Психолого-педагогическая характеристика особенностей
Развития детей с ФФНР и ОНР
В 2016-2017 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития – 2ребенка;
- Общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития – 19 чел. (из них 6 с дизартрией),
- Общее недоразвитие речи первого и второго уровня речевого развития – 4 человека (с дизартирией).
Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития), не резко выраженное общее недоразвитие речи и ФФНР с лексико-грамматическим нарушением речи.
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в
активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (автор Нищева Н. В.).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.
- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию
и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.
- Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха, что отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Дети затрудняются в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово); не могут подобрать картинки, включающих заданный звук; самостоятельно придумать слово с заданным звуком.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.
Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Свободное общение детей крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета
(циферблат - «часы», донышко-«чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);
в) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – маленький.
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными
и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способа действия.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Фонетическое оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты смягчения и озвончения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают их некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще
и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой
моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей.
Целевые ориентиры в | Задачи обучения, воспитания и |
соответствии с ФГОС | развития, в соответствии с |
реализуемой программой | |
Социально-коммуникативное: | - Обеспечение ребенку полноценного |
- развитие общения и | включения в общение как процесс |
взаимодействия ребенка со | установления и развития контактов с |
взрослыми и сверстниками; | людьми, возникающих на основе |
- развитие социального и | потребности в совместной деятельности. |
эмоционального интеллекта | - Формировать мотивацию, значимое, |
заинтересованное отношение к школьному | |
обучению | |
Познавательное развитие: | - Формировать полноценное |
- развитие воображения и | представление о внешних свойствах |
творческой активности; | предметов, их форме, цвете, величине, |
- формирование первичных | запахе, вкусе, положении в пространстве и |
представлений о себе, объектов | времени. |
окружающего мира, о | - Развивать мыслительные процессы: |
свойствах и отношениях | сравнение, анализ, синтез, обобщение, |
объектов окружающего мира. | классификация. |
- Стимулировать развитие всех сторон | |
речи (номинативной функции, фразовой | |
речи и др.), способствовать обогащению и | |
расширению словаря. | |
- Развитие любознательности, | |
воображения; расширение запаса знаний и | |
представлений об окружающем мире. | |
Художественно-эстетическое: | - Учить высказывать суждения, оценку |
- формирование элементарных | прочитанного произведения, поступков |
представлений о видах | героев. |
искусства; | - Совершенствовать навык пересказа |
- стимулирование | - Развивать творческие способности в |
сопереживания персонажам | инсценировках, театрализованных играх. |
художественных произведений. | - Учить самостоятельно передавать в |
движении образы животных. | |
Физическое развитие: | - развивать речь посредством движения; |
- развитие общей и мелкой | - формировать желание улучшить свои |
моторики обеих рук. | личные качества. |
Речевое развитие. | |
Коррекционными задачами предусмотрено создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевых нарушений, которые могут препятствовать нормальному развитию ребенка и предотвращению вторичных проявлений, вызванных первичным речевым дефектом.
Содержание коррекционного обучения, основу которого составляет развитие всех компонентов речевой деятельности, определяется следующими задачами:
· Развитие у детей понимания обращенной к ним речи взрослого.
· Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).
· Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, навыков звукопроизношения, слоговой структуры слова).
· Развитие фонетического восприятия и на его основе языковых способностей детей.
· Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
· Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ФФНР и ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
· Формирование грамматического строя речи (устранение аграмматизма).
· Развитие навыков связной речи (обучение рассказыванию).
· Развитие и коррекция психических процессов.
· Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Конечной целью коррекционного обучения для детей с ФФНР и ОНР является развитие связной описательно-повествовательной речи, которой ребенок самостоятельно без обучения овладеть не может.
2.2. Планирование образовательной деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Сентябрь, углубленная диагностика, сбор анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления
и обсуждения плана работы, заполнение речевых карт, оформление документации. Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях группы комбинированной направленности, то есть в сетке занятий не предусмотрено
специального времени для проведения подгрупповой деятельности учителя
– логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая форма взаимодействия
Основная цель индивидуальных занятий – в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии. На занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, в словах несложной слоговой структуры.
Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин., частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей (для детей с ФФНР – 2 раза в неделю, для детей с ОНР
– 3 раза). Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыка коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции нарушения.
Для подгрупповых занятий объединяются дети с одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. На подгрупповые занятия берется 5-6 детей, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20 мин для старшей группы и 25 мин для подготовительной группы.
Учебный год длится девять месяцев (до 1 июня) и условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь
2 период – декабрь, январь, февраль
3 период – март, апрель, май.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
2.3.Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Содержание образовательной деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования.
Содержание логопедической работы с детьми 6-го года жизни с ФФНР и ОНР третьего уровня речевого развития.
Звуки | 1 период.Постановка отсутствующих звуков в соответствии с |
данными обследования. | |
Закрепление правильного произношения имеющихся звуков | |
(а,о,у,и,ы,э,п,ф,м,н,т,к,г,д). | |
Выработка дифференцированных движений органов | |
артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. | |
Угадывание по беззвучной артикуляции гласных звуков. | |
Фонематич | Развивать способности узнавать и различать неречевые звуки; |
еское | различать звуки речи по высоте и силе голоса. |
восприятие | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. |
Умение определять гласный звук в начале слова. Определять | |
порядок гласных звуков в сочетаниях ау, аиу, первый | |
согласный звук в слове (паук); количество звуков и их место в | |
сочетаниях (ап, ук). | |
Формирова | Развитие понимания речи: умение вслушиваться в |
ние словаря | обращенную речь, выделять названия предметов, действий, |
и | признаков; понимания обобщающего значения слов. |
грамматиче | Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью. |
ского строя | Практическое усвоение простых способов словообразования: |
речи | использование существительных с уменьшительно- |
ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. | |
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончания | |
существительных в В.п., Д.п., Т.п., в ед.ч. и мн.ч., глаголов | |
Н.в., окончаний глаголов М.р. и Ж.р. П.в. | |
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое. | |
Развитие | Овладение навыками составления простых предложений по |
связной | вопросам, демонстрации действий, по картинке (типа Кто? |
речи | Что? Что делает? Кому? Чему?).Объединение этих |
предложений в короткий текст. | |
Звуки | 2 период.Продолжить работу по постановке,автоматизации и |
дифференциации звуков в соответствии с данными | |
обследования (с-сь, з-зь,б-п, с-ш, з-ж, с-ш-з-ж) | |
Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, коротких | |
предложений голосом разной интонацией и темпом. | |
Фонематич | Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других |
еское | звуков, нахождение их в слове. |
восприятие | Выделение последнего звука в слове (мак), слогообразующего |
гласного в односложных словах (мак), анализ и синтез | |
прямого слога (СА, СУ). | |
Формирова | Уточнение представлений детей об основных цветах и их |
ние словаря | оттенках. |
и | Практическое образование относительных прилагательных с |
грамматиче | различными значениями соотнесенности. |
ского строя | Закрепление навыка согласования прилагательных с |
существительными в роде, числе, падеже. | |
Употребление предлогов: на,в, из-под. | |
Согласование числительных с существительными (пять | |
жуков);подбор однокоренных слов(снег – снежинка, | |
снеговик). | |
Развитие | Совершенствование навыка ведения диалога, умения |
связной | самостоятельно задавать вопрос. |
речи | Сравнение предметов с выделением различных и сходных |
качеств. | |
Распространение предложений путем введения однородных | |
подлежащих, сказуемых, дополнений, определений. | |
Составление простых предложений, коротких рассказов по | |
картинке, по серии картин, рассказов описаний, пересказов | |
Заучивание простых стихотворений. | |
Звуки | 3 период.Завершение работы по постановке,автоматизации и |
дифференциации звуков в соответствии с данными | |
обследования (л, р, л-ль,р-рь, л-р, ч, щ, ч-щ). | |
Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. | |
Фонематич | Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление |
еское | их в предложениях и текстах. |
восприятие | Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. |
Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал – ла, ло-ро). | |
Закрепление анализа и синтеза односложных слов типа: лак, | |
стол, суп, кот). | |
Преобразование слов путем замены первых звуков (лак- бак, | |
бок-рок, ток-сок). | |
Знакомство со схемой слова. Выделение кружками разного | |
цвета гласных и согласных звуков. | |
Формирова | Закрепление навыка пользования приставочными глаголами |
ние словаря | (машина отъехала от дома, выехала из ворот). |
и | Закрепление навыка образования относительных прил. |
грамматиче | Употребление притяжательных прилагательных. |
ского строя | Образование прилагательных с уменьшительно- |
ласкательными суффиксами –еньк-, -оньк-. | |
Подбор слов с противоположным значением (толстый - | |
тонкий, короткий – длинный). | |
Закрепление навыка согласования прилагательных с сущ. | |
Развитие | Составление предложений по вопросам, опорным словам. |
связной | Распространение предложений. |
речи | Закрепление навыка употребления сложносочиненных |
предложений с разными придаточными (Миша заплакал, | |
потому что он упал, он испугался собаки и т.д.). | |
Составление разных типов рассказов; оречевление серии | |
выполненных действий. |
Содержание логопедической работы с детьми 7-го года жизни с ФФНР и ОНР 3 уровня
Произноше | 1 период.Закрепление произношения звуков:а.у,и,о,э,ы,п- |
ние | пь, к-кь, х-хь, й, т. |
Постановка отсутствующих звуков согласно индивидуальным | |
планам. | |
Развитие | Различение на слух всех гласных звуков и согласных т-д-к, к- |
фонематиче | г-х-т, л-р-рь, с-з-ц-ть-ш-щ. |
ского | Дифференциация всех правильно произносимых звуков: |
восприятия | к-х, ль-й, ы-и. |
Формирова | Практическое употребление: |
ние | - слов с ласкательными и увеличительными оттенками |
лексико- | (яблочко, блюдечко, воробышек, волчище, ножища, ручища, |
грамматиче | сапожище); |
ских | - глаголов с оттенками значений (переливать, выливать; |
категорий | подшивать, вышивать, зашивать); |
- прилагательных со значением соотнесенности с продуктами | |
питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный | |
костюм, фарфоровая чашка),растениями (сосновый лес, | |
дубовая роща); | |
- сложных слов (хлебороб, листопад,садовод), употребление | |
слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, | |
мягкие лапки, шелковая бородушка). Объяснение переносного | |
значения слов: золотая осень,золотой ковер, золотые руки. | |
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, | |
отвечающих на вопросы: что делает? что делать? что сделал? | |
что будет делать? (копать картофель, печет пироги, пожарил | |
блины). | |
Практическое использование в речи существительных и | |
глаголов в ед.ч. и мн.ч.: улетает(-ют),птица (-ы), дежурный | |
(-ые) и т.д. | |
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет | |
(оттенки), форму, размер, вкус: кислое яблоко, длинное платье, | |
голубое небо, треугольная крыша. | |
Подбор однородных прилагательных к существительным, | |
практическое употребление притяжательных прилагательных | |
(медвежья берлога, лисья нора). | |
Развитие | Составление предложений по вопросам, демонстрации |
самостояте | действий, картине. Распространение предложений |
льной | однородными членами. |
связной | Составление рассказов по картине (5-7 предложений); пересказ |
речи | с изменением времени действий; умение рассказать от имени |
другого действующего лица. | |
Составление рассказов описаний овощей и фруктов по | |
заданному плану, описание повадок животных и птиц. | |
Рассказывание сказок-драматизаций. | |
Подготовка | - Выделение первого ударного звука в слове (Алик, утка, |
к анализу | окунь); анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи); |
звукового | - выделение последнего согласного в слове (мак); |
состава | - анализ и синтез обратного слога типа ап и прямого слога типа |
слова | са; |
- выделение гласного из положения после согласного под | |
ударением (кот); | |
- полный звуковой анализ и синтез слова (мак). | |
Произноше | 2 период.Закрепление произношения звуков |
ние | с,сь,з,зь,ц,т,б,бь,г,гь,ш,л,ль,ж,р,рь. |
Постановка отсутствующих звуков согласно индивидуальным | |
планам. | |
Развитие | Различение звуков на слух с-сь, з-зь, ц-т-с, б-бь, п-пь,дь-ть, д- |
фонематиче | дь-т-ть, ш-с-з-щ, л-ль-р-рь, ж-з-ш. |
ского | Дифференциация правильно произносимых звуков. |
восприятия | Преодоление затруднений в произношении и усвоении трех- и |
четырехсложных слов разной структуры (листопад). | |
Формирова | Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. |
ние | Воспитание навыка словообразования. |
лексико- | Образование сравнительной степени прилагательных. |
грамматиче | Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга |
ских | злится, ветер бушует, лес уснул), многозначности слов (снег |
категорий | идет, человек идет, часы идут, поезд идет). |
Образование сложных слов (снегопад), родственных слов | |
(снег, снеговик, снежок, снежинка). | |
Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, | |
суровая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; дождь | |
моросит, шумит, стучит по крыше); усвоение слов с | |
противоположным значением (дом высокий, низкий; улица | |
длинная, короткая). | |
Образование прилагательных типа: одно-,двухэтажный, | |
многоэтажный. | |
Введение в речь слов, обозначающих материальные качества | |
людей, оценку их поступков, оттенки их значений (смелый, | |
жадный, умный, добрый, трусливый, хитрый, капризный, | |
боязливый). | |
Закрепление навыка употребления в речи предложений с | |
однородными членами. Правильность их согласования. | |
Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся | |
основой (иду – пошел); глаголов в форме будущего простого и | |
сложного времени с частицей –ся и без нее (буду кататься – | |
покатаюсь, буду купаться – искупаюсь, буду учиться – | |
поучусь). | |
Самостоятельное использование предлогов для обозначения | |
совместности действия, пространственного расположения | |
предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. | |
Развитие | Введение в речь названий профессий и действий, связанных с |
самостояте | ними. |
льной | Формирование высказываний в виде небольших рассказов о |
связной | людях разных профессий. |
речи | Употребление простых и сложных предложений со значением |
противопоставления (а, но), разделения (или): (Зимой деревья | |
голые, а весной появляются листочки. Физкультурники | |
выйдут на площадь или на улицу.). | |
Употребление целевых, временных и причинных конструкций | |
в соответствии с вопросами когда?почему? зачем? | |
Обучение | Деление слов на слоги. |
грамоте | Построение схем одно-, дву-, трехсложных слов. |
Звуковой анализ и составление схем односложных слов (суп), | |
двусложных слов (зубы), односложных слов со стечением | |
согласных в начале слова (стол), двусложных слов (мышка). | |
Преобразование слов путем замены или добавления звуков | |
(сто – стол, сок – сон). | |
Знакомство с буквами А, У, М, Ш. Составление схемы из букв. | |
Произноше | 3 период.Закрепление произношения звуковч,щи всех |
ние | раннее пройденных. |
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков, | |
согласно индивидуальным планам. | |
Развитие | Различение на слух звуков ч-ть-сь-щ, щ-ч-сь-ш. |
фонематиче | Дифференциация правильно произносимых звуков: ч-ть, ч-сь, |
ского | щ-ш, щ-сь. |
восприятия | Употребление в речи слов сложной слоговой структуры |
(электричество, часовщик) в связи с закреплением | |
правильного произношения всех звуков речи. | |
Формирова | Воспитание навыка словообразования: |
ние | - подбор однородных определений, дополнений, сказуемых |
лексико- | (дом строят, красят,разрушают; красят – крышу, стену, |
грамматиче | забор, двери); самостоятельная постановка вопросов (весна |
ских | какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов |
категорий | антонимов (улица чистая (грязная),широкая (узкая), знакомая |
(незнакомая)). | |
- образование сравнительной степени прилагательных (шире, | |
уже, грязнее, светлее, чище); | |
- образование существительных от глаголов: учить (учитель , | |
ученик), воспитывать (воспитатель), строить (строитель), | |
убирать (уборщица) и т.д. | |
Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, | |
из-под, выражающих пространственное расположение | |
предметов; | |
- усвоение согласования числительных с существительным (3 | |
куклы – 5 кукол, 2 медведя – 5 медведей); прилагательных и | |
числительных с существительными (5белых медведей, много | |
ловких обезьян). | |
Развитие | Закрепление навыка последовательной передачи содержания |
самостояте | литературного текста. Использование диалога, выразительной |
льной | передачи в лицах интонации разных героев. |
связной | Умение самостоятельно придумывать события, |
речи | дополнительные эпизоды при составлении рассказа по |
картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, | |
эмоциональной передаче переживаний де |