Развитие общей моторики. «Плотник».

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает, Рамы и полы. Топором, рубанком, Выстругивает планки. Сделал подоконники Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) Дети парами, пилят пилой.   Руками рисуют квадрат.   Изображают работу топо- ром, а затем рубанком. Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Развитие мелкой моторики. «Грабли».

Листья падают в саду, Я их граблями смету. (В. Цвынтарный)   Ладони на себя, пальчи- ки переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.  

Массаж лица. Выполнение действий по тексту.

Утром с мылом лобик моем,
Глазки моем, щечки моем,
Подбородок умываем,
Шейку тоже умываем.

Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

—для челюсти: движение челюстью вправо—влево;

—для губ: улыбка (удержать под счет до десяти);

—для языка: самомассаж языка;

—для мышц мягкого неба: позевывание, покашливание.

Работа по развитию дыхания и голоса.

— «Свисток». Исходное положение: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох носом, выдыхать в воду
через трубочку со звуком «у-у-у-у» (3 раза).
— Голосовые упражнения. Работа над высотой голоса (произнесение сочетаний гласных и согласных): ага-ага-ага, ага-ага-ага.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы.

Сегодня мы будем учиться различать два звука — Г и Гь.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков Г, Гь хором и индивидуально. Сравнительная характеристика звуков.

Звук Г — согласный, твердый, звонкий, заднеязычный (корень языка участвует в образовании звука).

Звук Гь — согласный, мягкий, звонкий, заднеязычный.

Развитие фонематического слуха.

На звук Г поднимаем синий флажок, на звук Гь —
зеленый.

Связь звуков и букв.

Отыскивание буквы Г в разрезных азбуках (без демонстрации образца).

Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Подбор слогов к схемам:

с к - (га) з к - (ги)

—Проговаривание названий демонстрируемых картинок с определением места звуков Г, Гь в словах. Деление слов на слоги. Игра
«Посели слово» («дом», «дворец», «избушка»).
Выделение ударного слога.

—Составление предложений со словами грабли, гитара. Деление их на слова. Запись графи- ческой схемы. По схеме: назвать первое слово,
второе и т.д.

—Звонко, громко повтори! Чистоговорки.

Га — зеленые луга.
Гу — гуси на лугу.
Ги — ты домой беги.

IV.Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Мы лопатки взяли,
Грядки мы вскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.

V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Дети рассматривают картинки, на которых изображены различные инструменты. Логопед объясняет, что каждый инструмент нужен людям разных
профессий для работы.

Землекоп работает лопатой.

Дворник работает метлой.

Плотник — пилой, молотком.

Лесоруб — топором.

Маляр — валиком.
Повар — ножом.
Строитель — мастерком.
Портной — иглой.
Рабочий — ключом.
Парикмахер — ножницами.

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Угадайте, о каком звуке я говорю? (Дается характеристика звуков Г, Гь.)

VII.Домашнее задание.

К занятию 34 (альбом 2, с. 20—21).

Занятие 35. Тема: Звуки Г — К

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Г, К в сравнительном плане;

— формировать предикативный словарь;
коррекционно-развивающие:

—учить детей дифференцировать звуки Г, К в слогах, словах, предложениях и тексте;

—развивать координацию речи с движениями;

—развивать дыхание и голос;

—развивать мимические мышцы;

—расширять и уточнять словарь;
коррекционно-воспитательная:

—развивать у детей наблюдательность.

Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, К, дидактическое пособие к игре «Пирамида», разрезные
азбуки, наборы для составления схем, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, кому что нужно: топор — лесорубу и т.д. (см. занятие 34).

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыханияи голоса.

Общее расслабление (см. занятие 34).

Развитие общей моторики (см. занятие 34).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 34).

Массаж лица (см. занятие 34).

Развитие мимических мышц (см. занятие 34).

Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 34).

Наши рекомендации