Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164
Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164
Имя прилагательное. Уроки 100-126
Урок 100. Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе*(с. 4–7)
Педагогические задачи:
1) Способствовать формированию у обучающихся знаниевой основы, представления об имени прилагательном как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет, какую роль играет в предложении), функционировании в тексте (обоснованность употребления, уместность, стилистическая оправданность), осуществлению обучающимися поиска необходимой информации и моделированию учебного материала.
2) Способствовать развитию навыков саморегуляции при планировании собственной деятельности, формулировки целей, осуществления оценки собственных достигнутых результатов, анализа существенных/несущественных признаков изучаемого, умений слушать себя, других; вступать в диалог с учителем, со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
3) Способствовать осознанию ценностно-смысловых установок (Родина, патриотизм, «Я – патриот»), формированию системно-ценностных отношений учащихся к себе, одноклассникам; понимания, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Результаты изучения темы:
Предметные:имеют представления об имени прилагательном как части речи.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: осуществляют поиск необходимой информации и моделируют учебный материал;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; формулируют цели; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:повторительно-обобщающий.
Образовательные ресурсы: учебник, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, оценочный лист.
Технологическая карта урока
Вид деятельности, этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Лейтмотив. Лингвистический эксперимент | Чтение вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Демонстрация зрительного ряда к первой строфе: дуб, цепь, кот. – Можем ли мы представить предмет без описания при помощи прилагательных? – Что представить легче: предмет с описанием при помощи прилагательных или без описания? Предлагает подобрать эпитеты к словам: дуб – …; цепь – …; кот – … – А теперь вернемся к поэме Пушкина. Почему дуб цепь, кот – Сделайте вывод о роли и выборе прилагательных поэтом и о самом поэте – мастере слова | Выразительно читают вступление к поэме совместно с учителем. Рассматривают зрительный ряд. Высказывают свои предположения • Зеленый, старый, корявый, огромный … • Серебряная, железная, кованая, небольшая … • Огромный, маленький, несчастный, облезлый, пушистый, ученый … Зеленый – цветовая жизнеутверждающая гамма цветов. Златая – (помета) высокое, устаревшее слово с полногласием в корне, придающая торжественность. Ученый – сказочная основа: кот умный, почти человек. – Каждое прилагательное в поэтическом тексте имеет свою роль и характеризует существительное. Мы понимаем, на какой признак хотел указать автор, чтобы донести свои мысли |
II. Постановка учебной задачи | – О какой части речи пойдет речь на уроке? – Какие знания по русскому языку помогут дать характеристику этой части речи? Что мы должны вспомнить? | – Об имени прилагательном. Что такое прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет (пост., непост.); роль в предложении (признак предмета – отличать один предмет от другого, уточняет, конкретизирует сведения о предмете). |
– А вспоминать будем с помощью плана. Как представим учебный материал? – Сколько блоков в плане? | I. Что обозначает? II. Морфологические признаки (пост., непост.). III. Роль в предложении | |
III. Работа по теме урока. 1. Групповая работа. Моделирование учебного материала | I. Прил., признак предмета, какой?, чей? II. Относительные (из чего?), притяжательные (чье?); ст. ср., крат. – полн., прил. + сущ., р., п., III. | Проговаривают план |
2. Выполнение заданий | I гр. Самостоятельно выполняют упражнения (с. 4–7). II гр. Работают с карточками. III гр. Выполняют морфологический разбор одного прилагательного. Осуществляют самооценивание, взаимооценивание | |
3. Лингвистический эксперимент «Как прилагательные работают в тексте» Выборочный диктант | – Проведем лингвистический эксперимент на материале стихотворения Н. И. Авраменко, учителя русского языка и литературы лицея № 2 г. Михайловска. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите словосочетания прилагательное + существительное. – Можно ли по словосочетанию понять смысл стихотворения, определить главную мысль? – О чем оно? – Что хотел сказать автор? – Как работают прилагательные в тексте? | Выписывают словосочетания, помечая главное слово. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку (оценивание). Словосочетания построены по типу подчинительной связи согласование Выписывают словосочетания. – О Родине и ее месте в жизни каждого человека. – Надо любить и беречь нашу многострадальную Родину. – Они помогают глубже проникнуть в замысел писателя |
4. Лингвистический эксперимент | – Назовите прилагательное, которое выписали без существительного и оно не является определением (групповая работа). Осуществляют обобщение: – Мы говорим о Родине. Назовите синонимы к этому слову, подберите к каждому из слов подходящие по смыслу прилагательные. – Родина. – Отечество. – Отчизна. Формулируют вывод | – Прекраснее – сказуемое (прилагательное в сравнительной степени). – Любимая, великая, прекрасная, единственная, необозримая, святая, могучая, сильная, настоящая, свободная, малая. – Родное, прекрасное, могучее, сильное, свободное, святое. – Родная, свободная, могучая, сильная, святая, прекрасная. Не все прилагательные одинаково подходят к синонимическим понятиям |
5. Лексическая работа | – Любите ли вы собирать пазлы? Какое слово зашифровано? 1) Приставка в слове паводок. 2) Первые три буквы в слове триптих. 3) Суффикс в слове красота. – Напишите словарную статью к слову патриот. – Сравните со словарной статьей из толкового словаря С. И. Ожегова | – Патриот. – Патриот – человек, который любит свою Родину. – Понятие патриот намного шире, чем мы представляли |
6. Мини-проект «Я – автор» | – Образуйте прилагательное от слова «патриот». «Я – патриот России». «Моя малая родина…». «Я живу на …» | – Патриотический |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке (см. Ресурсный материал) | Отвечают на вопросы. Осуществляют оценку деятельности |
Ресурсный материал
Стихотворение
Над моею страной вновь туманы густые
И едва пробивается солнечный свет.
Дорогая моя, золотая Россия,
Без тебя ни любви мне, ни радости нет.
И не раз и не два с нами мерились силой,
Эхо тяжких боев доносилось с полей.
Дорогая моя, золотая Россия,
Ты молилась за верных своих сыновей.
Мне заморских краев непонятная сила.
Знаю я, что прекраснее Родины нет.
На бескрайних просторах меня ты взрастила,
Ты навеки зажгла в моем сердце свой свет.
Пусть уносятся прочь все невзгоды лихие,
Все мы дети твои, и сомненья в том нет.
Мы тебя сбережем, наше солнце – Россия,
Над тобою зажжем яркой радости свет.
Н. И. Авраменко
Оценочный лист
Вид деятельности | Самооценивание | Взаимооценивание | Средний балл |
Уроки 101–102*. Развитие речи.
Описание природы. Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками(с. 8–9)
Педагогические задачи:способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Образовательные ресурсы:открытки с изображением природы; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013.
Сценарий урока 101
I. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 326.
– Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите свое мнение.
– Что такое пейзаж?
– Где можно наблюдать пейзажи?
– Чем отличаются пейзажи в литературном произведении и на картине?
– Для чего авторы включают описания природы в свои произведения?
Выполнение упражнения 327.
– Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
– Найдите описание куста. С помощью каких языковых средств автор его описывает? Как автор противопоставляет куст в снегу и куст без снега?
– С чем автор сравнивает кучу хвороста?
– Какой цвет преобладает в рассказе? Обоснуйте свое мнение. (Белый – снег, кружево.)
– Почему автор сравнивает хворост под снегом именно с кружевом, сплетенным рукой великана?
– Прочитайте описание пня и еловых ветвей. С помощью какого художественно-изобразительного средства описывает их автор? Докажите. (Олицетворение: пень выглядывает, еловые лапы строят рожи.)
– Как автор передает движение жизни в снежном лесу? (Взрыв, великан плетет кружево, пень выглядывает, еловые ветви строят рожи.)
– Озаглавьте текст.
– От чего зависит глубина описания пейзажа? (От средств, которые использует автор.)
II. Самостоятельная работа.
Представлены два варианта (на выбор учителя):
I вариант: упражнение 329 (самостоятельно).
II вариант: учитель раздает учащимся открытки с изображением природы; задача учащихся – создать пейзажную зарисовку в тетради (6–7 предложений).
Сценарий урока
Вариант I
I. Работа над заданиями проверочной работы.
1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
1) Волга ширее Дона.
2) С наступлением весны дни становятся длиньше.
3) Из двух зол выбирай более меньшее.
Заполните таблицу.
Формы | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
Прилагательные | простая | составная | простая | составная |
красивый умный легкий |
Вариант II
1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
1) Нет ничего красивше природы родного уголка.
2) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
3) Человек твердее камня, нежнее цветка.
Заполните таблицу.
Формы | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
Прилагательные | простая | составная | простая | составная |
сильный строгий острый |
Разряды прилагательных
Признаки | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
1) Значение прилагательных | |||
2) Наличие степеней сравнения | |||
3) Наличие краткой формы | |||
4) Свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком |
Карточки
Карточка 1. Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
Карточка 2. Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
Уроки 108–109*. Развитие речи.
Выборочное изложение(с. 20)
Педагогические задачи:способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Сценарий урока 108
I. Работа над текстом.
Выполнение упражнения 347.
1) Работа с первой частью отрывка текста. (Чтение; части делятся по абзацам.)
– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)
– Определите хронологический порядок выражений:
1) «сделалась метель»; 2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»; 3) «поднялся ветер»; 4) «небо слилося с землею»; 5) «в одну минуту дорогу занесло».
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.
– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
II. Самостоятельная работа (написание изложения).
Ученики пишут изложение, используя проработанный материал.
Дополнительное задание:подчеркнуть в тексте изложения три прилагательных, указать их разряд.
III. Итог урока.
– С какими трудностями вы встретились при написании изложения? Что помогло вам их преодолеть?
Урок 110. Морфологический разбор имени прилагательного(с. 22–24)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для отработки морфологического разбора имени прилагательного; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:задания для самостоятельной работы |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЛИСА И ЕЖ
– Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!
– А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?
– Да не то чтобы (не) кр..сивый...
– Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?
– Да не то чтобы (не) уклюжий...
– Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?
– Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.
Н. Сладков
Уроки 113–114*. Диктант.
Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками
Педагогические задачи:создать условия для проверки знаний, умений, навыков обучающихся по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать.
Тип урока:контроль и коррекция знаний.
Образовательные ресурсы:текст.
Диктант
В поисках дороги
Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошел через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.
Примечание:выписать на доску слово тотчас.
Урок 115. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных(с. 28–29)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:сигнальные карточки; стихотворение Т. Крюковой «Меню»; тест |
Ресурсный материал
Меню
Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот.
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.
Т. Крюкова.
Тест
Ресурсный материал
Цифровой диктант
1) И котелки разные на кухне были, чугунные.
2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
3) «Лысы» – это лошадиныесилы.
4) А стола обеденногонет как не было.
5) Теленок был шерстянойи мокренький.
6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.
8) Матроскин – кот по хозяйственнойчасти.
9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.
10) У нас трактор особенный. Продуктовый.
Урок 121. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных(с. 35–38)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с дефисным и слитным написанием сложных прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:стихотворение С. Черного «Чуткая душа»; листы с нераскрашенным рисунком домика (по количеству учащихся) |
Урок 122. Повторение (с. 39–41)
Педагогические задачи:создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Образовательные ресурсы:тест; задания для практической работы.
Сценарий урока
Вариант I
Тест
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.
7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:
а) -й;
б) -ий;
в) нулевое.
Практическая часть
1. Впишите окончания прилагательных:
1) о ясн.. осенн.. дне;
2) на школьн.. площадке;
3) для детск.. сада.
2. Поставьте ударение.
Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.
3. Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.
В конечном итоге мы победили.
4. Раскройте скобки:
(светло)голубой; (плодово)ягодный;
(англо)русский; (сухо)фруктовый.
5. Вставьте буквы о или е.
Плюш..вый
Глянц..вый
Камыш..вый
6. Вставьте буквы -н или -нн.
Соломе..ая шляпа; стекля..ый кувшин;
ветре..ая погода; серебря..ое кольцо;
комари..ый укус; экскурсио..ый день.
кожа..ое пальто;
7. Вставьте пропущенные буквы:
Мы живем в стране Совет..ой,
Признаем язык немец..ий,
Итальян..ий, дат..ий, швед..ий
И турец..ий признаем,
И англий..ий, и француз..ий,
Но в родном краю по-рус..и
Пишем, думаем, поем.
С. Михалков
8. Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Дубровский еще долго блуждал по (не)знакомому лесу.
9. Сделайте морфемный разбор слова безветренный.
Вариант II
Тест
1. Прилагательное может отвечать на вопрос:
а) каков?
б) что делать?
в) что?
2. Прилагательное не может изменяться:
а) по числам;
б) падежам;
в) лицам.
3) В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:
а) хуже;
б) крупнейший;
в) богатый.
5) Укажите составную форму сравнительной степени сравнения:
а) более приветливый;
б) самый лучший;
в) тоньше.
6) Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.
7) Заячий след. В прилагательном -ий:
а) часть корня;
б) суффикс;
в) окончание.
Практическая часть
1. Впишите окончания прилагательных.
1) Интересн.. игрушку;
2) лучи утренн.. солнца;
3) спел.. душист.. земляники.