Практические занятия по курсу
«Безопасность жизнедеятельности» для уменьшения рисков при трудоустройстве и работе
Практическое занятие № 1.
Проблемы обеспечения безопасности при обучении,
Трудоустройстве и работе
Время, отведённое на проведение практического занятия, – 2 часа.
Цели практического занятия
1. Изучение проблем обеспечения безопасности студентов в период обучения и поиска работы во внебюджетной сфере.
2. Изучение законодательства Российской Федерации по охране труда женщин и специфики их трудоустройства во внебюджетной сфере.
Задачи практического занятия
1. Ознакомить студентов с возможными опасностями и рисками при поиске работы во внебюджетной сфере без наличия опыта и стажа,
а также необходимых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно работать, принося прибыль работодателю.
2. Ознакомить студентов с правилами подготовки привлекательного резюме и его использования для повышения своей конкурентоспособности при трудоустройстве.
План практического занятия
1. Изучение каждым студентом информации в главах 2, 3 и 6 этого учебно-методического пособия.
2. Скачивание с сайта ТГПУ им. Л.Н. Толстого из раздела «Электронное обучение» (moodle) методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» С. П. Будниковой
и других [1] или использование печатного экземпляра этих методических рекомендаций, взятых в библиотеке. Студентам прежде всего надо прочитать оглавление и главы 9, 11 и 13. При самостоятельной работе дома для выполнения заданий этого практического занятия студентам надо изучить и другие главы этих методических рекомендаций, обращая внимание на проблемы, опасности и риски для соискателей при поисках работы, способы их обмана недобросовестными работодателями и возможности избежать проблем, опасностей и рисков.
3. Выбор желательной сферы деятельности и должности для будущего трудоустройства и ознакомление с требованиями работодателей к соискателям таких должностей, условиями труда и оплаты и т. д., используя сайты по трудоустройству www.hh.ru, www.Работа@mail.ru, www.Job.ru, www.Superjob.ru, www.Rabota.ru/Работа.РФ.
4. Копирование и заполнение в электронном виде инновационной учебно-тренировочной анкеты из приложения 3 этого пособия.
5. Ответы на контрольные вопросы.
4. Методические рекомендации для самостоятельной работы
1. Изучить каждому студенту это учебно-методическое пособие, особенно главы 2, 3, 5 и 6.
2. Скачать с сайта ТГПУ им. Л. Н. Толстого из раздела «Электронное обучение» (moodle) или взять в библиотеке методические рекомендации «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» С. П. Будниковой и других [1].
3. Изучить методические рекомендации [1] и данное учебно-методическое пособие, особо обращая внимание:
– на причины проблем выпускников при трудоустройстве и лучший мировой опыт их решения при целенаправленной подготовке молодежи
к успеху за счет сотрудничества образовательных учреждений и семей (пункты 1.1 и 1.2 главы 1 и главы 9–13 методических рекомендаций [1]
и главы 1–4 этого учебно-методического пособия);
– на проблемы, опасности и риски для соискателей при поисках работы, способы их обмана недобросовестными работодателями и возможности избежать неприятностей (главы 5–11 и 13 методических рекомендаций [1] и главы 2–5 этого учебно-методического пособия);
– на виды собеседований, тестирований и других испытаний при трудоустройстве, особенно во внебюджетной сфере экономики, и правила подготовки к ним (это подробно описано в методических рекомендациях «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] в главе 5 «Собеседования и правила поведения на них», главе 6 «Анкетирование на собеседованиях», главе 7 «Тестирование на собеседованиях» и главе 8 «Головоломки на собеседованиях»);
– на пункты 3.2.1, 5.3.2 этого пособия о многоцелевом тренинге.
4. Использовать сайты по трудоустройству (www.hh.ru («HeadHunter» – работа и вакансии рунета), www.Работа@mail.ru, www.Job.ru, www.Superjob.ru, www.Rabota.ru/Работа.РФ и другие) для:
– ознакомления с описаниями различных должностей в интересующих сферах деятельности и с объявлениями о таких вакансиях;
– выбора будущей сферы деятельности и должностей, представляющих интерес по выполняемым функциям и условиям труда и оплаты;
– оценки требований работодателей к соискателям, предлагаемых условий работы и зарплаты (должностного оклада и премий), их соответствия своим интересам и характеру, возможных рисков и расходов и своей конкурентоспособности при трудоустройстве;
– планирования своей карьеры и доходов с учётом требований работодателей и будущих функций на разных должностях.
5. Создать файл в формате Word, rtf с такими же параметрами страницы, как у этого учебно-методического пособия (чтобы текст
в этом файле имел такой же вид и не искажался), и указать в его названии следующие данные: «Анкета, фамилия и инициалы студента, краткое название факультета, номер группы цифрами», например: «Анкета Иванов Н. К. ФИП 421161».
Скопировать в созданный таким образом файл инновационную учебно-тренировочную анкету из приложения 3 этого учебно-методического пособия, которая состоит из двух частей: часть 1 – «Планы на будущее и самооценка их реальности»; часть 2 – «Исходные данные для разработки проекта индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе».
6. Ответить на вопросы этой учебно-тренировочной анкеты. Причем студенты, желающие работать во внебюджетной сфере, должны при заполнении всех разделов анкеты отвечать на вопросы, касающиеся их реальных возможностей обеспечить большие объемы продаж, «отработать» свою зарплату и приносить прибыль работодателю (чтобы они оценили их). А студенты, решившие работать в бюджетной сфере, могут на такие вопросы не отвечать, так как это им не нужно.
5. Требования к оформлению отчета по работе
Отчет о результатах практического занятия должен включать:
1) заполненную инновационную учебно-тренировочную анкету;
2) ответы на контрольные вопросы.
6. Контрольные вопросы
1. Возможные опасности и риски для студентов и выпускников при поиске ими работы или подработки.
2. Перечислить основные причины, мешающие многим выпускникам вузов очной формы обучения получить привлекательные должности.
3. Как в ведущих зарубежных странах готовят молодежь к успешному трудоустройству и защищают ее от опасностей и рисков?
4. Что из прогрессивного мирового опыта обеспечения мотивации молодежи лучше учиться и целенаправленно готовиться к трудоустройству можно и нужно использовать в России?
5. Каких соискателей фирмы обычно хотят принять на вакантные должности и почему?
6. Что такое дискриминация по гендерному фактору при трудоустройстве, где она имеет место и почему?
7. Перечислить некоторые приемы обмана работодателем соискателей при поисках работы и способы предотвратить это.
8. Почему целенаправленную подготовку к выгодному трудоустройству и к успешной карьере с получением необходимых знаний, практических навыков и опыта желательно начать как можно раньше?
9. Как все заинтересованные студенты могут пройти многоцелевой тренинг и использовать его для повышения качества обучения, конкурентоспособности и безопасности при трудоустройстве и работе?
10. Ваши выводы после изучения в методических рекомендациях «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] глав 5–8 «Собеседования и правила поведения на них», «Анкетирование на собеседованиях», «Тестирование на собеседованиях» и «Головоломки на собеседованиях».
11. Как вы оцениваете свои шансы на получение привлекательной должности с достойной зарплатой в настоящее время? Что необходимо сделать для их реального увеличения к окончанию вуза?
12. Каким образом и с чьей помощью можно не только думать
о «работе мечты», надеясь на счастливый случай, но и готовиться получить ее?
13. Какие выводы вы сделали после изучения методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и заполнения анкеты?
14. Почему каждый студент сможет эффективнее использовать дальнейшую учебу в вузе и избежать при поисках работы многих трудностей, проблем и рисков, если будет: 1) заполнять учебно-тренировочную анкету, советуясь с родителями и обсуждая с ними информацию, приведенную в этом учебно-методическом пособии и в методических рекомендациях «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1]; 2) использовать возможности многоцелевого тренинга?
Практическое занятие № 2.
Разработка индивидуальной целевой программы
повышения качества обучения, безопасности
и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе
Время, отведённое на проведение практического занятия, – 2 часа.
Цели практического занятия
1. Повышение качества обучения, безопасности и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве за счет раннего выбора престижных для них должностей и целенаправленного получения нужных для подготовки привлекательного резюме знаний, практических навыков, умений и опыта при целевой помощи вуза и семей.
2. Обучение студентов правильно разрабатывать и использовать резюме и индивидуальные целевые программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе с учетом их интересов, способностей и желаний.