Психолого-педагогическая характеристика особенностей

Развития детей с ФФНР и ОНР

В 2016-2017 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами:

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития – 2ребенка;

- Общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития – 19 чел. (из них 6 с дизартрией),

- Общее недоразвитие речи первого и второго уровня речевого развития – 4 человека (с дизартирией).

Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития), не резко выраженное общее недоразвитие речи и ФФНР с лексико-грамматическим нарушением речи.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в

активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (автор Нищева Н. В.).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.




В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:

- Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию

и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.

- Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха, что отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Дети затрудняются в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово); не могут подобрать картинки, включающих заданный звук; самостоятельно придумать слово с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.

Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Свободное общение детей крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета

(циферблат - «часы», донышко-«чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

в) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – маленький.

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными

и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способа действия.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Фонетическое оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты смягчения и озвончения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается

недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают их некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще

и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой

моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей.

Целевые ориентиры в Задачи обучения, воспитания и
соответствии с ФГОС развития, в соответствии с
  реализуемой программой
Социально-коммуникативное: - Обеспечение ребенку полноценного
- развитие общения и включения в общение как процесс
взаимодействия ребенка со установления и развития контактов с
взрослыми и сверстниками; людьми, возникающих на основе
- развитие социального и потребности в совместной деятельности.
эмоционального интеллекта - Формировать мотивацию, значимое,
  заинтересованное отношение к школьному
  обучению
Познавательное развитие: - Формировать полноценное
- развитие воображения и представление о внешних свойствах
творческой активности; предметов, их форме, цвете, величине,
- формирование первичных запахе, вкусе, положении в пространстве и
представлений о себе, объектов времени.
окружающего мира, о - Развивать мыслительные процессы:
свойствах и отношениях сравнение, анализ, синтез, обобщение,
объектов окружающего мира. классификация.
  - Стимулировать развитие всех сторон
  речи (номинативной функции, фразовой
  речи и др.), способствовать обогащению и
  расширению словаря.
  - Развитие любознательности,
  воображения; расширение запаса знаний и
  представлений об окружающем мире.
Художественно-эстетическое: - Учить высказывать суждения, оценку
- формирование элементарных прочитанного произведения, поступков
представлений о видах героев.
искусства; - Совершенствовать навык пересказа
- стимулирование - Развивать творческие способности в
сопереживания персонажам инсценировках, театрализованных играх.
художественных произведений. - Учить самостоятельно передавать в
  движении образы животных.
Физическое развитие: - развивать речь посредством движения;
- развитие общей и мелкой - формировать желание улучшить свои
моторики обеих рук. личные качества.
Речевое развитие.  
 

Коррекционными задачами предусмотрено создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевых нарушений, которые могут препятствовать нормальному развитию ребенка и предотвращению вторичных проявлений, вызванных первичным речевым дефектом.

Содержание коррекционного обучения, основу которого составляет развитие всех компонентов речевой деятельности, определяется следующими задачами:

· Развитие у детей понимания обращенной к ним речи взрослого.

· Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

· Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, навыков звукопроизношения, слоговой структуры слова).

· Развитие фонетического восприятия и на его основе языковых способностей детей.

· Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

· Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ФФНР и ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

· Формирование грамматического строя речи (устранение аграмматизма).

· Развитие навыков связной речи (обучение рассказыванию).

· Развитие и коррекция психических процессов.

· Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Конечной целью коррекционного обучения для детей с ФФНР и ОНР является развитие связной описательно-повествовательной речи, которой ребенок самостоятельно без обучения овладеть не может.

2.2. Планирование образовательной деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Сентябрь, углубленная диагностика, сбор анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления

и обсуждения плана работы, заполнение речевых карт, оформление документации. Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях группы комбинированной направленности, то есть в сетке занятий не предусмотрено

специального времени для проведения подгрупповой деятельности учителя

– логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая форма взаимодействия

Основная цель индивидуальных занятий – в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии. На занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, в словах несложной слоговой структуры.

Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин., частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей (для детей с ФФНР – 2 раза в неделю, для детей с ОНР

– 3 раза). Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыка коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции нарушения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети с одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. На подгрупповые занятия берется 5-6 детей, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20 мин для старшей группы и 25 мин для подготовительной группы.

Учебный год длится девять месяцев (до 1 июня) и условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период – декабрь, январь, февраль

3 период – март, апрель, май.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

2.3.Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

Содержание образовательной деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования.

Содержание логопедической работы с детьми 6-го года жизни с ФФНР и ОНР третьего уровня речевого развития.

Звуки 1 период.Постановка отсутствующих звуков в соответствии с
  данными обследования.
  Закрепление правильного произношения имеющихся звуков
  (а,о,у,и,ы,э,п,ф,м,н,т,к,г,д).
  Выработка дифференцированных движений органов
  артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания.
  Угадывание по беззвучной артикуляции гласных звуков.
Фонематич Развивать способности узнавать и различать неречевые звуки;
еское различать звуки речи по высоте и силе голоса.
восприятие Выделение гласных звуков из ряда других звуков.
  Умение определять гласный звук в начале слова. Определять
  порядок гласных звуков в сочетаниях ау, аиу, первый
  согласный звук в слове (паук); количество звуков и их место в
  сочетаниях (ап, ук).
Формирова Развитие понимания речи: умение вслушиваться в
ние словаря обращенную речь, выделять названия предметов, действий,
и признаков; понимания обобщающего значения слов.
грамматиче Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.
ского строя Практическое усвоение простых способов словообразования:
речи использование существительных с уменьшительно-
  ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  Усвоение некоторых форм словоизменения: окончания
  существительных в В.п., Д.п., Т.п., в ед.ч. и мн.ч., глаголов
  Н.в., окончаний глаголов М.р. и Ж.р. П.в.
  Усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое.
Развитие Овладение навыками составления простых предложений по
связной вопросам, демонстрации действий, по картинке (типа Кто?
речи Что? Что делает? Кому? Чему?).Объединение этих
  предложений в короткий текст.
Звуки 2 период.Продолжить работу по постановке,автоматизации и
  дифференциации звуков в соответствии с данными
  обследования (с-сь, з-зь,б-п, с-ш, з-ж, с-ш-з-ж)
  Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, коротких
  предложений голосом разной интонацией и темпом.
Фонематич Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других
еское звуков, нахождение их в слове.
восприятие Выделение последнего звука в слове (мак), слогообразующего
 

  гласного в односложных словах (мак), анализ и синтез
  прямого слога (СА, СУ).
Формирова Уточнение представлений детей об основных цветах и их
ние словаря оттенках.
и Практическое образование относительных прилагательных с
грамматиче различными значениями соотнесенности.
ского строя Закрепление навыка согласования прилагательных с
  существительными в роде, числе, падеже.
  Употребление предлогов: на,в, из-под.
  Согласование числительных с существительными (пять
  жуков);подбор однокоренных слов(снег – снежинка,
  снеговик).
Развитие Совершенствование навыка ведения диалога, умения
связной самостоятельно задавать вопрос.
речи Сравнение предметов с выделением различных и сходных
  качеств.
  Распространение предложений путем введения однородных
  подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
  Составление простых предложений, коротких рассказов по
  картинке, по серии картин, рассказов описаний, пересказов
  Заучивание простых стихотворений.
Звуки 3 период.Завершение работы по постановке,автоматизации и
  дифференциации звуков в соответствии с данными
  обследования (л, р, л-ль,р-рь, л-р, ч, щ, ч-щ).
  Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.
Фонематич Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление
еское их в предложениях и текстах.
восприятие Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
  Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал – ла, ло-ро).
  Закрепление анализа и синтеза односложных слов типа: лак,
  стол, суп, кот).
  Преобразование слов путем замены первых звуков (лак- бак,
  бок-рок, ток-сок).
  Знакомство со схемой слова. Выделение кружками разного
  цвета гласных и согласных звуков.
Формирова Закрепление навыка пользования приставочными глаголами
ние словаря (машина отъехала от дома, выехала из ворот).
и Закрепление навыка образования относительных прил.
грамматиче Употребление притяжательных прилагательных.
ского строя Образование прилагательных с уменьшительно-
  ласкательными суффиксами –еньк-, -оньк-.
  Подбор слов с противоположным значением (толстый -
  тонкий, короткий – длинный).
  Закрепление навыка согласования прилагательных с сущ.
 

Развитие Составление предложений по вопросам, опорным словам.
связной Распространение предложений.
речи Закрепление навыка употребления сложносочиненных
  предложений с разными придаточными (Миша заплакал,
  потому что он упал, он испугался собаки и т.д.).
  Составление разных типов рассказов; оречевление серии
  выполненных действий.

Содержание логопедической работы с детьми 7-го года жизни с ФФНР и ОНР 3 уровня

Произноше 1 период.Закрепление произношения звуков:а.у,и,о,э,ы,п-
ние пь, к-кь, х-хь, й, т.
  Постановка отсутствующих звуков согласно индивидуальным
  планам.
Развитие Различение на слух всех гласных звуков и согласных т-д-к, к-
фонематиче г-х-т, л-р-рь, с-з-ц-ть-ш-щ.
ского Дифференциация всех правильно произносимых звуков:
восприятия к-х, ль-й, ы-и.
Формирова Практическое употребление:
ние - слов с ласкательными и увеличительными оттенками
лексико- (яблочко, блюдечко, воробышек, волчище, ножища, ручища,
грамматиче сапожище);
ских - глаголов с оттенками значений (переливать, выливать;
категорий подшивать, вышивать, зашивать);
  - прилагательных со значением соотнесенности с продуктами
  питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный
  костюм, фарфоровая чашка),растениями (сосновый лес,
  дубовая роща);
  - сложных слов (хлебороб, листопад,садовод), употребление
  слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса,
  мягкие лапки, шелковая бородушка). Объяснение переносного
  значения слов: золотая осень,золотой ковер, золотые руки.
  Употребление в речи глаголов в разных временных формах,
  отвечающих на вопросы: что делает? что делать? что сделал?
  что будет делать? (копать картофель, печет пироги, пожарил
  блины).
  Практическое использование в речи существительных и
  глаголов в ед.ч. и мн.ч.: улетает(-ют),птица (-ы), дежурный
  (-ые) и т.д.
  Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет
  (оттенки), форму, размер, вкус: кислое яблоко, длинное платье,
  голубое небо, треугольная крыша.
  Подбор однородных прилагательных к существительным,
 

  практическое употребление притяжательных прилагательных
  (медвежья берлога, лисья нора).
Развитие Составление предложений по вопросам, демонстрации
самостояте действий, картине. Распространение предложений
льной однородными членами.
связной Составление рассказов по картине (5-7 предложений); пересказ
речи с изменением времени действий; умение рассказать от имени
  другого действующего лица.
  Составление рассказов описаний овощей и фруктов по
  заданному плану, описание повадок животных и птиц.
  Рассказывание сказок-драматизаций.
Подготовка - Выделение первого ударного звука в слове (Алик, утка,
к анализу окунь); анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи);
звукового - выделение последнего согласного в слове (мак);
состава - анализ и синтез обратного слога типа ап и прямого слога типа
слова са;
  - выделение гласного из положения после согласного под
  ударением (кот);
  - полный звуковой анализ и синтез слова (мак).
Произноше 2 период.Закрепление произношения звуков
ние с,сь,з,зь,ц,т,б,бь,г,гь,ш,л,ль,ж,р,рь.
  Постановка отсутствующих звуков согласно индивидуальным
  планам.
Развитие Различение звуков на слух с-сь, з-зь, ц-т-с, б-бь, п-пь,дь-ть, д-
фонематиче дь-т-ть, ш-с-з-щ, л-ль-р-рь, ж-з-ш.
ского Дифференциация правильно произносимых звуков.
восприятия Преодоление затруднений в произношении и усвоении трех- и
  четырехсложных слов разной структуры (листопад).
Формирова Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.
ние Воспитание навыка словообразования.
лексико- Образование сравнительной степени прилагательных.
грамматиче Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга
ских злится, ветер бушует, лес уснул), многозначности слов (снег
категорий идет, человек идет, часы идут, поезд идет).
  Образование сложных слов (снегопад), родственных слов
  (снег, снеговик, снежок, снежинка).
  Подбор однородных определений (зима снежная, холодная,
  суровая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; дождь
  моросит, шумит, стучит по крыше); усвоение слов с
  противоположным значением (дом высокий, низкий; улица
  длинная, короткая).
  Образование прилагательных типа: одно-,двухэтажный,
  многоэтажный.
  Введение в речь слов, обозначающих материальные качества
 

  людей, оценку их поступков, оттенки их значений (смелый,
  жадный, умный, добрый, трусливый, хитрый, капризный,
  боязливый).
  Закрепление навыка употребления в речи предложений с
  однородными членами. Правильность их согласования.
  Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся
  основой (иду – пошел); глаголов в форме будущего простого и
  сложного времени с частицей –ся и без нее (буду кататься –
  покатаюсь, буду купаться – искупаюсь, буду учиться –
  поучусь).
  Самостоятельное использование предлогов для обозначения
  совместности действия, пространственного расположения
  предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.
Развитие Введение в речь названий профессий и действий, связанных с
самостояте ними.
льной Формирование высказываний в виде небольших рассказов о
связной людях разных профессий.
речи Употребление простых и сложных предложений со значением
  противопоставления (а, но), разделения (или): (Зимой деревья
  голые, а весной появляются листочки. Физкультурники
  выйдут на площадь или на улицу.).
  Употребление целевых, временных и причинных конструкций
  в соответствии с вопросами когда?почему? зачем?
Обучение Деление слов на слоги.
грамоте Построение схем одно-, дву-, трехсложных слов.
  Звуковой анализ и составление схем односложных слов (суп),
  двусложных слов (зубы), односложных слов со стечением
  согласных в начале слова (стол), двусложных слов (мышка).
  Преобразование слов путем замены или добавления звуков
  (сто – стол, сок – сон).
  Знакомство с буквами А, У, М, Ш. Составление схемы из букв.
Произноше 3 период.Закрепление произношения звуковч,щи всех
ние раннее пройденных.
  Постановка, автоматизация и дифференциация звуков,
  согласно индивидуальным планам.
Развитие Различение на слух звуков ч-ть-сь-щ, щ-ч-сь-ш.
фонематиче Дифференциация правильно произносимых звуков: ч-ть, ч-сь,
ского щ-ш, щ-сь.
восприятия Употребление в речи слов сложной слоговой структуры
  (электричество, часовщик) в связи с закреплением
  правильного произношения всех звуков речи.
Формирова Воспитание навыка словообразования:
ние - подбор однородных определений, дополнений, сказуемых
лексико- (дом строят, красят,разрушают; красят – крышу, стену,
 

грамматиче забор, двери); самостоятельная постановка вопросов (весна
ских какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов
категорий антонимов (улица чистая (грязная),широкая (узкая), знакомая
  (незнакомая)).
  - образование сравнительной степени прилагательных (шире,
  уже, грязнее, светлее, чище);
  - образование существительных от глаголов: учить (учитель ,
  ученик), воспитывать (воспитатель), строить (строитель),
  убирать (уборщица) и т.д.
  Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за,
  из-под, выражающих пространственное расположение
  предметов;
  - усвоение согласования числительных с существительным (3
  куклы – 5 кукол, 2 медведя – 5 медведей); прилагательных и
  числительных с существительными (5белых медведей, много
  ловких обезьян).
Развитие Закрепление навыка последовательной передачи содержания
самостояте литературного текста. Использование диалога, выразительной
льной передачи в лицах интонации разных героев.
связной Умение самостоятельно придумывать события,
речи дополнительные эпизоды при составлении рассказа по
  картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета,
  эмоциональной передаче переживаний де

Наши рекомендации