Как в ведущих странах фирмы и семьи помогают молодежи начать профессиональную деятельность

При рыночной экономике, когда абсолютное большинство хо­зяйственных субъ­ектов являются частными фирмами (ОАО, ООО
и т.п.), главная цель которых в соот­ветст­вии с их учредительными документами – получение прибыли, выпускникам вузов трудно найти более привлекательную работу, чем продажа товаров и услуг (включая образовательные из-за коммерциализации системы обра­зования).

Особенно затрудняют официальное трудоустройство выпускников:

– отсутствие стажа и опыта работы на таких же должностях;

– отсутствие навыка зарабатывать деньги, в том числе при прямых продажах, а следовательно – и неспособность быстро «отрабатывать» свою зарплату;

– неумение показать работодателям преимущества полученного образования;

– невозможность заполнить все разделы резюме важной для работодателя информацией, доказывающей готовность успешно работать.

Вышеизложенное доказывает, что лучший способ повысить качество обучения студентов-очников с учетом законов рыночной экономики – это создать условия для их работы по специальности.

Но традиционными методами обеспечить это очень трудно, так как:

– многие работодатели в реальном секторе экономики используют студентов как дешевую рабочую силу на мало полезных для них работах;

– работодателей интересуют опытные работники, способные сразу приносить выгоду;

– студентам очень трудно самостоятельно определить, какая работа наиболее полезна для их дальнейшей учебы и повышения конкурентоспособности после вуза.

1.3.5. Необходимость использования в России
лучшего мирового опыта подготовки молодежи к успеху

Переход России от плановой экономики к рыночной без системы ознакомления населения с ее основными законами и методами их правильного использования для уменьшения рисков и затрат создает (особенно для молодежи) ряд про­б­лем, которых можно избежать, используя результаты анализа авторами этого учебно-методического пособия попыток трудоустройства многих студентов [1–2, 22–35, 38–48].

Во-первых, подавляющее большинство предприятий в России яв­ляются част­ными и их главная цель – получение наибольшей прибыли. Поэтому их владельцы не заинтересованы учить новичков и стремятся найти спе­циали­стов, уже имеющих успешный практический опыт и стаж работы на таких должностях и способных быстро освоить специфику работы на новом месте. Такие требования работодателей резко снижает возможно­сти трудо­уст­ройства еще не работавших выпускников вузов на лучшие места.

Во-вторых, как правило, работодатели предъявляют к соискателям привлекательных для выпускников должностей такие требования.

1. Наличие высшего образования (желательно по данной или близкой специально­сти), причем крупные фирмы предпочитают выпускников ведущих государственных вузов, осо­бенно дневной формы обучения, и обычно требуют предоставить вместе с дипломом при­ло­жение к нему, в котором указаны изучавшиеся предметы.

2. Наличие документов о повышении квалификации (они понимают под этим нали­чие сер­тификатов, дипломов и других документов по конкретной тематике предстоящей работы, например «Увеличение продаж», «Работа с трудными покупателями» и т. д.).

3. Наличие опыта работы на такой же или аналогичной должнос­ти в тече­ние долгого времени (обычно не менее 2–3 лет, причем в ре­зюме необходимо пере­числить основные выполняемые функции и виды работы, а на всех собеседованиях прежде всего тщательно про­веряют готовность соискателей выполнять их на новой должности);

4. Готовность повысить объемы продаж фирмы за счет нали­чия собствен­ных баз данных клиентов, личных связей соискателя и т. д.

В-третьих, в большинстве предлагаемых вакансий оклады низкие, но обещают премии и бонусы при условии выполнения и перевыполне­ния плана продаж. Очень часто работодатели предлагают соискателям самостоя­тельно ис­кать новых покупателей их товаров (часто методом «холодных звонков», выбирая телефоны из справочников).

В-четвертых, многие фирмы и индивидуальные предприниматели предлагают соиска­телям продавать разные товары вообще без выплаты фиксированного оклада и без компен­сации за­трат, обещая заплатить им несколько процентов от стоимости проданного товара.

В-пятых, многие фирмы предлагают принять участие в сетевом маркетинге. Обычно по ряду объ­ективных при­чин это не дает выпускникам большого до­хода и полезного опыта. Поэтому сетевой маркетинг для большинства студентов – напрасная трата средств и времени.

Очевидно, что большинство выпускников, обучавшихся в соответствии с госу­дарственными образовательными стандартами лишь традиционными методами, не могут вы­полнить многие из описанных выше требований работодателей и получить привле­ка­тельную работу.

Другим препятствием для трудоустройства выпускников ву­зов является то, что для получения заветной должности надо иметь много определенных практических навыков и теоретических знаний по те­ма­тике работы фирмы, которые нельзя получить в вузах при традиционном обучении даже на коммерческой основе.

В итоге привлекательную работу многим вы­пу­скникам трудно получить и в дальнейшем из-за отсутствия опыта и стажа.

Таким образом, к актуальным проблемам молодежи можно отнести:

1) невозможность трудоустройства и обеспечения достойного уровня жизни выпускников ву­зов, от которых работодатели зачастую требуют наличия навыков, практического опыта и стажа работы по продаже разных товаров и услуг (причем из-за коммерциализации сис­темы образования стали актуальными и задачи рекламы и продажи образовательных

услуг для улучшения внебюджетного финансирования школ и вузов);

2) неумение большинства российских семей планировать и обеспечивать трудоустройство детей на привлека­тельные должности за счет своевременного использования воз­мож­ностей школы, вуза и семьи, хотя в ведущих странах Запад­ной Ев­ропы и в США именно это является основой подготовки молодежи к успешной жизни;

3) случаи обмана юношей и девушек при попытках найти работу, предложение им низкооплачиваемых работ с вред­ными и опасными условиями труда, а нередко – без договора и без социальной защиты.

Хотя ситуация на рынке труда при ры­ночной экономике изменилась, трудоустройство выпускников на привлекательные для них должности осложняет то, что в России по-прежнему:

1) все усилия школьников направлены на поступление в вузы, причем выбор многими абитуриентами своей будущей специальности – это резуль­тат случайных факторов, и они плохо представляют себе будущую работу и карьеру;

2) согласно опросам большинство студентов, желающих работать во внебюджетной сфере, не представляют будущую работу и поэтому не готовятся к ней целенаправленно;

3) обычно студенты откладывают поиск будущего места работы во внебюджетной сфере на последний момент, ис­поль­зуя все возможные знакомства и связи, и в итоге многие не могут быстро получить привлекательные должности, так как:

– заработная плата работникам выплачивается из прибыли и редко превышает 20–30 % от ее величины (из-за уплаты налогов, затрат на обеспечение хозяйственной деятельности фирмы и прибыли), поэтому на работу фирмы принимают умеющих приносить прибыль сразу;

– обычно во внебюджетной сфере экономики должностные оклады (то есть гарантирован­ная часть ежемесячной зарплаты) гораздо ниже обещанного в объявлениях уровня зарплаты, которую в действительности можно иметь, лишь выполнив весьма напряженные планы.

Для предотвращения возможных проблем и рисков при поисках хорошей работы студентам надо как можно раньше повышать свою конкурен­тоспособность. Но практика показала, что по ряду объективных причин (заня­тость выполнением заданий по всем предметам, недостаточная настойчи­вость в достижении поставленной цели, невозможность без посторонней помощи получить при учебе важные для работодателей навыки и опыт работы и т. д.) подавляющее большинство студентов не могут сделать это сами, даже если хотят этого.

Выводы по первой главе

1. В условиях рыночной экономики многим выпускникам трудно получить привлекательные должности при трудоустройстве. Это вызвано рядом объективных причин, важнейшими из которых являются:

– акционирование (приватизация) абсолютного большинства работающих в России хо­зяйственных субъектов и развитие различных форм предпринимательства, в результате чего их главной целью согласно их уставам является получение прибыли;

– отбор среди соискателей людей, способных быстро освоиться на новом месте и начать приносить им прибыль, что предполагает наличие опыта работы;

– отсутствие у студентов очной формы обучения реальных возможностей получить к окончанию университета требуемые работодателями знания, практические навыки и опыт работы;

– поздний выбор будущих должностей, в ре­зуль­тате чего молодые люди учились, не зная конкретных требований рабо­тодателей и не гото­вясь целенаправленно к их выполнению.

2. Важное значение для улучшения обучения студентов, их конкурентоспособности при трудоустройстве и карьеры имеют:

– ранний и правильный выбор ими желательных должнос­тей, чтобы лучше использовать учебу для подготовки к их получению;

– повышение мотивации изу­чать предметы, необходимые для получения выбранных должностей, приобретение знаний и навыков
с учетом своих ин­те­ресов и способностей;

– ясное понимание каждым студентом, какое именно резюме ему нужно иметь для повышения шансов получить нужную должность.

3. Мировая практика показала, что самым эффективным и мало­затратным спосо­бом подготовки молодежи к успешному будущему является разработка и реализация с ис­пользованием потенциала вуза и семьи индивидуальных целевых программ, максимально учитывающих ин­тересы и способности студентов и позволяющих быстро
и при минимуме расходов проверить свои способнос­ти, интерес
к раз­ным видам деятельности и сделать пра­вильный профессиональный выбор. Помочь молодым людям в этом можно за счет многоцелевого тренинга, который описан в пунктах 3.2.1 и 5.3.2.

Глава 2

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
И ОХРАНЫ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ,
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

2.1. Проблемы при устройстве выпускников
на работу

Проблема трудоустройства выпускников дневной формы обучения, большинство из которых к моменту получения диплома не имеет опыта и стажа работы по специальности, очень актуаль­на. Как показало проводившееся 2 года анкетирование молодых людей III курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого очной формы обучения [38], реально помочь студентам получить хорошую работу могут не более 10–15 % семей,
а многие родители считают, что целенаправленно готовить детей
к трудоустройству должны школы и вузы.

Лучший способ обеспечить себе достойные условия труда во внебюджетной сфере при рыночной экономике – это устроиться на работу официально, так как в этом случае работодатель заинтересован избегать несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников, имеющих трудовые договора, чтобы не нести за это ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Официальный прием на работу любого работника требует от работодателя больших расходов и грозит ему серьезной ответственностью:

1) надо платить все налоги и страховые взносы с каждого официально выплачиваемого работнику рубля в качестве заработной платы;

2) соблюдение действующих нормативных требований по охране труда обходится работодателям очень дорого и резко снижает рентабельность работы любой фирмы, предприятия;

3) нельзя платить по трудовому договору меньше установленной законом заработной платы (во внебюджетной сфере Тульской области установлен минимальный размер заработной платы 12 тысяч рублей);

4) в случае вины в несчастных случаях и профессиональных
заболеваниях работников работодателю грозят строгая ответственность (вплоть до длительного реального тюремного срока) и большой ущерб;

5) описанное ниже в пункте 2.2 предоставление установленных законом многочисленных льгот беременным и женщинам, имеющим детей до определенного возраста, также обходится работодателям дорого.

С 2015 года ответственность работодателей резко усилена [78]:

1) нарушающих трудовое законодательство ожидают новые штрафы от 5 тысяч до 200 тысяч рублей;

2) наказать начальника могут не только за уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора, но и за:

– нарушение государственных нормативов охраны труда, порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

– допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний правил охраны труда;

– необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

– невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания по исправлению обнаруженных недостатков;

3) самые суровые штрафы для ответственных лиц и компаний предусмотрены за повторные нарушения.

Поэтому выпускникам без опыта и стажа работы труднее полу­чить официальную работу у индивидуальных предпринимателей,
которые стремятся избегать таких расходов и ответственности. Да
и перспективы сделать успешную карьеру в небольших фирмах у выпускников обычно хуже, чем в крупных компаниях.

В связи с этим выпускникам, особенно девушкам, которые не хотят работать в системе образования, лучше целенаправленно готовиться к получению привлекательных должностей в крупных компаниях, что позволит им избежать многих проблем и сразу получить работу с хорошими условиями труда и достойной зарплатой. Однако требования к соискателям лучших должностей обычно очень высокие и на каждую из них претендуют многие кандидаты, в том числе
и имеющие опыт, большой стаж работы на аналогичных должностях и отличное резюме [1]. Поэтому шансы превзойти всех других соискателей таких привлекательных должностей, у выпускников, и особенно у выпускниц, часто невелики, если они не готовились к этому заранее. Кроме того, часто работодатели требуют, чтобы соискатели имели стаж работы от одного года до трех лет.

Еще одним преимуществом поиска работы в бюджетной сфере и в самых крупных компаниях, которые имеют филиалы во многих регионах, является то, что в них нет дискриминации женщин по гендерному фактору, так как деньги на оплату положенных им льгот выделяются из соответствующих бюджетов или головной компанией.

2.2. Проблемы трудоустройства
и охраны труда женщин во внебюджетной сфере
и возможности их решения

Исследования одного из самых известных порталов по трудоустройству HeadHunter www.hh.ru [73] показали, что:

– беременные и женщины, имеющие детей до определенного возраста, особенно малолетних и детей-инвалидов, хорошо защищены от увольнения и имеют многочисленные льготы, а почти все связанные
с их обеспечением финансовые затраты обязаны нести работодатели;

– девушкам и женщинам детородного возраста гораздо труднее получить официальную работу во внебюджетных хозяйственных субъек­тах, которые стремятся избежать предоставления им всех льгот, положенных по закону, и связанных с этим затрат, ограничений и проблем.

Эту ситуацию отражает шутка: «Работодатели хотели бы найти 20-летних девушек с двумя высшими образованиями и взрослыми детьми».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются особые условия труда женщин, которые рассматриваются в главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [71] и приведены ниже.

1. Запрещено применять труд женщин на работах, связанных
с подъ­емом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допус­тимые для них нормы (ст. 253 ТК РФ) [71]. Постановлением Правитель­ства РФ запрещена работа женщин более чем по 400 специальностям.

2. Ограничивается применение труда женщин на работах с вред­ными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному
и быто­вому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ) [71].

3. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничена работа женщин, пре­дельно допустимые нормы нагрузок для них при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительст­вом Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регу­лированию социально-трудовых отношений (ст. 253 ТК РФ) [71].

4. Запрещается направление в служебные командировки, привлече­ние к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабо­чие праздничные дни беременных женщин (ст. 259 ТК РФ) [71].

5. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заклю­че­нием и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы об­служи­вания, либо эти женщины переводятся на другую работу, ис­ключающую воздействие неблагоприятных производственных факто-ров, с сохране­нием среднего заработка по прежней работе. До предоставления бере­менной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагопри­ятных производственных факторов, она подлежит освобождению от ра­боты с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обяза­тельного диспансерного обследования
в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту ра­боты (ст. 254 ТК РФ) [71].

6. Женщинам по их заявлению и на основании выданного в уста­новленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются
отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплод­ной беременности – 84) календарных дней до родов и 70
(в случае ослож­ненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календар­ных дней после родов с выплатой пособия по государственному социаль­ному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставля­ется женщине полностью независимо от числа дней, фактически исполь­зованных ею до родов (статья 255 ТК РФ) [71].

7. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск незави­симо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ) [71].

8. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявле­нию на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ) [71].

9. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополни­тельные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каж­дые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При нали­чии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не ме­нее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ре­бенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Пере­рывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и под­лежат оплате в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ) [71].

10. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период ука­занного отпуска определяются федеральными законами. По заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она мо­жет работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с со­хранением права на получение пособия по государственному социаль­ному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работни­ком сохраняется место работы (должность)
(ст. 256 ТК РФ) [71].

11. Направление в служебные командировки, привлечение к сверх­­урочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие празднич­ные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, ус­тановленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие де­тей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления
в служебную коман­дировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, вы­ходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ) [71]. Такие же гарантии предоставляются также матерям, воспитывающим без супруга детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в со­ответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ) [71].

12. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанно­стями при расторжении трудового договора (ст. 261 ТК РФ) [71] являются следующими.

Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с бе­ременной женщиной нельзя, кроме случаев ликвида­ции организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

В случае истечения срочного трудового договора в период беремен­ности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние бе­ременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работода­теля, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременно­сти, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда ра­ботодатель узнал или должен был узнать об окончании беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока тру­дового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до оконча­ния беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как ва­кантную должность или работу, соответствующую квалификации жен­щины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять
с учетом ее состояния здо­ровья. И работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предла­гать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это преду­смотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст. 261 ТК РФ [71] расторжение трудового договора
с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой мате­рью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, вос­пи­тывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольне­ния по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1. ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ) [71].

13. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются че­тыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые мо­гут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими ме­жду собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выход­ного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 262 ТК РФ) [71].

14. Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до че­тырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в воз­расте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до че­тырнадцати лет без матери, коллективным договором могут уста­навли­ваться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения зара­ботной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 ка­лендарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому от­пуску или использо­ван отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК РФ) [71].

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» [70].

Работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), указанных в перечне, при усло­вии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами атте­стации рабочих мест, при положительном заключении государствен­ной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.

Не удивительно, что все эти ограничения устраивают далеко не каждого работодателя.

Поэтому исследования [1–2, 74] показали следующее.

Женщинам в процессе поиска работы часто задают вопросы об их личной жизни, поэтому многие соискательницы считают, что не­кото­рые семейные обстоятельства могут стать поводом для от­каза в приеме на работу. Объективность этих подозрений подтверждает опрос
На­цио­нального союза кадровиков, проведенный в 2006 году. В ходе этого ис­следо­вания были выявлены три группы работников, наименее желательных для ра­ботодателей во внебюджетной сфере экономики:
1) бездетные женщины в первые два года после заклю­чения брака;
2) матери-одиночки; 3) разведенные жен­щины с двумя и более детьми.

В 84 % случаев кандидатам из перечисленных категорий отка­жут под благовидным предлогом; 9 % менеджеров по персоналу готовы рассматривать претенденток из данного списка лишь при условии,
если их опыт и уровень знаний на порядок выше, чем у других канди­датов. И лишь 7 % опрошенных безразлично семейное положение женщин и наличие у них несовершеннолетних детей.

В последние несколько лет сомнения кадровиков стали вызы­вать девушки старше 25 лет. Это происходит потому, что за последние двадцать лет значительно увеличилось количество гражданских бра­ков,
в которых в настоящее время рождается около 30 % детей. Осо­бенно тяжело найти хорошую работу замужним, но бездетным женщинам.

Дискриминации при поиске работы также под­вергаются жен­щины с детьми дошкольного возраста и матери-оди­ночки.

Впрочем, все не так страшно, как кажется. Ведь конечный ре­зультат переговоров во многом зависит от поведения, знаний и опыта кандидата. Но любой выпускнице очень важно на первом же собеседо­вании продемонстрировать потенциальному работодателю наличие лучших знаний, навыков и опыта, чтобы выбрали именно ее.

По данным исследования, проведенного порталом HeadHunter www.hh.ru в 2011 году [74], лишь 17 % представителей отделов кадров московских ком­паний не пригласят на собеседование женщину, которая в скором вре­мени может уйти в декрет или имеет маленького ребенка. К счастью, анкеты большинства работных сайтов не содержат обязательных граф «семейное положение» и «наличие детей». Задав же подобные воп­росы по телефону, кадровик может подставить себя
и свою компанию под серьезные штрафы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 162-ФЗ [66]. Поэтому на пер­вичное собеседование соискательницы обычно попадают без осо­бых проблем. Сложнее бывает получить приглашение на следующую встречу. Но, как правило, большинство неудобных вопросов, задавае­мых кадровиками, стандартны, и вполне можно заранее найти на них подходящие ответы [1].

Бывает, что работодатель, сомневаясь в честности кандидатки, предлагает ей написать заявление об уходе с открытой датой или за­ключить письменное соглашение о том, что она воздержится от рож­дения ребенка в течение определенного времени. Разумеется, подоб­ные действия лежат вне правового поля. Написание заявления об уволь­нении еще не лишает работника права передумать. Его легко ото­звать с помощью заказного письма на имя организации с описью вло­жения, которое потом можно будет использовать в качестве доказа­тельства в суде. Следует помнить, что статья 261 Трудового кодекса [67] содержит запрет на расторжение трудового договора по инициа­тиве работодателя с женщинами, находящимися в положении, за ис­ключением случаев ликвидации организации либо прекращения дея­тельности индивидуального предпринимателя. Астатья 145 Уголов­ного кодекса Российской Федерации [72] за увольнение беременных женщин предусматривает и уголовную ответственность.

Если вы подходите и готовы работать в соответствии с оговоренными условиями, во многих крупных и известных компаниях при­мут вас вне зависимости от факта замужества и количества детей.

Другое дело, если должность, на которую вы претендуете, в компании единственная или в отделе уже несколь­ко сотрудниц нахо­дится в отпуске по уходу за ребенком. Понятно, что в таком случае у вас будет гораздо меньше шансов получить пред­ложение о работе.

Некоторым женщинам кажется, что если они снизят желаемый уровень заработной платы, поиск работы пойдет быстрее. С одной сто­роны, это правильно, и в более низкой «ценовой категории» вы будете конкурировать с менее опытными кандидатами. С другой – по­лучите работу, условия которой вас сразу не устраивают и, ско­рее всего, все равно через некоторое время вы ее смените. Вместо этого старайтесь убе­дить работодателя, что наличие ре­бенка не влияет на качество вашей работы. К тому же теперь у вас есть стимул зарабатывать еще больше, а если вы еще и мать-одиночка, то вообще являетесь единственным кормильцем в семье. Такая мотивация будет только в вашу пользу.

Если вы не можете похвастаться солидным послужным спис­ком, то для достижения желаемой цели следует опробовать раз­ные способы. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, можно попробовать устроиться на работу по срочному трудовому дого­вору.

Надо знать, что, несмотря на попытки кадровых служб максимально ограничить прием женщин детородного возраста, закон на стороне соискательниц.

В связи с вышеизложенным портал www.hh.ru [74] дает следую­щие рекомендации: «Осознавая возможность дискриминации со сторо­ны работодате­лей, представительницам прекрасного пола следует стремиться к полу­чению хорошего образования и репутации высоко­классного специали­ста и регулярно повышать свою квалифика­цию».

2.3. Как студентам очной формы обучения получить важные практические навыки, опыт и трудовой стаж?

По данным опроса, проведенного порталом по тру­до­устройству www.Career.ru [73], работают и одновременно учатся 68 % студентов (в основном заочников и вечерников). Это объясняется и же­ланием содержать себя, и стремлением войти в профессию, получить опыт, который так важен для работодателей. При этом студенты-очники вынуждены или пропускать занятия, работая со стандартным (сменным) рабочим графиком (10 %), по свободному графи­ку, неполный рабочий день или удаленно (35 % предпочитают работать по вечерам, 27 % – по сменам, а 10 % – только летом) [73].

Причем портал www.Career.ru [73] указывает, что особенно актуальными в настоящее время стали жалобы руководителей компаний на недостаточную подготовку претендентов на трудоустройство, и советует:

– решившись совместить работу и учебу (или подбирая подработку на лето), отдавать предпочтения вакансиям отрасли, в которой вы планируете работать (в крайнем случае – вакансиям смежной отрасли);

– трезво взглянуть на свой багаж знаний и умений и не выдавать себя за профессионала, так как обмануть работодателя не удастся;

– не ждать, что вас сразу же примут на топ-позицию и обеспечат максимум материальных благ (вместе с тем портал не предлагает студентам отказаться от своей мечты и отвечать на все вакансии подряд).

Как известно, получить опыт и стаж работы по специальности крайне важно, но очень трудно сделать это за счет только традиционных методов, так как:

– надо убедить работодателя в своей способности стабильно приносить доход, обычно в несколько раз больший официальной зарплаты, то есть десятки тысяч рублей ежемесячно, так как в Тульской области с 2014 года установлен минималь­ный размер оплаты труда для всех внебюджетных хозяйственных субъек­тов 12000 рублей;

– пока только студенты, совмещающие учебу с работой в образовательных учреждениях, получают ощутимый практический опыт
и стаж, хотя Министерство образования и науки Российской Федерации поставило задачу обеспечения получения такого опыта всеми студентами педагогических вузов;

– большинство работающих студентов дневной формы обучения занимается деятельностью, далекой от их будущей профессии и бесполезной для трудоустройства по специальности.

Для получения любой официальной работы во внебюджетной сфере надо убедить работодателя в своей готовности к работе.

И если к этому не подготовиться еще во время учебы в вузе, то сразу после получения диплома лучше пытаться найти работу в бюджетных организациях, где от работников не требуют приносить прибыль. В противном случае выпускников ждут проблемы с трудоустрой­ством и получение в итоге малопривлекательных должностей, для которых высшее образование не требуется (например, продавцов или кассиров в супермаркетах, фирмах и т. д.), или даже неофициаль­ной работы с плохими условиями труда, без социальных гарантий и возможности получить стаж.

Чтобы избежать проблемы с трудоустройством, студентам, особенно девушкам, желательно как можно скорее:

1) определиться, к какой именно работе надо готовиться, так как при рыночной экономике возможны только два варианта:

– работа по прямым продажам любых товаров или услуг, при которой зарплата зависит только от объемов продаж и обычно состав­ляет малую часть от стоимости проданных товаров или услуг;

– работа, не связанная с прямыми продажами товаров или услуг
(в любых бюджетных или внебюджетных организациях);

2) убедиться в том, что выбранная сфера деятельности и будущая работа нравятся и соответствуют способностям и интересам;

3) постараться правильно выбрать направление своего дальней­шего профессионального развития и дисциплины, особенно нужные для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве, по кото­рым надо стараться получить во время учебы углубленные знания, практические навыки и умения, которые интересуют работодателей;

4) разработать и реализовать индивидуаль­ную целевую программу повышения конкурентоспособнос­ти при тру­доустройстве;

5) изучить и понять информацию, приведенную в учебно-методи­ческом пособии и в методичес­ких рекомендациях [1], и за счет этого:

– выбрать сферу деятельности и желательную должность с мак­симальным учетом своих интересов, способностей, запросов и планов;

– получить углубленные знания, практические навыки и умения,
а также опыт, нужные для подготовки хороших резюме и портфолио;

– как можно раньше разработать, а затем пополнять резю­ме
и портфолио, чтобы сделать их более интересными для работодателей;

– целенаправленно готовиться к прохождению собеседований, тестирований и анк

Наши рекомендации