Экономическая мотивация для получения полезных знаний, практических навыков и опыта работы

Как показали наши исследования, методы воспитания и обучения детей в России и ведущих зарубежных странах принципиально различны, хотя содержание программ основных учебных дисциплин
и материально-техничес­кое обеспечение учебного процесса отличаются несущественно.

В России, когда малыш плачет и кричит на всю улицу, требуя купить ему игрушечную машину, окружающие говорят родителям: «Да купите же вы ему эту машину, чтобы он замолчал!». И часто из ребенка, привыкшего добиваться своего таким образом, вырастает здоровенный эгоист, который теперь требует от семьи купить ему уже настоящую машину и другие дорогостоящие вещи, не считаясь с возможностями старшего поколения.

В ведущих зарубежных странах в похожей ситуации родители внушают ребенку: «Тебе необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем суметь зарабатывать столько денег, чтобы их хватило на покупку хороших настоящих машин, которые ты выберешь».

Используя Интернет, которым они обычно хорошо владеют с самого детства, многие дети в ведущих странах мира по совету родителей очень рано выбирают: 1 – желательные для себя будущие сферы деятельности и конкретные должности, которые соответствуют их
интерсам, способностям и финансовым запросам; 2 – конкретную информацию о том, какие именно знания и практические навыки они должны обязательно получить уже во время учебы в школах и высших учебных заведениях, чтобы освоить выбранную профессию и получать привлекательные должности, на которых можно зарабатывать столько, сколько они хотят, сделать карьеру за счет ее целевого планирования.

Более того, отсутствие у школьников в ведущих странах Запад­ной Европы и в США уже к восьмому классу не только четкого вы­бора будущей профессии и желательных должнос­тей, но и конкретной
индивидуальной целевой программы повышения кон­куренто­способ­ности, часто бывает причиной отри­ца­тельного от­ношения со стороны не только учителей и родителей, но и многих одноклассников (им дают презрительную кличку «лузер», не хотят дружить и т. д., то есть сверст­ники сами в весьма жесткой форме максимально стимулируют друг друга к более раннему и конкретному профессиональному выбору и более целенаправленной учебе). Для помощи школьникам в правильном выборе будущей сферы дея­тельности и конкретных должностей, а также для планирования их це­ленаправленной подготовки
к получению таких должностей использу­ются более сложные анкеты, чем учебно-тренировочная анкета, приве­денная ниже в данном учебно-методическом пособии в приложении 3.

Поэтому учителя и родители, используя подобные анкеты и объявления о вакансиях на различных сайтах по трудоустройству в сети Интернет, помогают школьникам гораздо раньше определить: 1 – какие знания, практические навыки и умения им надо приобрести до трудоустройства, чтобы получить выбранные должности, на которых они добьются желаемого уровня зарплаты; 2 – на какие дисциплины надо обратить особое внимание при учебе.

Такая ранняя ориентация детей на целенаправленную подготовку к зарабатыванию денег ранее критиковалась в Советском Союзе, что и было правильным в условиях, когда зарплаты у всех мало отличались. Но в условиях рыночной экономики такой опыт может быть полезен, так как:

1) при трудоустройстве выпускников, особенно во внебюджетной сфере, работодатели прежде всего оценивают их готовность быстро начать «отрабатывать» свою зарплату и приносить доход, особенно при прямых продажах, так как платить за работу можно лишь за счет этого;

2) как показало анкетирование студентов III курса, все хотят сразу много зарабатывать, но не представляют, за счет чего именно;

3) такой подход будет полезен и всем будущим учителям для оценки возможностей законно повышать свой будущий доход и для мотивации обучаемых усерднее учиться, чтобы затем лучше жить;

4) это облегчит разработку и выполнение студентами при участии и поддержке их семей индивидуальных целевых программ повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4);

5) заработная плата, получаемая по итогам собеседований соискателями одинаковых должностей, может различаться в полтора-два раза и более при выполнении ими одинаковых функций в одной и той же фирме, причем в дальнейшем добиться от работодателя повышения своей зарплаты обычно бывает очень трудно и мало кому удается [24]. Поэтому при трудоустройстве необходимо сразу добиваться максимально возможной зарплаты, убедительно продемонстрировав работодателю наличие важных для него знаний, практических навыков
и умений, чтобы впоследствие не получать гораздо меньшую зарплату по сравнению со своими коллегами. Для приобретения таких знаний, навыков и умений надо максимально использовать потенциал вуза
и своей семьи, в чем реально поможет новый многоцелевой тренинг.

Это позволит предоставить заинтересованным студентам ТГПУ им. Л. Н. Толстого уни­кальные воз­можности целенаправленно повысить за годы обучения конкурентоспо­собность при трудоустройстве на привлекательные для них должности в системе образова­ния и во внебюджетной сфере эконо­мики за счет выполнения следующих последовательных действий, используя советы данного учебно-методического пособия и методических рекомендаций [1].

Первый обязательный для всех этап (на практических занятиях):

1 – заполнение учебно-тренировочной анкеты (приложение 3), чтобы выбрать будущую сферу деятельности и желательные должности, узнать об основных требованиях работодателей к соискателям
и реально оценить свою конкурентоспособность в настоящее время;

2 – разработка по прилагаемым образцам (приложение 1) вариантов резюме в настоящее время и желательного к получению диплома;

3 – разработка каждым студентом проекта индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4).

Второй этап – целенаправленное повышение студентами своей конкурентоспособности при трудоустройстве на выбранные ими должности во время дальнейшего обучения для получения важных для работодателей знаний, практических навыков, умений и опыта и подготовки хороших резюме и портфолио, причем лучшие результаты будут при использовании многоцелевого тренинга.

Однако в связи с описанными выше особенностями поколения «Y», к которому психологи относят нынешних студентов, необходимо понимать, что правильно использовать лучший мировой опыт подго­товки детей к успеху и карьере и разработанный в ТГПУ им. Л. Н. Толстого новый организационно-экономи­ческий метод и многоцеле­вой тренинг, описанныйв пунктах 3.2.1 и 5.3.2,можно лишь в слу­чае, если семьи помогут студентам: 1) разработать привлекательные для работодателей резюме, желательные к окончанию вуза, и индивидуальные целевые программы подготовки к трудоустройству с учетом их планов и способностей, используя многовариантные образцы приложения
1 (по образцу любого из вариантов Б); 2) неуклонно выполнять эту программу при дальнейшем обучении.

Это поможет заинтересованным в лучшем трудоустройстве студентам любых факультетов и специальностей реализовать свои планы и получить интересную «работу мечты» с достойной зарплатой.
Глава 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД
повышения качества ОБУЧЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВКИ
К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

3.1. Необходимость комплексного повышения
качества обучения, профориентации и подготовки
к трудоустройству

3.1.1. Причины успешной подготовки студентов
знаменитых зарубежных вузов к трудоустройству
и карьере

Как уже показано в первой главе, в ряде ведущих стран Западной Европы и в США повышение качества обучения молодежи, ее подготовки к трудоустройству на выбранных должностях и успешной карье­ре школы и вузы обеспечивают без дополнительных финансовых затрат на основе:

– ясного понимания школьниками уже к восьмому классу, кем они хотят стать, сколько зарабатывать и какие предметы должны изучать для получения необходимых для удачного трудоустройства знаний, практических навыков и привлекательного резюме;

– наличия индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности во время учебы в школе и вузе;

– эффективных в условиях рыночной экономики форм сотрудничества родителей со школами для подготовки детей к успеху.

В результате этого студенты знаменитых зарубежных университетов (Кембриджского и Лидского университетов Великобритании и некоторых других) не испытавают проблем с хорошим трудоустройством в любых странах, особенно при помощи своего вуза (что обеспечивают кафедры с использованием ассоциаций выпускников), так как они сразу демонстрируют потенциальным работодателям
в резюме и на собеседованиях свои возможности увеличить объемы продаж их продукции и услуг и договариваются о максимально возможной оплате своей будущей работы.

3.1.2. Возможности комплексно улучшить
профориентацию, обучение и подготовку
к трудоустройству и карьере

Как показал проведенный нами анализ, профориентация в российских школах, колледжах и вузах пока менее эффективна и конкретна, чем за рубежом. Российская молодежь гораздо позже начинает подготовку к трудоустройству. Это не позволяет ей максимально использовать возможности для получения необходимых знаний, практических навыков и умений уже во время изучения ряда дисциплин.

Поэтому в России делаются попытки использовать новые формы профориентационной работы за счет долгосрочного сотрудничества коммерческих структур с учебными заведениями в целях привлечения молодых людей к работе еще на стадии обучения, оценки их профессиональных способ­ностей, успешной адаптации в коллективе и освоения оргкультуры ор­ганизации, что помогает студентам осознанно выбрать профессию и и место работы [12].

В статье А. М. Казакова [12] описаны следующие этапы, особенности и виды профориентационной работы в вузах и колледжах города Екатеринбурга, которая ведется на всех ступенях обучения по специальности «Фармация» в целях создания системы профориентации учащихся через учебную и внеучебную деятельность. Финансирование данной программы профориентационной работы на общий срок 5 лет осуществляется за счет средств, выделяемых сетью аптек ООО «Источник здоровья» для создания конкурентного преимущества при заполнении рабочих мест фармацевтов.

Первый этап

Профориентационная работа на I курсе вуза.

Особенности

На первом курсе у учащихся не сформировано четкое представление о профессии. Ведущая деятельность – учебная.

Студентами руководит интерес, любознательность, стремление добиться одобрения. Учащиеся должны осознать значимость и целесообразность своей учебной деятельности в освоении профессии фармацевта.

Наши рекомендации