Экономическая мотивация для получения полезных знаний, практических навыков и опыта работы
Как показали наши исследования, методы воспитания и обучения детей в России и ведущих зарубежных странах принципиально различны, хотя содержание программ основных учебных дисциплин
и материально-техническое обеспечение учебного процесса отличаются несущественно.
В России, когда малыш плачет и кричит на всю улицу, требуя купить ему игрушечную машину, окружающие говорят родителям: «Да купите же вы ему эту машину, чтобы он замолчал!». И часто из ребенка, привыкшего добиваться своего таким образом, вырастает здоровенный эгоист, который теперь требует от семьи купить ему уже настоящую машину и другие дорогостоящие вещи, не считаясь с возможностями старшего поколения.
В ведущих зарубежных странах в похожей ситуации родители внушают ребенку: «Тебе необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем суметь зарабатывать столько денег, чтобы их хватило на покупку хороших настоящих машин, которые ты выберешь».
Используя Интернет, которым они обычно хорошо владеют с самого детства, многие дети в ведущих странах мира по совету родителей очень рано выбирают: 1 – желательные для себя будущие сферы деятельности и конкретные должности, которые соответствуют их
интерсам, способностям и финансовым запросам; 2 – конкретную информацию о том, какие именно знания и практические навыки они должны обязательно получить уже во время учебы в школах и высших учебных заведениях, чтобы освоить выбранную профессию и получать привлекательные должности, на которых можно зарабатывать столько, сколько они хотят, сделать карьеру за счет ее целевого планирования.
Более того, отсутствие у школьников в ведущих странах Западной Европы и в США уже к восьмому классу не только четкого выбора будущей профессии и желательных должностей, но и конкретной
индивидуальной целевой программы повышения конкурентоспособности, часто бывает причиной отрицательного отношения со стороны не только учителей и родителей, но и многих одноклассников (им дают презрительную кличку «лузер», не хотят дружить и т. д., то есть сверстники сами в весьма жесткой форме максимально стимулируют друг друга к более раннему и конкретному профессиональному выбору и более целенаправленной учебе). Для помощи школьникам в правильном выборе будущей сферы деятельности и конкретных должностей, а также для планирования их целенаправленной подготовки
к получению таких должностей используются более сложные анкеты, чем учебно-тренировочная анкета, приведенная ниже в данном учебно-методическом пособии в приложении 3.
Поэтому учителя и родители, используя подобные анкеты и объявления о вакансиях на различных сайтах по трудоустройству в сети Интернет, помогают школьникам гораздо раньше определить: 1 – какие знания, практические навыки и умения им надо приобрести до трудоустройства, чтобы получить выбранные должности, на которых они добьются желаемого уровня зарплаты; 2 – на какие дисциплины надо обратить особое внимание при учебе.
Такая ранняя ориентация детей на целенаправленную подготовку к зарабатыванию денег ранее критиковалась в Советском Союзе, что и было правильным в условиях, когда зарплаты у всех мало отличались. Но в условиях рыночной экономики такой опыт может быть полезен, так как:
1) при трудоустройстве выпускников, особенно во внебюджетной сфере, работодатели прежде всего оценивают их готовность быстро начать «отрабатывать» свою зарплату и приносить доход, особенно при прямых продажах, так как платить за работу можно лишь за счет этого;
2) как показало анкетирование студентов III курса, все хотят сразу много зарабатывать, но не представляют, за счет чего именно;
3) такой подход будет полезен и всем будущим учителям для оценки возможностей законно повышать свой будущий доход и для мотивации обучаемых усерднее учиться, чтобы затем лучше жить;
4) это облегчит разработку и выполнение студентами при участии и поддержке их семей индивидуальных целевых программ повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4);
5) заработная плата, получаемая по итогам собеседований соискателями одинаковых должностей, может различаться в полтора-два раза и более при выполнении ими одинаковых функций в одной и той же фирме, причем в дальнейшем добиться от работодателя повышения своей зарплаты обычно бывает очень трудно и мало кому удается [24]. Поэтому при трудоустройстве необходимо сразу добиваться максимально возможной зарплаты, убедительно продемонстрировав работодателю наличие важных для него знаний, практических навыков
и умений, чтобы впоследствие не получать гораздо меньшую зарплату по сравнению со своими коллегами. Для приобретения таких знаний, навыков и умений надо максимально использовать потенциал вуза
и своей семьи, в чем реально поможет новый многоцелевой тренинг.
Это позволит предоставить заинтересованным студентам ТГПУ им. Л. Н. Толстого уникальные возможности целенаправленно повысить за годы обучения конкурентоспособность при трудоустройстве на привлекательные для них должности в системе образования и во внебюджетной сфере экономики за счет выполнения следующих последовательных действий, используя советы данного учебно-методического пособия и методических рекомендаций [1].
Первый обязательный для всех этап (на практических занятиях):
1 – заполнение учебно-тренировочной анкеты (приложение 3), чтобы выбрать будущую сферу деятельности и желательные должности, узнать об основных требованиях работодателей к соискателям
и реально оценить свою конкурентоспособность в настоящее время;
2 – разработка по прилагаемым образцам (приложение 1) вариантов резюме в настоящее время и желательного к получению диплома;
3 – разработка каждым студентом проекта индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4).
Второй этап – целенаправленное повышение студентами своей конкурентоспособности при трудоустройстве на выбранные ими должности во время дальнейшего обучения для получения важных для работодателей знаний, практических навыков, умений и опыта и подготовки хороших резюме и портфолио, причем лучшие результаты будут при использовании многоцелевого тренинга.
Однако в связи с описанными выше особенностями поколения «Y», к которому психологи относят нынешних студентов, необходимо понимать, что правильно использовать лучший мировой опыт подготовки детей к успеху и карьере и разработанный в ТГПУ им. Л. Н. Толстого новый организационно-экономический метод и многоцелевой тренинг, описанныйв пунктах 3.2.1 и 5.3.2,можно лишь в случае, если семьи помогут студентам: 1) разработать привлекательные для работодателей резюме, желательные к окончанию вуза, и индивидуальные целевые программы подготовки к трудоустройству с учетом их планов и способностей, используя многовариантные образцы приложения
1 (по образцу любого из вариантов Б); 2) неуклонно выполнять эту программу при дальнейшем обучении.
Это поможет заинтересованным в лучшем трудоустройстве студентам любых факультетов и специальностей реализовать свои планы и получить интересную «работу мечты» с достойной зарплатой.
Глава 3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД
повышения качества ОБУЧЕНИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВКИ
К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
3.1. Необходимость комплексного повышения
качества обучения, профориентации и подготовки
к трудоустройству
3.1.1. Причины успешной подготовки студентов
знаменитых зарубежных вузов к трудоустройству
и карьере
Как уже показано в первой главе, в ряде ведущих стран Западной Европы и в США повышение качества обучения молодежи, ее подготовки к трудоустройству на выбранных должностях и успешной карьере школы и вузы обеспечивают без дополнительных финансовых затрат на основе:
– ясного понимания школьниками уже к восьмому классу, кем они хотят стать, сколько зарабатывать и какие предметы должны изучать для получения необходимых для удачного трудоустройства знаний, практических навыков и привлекательного резюме;
– наличия индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности во время учебы в школе и вузе;
– эффективных в условиях рыночной экономики форм сотрудничества родителей со школами для подготовки детей к успеху.
В результате этого студенты знаменитых зарубежных университетов (Кембриджского и Лидского университетов Великобритании и некоторых других) не испытавают проблем с хорошим трудоустройством в любых странах, особенно при помощи своего вуза (что обеспечивают кафедры с использованием ассоциаций выпускников), так как они сразу демонстрируют потенциальным работодателям
в резюме и на собеседованиях свои возможности увеличить объемы продаж их продукции и услуг и договариваются о максимально возможной оплате своей будущей работы.
3.1.2. Возможности комплексно улучшить
профориентацию, обучение и подготовку
к трудоустройству и карьере
Как показал проведенный нами анализ, профориентация в российских школах, колледжах и вузах пока менее эффективна и конкретна, чем за рубежом. Российская молодежь гораздо позже начинает подготовку к трудоустройству. Это не позволяет ей максимально использовать возможности для получения необходимых знаний, практических навыков и умений уже во время изучения ряда дисциплин.
Поэтому в России делаются попытки использовать новые формы профориентационной работы за счет долгосрочного сотрудничества коммерческих структур с учебными заведениями в целях привлечения молодых людей к работе еще на стадии обучения, оценки их профессиональных способностей, успешной адаптации в коллективе и освоения оргкультуры организации, что помогает студентам осознанно выбрать профессию и и место работы [12].
В статье А. М. Казакова [12] описаны следующие этапы, особенности и виды профориентационной работы в вузах и колледжах города Екатеринбурга, которая ведется на всех ступенях обучения по специальности «Фармация» в целях создания системы профориентации учащихся через учебную и внеучебную деятельность. Финансирование данной программы профориентационной работы на общий срок 5 лет осуществляется за счет средств, выделяемых сетью аптек ООО «Источник здоровья» для создания конкурентного преимущества при заполнении рабочих мест фармацевтов.
Первый этап
Профориентационная работа на I курсе вуза.
Особенности
На первом курсе у учащихся не сформировано четкое представление о профессии. Ведущая деятельность – учебная.
Студентами руководит интерес, любознательность, стремление добиться одобрения. Учащиеся должны осознать значимость и целесообразность своей учебной деятельности в освоении профессии фармацевта.