Имя прилагательное. Уроки 100-126
Урок 100. Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе*(с. 4–7)
Педагогические задачи:
1) Способствовать формированию у обучающихся знаниевой основы, представления об имени прилагательном как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет, какую роль играет в предложении), функционировании в тексте (обоснованность употребления, уместность, стилистическая оправданность), осуществлению обучающимися поиска необходимой информации и моделированию учебного материала.
2) Способствовать развитию навыков саморегуляции при планировании собственной деятельности, формулировки целей, осуществления оценки собственных достигнутых результатов, анализа существенных/несущественных признаков изучаемого, умений слушать себя, других; вступать в диалог с учителем, со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
3) Способствовать осознанию ценностно-смысловых установок (Родина, патриотизм, «Я – патриот»), формированию системно-ценностных отношений учащихся к себе, одноклассникам; понимания, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Результаты изучения темы:
Предметные:имеют представления об имени прилагательном как части речи.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: осуществляют поиск необходимой информации и моделируют учебный материал;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; формулируют цели; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:повторительно-обобщающий.
Образовательные ресурсы: учебник, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, оценочный лист.
Технологическая карта урока
Вид деятельности, этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Лейтмотив. Лингвистический эксперимент | Чтение вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Демонстрация зрительного ряда к первой строфе: дуб, цепь, кот. – Можем ли мы представить предмет без описания при помощи прилагательных? – Что представить легче: предмет с описанием при помощи прилагательных или без описания? Предлагает подобрать эпитеты к словам: дуб – …; цепь – …; кот – … – А теперь вернемся к поэме Пушкина. Почему дуб цепь, кот – Сделайте вывод о роли и выборе прилагательных поэтом и о самом поэте – мастере слова | Выразительно читают вступление к поэме совместно с учителем. Рассматривают зрительный ряд. Высказывают свои предположения • Зеленый, старый, корявый, огромный … • Серебряная, железная, кованая, небольшая … • Огромный, маленький, несчастный, облезлый, пушистый, ученый … Зеленый – цветовая жизнеутверждающая гамма цветов. Златая – (помета) высокое, устаревшее слово с полногласием в корне, придающая торжественность. Ученый – сказочная основа: кот умный, почти человек. – Каждое прилагательное в поэтическом тексте имеет свою роль и характеризует существительное. Мы понимаем, на какой признак хотел указать автор, чтобы донести свои мысли |
II. Постановка учебной задачи | – О какой части речи пойдет речь на уроке? – Какие знания по русскому языку помогут дать характеристику этой части речи? Что мы должны вспомнить? | – Об имени прилагательном. Что такое прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет (пост., непост.); роль в предложении (признак предмета – отличать один предмет от другого, уточняет, конкретизирует сведения о предмете). |
– А вспоминать будем с помощью плана. Как представим учебный материал? – Сколько блоков в плане? | I. Что обозначает? II. Морфологические признаки (пост., непост.). III. Роль в предложении | |
III. Работа по теме урока. 1. Групповая работа. Моделирование учебного материала | I. Прил., признак предмета, какой?, чей? II. Относительные (из чего?), притяжательные (чье?); ст. ср., крат. – полн., прил. + сущ., р., п., III. | Проговаривают план |
2. Выполнение заданий | I гр. Самостоятельно выполняют упражнения (с. 4–7). II гр. Работают с карточками. III гр. Выполняют морфологический разбор одного прилагательного. Осуществляют самооценивание, взаимооценивание | |
3. Лингвистический эксперимент «Как прилагательные работают в тексте» Выборочный диктант | – Проведем лингвистический эксперимент на материале стихотворения Н. И. Авраменко, учителя русского языка и литературы лицея № 2 г. Михайловска. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите словосочетания прилагательное + существительное. – Можно ли по словосочетанию понять смысл стихотворения, определить главную мысль? – О чем оно? – Что хотел сказать автор? – Как работают прилагательные в тексте? | Выписывают словосочетания, помечая главное слово. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку (оценивание). Словосочетания построены по типу подчинительной связи согласование Выписывают словосочетания. – О Родине и ее месте в жизни каждого человека. – Надо любить и беречь нашу многострадальную Родину. – Они помогают глубже проникнуть в замысел писателя |
4. Лингвистический эксперимент | – Назовите прилагательное, которое выписали без существительного и оно не является определением (групповая работа). Осуществляют обобщение: – Мы говорим о Родине. Назовите синонимы к этому слову, подберите к каждому из слов подходящие по смыслу прилагательные. – Родина. – Отечество. – Отчизна. Формулируют вывод | – Прекраснее – сказуемое (прилагательное в сравнительной степени). – Любимая, великая, прекрасная, единственная, необозримая, святая, могучая, сильная, настоящая, свободная, малая. – Родное, прекрасное, могучее, сильное, свободное, святое. – Родная, свободная, могучая, сильная, святая, прекрасная. Не все прилагательные одинаково подходят к синонимическим понятиям |
5. Лексическая работа | – Любите ли вы собирать пазлы? Какое слово зашифровано? 1) Приставка в слове паводок. 2) Первые три буквы в слове триптих. 3) Суффикс в слове красота. – Напишите словарную статью к слову патриот. – Сравните со словарной статьей из толкового словаря С. И. Ожегова | – Патриот. – Патриот – человек, который любит свою Родину. – Понятие патриот намного шире, чем мы представляли |
6. Мини-проект «Я – автор» | – Образуйте прилагательное от слова «патриот». «Я – патриот России». «Моя малая родина…». «Я живу на …» | – Патриотический |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке (см. Ресурсный материал) | Отвечают на вопросы. Осуществляют оценку деятельности |
Ресурсный материал
Стихотворение
Над моею страной вновь туманы густые
И едва пробивается солнечный свет.
Дорогая моя, золотая Россия,
Без тебя ни любви мне, ни радости нет.
И не раз и не два с нами мерились силой,
Эхо тяжких боев доносилось с полей.
Дорогая моя, золотая Россия,
Ты молилась за верных своих сыновей.
Мне заморских краев непонятная сила.
Знаю я, что прекраснее Родины нет.
На бескрайних просторах меня ты взрастила,
Ты навеки зажгла в моем сердце свой свет.
Пусть уносятся прочь все невзгоды лихие,
Все мы дети твои, и сомненья в том нет.
Мы тебя сбережем, наше солнце – Россия,
Над тобою зажжем яркой радости свет.
Н. И. Авраменко
Оценочный лист
Вид деятельности | Самооценивание | Взаимооценивание | Средний балл |
Уроки 101–102*. Развитие речи.
Описание природы. Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками(с. 8–9)
Педагогические задачи:способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Образовательные ресурсы:открытки с изображением природы; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013.
Сценарий урока 101
I. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 326.
– Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите свое мнение.
– Что такое пейзаж?
– Где можно наблюдать пейзажи?
– Чем отличаются пейзажи в литературном произведении и на картине?
– Для чего авторы включают описания природы в свои произведения?
Выполнение упражнения 327.
– Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
– Найдите описание куста. С помощью каких языковых средств автор его описывает? Как автор противопоставляет куст в снегу и куст без снега?
– С чем автор сравнивает кучу хвороста?
– Какой цвет преобладает в рассказе? Обоснуйте свое мнение. (Белый – снег, кружево.)
– Почему автор сравнивает хворост под снегом именно с кружевом, сплетенным рукой великана?
– Прочитайте описание пня и еловых ветвей. С помощью какого художественно-изобразительного средства описывает их автор? Докажите. (Олицетворение: пень выглядывает, еловые лапы строят рожи.)
– Как автор передает движение жизни в снежном лесу? (Взрыв, великан плетет кружево, пень выглядывает, еловые ветви строят рожи.)
– Озаглавьте текст.
– От чего зависит глубина описания пейзажа? (От средств, которые использует автор.)
II. Самостоятельная работа.
Представлены два варианта (на выбор учителя):
I вариант: упражнение 329 (самостоятельно).
II вариант: учитель раздает учащимся открытки с изображением природы; задача учащихся – создать пейзажную зарисовку в тетради (6–7 предложений).