Организация предметно-развивающей среды.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Обстановка, созданная в логопедическом кабинете, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды для старшей группы созданы и наполнены необходимые оборудования, центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей).
Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность к школьному обучению, проявляются потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
В логопедическом кабинете развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности ( настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений). Для развития связной речи, у логопеда имеются в кабинете более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда находится две-три серии картинок и две-три сюжетных картин.
Список литературы
1 Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР (3 периода обучения) – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
2 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:
Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005
3 Ефименко Л.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития
в «Театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» - Таганрог, изд-во «Центр развития личности» - 2007
4 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981
5 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998
6 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,
7 Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе для детей с ОНР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
8 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Зима», «Весна», «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005
9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007
10. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГОС)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф.Курмаева)
11 Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/ Под ред. Е.А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»)
12 Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
13 Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003
14 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989г.
15 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс,
2004г.
16 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993
17 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Издательство «АЛЬФА», 1993г.