Лучший зарубежный опыт индивидуализации
обучения и возможности его использования
в России
1.3.1. Особенности профориентации, обучения
и помощи молодежи в ведущих зарубежных странах
В учебном пособии С. А. Радченко и С. С. Радченко [26] описано, как в ведущих зарубежных странах обеспечивают:
1) максимальное повышение мотивации молодежи к обучению
и получению важных навыков без дополнительных затрат школ и вузов;
2) защиту молодежи от напрасных затрат и рисков;
3) практически постоянное активное участие населения во внедрении новых достижений и современной продукции, что обеспечивает инновационное развитие ведущих стран даже без больших затрат средств из бюджетов всех уровней.
Во-первых, в ряде ведущих стран Западной Европы и в США давно отработаны и массово применяются эффективные в условиях рыночной экономики и незатратные для школ и вузов методы, которые имеют цель:
1) обеспечить счастливое начало жизни детей с одновременной деликатной целенаправленной и незаметной для них подготовкой
к трудоустройству и к успеху в будущей жизни;
2) усилить мотивацию к углубленному изучению предметов, нужных молодежи для успеха, за счет сотрудничества семей со школами;
3) максимально защитить молодежь от типичных для рыночной экономики рисков и проблем за счет ее обучения методам оценки возможных последствий своих действий и предотвращения напрасных расходов, рисков, проблем для себя и своей семьи.
В частности, это целенаправленно обеспечивается семьями за счет:
1) покупки детям игр типа «Бизнес», «Монополия» и т. д., позволяющих познакомиться с основными понятиями и методами бизнеса;
2) создания условий для формирования у детей увлечений (хобби), которые не только соответствуют их интересам и способностям, но
и позволяют повысить конкурентоспособность при трудоустройстве;
3) изучения необходимых для хорошего трудоустройства предметов и получения практических навыков при согласованных действиях семьи и школы, в результате которых в школе ребенок изучает теорию и получает задания, которые выполняются при финансовой поддержке родителей;
4) практической помощи детям в подготовке к получению первых самостоятельных заработков, что соответствует их желаниям иметь собственные деньги и финансовую независимость от родителей и позволяет получать комплекс нужных для успеха знаний и навыков,
в том числе с разработкой бизнес-плана и анализом причин их успеха или неудачи;
5) максимально раннего обсуждения и корректировки планов молодежи на будущее, в том числе предоставления информации о выбранной профессии и требованиях работодателей при трудоустройстве, а также убеждения в правильности выбора профессии;
6) обеспечения максимально раннего понимания детьми, какие же знания и практические навыки нужны им для реализации своей мечты.
Во-вторых, в самых знаменитых университетах Великобритании темы учебных и научно-исследовательских работ и проектов (в том числе и гуманитарных) студенты стремятся выбирать так, чтобы они имели и научную, и практическую ценность и были понятны коммерческим фирмам соответствующего профиля. Это очень важно, так как в результате выпускники вузов в ведущих зарубежных странах имеют лучшие шансы на трудоустройство во внебюджетной сфере, при том, что российские студенты часто не могут показать работодателям преимущества приема их на работу.
В-третьих, на занятиях учащихся знакомят с новыми достижениями науки и способами их правильного использования.
В-четвертых, молодежь постоянно знакомят с возможностями:
1) создания условий для повышения качества жизни, комфорта
и безопасности при имеющемся уровне доходов с учетом лучшего мирового опыта и особенностей рыночной экономики;
2) получения в любом возрасте дополнительного дохода и практического опыта, что позволяет без больших расходов и рисков: а) изучать современные товары; б) проверять правильность профессионального выбора; в) раньше научиться законно зарабатывать;
3) использования уникальных возможностей знаменитых университетов (например, Кембриджского, Оксфордского и Лидского в Великобритании) для получения практических навыков и связей, позволяющих получить достойную зарплату.
В результате этого в ведущих зарубежных странах методами рыночной экономики созданы необходимые условия для:
1) обеспечения максимально раннего профессионального выбора с учетом интересов и способностей молодежи, потенциала и традиций семей в целях повышения мотивации в условиях бесплатного школьного образования и рыночной экономики углубленно изучать предметы, нужные для будущей успешной жизни и карьеры;
2) доступного обучения молодежи законам рыночной экономики и способам повышения дохода;
3) проверки на практике правильности профессионального выбора, то есть соответствия представлений детей о различной работе реальной жизни (это не только не мешает учебе, но и усиливает мотивацию для нее и позволяет лучше учитывать свои способности);
4) постоянного массового внедрения конкурентоспособной современной продукции разного назначения за счет средств населения
и хозяйственных субъектов для удовлетворения их потребностей, в результате чего на территории этих стран постоянно ведется инновационная деятельность и модернизация.
1.3.2. Зарубежный опыт помощи семей детям
в подготовке к успешной карьере и его применимость
в России
Как показано в пункте 1.3.1, в ведущих странах Западной Европы и в США многие семьи применяют методы незаметной для детей подготовки к трудоустройству и защиты от типичных для рыночной экономики рисков [26–30].
Поэтому многие школьники к восьмому классу выбирают не только направление деятельности с учетом своих интересов и способностей (гуманитарное, техническое и т. д.), но и уже точно знают:
– в какой сфере экономики хотят работать, на каких именно должностях;
– конкретные требования работодателей для трудоустройства на выбранные ими должности, получения максимально возможной зарплаты, достойных условий труда и успешной карьеры;
– какие из изучаемых в школе и вузе предметов помогут получить нужные для успешного трудоустройства знания и практические навыки.
В США и ряде ведущих стран Западной Европы многие родители целенаправленно помогают детям как можно раньше сделать правильный профессиональный выбор и заранее готовиться к успешному трудоустройству. Это помогает гораздо эффективнее использовать потенциал семьи и школы для повышения качества учебы и предотвращения проблем при трудоустройстве, так как:
– без помощи родителей студенты мало что могут, так как не еще имеют собственных денег, жизненного опыта, связей и т. д.;
– многие молодые люди имеют программы обеспечения успешной карьеры за счет целевой подготовки к трудоустройству на конкретных должностях и приобретения в школе и вузе необходимых для их получения знаний и практических навыков, что усиливает мотивацию учиться;
– большинство молодых выбирают образовательные учреждения, профиль класса и специальность в вузе с учетом их полезности для трудоустройства на конкретные должности, зная требования работодателей [26–30].
То есть суть учебной и профориентационной работы с молодежью в ряде ведущих зарубежных стран состоит в том, что образовательные организации и родители вместе предпринимают целенаправленные усилия для подготовки детей к успеху в будущей жизни (не для абстрактного «лучшего будущего», а для получения выбранной должности) с учетом их интересов и способностей, что:
1) заметно совершенствует: а) мотивацию молодежи к учебе по предметам, которые необходимы для будущего трудоустройства;
б) взаимоотношения в семье;
2) позволяет уменьшить: а) вредные внешние воздействия; б) риски
и расходы выпускников при трудоустройстве, а также возможные стрессы.
Таким образом, профориентационная работа в ряде стран Западной Европы и в США эффективнее, чем в России, что достигается за счет:
1) учета специфики рыночной экономики;
2) фактического начала профориентации еще в детстве на основе сотрудничества школ и родителей для обеспечения выбора школьниками не только будущего направления деятельности, но и привлекательных должностей, на которых они хотели бы работать, так как это позволяет:
– раньше узнавать требования к соискателям таких должностей;
– повысить мотивацию школьников к изучению предметов, необходимых для трудоустройства и успешной работы на таких должностях;
3) целевой подготовки молодежи к работе на выбранных должностях, в том числе с использованием методов обеспечения:
– быстрой и практически безрисковой проверки правильности профессионального выбора, представлений о будущей работе и ее соответствия их интересам и способностям;
– планирования и обеспечения сотрудничества семьи и школы, чтобы лучше использовать их потенциал для подготовки детей к успеху;
– получения школьниками набора знаний и практических навыков, без которых получить привлекательные должности почти невозможно.
Такая организация профориентационной, учебной и воспитательной работы не только позволяет улучшить взаимопонимание в семьях, но и облегчает решение актуальных в России проблем молодежи на основе создания условий для целевого использования потенциала школ, вузов и семей, так как:
1) понимание студентами, кто и кем сможет стать после учебы, сколько сможет зарабатывать и как жить, усиливает мотивацию лучше планировать будущее и реально готовиться к успеху;
2) многие юноши и девушки выбирают образовательные учреждения для получения среднего образования, профиль классов и содержание изучаемых учебных программ с учетом их полезности для подготовки
к трудоустройству и работе на уже выбранных должностях, требования
к соискателям которых им заранее известны, что позволяет формировать классы по интересам, обеспечить мотивацию школьников к обучению;
4) популярность ряда знаменитых университетов Великобритании и США – главным образом результат того, что они помогают выпускникам и предлагают несколько вариантов обучения, в том числе:
а) обучение по традиционным программам для каждого профиля;
б) обучение по индивидуальным программам, по которым можно выбирать предметы (на первом курсе – некоторую часть, в середине обучения – до половины всех предметов, а на последнем курсе – большинство предметов) в соответствии с их интересами, способностями и с планами трудоустройства.
То есть в этом случае всем студентам предоставляют на выбор два возможных варианта изучения ряда предметов: 1) тратить для сдачи зачетов и экзаменов много сил и времени на изучение большого объема материала, который может и не понадобиться в их профессиональной деятельности; 2) максимально приблизить обучение к специфике будущей работы за счет выполнения учебно-исследовательских работ и заданий.
В России же основные усилия школ и семей направлены на успешную сдачу юношами и девушками Единого государственного экзамена и их поступление в вузы. Поэтому старшеклассники активно изучают предметы, нужные для поступления в вуз, а некоторые занимаются на подготовительных курсах и с репетиторами, зачастую еще не выбрав, кем они хотят работать. Часто родители мало помогают им
в раннем профессиональном выборе, что негативно сказывается на их будущем, так как [38, 41–43, 47]:
1) школьники мало знают о типичных требованиях к соискателям;
2) осознанно выбирают свою будущую специальность и тем более должность не все, представляют свою работу лишь немногие,
а конкретных программ реализации их мечты об успешной карьере
с учетом законов рыночной экономики обычно нет;
3) выбор вуза, а тем более факультета и специальности для многих абитуриентов часто зависит от случайных факторов, так как они
понимают необходимость получения высшего образования, но не видят тесной взаимосвязи полученной специальности с будущей работой.
После поступления в вузы большинство юношей и девушек не думают о будущем трудоустройстве. Это было допустимо в СССР, когда всем выпускникам вуза гарантировались обязательное трудоустройство, а все работодатели были готовы к приему молодых специалистов без практического опыта. Но при рыночной экономике требования работодателей изменились и на привлекательные должности во внебюджетной сфере фирмам нужны специалисты с опытом работы на аналогичных должностях.
Проведенные нами исследования [1–2, 22–32, 38–48] показали, что:
1) многие студенты по-прежнему не видят тесной взаимосвязи между полученной специальностью и будущим местом работы и не представляют возможных проблем трудоустройства на хорошие должности, поэтому упускают возможности для повышения своей конкурентоспособности уже в студенческие годы, не проявляют большого интереса к учебе и учатся гораздо хуже своих реальных способностей;
2) родители в этот период обычно мало контролируют учебу
и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда уже трудно что-то исправить, так как время упущено;
3) до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предпринимают конкретных практических действий, чтобы заранее подготовиться к выгодному трудоустройству и к успешной карьере;
4) проблемы трудоустройства, особенно во внебюджетной сфере, часто становятся неожиданными для выпускников и для их семей;
5) большинство родителей не могут помочь выпускникам в трудоустройстве традиционными методами, так как при рыночной экономике работодатели могут платить зарплату лишь за счет прибыли, получаемой от деятельности работника, а многие выпускники очной формы обучения не имеют практических навыков и опыта работы на будущей должности.
Поэтому студентам ТГПУ им. Л. Н. Толстого всех направлений подготовки может быть необходима своевременная помощь, похожая на помощь молодежи в США и ведущих странах Западной Европы [1–2, 22–35, 38–48], которую можно получить при многоцелевом тренинге (он описан ниже в пунктах 3.2.1 и 5.3.2).
1.3.3. Методы оказания помощи студентам
в ведущих зарубежных университетах для их целевого