:
Лена поливает тюльпаны.
Коля поливаеттюльпаны.
Оля наливаетводу в лейку.
Толя наливает воду в лейку.
Люда выливаетводу из лейки.
Лёня выливаетводу из лейки.
б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во
множественное:
Лена и Коля поливают тюльпаны.
Оля и Толя налив