Представьте в виде схемы пути использования глюкозо-6-фосфата в печени. Охарактеризуйте физиологическую роль этих процессов.
Пентозфосфатный путь:
· является главным источником НАДФН+Н+ для многих процессов;
· является главным источником пентоз(для синтеза нуклеотидов, нуклеиновых кислот, коферментов).
Гликолиз (пируват идет в ЦТК):
· путь окисления глюкозы до СО2 иН2О;
· является источником АТФ, т.е. источником энергии для многих процессов;
· является источником ацетил-КоА (участвует в синтезе жирных кислот, холестерола, кетоновых тел и др.).
Глюконеогенез:
· поддержание постоянного уровня глюкозы в крови(необходимо для нормального энергообеспечения тканей, для которых характерна непрерывная потребность в углеводах; особенно актуально при голодании).
Образование гликогена:
· основной источник энергиии резерв углеводовв организме (большая часть глюкозы, поступающей в организм с пищей, превращается в клетках печени в гликоген, чтобы она не накапливалась в клетках в чистом легкорастворимом виде; в противном случае - увеличение осмотического давления и разрушение клеточной мембраны).
5. Представьте в виде схемы процесс образования свободной глюкозы из аланина. Обозначьте необратимые реакции этого процесса. Охарактеризуйте физиологическую роль этого процесса. Напишите первую реакцию этого процесса.
I. Схема с указанием необратимых реакций:
Я беру схему без ферментов и участников. Иначе будет слишком огромный ответ, как мне кажется.
Но если вдруг (что крайне маловероятно), нужно будет писать ферменты и прочее...ниже часть схемы из 3 итога, используйте ее, добавив сверху аланин (и учитывайте, что здесь не указана обратимость реакций).
II. Физиологическая роль:
При голодании, физической работе и других состояниях в организме функционирует глюкозо-аланиновый цикл. В мышцахаланин связывает аммиак (продукт распада АК) и транспортирует его в печень, где аланин превращается в пируват (глюконеогенез), а освободившийся аммиак обезвреживается в орнитиновом цикле до мочевины.
Существование цикла аланин-глюкоза препятствует отравлению организма, так как в мышцах нет ферментов, утилизирующих аммиак; также аланин позволяет поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови.
III. Реакция:
6. Представьте в виде схемы процесс образования свободной глюкозы из аспартата. Обозначьте необратимые реакции этого процесса. Охарактеризуйте физиологическую роль этого процесса. Напишите первую реакцию этого процесса.
Задание аналогично предыдущему. Схема без ферментов и участников (если вдруг нужно с ними, смотрим в зад.5, опять же).
I. Схема с указанием необратимых реакций:
II. Физиологическая роль:
Мембрана митохондрий непроницаема для оксалоацетата (метаболита ЦТК, который проходит в митохондриях) и он переносится в цитоплазму в виде других метаболитов, в частности - аспартата. В цитоплазме аспартат вновь переходит в оксалоацетат (малат-аспартатный челнок).
Кроме того, аспартат, присутствующий в организме в виде белков и в свободном виде может непосредственно включаться в глюконеогенез через оксалоацетат (глюкогенная АК).
Это позволяет поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови (необходимо для нормального энергообеспечения тканей, для которых характерна непрерывная потребность в углеводах; особенно актуально при голодании).
III. Реакция: