Модуль 1. практикум по орфографии

Планы практических занятий осенний семестр

Модуль 1. Практикум по орфографии

Тема 1. Орфография и ее разделы. Основной принцип русской орфографии

Вопросы и задания

1. Орфография как совокупность правил правописания. Ее разделы.

2. Основной принцип русской орфографии – морфологический.

3. Фонетический принцип написания значимых частей слова.

4. Традиционные написания.

5. Слитные, раздельные и дефисные написания слов.

Орфография (от греч. orthos – прямой, правильный, grapho – пишу, дословно «правильное письмо») – это свод правил, устанавливающий единообразие написания слов, их частей и форм. Она включает пять основных разделов:

1) передача звуков (фонем) буквами в составе слова;

2) слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания слов;

3) употребление прописных (больших) и строчных (малых) букв;

4) правила сокращения слов;

5) правила переноса слов.

Орфография имеет систему принципов. Ведущий принцип русской орфографии — морфологический. Он требует единообразия в передаче на письме морфем, их фонемного состава (одной буквой на письме обозначается фонема – вне зависимости от реального произношения в устной речи) и касается написания безударных гласных (дрозды – дрозд), звонких и глухих, непроизносимых согласных (трубка — трубочка, просьба — просить; здравствуй — здравый), а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвёл — подсказал, красота — красоты, в старом замке — на большом столе, водишь — летишь и т. п.).

Фонетический принцип касается написания приставок на -з//-с (без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-pac-, роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне (гор- /гар-, зор-/зар-), букв и и ы. после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (безучастный — бессердечный, возражать — восставать, изучить — исследовать, низвергаться — ниспадать, разграничить — растрогать, раздача — розданный, рассыпал — россыпи, чрезвычайный — чересседельник; загар, зорька; игла — безыглый).

Принцип традиционного написания распространяется на случаи, в которых выбор буквы не мотивирован в современном русском языке, хотя может существовать его историческое объяснение. По традиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего, успевающего, восьмого). Традиционное написание корней следует запоминать.

Слова пишутся с опорой на произношение, если каждый звук в них отчетливо слышен (фонема в сильной позиции: там, дол, крупа); в большинстве случаев не обходимо пользоваться проверочными словами (травка — трава, долина — дол).

Кроме того, имеются дифференцирующие написания для различения смысла слов и грамматических форм, которые звучат одинаково (поджёг бумагу — сгорел из-за поджога; плач ребёнка — не плачь от обиды; балл — бал).

Правила слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний строятся на лексико-синтаксическом принципе, состоящем в разграничении словосочетаний и слов (невысокий кустарник — не высокий кустарник, а стриженый газон вокруг дома; дикорастущий — дико растущий в горах; тяжелораненый - тяжело раненный в бою). Некоторые слова пишутся слитно или раздельно по традиции (по одному — поодиночке).

Принципы и правила сокращения словтребуют: не опускать первую букву (область — обл.), опускать минимум две буквы (север — с., но: юг — ю.), не заканчивать сокращение буквами ь, ъ, и, гласными (русский — рус. и русск.). Типы графических сокращений немногочисленны: точечные (посёлок — пос.), дефисные (фабрика — ф-ка), косолинейные (абонементный ящик — а/я).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

· Прочитайте. Назовите принципы русской орфографии.

Погода стояла блаженно тихая. Воздух был золотист, и облака как золотые кущи...Малиновой стеною поднимался кипрей, нога пружинила на затейливом ковре из брусники, вереска и мхов. Среди кипрея стояли берёзки, ростом — дети, видом — старички. На побережье они принимали на себя все тяготы северной жизни: мороз и ветер.

С детства надорвавшись над непосильной ношей, берёзки на побережье были низки, но невероятно живучи. Их гнутые-перегнутые тельца были сплетены не из древесины, а из железных жил, не поддающихся топору. (По В. Бахревскому.)

Литература

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология (Теоретический курс). Вып.1. Самара: СамГПУ, Самарский университет, 1996. С.127, 136-157.

Дополнительная литература:

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003.

Интернет-ресурсы:

1. Практикум по орфографии и пунктуации // http://ineu.edu.kz/structure/ao/foo/ld/course/index.php?option=com_univer&view=course&id=723

2. Справочно-информационный портал «Грамота точка ру». [Электронный ресурс] - http://www.gramota.ru/

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§3-10, 33-37.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§38-41.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§3-10, 33-37.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§13-25.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§79-96.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§79-96.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§45-49, 55.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§97-105.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§74-76.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§136-139.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Тема 14. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов.

Вопросы и задания

1. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.

2. Правописание союзов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Составьте предложно-именные сочетания. Укажите падеж существительных.

(В)виду, (в)следствя.., (в)след, (на)счет, (в)течени.., (в)продолжени.., (в)отличи.., (в)заключени.., (в)виде, (на)встречу, (в)соответстви.., (на)ряду.

Прочитайте, дополнив окончания. Укажите падеж существительных.

Поступить вопреки желани.. ; приехать по прошестви.. трёх лет; выполнить согласно распоряжени.. ; работать по окончани.. университета; задуматься благодаря книг.. ; получить по истечени.. срока.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание словосочетаний.

1. Иметь (в)виду — (в)виду усадьбы — (в)виду отсутствия вакансий. 2. Идти (на) встречу приятелю — приехать (на)встречу с актёрами. 3. (В) течени.. реки — (в)течеатх.. разговора. 4. (В)следстви.. пожара — (в)следстви.. об ограблении. 5. (На)счёт подписки — (на)счёт положим. 6. (В)роде шара — (в)роде Романовых. 7. (В)отношени..себя — внести (в)отношени.. поправку.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Отметьте предлоги. Объясните написание выделенных слов.

1. Трудиться целый век, и что ж иметь (в)виду? (Кр.) 2. В эту минуту послышался лёгкий шум, из(за) шкафа явилась Параша (П.). 3. Не было ни одной тучки, (в)следстви.. чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (Ч.). 4. (В) вначале зимы, когда снег неглубок, сойка роется (под) дубами (Козл.). 5. К морю! (На)встречу кораблям! (Бл.) 6. Барон Донгоф выстрелил тотчас (в)след за ним (Т.).7. (В) течени.. всех этих «разглагольствований»... Джемма явно стала стыдиться своего жениха (Т.). 8. Как бы стала я их [имена] беречь, если б мне из(под) корки льда посчастливилось их извлечь!

Напишите текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации:

Мы воз_ращались с охоты с далеко (не)заурядной добычей (84) дикими утками настреля(н, нн)ыми (в)течени_ (не)скольких часов. Путь был (не)легкий и мы заметно обессил_ли однако настроение ни_у_кого (не)портилось в нашей к_мпании был (ни)когда (не)унывающий Кири(л, лл). Он(то) и ра(с,сс)читал что чере(з, с) (пол)часа нам удас(тся, ться) отдохнуть у лесного объез_чика. Только мы вход_м в дом свинцово_черные тучи нависают над лесом вот_вот раздас(тся, ться) гром забл_стит молния. И вот началась гроза.

Чере(з, с) (пол)часа ярос(т)ный ливень (с)начала пр_остановил а затем и с_всем пр_кратил свою тр_скотню. Стихии больше (не)спорят (не)ссор_тся (не)бор_тся.

Рас_трое(н, нн)ые полч_ща туч_ унося(тся, ться) куда(то) (в)даль а небо оз_ре(н, нн)ое пр_рывающимся солнечным луч_м уже бры_жет золотом. Осматриваеш_ся (во)круг и поражаеш_ся как мгновенно после дождя пр_ображается все _кружающее благодарно тр_пещет освеж_(н, нн)ая листва все живое суетится и меч_тся над камыш_м руч(ъ,ь)я кружа(тся, ться) темно_синие стр_козы… Все мы гов_рим (на)перебой а (раз,с)судительный Кири(л,лл)ка вставля_т Да умолкн_те хоть на м_нуту! Пока (не)умолкн_те я (ни,не) слова (не)скажу вам о своем плане. Мы зат_хаем. Пойдемте_ка к озеру только д_говоримся что вы сами выб_рете себе дорогу предл_гает он.

Любезно пр_стившись с (не)молодой но очень энергичной х_зяйкой мы отпр_вляемся в путь. В какой(нибудь) (полу)сотне шагов от избушки из лесной чащ_бы выт_кает руч_ек. Его однако (не)пер_прыгнеш_ и (в)брод (не)перейдеш_.

Прочитайте. Охарактеризуйте союзы, использованные в тексте, как часть речи.

Когда весь мир как будто за горой, Где всё мечта и всё недостоверно, Подводный я любил роман Жюль Верна, И Нэмо-капитан был мой герой. Когда пред фортепьяно, за игрой, Он тосковал, хоть несколько манерно, Я в океане с ним качался мерно — И, помню, слезы хлынули струёй. Потом я страстно полюбил Майн Рида, Но был ручной отвергнут Вальтер Скотт. Прошли года. Быть может, только год? Мне грезится Египет, Атлантида. Далёкое. И мой сиамский кот «Плыви в Сиам!» — мурлыча, мне поёт.(К..Д. Бальмонт.)

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание выделенных слов и установите, какой частью речи они являются.

1. Что(бы) утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкой (П.). 2. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто(бы) не удивило его (Л. Т.). 3. (Не)смотря на то, что на аэродроме почти не было публики, однако из-за заборов всё-таки глазело несколько тысяч народа (Купр.). 4. Я иногда себя презираю... не (от)того ли я презираю и других?.. (Л.) 5. Не знаю, (от)чего ещё ни разу не брал меня отец в поле на крестьянские работы (Акс.). 6. Я отвечал, что много есть людей, говорящих то (же) самое (Л.). 7. Я то(же) была, прохожий! (Цв.) 8. (За)то, что мне прямая неизбежность — прощение обид (Цв.). 9. В спальне моей то(же) прелестно (Бун.). 10. И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват (Кр.).

Перепишите, раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор всех союзов.

1. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, (от)тото, что лес — моя колыбель (Цв.). 2. Что(бы) с ней ни делала, ка.к(бы) ни делила я, всё-то она целая, всё она единая (Тот.). 3. Стены были голубыми, и по голубому так и сяк проведены полосы, а на окнах лёгкие шторы — то(же) в полосках (Аст.). 4. Он виноватых ест, а на суде его нет правых никого; (за)то уж у него, что завтрак, что обед, что ужин, то расправа (Кр.). 5. Яков был прозван Турком поэтому, что действительно происходил от пленной турчанки (Т.). 6. Река залила берега, снесла мост, (от)чето и почта была задержана (Кор.). 7. Вешние воды прошли буйно, С ловчему уж в начале апреля шумели скворцы (Ч.).

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§136-139.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§132-133.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: Оникс, 2011.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Прилагательные

Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), сюда жеотносятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный.

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный.

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой.

Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенныхпунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический.

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский.

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный.

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый.

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, западно-, северно- и северо-, южно- и юго-, например:Западно-Казахстанская область.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах).

Существительные

Пишутся слитно:

1. Сложные имена существительные, образованные при помощи соединительных гласных, а также все образования с аэро-, авиа-, авто-, мото-, вело-, кино-, фото-, стерео-, метео-, электро-, гидро-, агро-, зоо-, био-, микро-, макро-, нео-, например: водопровод, земледелец, льнозаготовка, паравозоремонт, аэропорт, авиаматка, автопробег, мотогонка.

2. Названия городов, второй составной частью которых является -град или -город, например: Ленинград, Калининград, Белгород, Ужгород, Ивангород.

3. Склоняемый сложные имена существительные с глагольной первой частью на -и, например: горицвет, держидерево, держиморда, вертишейка, вертихвостка, скопидом.

Пишутся через дефис:

1. Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е, например:

а) жар-птица, бой-баба, дизель-мотор, кафе-ресторан, премьер-министр;

б) изба-читальня, купля-продажа, паинька-мальчик, пила-рыба, Москва-река (при склонении изменяются оба существительных).

2. Составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников, например: социал-демократия, анархо-синдикализм, социал-демократ.

3. Сложные единицы измерения, независимо от того, образованы ли они при помощи соединительных гласных или без них, например: человеко-день, тонна-километр.

Слово трудодень пишется слитно.

4. Названия промежуточных стран света, русские и иноязычные, например: ceверо-восток и т. п., норд-ост и т. п.

5. Сочетания слов, имеющие значение существительных, если в состав таких сочетаний входят: а) глагол в личной форме, например: не-тронь-меня (растение), любишь-не-любишь (цветок); б) союз, например: иван-да-марья (растение); в) предлог, например: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне.

6. Составные фамилии, образованные из двух личных наименований, например: Римский-Корсаков, Скворцов-Степанов, Мамин-Сибиряк, Мендельсон-Бартольди.

7. Иноязычные составные фамилии с первой частью Сен- и Сент-, например: Сен- Симон, Сен-Жюст, Сен-Санс, Сент-Бев. Так же пишутся восточные (тюркские, арабские и т. п.) личные наименования с начальной или конечной составной частью, обозначающей родственные отношения, социальное положение и т. д., например: Ибн-Фадлан, Кёр-оглы.

Примечание 1. Составные имена с первой частью дон- пишутся через дефис только в тех случаях, когда вторая, основная часть имени в русском литературном языке отдельно не употребляется, например: Дон-Жуан, Дон-Кихот. Но если слово дон употребляется в значении "господин", оно пишется раздельно, например: дон Педро.

Примечание 2. Артикли и частицы, входящие в состав иноязычных фамилий, пишутся отдельно, без дефиса, например: фон Бисмарк, ле Шaпелье, де Костер, де Валера, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега, Бодуэн де Куртене, фон дер Гольц. Артикли и частицы, без которых фамилии данного типа не употребляются, пишутся через дефис, например: Ван-Дейк.

В русской передаче некоторых иноязычных фамилий артикли и частицы пишуться слитно, хотя в соответствующих языках они пишутся отдельно, например: Лафонтен.

Примечание 3. Не соединяются между собой дефисами имена разных категорий, например римские Гай Юлий Цезарь, подобно соответствующим русским имени, отчеству и фамилии.

Примечание 4. Личные имена и фамилии, соединенные с прозвищами, пишутся с

последними раздельно, например: Илья Муромец, Всеволод Третий Большое Гнездо.

8. Географические названия, состоящие:

a) из двух существительных например: Орехово-Зуево, Каменец-Подольск.

б) из существительного и последующего прилагательного, например: Могилев- Подольский, Гусь-Хрустальный, Москва-Товарная;

в) из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи, например: Ле-Крезо (город), Ла-Каролина (город), Де-Кастри (залив).

Примечание. Раздельно пишутся географические названия:

а) состоящие из прилагательного и следующего за ним существительного или из числительного и следующего за ним существительного, например: Белая Церковь.

б) представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович.

9. Названия населенных пунктов, в состав которых в качестве первой части входят: усть-, соль-, верх- и т. п., а также некоторые названия населенных пунктов с первуй частью ново-, старо-, верхне-, нижне- и т. п., кроме тех, слитное написание которых закрепилось в справочных изданиях, на географических картах и т. п., например: Усть- Абакан, Соль-Илецк, Верх-Ирмень, Ново-Вязники, Нижне-Гнилое, но: Новосибирск, Малоархангельск, Старобельск, Новоалексеевка, Верхнеколымск, Нижнедевицк.

10. Составные географические названия, образованные как при помощи соединительной гласной, так и без нее из названий частей данного географического объекта, например: Австро-Венгрия, Эльзас-Латарингия но: Чехословакия.

11. Иноязычные словосочетания, являющиеся именами собственными, названиями неодушевленных предметов, например: Аму-Дарья, Алма-Ата, Па-де-Кале.

Примечание. Данное правило не распространяется на передаваемые русскими буквами составные иноязычные названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. п., которые пишутся раздельно, если выделяются в тексте кавычками, например: "Стандарт Ойл", "Коррьеро делла Рома".

12. Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол- Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.

13. Слова, первой составной частью которых являются иноязычные элементы обер- , унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, например: обер-мастер, унтер-офицер, лейб-медик.

Также пишется через дефис контр-адмирал (здесь контр- имеет не то значение, при котором оно пишется слитно).

14. Определяемое слово со следующим непосредственно за ним однословным приложением, например: мать-старуха, Маша-резвушка, Аника-воин.

Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например: красавец сынишка.

Примечание 2. Если определяемое слово или приложение само пишется через дефис, то между ними дефис нe пишется, например: социал-демократы меньшевики.

Примечание 3. Дефис не пишется также:

а) в сочетании имени нарицательного со следующим за ним именем собственным, например: город Москва, река Волга, резвушка Маша;

б) в сочетании существительных, из которых первое обозначает родовое, а второе видовое понятие, например: птица зяблик, цветок магнолия;

в) после слов гражданин, товарищ, господин и т. п. в coчетании с существительным, например: гражданин судья, товарищ полковник, господин посол.

15. Графические сокращения имен существительных, состоящие из начала и конца слова, например: о-во (общество), д-р (доктор), т-во (товарищество), б-ка (библиотека).

16. Дефис пишется после первой части сложного существительного при сочетании двух сложных существительных с одинаковой второй частью, если и в первом из существительных эта общая часть опущена, например: шарико- и роликоподшипники (вместо шарикоподшипники и роликоподшипники), паро-, электро- и тепловозы (вместо паровозы, электровозы и тепловозы), парт- и профорганизации, северо- и юго-восток.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама-, например: сам-друг, сам-третей, сам-пят, сама-пята.

Буквенные аббревиатуры и сложносокращенные слова, кроме тех из них, которые общепонятны и имеют широкое распространение (СССР, КПСС, профсоюз, вуз и др.), не рекомендуются для употребления в печати общего назначения.

Приводимые ниже правила и написании сложносокращенных слов и аббревиатур предназначаются преимущественно для специальных изданий (например, ведомственных инструкций, справочников и т. п.).

Сложносокращенные слова всех типов пишутся слитно, например: стенгазета, местком, Мосодежда.

Каждая составная часть сложносокращенных слов и каждая буква аббревиатур пишутся так, как они писались бы в соответствующем полном слове, поэтому:

а) на границе составных частей разделительные знаки ъ и ь никогда не пишутся, например: цехячейка, но ь, как знак мягкости, пишется на конце составных частей сложных слов перед буквами э, а, о, у, например: костьутиль;

б) в начале составных частей сложносокращенных слов никогда не пишется ы, например: пединститут, Госполитиздат;

в) после согласных пишется э, если с него начинается слово, входящее в сложносокращенное слово или в аббревиатуру, например: Мосэнерго, нэп.

Одними строчными буквами пишутся:

1. Все сложносокращенные слова, например: рабкор, спецодежда, культработа.

2. Аббревиатуры, читаемые по звукам (а не по названиям букв) и обозначающие имена нарицательные, например: вуз, роно, дзот.

С прописной буквы пишутся сложносокращенные слова, обозначающие названия учреждений и организаций, например: Госплан, Моссовет.

Одними прописными буквами пишутся:

1. Все аббревиатуры, читаемые по названиям букв, например: СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

2. Все читаемые по звукам аббревиатуры, обозначающие такие названия учреждений или организаций, в которых хотя бы первое слово пишется спрописной буквы, например: МИД (Министерство иностранных дел).

Если аббревиатуры этого типа склоняются, то окончания их пишутся строчными буквами вплотную, без апострофа, например: ТАССа, МИДом.

3. Аббревиатуры, читаемые в одной своей части по названиям букв, а в другой по звукам, например: ЦДСА (читается "цэдэса").

В сложносокращенных именах собственных, составленных из yceченного слова и буквенной аббревиатуры, первая буква пишется прописная, например: АзССР (Азербайджанская Советская Социалистическая Республика).

От буквенных аббревиатур следует отличать условные графические сокращения, которые всегда читаются полностью и сокращаются только на письме.

Графические сокращения (кроме стандартных сокращенных обозначений метрических мер) пишутся с точками на месте сокращения и в отношении прописных и строчных букв и дефисов следуют полному наименованию, например: ю.-в. (юго-восточный).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

(Скоп…)дом, (унт…р)оф…цер, (волей)(не)волей, (сорви)голова, (голуб…)глазый, (велик…)русский, (учебн…)производстве…ый, (ультр…)ф…олетовый, (лев)толстовский, (пят…)летний, (желт…)голубой флаг, (пол)книги, (пол)(чайной)ложки, цветки (иван)(да)(марьи), (би…)станция, (контр)удар, (контр)адм…рал, (вице)през…дент, (высоко)образова…ый, (мульт…)ми(л,лл)ионер, (крест)накрест, (арабо)израильский, (Мой)(до)дыр, (физически)здоровый, (лес…)степной, (грусть)тоска, (орехово)зуевцы, (орехово)зуевский, (ваго…о)строительный, (одн…)местный, (тысяч…)летие, (широк…)экра…ый, (древн…)греческий, (двадцат…)(двух)метровый, (велик…)све…кий, (сахар)раф…над, (четверть)вековой, (полу)офиц…альный, (килова…)час, (свет…)любивый, (пол)лица, (жизн…)описание, огромная и (все)побеждающая сила, (пожар…)(и)(взрыв…)опасный. (54 слова).

(прем…ер)министр, (высоко)кв…лиф…цирова…ый, (красн…)кожий, (влаго) и (тепло)любивое растение, (нео)фашизм, (восточно)европейский, (пол)тыквы, (обще)доступный, (смертельно)ядовитый, (мясо)молочная промышле…ость, (полу)шутя, (девяност…)метровый, (с)(бухты)барахты, (чугу…о)литейный, (северо)восточный, (пяти)(десят…)летний, (миро)во…рение, (басно)словный, (не)(дально)видность, (лже)св…детельствовать, (детски)наивный, (мало)мальски, (больше)крылый, (один…дцат…)метровый, (густо)населе…ый, (мало)гра…отный, (генерал)аншеф, (верт…)хвостка, (низко)поклонство, (все)охватный взгляд, (пре…)конф…ренция, (жюль)верновский, (пол)апельсина, (кров…)сосущий, (четверть)финал, (шив…рот)навыворот, в (микро)районе построены (трех) и (пяти)этажные дома. (55 слов).

(Вое…о)обяза…ый, (древне)греческий, (долг…)играющий, (сорок…)летний, (научно)фантастический, (врем…)пр…провождение, (трудно)доступный, (один)од…нешенек, (электро)моторный, (к…као)бобы, (полу)мера, (штаб)квартира, (поэтически)взв…лнова…ый, (пол)оди…адцатого, (инж…нер)мет…лург, сума…шедший, (водо)боязнь, (сильно)действующий яд, (глубоко)ув…жаемый, (пят…)месячный, (дизель)(электро)ход, (мало)(по)малу, (трех)ба(л,лл)ьный, (восьм…)гра…ик, (изумле…о)наивная ф…зи…номия, (ди…метрально)прот…воположный, (пол)Европы, (перво)(бытно)общи…ый строй, (кров…)останавл…вающий, (электр…)бритва, (центр…)фуга, (волго)донской, (гори)цвет, (двое)борье, (вновь)построе…ый, (мало)употребительный, (темно)коричневый, (выше)изложе…ый, (серебристо)серый, (дев…ност…)летие, составы ведут (тепло) и (электро)возы. (55 слов).

(Юри…)консульт, (трудно)доступный, (южно)русский, (перво)наперво, (супер)обложка, (рад)радешенек, р…стение (не)(тронь)меня, (верт…)шейка, (контр)адм…ральский, (двадцати)(пят…)летний, (сорок…)ножка, (юношески)задорный, (физик)ядерщик, (тяжело)раненый, (с)(ног)сшибательный, (вице)адм…рал, (виц)мундир, (авто)(вело)(мото)гонки, (иван)чай, (овоще)водство, (лейб)медик, (норд)ост, (кров..)изл…яние, (соц…ал)демократ, (весе…е)летний сезон, (электр…)ф…кация, (сладк…)соленый, (врем…)и…числение, (ярко)зеленый, (ваго…о)вожатый, (атласно)белый, (слабо)характерный, (сем…)сотый, (держ…)морда, (желез…)бето…ый, (рок)(н)ролл, (средне)годовой, (быстро)ходный, (гряз…)(водо)лечебница, (кров…)носный, (перекати)поле, (нраво)учительный, (ясно)вид…щая, (абс…лютно)неинтересный, (далеко)(не)красавица, (ави…)(мете…)станция, окна выходят на (северо) и (юго)восток. (58 слов).

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§117-139.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001. (Общие правила правописания сложных слов)

Планы практических занятий осенний семестр

Модуль 1. Практикум по орфографии

Наши рекомендации