Обучения, безопасности, трудоустройства и карьеры

Наши многолетние исследования методов подготовки молодежи к трудоуст­ройству [1–2, 22–35, 38–48] позволили установить главные причины того, что даже при похожих прог­раммах обучения в школах и университетах России и веду­щих стран Запад­ной Европы и США:

– многие выпускники российских вузов, даже ведущих, имеют после получения диплома проблемы при трудоуст­рой­стве в фирмы реального сектора эконо­мики и бывают неудов­летворены зарплатой и условиями труда, а некоторые вообще не могут устроиться на работу;

– выпускники зарубежных вузов, особенно знаменитых, легко по­лучают престижную работу и реализуют свои планы, так как лучше подготовлены с учетом специфики рыночной экономики, соответствуют всем требованиям работодателей и убедительно доказывают во время собеседова­ний и тестирований при трудоустройстве, что готовы к работе и быстро начнут приносить прибыль.

Сравнение методов обучения и контроля знаний студентов
в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, ТулГУ и ряде знаменитых университетов Великобритании показало, что они сходны по количеству часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. То есть при похожей интенсивности обучения в университете вы­пускники вузов ведущих зарубежных стран изначально имеют лучшую подготовку
к успешному трудо­устрой­ству, умеют зарабатывать и делать карьеру.

Главных причин этого несколько [26–30].

Во-первых, это наличие в ряде ведущих стран Западной Евро­пы
и в США эффективной при рыночной экономике системы профес­сиональной ориентации, воспитания и целевого обучения детей, которая обес­печивает регулярное взаимодействие образовательных организаций с родите­лями для прицельной подготовки юношей и девушек
к будущему успеху с учетом их интересов и потенциала семьи. В результате большинство школьников уже к восьмому классу знают:

1) направление своей будущей деятельности (техническое, гуманитарное и т. д.);

2) привлекательные для них должности и требования работодателей к соискателям таких должностей;

3) возможности и условия для дальнейшей карьеры, повышения доходов и т. д.

Во-вторых, это обеспечение в ряде ведущих стран Западной Европы и в США мотивации молодежи максимально ис­поль­зовать обучение в школе и вузе для получения комплекса знаний и практических навы­ков для ус­пешного трудоустройства (позднее это потребует гораздо больших затрат сил, времени и де­нег). Поэтому юноши и девушки после выбора должностей и уточне­ния требований работодателей
к их соискателям учатся более целенаправленно, то есть они:

1) стремятся получить исчерпывающие знания и практические навыки по предметам, которые необходимы для успешного трудоустройства и карьеры;

2) выбирают для продолжения образования учебные заведения
и специальности, обес­печивающие лучшую подготовку к работе, где стремятся по­лу­чить максимум конкретных знаний и навыков за счет:

– углубленного изучения материала по всем нужным для трудоустройства предметам;

– целевого выбора предметов и программ, улучшающих подготовку к трудоустройству;

– приобретения практических навыков и опыта работы по соответствующей тематике;

– использования научно-исследовательской работы и целевых программ обучения.

В-третьих, ведущие зарубежные университеты продуктивно помогают студентам подго­товиться к трудоустройству, используя следующие три способа.

1. Предоставление всем студентам возможности выбирать содержание учебных прог­рамм по некоторым предметам и методы их изучения в зависимости от интересов, способ­ностей и планов на будущее, в результате чего они могут учиться следующим образом:

а) по традиционным (классическим) учебным программам некоторых предметов, более насыщен­ным теорией и почти не учитывающим будущей специализации и специ­фики рабо­ты выпускников в разных сферах экономики (то есть это программы для общего развития);

б) по учебным программам, позволяющим изучать эти же предметы на основе исполь­зования более прагматичного подхода (при этом ряд тем теорети­чес­кого характера изуча­ют в меньшем объеме, а иногда вообще исключают из учебной программы, а больше внимания
с учетом специали­зации студентов уде­ляют прикладным темам и вопросам рыночной экономики);

в) по программам еще большей прикладной направленности, при которых студенты выпол­няют учебно-исследовательские работы и задания для получения не только тео­ре­ти­ческих знаний, но и практических навыков, в том числе маркетинговых исследований и общения
с разными категориями населения, что ценится во внебюджетной сфере и повышает их конкурентоспособность при трудо­устройстве.

Наличие альтернативы весьма привлекательно для молодежи
и часто оказывает решающее влияние на выбор университета, факультета и спе­циальности.

Дело в том, что написав заявление о желании изучать некоторые предметы, осо­бенно трудные, по программам прикладной направленности в соответствии со своими интересами, способностями и планами на будущее, студент имеет больше возможностей для:

– целенаправленного получения знаний и практических навыков, необходимых для трудоустройства на выбранную должность;

– пристального изучения разделов, согласующихся с его интересами и планами, что облегчает успешную сдачу зачетов и экзаменов;

– уменьшения затрат времени и сил на изучение сложных теоретических разделов, которые будут не нужны ему при будущей работе.

Поэтому использование таких возможностей полезно и в России.

2. Предоставление знаменитыми университетами Великобрита­нии студентам права получать целевое обучение по инди­видуальным программам с максимальным учетом их интересов, спо­собностей
и планов на будущее. Например, в ходе 3-летней подготовке бакалавров в Лидском университете Великобри­та­нии на первом курсе студенты могут вы­бирать до 25 % учебных дисциплин, на вто­ром – до 50 %,
а на третьем курсе – до 80 %. Поэтому в Лидском университете стремится учиться молодежь из очень многих стран мира.

Обучение по индивидуальным инновационным целевым програм­мам дает ряд важных преимуществ:

1) максимально использовать время обучения в вузе для повышения кон­ку­рентоспо­собности при трудоустройстве и доходов за счет получения требуемых работо­дате­лями знаний и навыков;

2) усерднее учиться при меньших затратах времени и сил и интерес­нее прожить студен­чес­кие годы, так как студенты, обучаемые по ин­дивидуальным целе­вым программам, получают возможности при кур­совом проектировании, сдаче ряда экзаме­нов и зачетов и выполнении дипломного проекта (выпускной квалификационной работы): ис­пользовать результаты своей работы по другим предметам, а не начи­нать каждый проект с нуля, как это обычно делают все другие сту­денты; лучше учиться, используя полученные ими ранее знания.

Научно-исследовательская работа студентов в вузах ведущих стран больше соответствует потребностям рыночной экономики и позволяет им получать знания и практические навыки, повышающие их конкурентоспособность на рынке труда. В некоторых универ­ситетах этих стран, особенно в самых зна­менитых, она является важнейшей частью учебного процесса, обеспечивающей улучшение их конкурентоспособности и качества обучения. По­этому там выполнение учебно-ис­следо­ватель­ских работ и заданий – обяза­тельная часть ряда учебных курсов на некоторых специальностях, особенно когда сту­дентам трудно усвоить мате­риал этих курсов только традиционными методами.

Такие методы организации научно-исследова­тельской работы имеют важные пре­имущества, в том числе:

1) процесс обучения больше отвечает реальным потребностям каждого студента за счет учета его интересов и способностей;

2) студенты могут выбирать и углубленно изучать более близкие им темы и разделы курсов;

3) выполнение учебно-ис­следователь­ских работ и заданий может быть и частью индивидуальной целевой прог­рам­мы обучения студента для повышения его конкурентоспособности при трудо­уст­ройстве;

4) значительно повышаются успеваемость и качество знаний;

5) уменьшаются отчисления за академическую неуспеваемость.

То есть опыт самых знаменитых университетов пока­зы­вает, что повысить качество обучения студентов в соответствии с федеральными об­ра­зо­вательными стандартами, их успеваемость и конкурентоспособность можно, предоставляя им на выбор две возможности:

– во-первых, изучать эти курсы без учета специализации, будущих мест работы и должностей, что требует освоения очень большой номенклатуры знаний для всех возможных вариантов трудоустройства;

– во-вторых, получить помощь во время изучения этих курсов, чтобы определиться: а) какие виды работ и должности соответствуют их интересам, способностям и возмож­ностям; б) какие разделы этих курсов надо знать лучше всего для трудоустройства; в) как планировать и выполнять научно-исследовательскую работу для получения углубленных знаний и навыков по этим разделам; г) как прицельно использовать полученные знания и практические навыки по этим курсам, чтобы повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве.

Наши рекомендации