Как в ведущих странах фирмы и семьи помогают молодежи начать профессиональную деятельность
При рыночной экономике, когда абсолютное большинство хозяйственных субъектов являются частными фирмами (ОАО, ООО
и т.п.), главная цель которых в соответствии с их учредительными документами – получение прибыли, выпускникам вузов трудно найти более привлекательную работу, чем продажа товаров и услуг (включая образовательные из-за коммерциализации системы образования).
Особенно затрудняют официальное трудоустройство выпускников:
– отсутствие стажа и опыта работы на таких же должностях;
– отсутствие навыка зарабатывать деньги, в том числе при прямых продажах, а следовательно – и неспособность быстро «отрабатывать» свою зарплату;
– неумение показать работодателям преимущества полученного образования;
– невозможность заполнить все разделы резюме важной для работодателя информацией, доказывающей готовность успешно работать.
Вышеизложенное доказывает, что лучший способ повысить качество обучения студентов-очников с учетом законов рыночной экономики – это создать условия для их работы по специальности.
Но традиционными методами обеспечить это очень трудно, так как:
– многие работодатели в реальном секторе экономики используют студентов как дешевую рабочую силу на мало полезных для них работах;
– работодателей интересуют опытные работники, способные сразу приносить выгоду;
– студентам очень трудно самостоятельно определить, какая работа наиболее полезна для их дальнейшей учебы и повышения конкурентоспособности после вуза.
1.3.5. Необходимость использования в России
лучшего мирового опыта подготовки молодежи к успеху
Переход России от плановой экономики к рыночной без системы ознакомления населения с ее основными законами и методами их правильного использования для уменьшения рисков и затрат создает (особенно для молодежи) ряд проблем, которых можно избежать, используя результаты анализа авторами этого учебно-методического пособия попыток трудоустройства многих студентов [1–2, 22–35, 38–48].
Во-первых, подавляющее большинство предприятий в России являются частными и их главная цель – получение наибольшей прибыли. Поэтому их владельцы не заинтересованы учить новичков и стремятся найти специалистов, уже имеющих успешный практический опыт и стаж работы на таких должностях и способных быстро освоить специфику работы на новом месте. Такие требования работодателей резко снижает возможности трудоустройства еще не работавших выпускников вузов на лучшие места.
Во-вторых, как правило, работодатели предъявляют к соискателям привлекательных для выпускников должностей такие требования.
1. Наличие высшего образования (желательно по данной или близкой специальности), причем крупные фирмы предпочитают выпускников ведущих государственных вузов, особенно дневной формы обучения, и обычно требуют предоставить вместе с дипломом приложение к нему, в котором указаны изучавшиеся предметы.
2. Наличие документов о повышении квалификации (они понимают под этим наличие сертификатов, дипломов и других документов по конкретной тематике предстоящей работы, например «Увеличение продаж», «Работа с трудными покупателями» и т. д.).
3. Наличие опыта работы на такой же или аналогичной должности в течение долгого времени (обычно не менее 2–3 лет, причем в резюме необходимо перечислить основные выполняемые функции и виды работы, а на всех собеседованиях прежде всего тщательно проверяют готовность соискателей выполнять их на новой должности);
4. Готовность повысить объемы продаж фирмы за счет наличия собственных баз данных клиентов, личных связей соискателя и т. д.
В-третьих, в большинстве предлагаемых вакансий оклады низкие, но обещают премии и бонусы при условии выполнения и перевыполнения плана продаж. Очень часто работодатели предлагают соискателям самостоятельно искать новых покупателей их товаров (часто методом «холодных звонков», выбирая телефоны из справочников).
В-четвертых, многие фирмы и индивидуальные предприниматели предлагают соискателям продавать разные товары вообще без выплаты фиксированного оклада и без компенсации затрат, обещая заплатить им несколько процентов от стоимости проданного товара.
В-пятых, многие фирмы предлагают принять участие в сетевом маркетинге. Обычно по ряду объективных причин это не дает выпускникам большого дохода и полезного опыта. Поэтому сетевой маркетинг для большинства студентов – напрасная трата средств и времени.
Очевидно, что большинство выпускников, обучавшихся в соответствии с государственными образовательными стандартами лишь традиционными методами, не могут выполнить многие из описанных выше требований работодателей и получить привлекательную работу.
Другим препятствием для трудоустройства выпускников вузов является то, что для получения заветной должности надо иметь много определенных практических навыков и теоретических знаний по тематике работы фирмы, которые нельзя получить в вузах при традиционном обучении даже на коммерческой основе.
В итоге привлекательную работу многим выпускникам трудно получить и в дальнейшем из-за отсутствия опыта и стажа.
Таким образом, к актуальным проблемам молодежи можно отнести:
1) невозможность трудоустройства и обеспечения достойного уровня жизни выпускников вузов, от которых работодатели зачастую требуют наличия навыков, практического опыта и стажа работы по продаже разных товаров и услуг (причем из-за коммерциализации системы образования стали актуальными и задачи рекламы и продажи образовательных
услуг для улучшения внебюджетного финансирования школ и вузов);
2) неумение большинства российских семей планировать и обеспечивать трудоустройство детей на привлекательные должности за счет своевременного использования возможностей школы, вуза и семьи, хотя в ведущих странах Западной Европы и в США именно это является основой подготовки молодежи к успешной жизни;
3) случаи обмана юношей и девушек при попытках найти работу, предложение им низкооплачиваемых работ с вредными и опасными условиями труда, а нередко – без договора и без социальной защиты.
Хотя ситуация на рынке труда при рыночной экономике изменилась, трудоустройство выпускников на привлекательные для них должности осложняет то, что в России по-прежнему:
1) все усилия школьников направлены на поступление в вузы, причем выбор многими абитуриентами своей будущей специальности – это результат случайных факторов, и они плохо представляют себе будущую работу и карьеру;
2) согласно опросам большинство студентов, желающих работать во внебюджетной сфере, не представляют будущую работу и поэтому не готовятся к ней целенаправленно;
3) обычно студенты откладывают поиск будущего места работы во внебюджетной сфере на последний момент, используя все возможные знакомства и связи, и в итоге многие не могут быстро получить привлекательные должности, так как:
– заработная плата работникам выплачивается из прибыли и редко превышает 20–30 % от ее величины (из-за уплаты налогов, затрат на обеспечение хозяйственной деятельности фирмы и прибыли), поэтому на работу фирмы принимают умеющих приносить прибыль сразу;
– обычно во внебюджетной сфере экономики должностные оклады (то есть гарантированная часть ежемесячной зарплаты) гораздо ниже обещанного в объявлениях уровня зарплаты, которую в действительности можно иметь, лишь выполнив весьма напряженные планы.
Для предотвращения возможных проблем и рисков при поисках хорошей работы студентам надо как можно раньше повышать свою конкурентоспособность. Но практика показала, что по ряду объективных причин (занятость выполнением заданий по всем предметам, недостаточная настойчивость в достижении поставленной цели, невозможность без посторонней помощи получить при учебе важные для работодателей навыки и опыт работы и т. д.) подавляющее большинство студентов не могут сделать это сами, даже если хотят этого.
Выводы по первой главе
1. В условиях рыночной экономики многим выпускникам трудно получить привлекательные должности при трудоустройстве. Это вызвано рядом объективных причин, важнейшими из которых являются:
– акционирование (приватизация) абсолютного большинства работающих в России хозяйственных субъектов и развитие различных форм предпринимательства, в результате чего их главной целью согласно их уставам является получение прибыли;
– отбор среди соискателей людей, способных быстро освоиться на новом месте и начать приносить им прибыль, что предполагает наличие опыта работы;
– отсутствие у студентов очной формы обучения реальных возможностей получить к окончанию университета требуемые работодателями знания, практические навыки и опыт работы;
– поздний выбор будущих должностей, в результате чего молодые люди учились, не зная конкретных требований работодателей и не готовясь целенаправленно к их выполнению.
2. Важное значение для улучшения обучения студентов, их конкурентоспособности при трудоустройстве и карьеры имеют:
– ранний и правильный выбор ими желательных должностей, чтобы лучше использовать учебу для подготовки к их получению;
– повышение мотивации изучать предметы, необходимые для получения выбранных должностей, приобретение знаний и навыков
с учетом своих интересов и способностей;
– ясное понимание каждым студентом, какое именно резюме ему нужно иметь для повышения шансов получить нужную должность.
3. Мировая практика показала, что самым эффективным и малозатратным способом подготовки молодежи к успешному будущему является разработка и реализация с использованием потенциала вуза и семьи индивидуальных целевых программ, максимально учитывающих интересы и способности студентов и позволяющих быстро
и при минимуме расходов проверить свои способности, интерес
к разным видам деятельности и сделать правильный профессиональный выбор. Помочь молодым людям в этом можно за счет многоцелевого тренинга, который описан в пунктах 3.2.1 и 5.3.2.
Глава 2
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
И ОХРАНЫ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ,
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
2.1. Проблемы при устройстве выпускников
на работу
Проблема трудоустройства выпускников дневной формы обучения, большинство из которых к моменту получения диплома не имеет опыта и стажа работы по специальности, очень актуальна. Как показало проводившееся 2 года анкетирование молодых людей III курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого очной формы обучения [38], реально помочь студентам получить хорошую работу могут не более 10–15 % семей,
а многие родители считают, что целенаправленно готовить детей
к трудоустройству должны школы и вузы.
Лучший способ обеспечить себе достойные условия труда во внебюджетной сфере при рыночной экономике – это устроиться на работу официально, так как в этом случае работодатель заинтересован избегать несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников, имеющих трудовые договора, чтобы не нести за это ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Официальный прием на работу любого работника требует от работодателя больших расходов и грозит ему серьезной ответственностью:
1) надо платить все налоги и страховые взносы с каждого официально выплачиваемого работнику рубля в качестве заработной платы;
2) соблюдение действующих нормативных требований по охране труда обходится работодателям очень дорого и резко снижает рентабельность работы любой фирмы, предприятия;
3) нельзя платить по трудовому договору меньше установленной законом заработной платы (во внебюджетной сфере Тульской области установлен минимальный размер заработной платы 12 тысяч рублей);
4) в случае вины в несчастных случаях и профессиональных
заболеваниях работников работодателю грозят строгая ответственность (вплоть до длительного реального тюремного срока) и большой ущерб;
5) описанное ниже в пункте 2.2 предоставление установленных законом многочисленных льгот беременным и женщинам, имеющим детей до определенного возраста, также обходится работодателям дорого.
С 2015 года ответственность работодателей резко усилена [78]:
1) нарушающих трудовое законодательство ожидают новые штрафы от 5 тысяч до 200 тысяч рублей;
2) наказать начальника могут не только за уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора, но и за:
– нарушение государственных нормативов охраны труда, порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
– допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний правил охраны труда;
– необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
– невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания по исправлению обнаруженных недостатков;
3) самые суровые штрафы для ответственных лиц и компаний предусмотрены за повторные нарушения.
Поэтому выпускникам без опыта и стажа работы труднее получить официальную работу у индивидуальных предпринимателей,
которые стремятся избегать таких расходов и ответственности. Да
и перспективы сделать успешную карьеру в небольших фирмах у выпускников обычно хуже, чем в крупных компаниях.
В связи с этим выпускникам, особенно девушкам, которые не хотят работать в системе образования, лучше целенаправленно готовиться к получению привлекательных должностей в крупных компаниях, что позволит им избежать многих проблем и сразу получить работу с хорошими условиями труда и достойной зарплатой. Однако требования к соискателям лучших должностей обычно очень высокие и на каждую из них претендуют многие кандидаты, в том числе
и имеющие опыт, большой стаж работы на аналогичных должностях и отличное резюме [1]. Поэтому шансы превзойти всех других соискателей таких привлекательных должностей, у выпускников, и особенно у выпускниц, часто невелики, если они не готовились к этому заранее. Кроме того, часто работодатели требуют, чтобы соискатели имели стаж работы от одного года до трех лет.
Еще одним преимуществом поиска работы в бюджетной сфере и в самых крупных компаниях, которые имеют филиалы во многих регионах, является то, что в них нет дискриминации женщин по гендерному фактору, так как деньги на оплату положенных им льгот выделяются из соответствующих бюджетов или головной компанией.
2.2. Проблемы трудоустройства
и охраны труда женщин во внебюджетной сфере
и возможности их решения
Исследования одного из самых известных порталов по трудоустройству HeadHunter www.hh.ru [73] показали, что:
– беременные и женщины, имеющие детей до определенного возраста, особенно малолетних и детей-инвалидов, хорошо защищены от увольнения и имеют многочисленные льготы, а почти все связанные
с их обеспечением финансовые затраты обязаны нести работодатели;
– девушкам и женщинам детородного возраста гораздо труднее получить официальную работу во внебюджетных хозяйственных субъектах, которые стремятся избежать предоставления им всех льгот, положенных по закону, и связанных с этим затрат, ограничений и проблем.
Эту ситуацию отражает шутка: «Работодатели хотели бы найти 20-летних девушек с двумя высшими образованиями и взрослыми детьми».
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются особые условия труда женщин, которые рассматриваются в главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [71] и приведены ниже.
1. Запрещено применять труд женщин на работах, связанных
с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253 ТК РФ) [71]. Постановлением Правительства РФ запрещена работа женщин более чем по 400 специальностям.
2. Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному
и бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ) [71].
3. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничена работа женщин, предельно допустимые нормы нагрузок для них при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 253 ТК РФ) [71].
4. Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ст. 259 ТК РФ) [71].
5. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факто-ров, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования
в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 254 ТК РФ) [71].
6. Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются
отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70
(в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (статья 255 ТК РФ) [71].
7. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ) [71].
8. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ) [71].
9. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ) [71].
10. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. По заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)
(ст. 256 ТК РФ) [71].
11. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления
в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ) [71]. Такие же гарантии предоставляются также матерям, воспитывающим без супруга детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ) [71].
12. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора (ст. 261 ТК РФ) [71] являются следующими.
Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с беременной женщиной нельзя, кроме случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать об окончании беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять
с учетом ее состояния здоровья. И работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 261 ТК РФ [71] расторжение трудового договора
с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1. ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ) [71].
13. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 262 ТК РФ) [71].
14. Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК РФ) [71].
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» [70].
Работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), указанных в перечне, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.
Не удивительно, что все эти ограничения устраивают далеко не каждого работодателя.
Поэтому исследования [1–2, 74] показали следующее.
Женщинам в процессе поиска работы часто задают вопросы об их личной жизни, поэтому многие соискательницы считают, что некоторые семейные обстоятельства могут стать поводом для отказа в приеме на работу. Объективность этих подозрений подтверждает опрос
Национального союза кадровиков, проведенный в 2006 году. В ходе этого исследования были выявлены три группы работников, наименее желательных для работодателей во внебюджетной сфере экономики:
1) бездетные женщины в первые два года после заключения брака;
2) матери-одиночки; 3) разведенные женщины с двумя и более детьми.
В 84 % случаев кандидатам из перечисленных категорий откажут под благовидным предлогом; 9 % менеджеров по персоналу готовы рассматривать претенденток из данного списка лишь при условии,
если их опыт и уровень знаний на порядок выше, чем у других кандидатов. И лишь 7 % опрошенных безразлично семейное положение женщин и наличие у них несовершеннолетних детей.
В последние несколько лет сомнения кадровиков стали вызывать девушки старше 25 лет. Это происходит потому, что за последние двадцать лет значительно увеличилось количество гражданских браков,
в которых в настоящее время рождается около 30 % детей. Особенно тяжело найти хорошую работу замужним, но бездетным женщинам.
Дискриминации при поиске работы также подвергаются женщины с детьми дошкольного возраста и матери-одиночки.
Впрочем, все не так страшно, как кажется. Ведь конечный результат переговоров во многом зависит от поведения, знаний и опыта кандидата. Но любой выпускнице очень важно на первом же собеседовании продемонстрировать потенциальному работодателю наличие лучших знаний, навыков и опыта, чтобы выбрали именно ее.
По данным исследования, проведенного порталом HeadHunter www.hh.ru в 2011 году [74], лишь 17 % представителей отделов кадров московских компаний не пригласят на собеседование женщину, которая в скором времени может уйти в декрет или имеет маленького ребенка. К счастью, анкеты большинства работных сайтов не содержат обязательных граф «семейное положение» и «наличие детей». Задав же подобные вопросы по телефону, кадровик может подставить себя
и свою компанию под серьезные штрафы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 162-ФЗ [66]. Поэтому на первичное собеседование соискательницы обычно попадают без особых проблем. Сложнее бывает получить приглашение на следующую встречу. Но, как правило, большинство неудобных вопросов, задаваемых кадровиками, стандартны, и вполне можно заранее найти на них подходящие ответы [1].
Бывает, что работодатель, сомневаясь в честности кандидатки, предлагает ей написать заявление об уходе с открытой датой или заключить письменное соглашение о том, что она воздержится от рождения ребенка в течение определенного времени. Разумеется, подобные действия лежат вне правового поля. Написание заявления об увольнении еще не лишает работника права передумать. Его легко отозвать с помощью заказного письма на имя организации с описью вложения, которое потом можно будет использовать в качестве доказательства в суде. Следует помнить, что статья 261 Трудового кодекса [67] содержит запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, находящимися в положении, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Астатья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации [72] за увольнение беременных женщин предусматривает и уголовную ответственность.
Если вы подходите и готовы работать в соответствии с оговоренными условиями, во многих крупных и известных компаниях примут вас вне зависимости от факта замужества и количества детей.
Другое дело, если должность, на которую вы претендуете, в компании единственная или в отделе уже несколько сотрудниц находится в отпуске по уходу за ребенком. Понятно, что в таком случае у вас будет гораздо меньше шансов получить предложение о работе.
Некоторым женщинам кажется, что если они снизят желаемый уровень заработной платы, поиск работы пойдет быстрее. С одной стороны, это правильно, и в более низкой «ценовой категории» вы будете конкурировать с менее опытными кандидатами. С другой – получите работу, условия которой вас сразу не устраивают и, скорее всего, все равно через некоторое время вы ее смените. Вместо этого старайтесь убедить работодателя, что наличие ребенка не влияет на качество вашей работы. К тому же теперь у вас есть стимул зарабатывать еще больше, а если вы еще и мать-одиночка, то вообще являетесь единственным кормильцем в семье. Такая мотивация будет только в вашу пользу.
Если вы не можете похвастаться солидным послужным списком, то для достижения желаемой цели следует опробовать разные способы. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, можно попробовать устроиться на работу по срочному трудовому договору.
Надо знать, что, несмотря на попытки кадровых служб максимально ограничить прием женщин детородного возраста, закон на стороне соискательниц.
В связи с вышеизложенным портал www.hh.ru [74] дает следующие рекомендации: «Осознавая возможность дискриминации со стороны работодателей, представительницам прекрасного пола следует стремиться к получению хорошего образования и репутации высококлассного специалиста и регулярно повышать свою квалификацию».
2.3. Как студентам очной формы обучения получить важные практические навыки, опыт и трудовой стаж?
По данным опроса, проведенного порталом по трудоустройству www.Career.ru [73], работают и одновременно учатся 68 % студентов (в основном заочников и вечерников). Это объясняется и желанием содержать себя, и стремлением войти в профессию, получить опыт, который так важен для работодателей. При этом студенты-очники вынуждены или пропускать занятия, работая со стандартным (сменным) рабочим графиком (10 %), по свободному графику, неполный рабочий день или удаленно (35 % предпочитают работать по вечерам, 27 % – по сменам, а 10 % – только летом) [73].
Причем портал www.Career.ru [73] указывает, что особенно актуальными в настоящее время стали жалобы руководителей компаний на недостаточную подготовку претендентов на трудоустройство, и советует:
– решившись совместить работу и учебу (или подбирая подработку на лето), отдавать предпочтения вакансиям отрасли, в которой вы планируете работать (в крайнем случае – вакансиям смежной отрасли);
– трезво взглянуть на свой багаж знаний и умений и не выдавать себя за профессионала, так как обмануть работодателя не удастся;
– не ждать, что вас сразу же примут на топ-позицию и обеспечат максимум материальных благ (вместе с тем портал не предлагает студентам отказаться от своей мечты и отвечать на все вакансии подряд).
Как известно, получить опыт и стаж работы по специальности крайне важно, но очень трудно сделать это за счет только традиционных методов, так как:
– надо убедить работодателя в своей способности стабильно приносить доход, обычно в несколько раз больший официальной зарплаты, то есть десятки тысяч рублей ежемесячно, так как в Тульской области с 2014 года установлен минимальный размер оплаты труда для всех внебюджетных хозяйственных субъектов 12000 рублей;
– пока только студенты, совмещающие учебу с работой в образовательных учреждениях, получают ощутимый практический опыт
и стаж, хотя Министерство образования и науки Российской Федерации поставило задачу обеспечения получения такого опыта всеми студентами педагогических вузов;
– большинство работающих студентов дневной формы обучения занимается деятельностью, далекой от их будущей профессии и бесполезной для трудоустройства по специальности.
Для получения любой официальной работы во внебюджетной сфере надо убедить работодателя в своей готовности к работе.
И если к этому не подготовиться еще во время учебы в вузе, то сразу после получения диплома лучше пытаться найти работу в бюджетных организациях, где от работников не требуют приносить прибыль. В противном случае выпускников ждут проблемы с трудоустройством и получение в итоге малопривлекательных должностей, для которых высшее образование не требуется (например, продавцов или кассиров в супермаркетах, фирмах и т. д.), или даже неофициальной работы с плохими условиями труда, без социальных гарантий и возможности получить стаж.
Чтобы избежать проблемы с трудоустройством, студентам, особенно девушкам, желательно как можно скорее:
1) определиться, к какой именно работе надо готовиться, так как при рыночной экономике возможны только два варианта:
– работа по прямым продажам любых товаров или услуг, при которой зарплата зависит только от объемов продаж и обычно составляет малую часть от стоимости проданных товаров или услуг;
– работа, не связанная с прямыми продажами товаров или услуг
(в любых бюджетных или внебюджетных организациях);
2) убедиться в том, что выбранная сфера деятельности и будущая работа нравятся и соответствуют способностям и интересам;
3) постараться правильно выбрать направление своего дальнейшего профессионального развития и дисциплины, особенно нужные для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве, по которым надо стараться получить во время учебы углубленные знания, практические навыки и умения, которые интересуют работодателей;
4) разработать и реализовать индивидуальную целевую программу повышения конкурентоспособности при трудоустройстве;
5) изучить и понять информацию, приведенную в учебно-методическом пособии и в методических рекомендациях [1], и за счет этого:
– выбрать сферу деятельности и желательную должность с максимальным учетом своих интересов, способностей, запросов и планов;
– получить углубленные знания, практические навыки и умения,
а также опыт, нужные для подготовки хороших резюме и портфолио;
– как можно раньше разработать, а затем пополнять резюме
и портфолио, чтобы сделать их более интересными для работодателей;
– целенаправленно готовиться к прохождению собеседований, тестирований и анк