Лучший зарубежный опыт индивидуализации

обучения и возможности его использования
в России

1.3.1. Особенности профориентации, обучения
и помощи молодежи в ведущих зарубежных странах

В учебном пособии С. А. Радченко и С. С. Радченко [26] описано, как в ведущих зарубежных странах обеспечивают:

1) максимальное повышение мотивации молодежи к обучению
и получению важных навыков без дополнительных затрат школ и вузов;

2) защиту молодежи от напрасных затрат и рисков;

3) практически постоянное активное участие населения во внед­рении новых достижений и современной продукции, что обеспечивает инновационное развитие ведущих стран даже без больших затрат средств из бюджетов всех уровней.

Во-первых, в ряде ведущих стран Западной Европы и в США давно отработаны и массово применяются эффективные в условиях рыночной экономики и незатратные для школ и вузов методы, которые имеют цель:

1) обеспечить счастливое начало жизни детей с одновременной деликатной целе­направ­лен­ной и незаметной для них подготовкой
к трудоустройству и к успеху в будущей жизни;

2) усилить мотивацию к углубленному изучению предметов, нужных молодежи для успеха, за счет со­трудничества семей со школами;

3) максимально защи­тить молодежь от типичных для рыночной экономики рисков и проблем за счет ее обучения методам оценки возможных последствий своих действий и пре­дотвраще­ния напрасных расходов, рисков, проблем для себя и своей семьи.

В частности, это целенаправленно обеспечивается семьями за счет:

1) покупки детям игр типа «Бизнес», «Мо­нополия» и т. д., позволяющих познакомиться с основными поня­тиями и методами бизнеса;

2) создания условий для формирования у детей увлечений (хобби), которые не только соответствуют их интересам и способнос­тям, но
и позволяют повысить конкурентоспо­собность при трудоустройстве;

3) изучения необходимых для хорошего трудоустройства предме­тов и полу­чения практических навыков при согласованных дейст­виях семьи и школы, в результате которых в школе ребенок изучает тео­рию и получает задания, которые выполняются при финансовой поддержке родителей;

4) практической помощи детям в подготовке к получению пер­вых самостоятельных заработков, что соответствует их желаниям иметь собственные деньги и финансовую независимость от ро­дителей и позволяет получать комплекс нужных для успеха знаний и навыков,
в том числе с разработкой бизнес-плана и анализом причин их успеха или неудачи;

5) максимально раннего обсуждения и корректировки планов молодежи на бу­дущее, в том числе предоставления информации о выбранной профес­сии и тре­бованиях работодателей при трудоустройстве, а также убеждения в правильности выбора профессии;

6) обеспечения максимально раннего понимания детьми, какие же знания и практические навыки нужны им для реализации своей мечты.

Во-вторых, в самых знаменитых университетах Великобритании темы учебных и научно-исследовательских работ и проектов (в том числе и гуманитарных) студенты стремятся выбирать так, чтобы они имели и научную, и практическую цен­ность и были понятны коммерческим фирмам соответствующего профиля. Это очень важно, так как в результате выпускники вузов в ведущих зарубежных странах имеют лучшие шансы на трудоустройство во внебюджетной сфере, при том, что российские студенты часто не могут показать работодателям преимущества приема их на работу.

В-третьих, на занятиях учащихся знакомят с но­выми дости­жени­ями науки и способами их правильного использования.

В-четвертых, молодежь постоянно знакомят с возможностями:

1) создания условий для повышения качества жизни, комфорта
и безопасности при имеющемся уровне доходов с учетом лучшего мирового опыта и особенностей рыночной экономики;

2) получения в любом возрасте дополнительного дохода и практического опыта, что позволяет без больших расходов и рисков: а) изучать современные товары; б) проверять правильность профессионального выбора; в) раньше научиться законно зарабатывать;

3) использования уникальных возможностей знаменитых университетов (например, Кембриджского, Оксфордского и Лидского в Великобритании) для получения практических навыков и связей, позволяющих получить достойную зарплату.

В результате этого в ведущих зарубежных странах мето­дами рыночной экономики созданы необходимые условия для:

1) обеспечения максимально раннего профессионального выбора с учетом интересов и способностей молодежи, потенциала и традиций семей в целях повышения мотивации в условиях бесплатного школьного образования и рыночной экономики углублен­но изучать предметы, нужные для будущей успешной жизни и карьеры;

2) доступного обучения молодежи законам рыночной экономики и способам повышения дохода;

3) проверки на практике правиль­ности профессионального выбора, то есть соответствия представлений детей о различной работе реальной жизни (это не только не мешает учебе, но и усиливает мотивацию для нее и позволяет лучше учитывать свои способности);

4) постоянного массового внедрения конкурентоспособной современ­ной продукции разного назначения за счет средств населения
и хозяйственных субъектов для удовлетворения их потребностей, в результате чего на террито­рии этих стран постоянно ведется инновационная деятельность и модернизация.

1.3.2. Зарубежный опыт помощи семей детям
в подготовке к успешной карьере и его применимость
в России

Как показано в пункте 1.3.1, в ведущих странах Западной Европы и в США многие семьи применяют методы незаметной для детей подготовки к трудоустройству и защи­ты от типичных для рыноч­ной экономики рисков [26–30].

Поэтому многие школьники к восьмому классу выбира­ют не только направление деятельности с учетом своих интересов и спо­собностей (гуманитарное, техническое и т. д.), но и уже точно знают:

– в какой сфере экономики хотят работать, на каких именно должностях;

– конкретные требования работодателей для трудоуст­ройства на выбранные ими должнос­ти, получения максимально возможной зар­платы, достойных условий труда и успешной карьеры;

– какие из изучаемых в школе и вузе предметов помогут получить нужные для успешного трудо­устройства знания и практические навыки.

В США и ряде ведущих стран Западной Европы многие родители целенаправленно помогают детям как можно раньше сделать правильный профессиональный выбор и заранее готовиться к успешному трудоустройству. Это помогает гораздо эффективнее использовать потенциал семьи и школы для повышения качества учебы и предотвращения проблем при трудоустройстве, так как:

– без помощи родителей студенты мало что могут, так как не еще имеют собственных денег, жизненного опыта, связей и т. д.;

– многие молодые люди имеют программы обеспе­чения успешной карьеры за счет целевой подготовки к трудоуст­ройству на конкретных должностях и приобретения в школе и вузе необходимых для их получения знаний и практических навыков, что усиливает мотивацию учиться;

– большинство молодых выбирают обра­зовательные уч­реждения, профиль клас­са и специальность в вузе с учетом их по­лез­ности для трудоустройства на конкретные должности, зная тре­бо­вания работодателей [26–30].

То есть суть учебной и профориентационной рабо­ты с молодежью в ряде ведущих зарубежных стран состоит в том, что образователь­ные организации и родители вместе предприни­мают целенаправленные усилия для подготовки детей к успеху в будущей жизни (не для абстрактного «луч­шего бу­дущего», а для получения выбранной должности) с учетом их интересов и способностей, что:

1) заметно совершенствует: а) мотивацию молодежи к учебе по предметам, которые необхо­ди­мы для будущего трудоустройства;
б) взаимоотношения в семье;

2) позволяет умень­шить: а) вредные внешние воздействия; б) риски
и расходы выпускников при трудоустройстве, а также возможные стрессы.

Таким образом, профориентационная работа в ряде стра­н Западной Европы и в США эффективнее, чем в России, что достигается за счет:

1) учета специфики рыночной экономики;

2) фактического начала профориентации еще в детстве на основе сотрудничества школ и родителей для обеспечения выбора школьниками не только будущего направления деятельности, но и привлекательных должностей, на которых они хотели бы работать, так как это позволяет:

– раньше узнавать требования к соискателям таких должностей;

– повысить мотивацию школьников к изучению предметов, необходимых для трудоустройства и успешной работы на таких должностях;

3) целевой подготовки молодежи к работе на вы­бранных должностях, в том числе с использованием методов обеспечения:

– быстрой и практически безрисковой проверки правильности профессио­нального выбора, представлений о будущей работе и ее соответствия их интересам и способностям;

– планирования и обеспечения сотрудничества семьи и школы, чтобы лучше использовать их потенциал для подготовки детей к успеху;

– получения школьниками набора знаний и практических навыков, без которых получить привлекательные должности почти невозможно.

Такая организация профориентационной, учебной и воспитательной работы не только позволяет улучшить взаимопонимание в семьях, но и облегчает решение актуальных в России проблем молодежи на осно­ве создания условий для целевого использования потенциала школ, вузов и семей, так как:

1) понимание студентами, кто и кем сможет стать после учебы, сколько сможет зарабатывать и как жить, усиливает мотивацию лучше планировать будущее и реально готовиться к успеху;

2) многие юноши и девушки выбирают образовательные учреждения для получения среднего образования, профиль клас­сов и содержание изучаемых учебных программ с учетом их полезности для подготовки
к трудоустройству и рабо­те на уже выбранных должностях, требования
к соис­кателям которых им заранее известны, что позволяет формировать классы по интере­сам, обеспечить мотивацию школьников к обучению;

4) популярность ряда знаменитых университетов Великобритании и США – главным образом результат того, что они помогают выпускникам и предлагают несколько вариантов обучения, в том числе:

а) обучение по традиционным программам для каждого профиля;

б) обучение по индивидуальным программам, по которым можно выбирать предметы (на первом курсе – неко­торую часть, в середине обуче­ния – до половины всех предметов, а на последнем курсе – большинство предметов) в соответствии с их интересами, способностями и с пла­нами трудо­уст­ройства.

То есть в этом случае всем студентам предоставляют на выбор два возможных варианта изу­чения ряда предметов: 1) тратить для сдачи зачетов и экзаменов много сил и времени на изу­че­ние большого объема материала, который может и не понадобить­ся в их профес­сио­нальной деятель­ности; 2) максимально приблизить обучение к специфике буду­щей ра­боты за счет выполнения учебно-исследо­вательских работ и за­да­ний.

В России же основные усилия школ и семей направлены на ус­пешную сдачу юношами и девушками Единого государственного экза­мена и их поступление в вузы. Поэтому старшеклассники активно изу­чают предметы, нужные для поступле­ния в вуз, а некоторые занима­ются на подготовительных курсах и с репетиторами, зачастую еще не выбрав, кем они хотят работать. Часто ро­дители мало помогают им
в ран­нем профессиональном выборе, что негативно сказыва­ется на их будущем, так как [38, 41–43, 47]:

1) школьники мало знают о типичных требованиях к соискателям;

2) осознанно выбирают свою будущую специальность и тем более должность не все, представляют свою работу лишь немногие,
а конкрет­ных программ реализации их мечты об успешной карьере
с учетом законов ры­ночной экономики обычно нет;

3) выбор вуза, а тем более факультета и специальности для многих абитуриентов часто зависит от случайных факторов, так как они
понимают необходимость получения высшего образования, но не ви­дят тесной взаимосвязи полученной спе­циально­сти с будущей работой.

После поступления в вузы большинство юношей и девушек не думают о будущем трудоустрой­стве. Это было допустимо в СССР, когда всем выпуск­никам вуза гарантировались обязательное трудоустройство, а все ра­ботода­тели были готовы к приему молодых специалистов без практического опыта. Но при рыночной экономике требо­вания работодателей изменились и на привлекательные должности во внебюджетной сфере фирмам нужны специалисты с опытом работы на аналогичных должностях.

Проведенные нами исследования [1–2, 22–32, 38–48] показали, что:

1) многие студенты по-прежнему не ви­дят тесной взаимосвязи между полученной специальностью и будущим местом работы и не представляют возможных проблем трудоустройства на хорошие должности, поэтому упускают возмож­но­сти для повышения своей конкурентоспособности уже в студенческие годы, не проявляют большого ин­тереса к учебе и учатся гораздо хуже своих реальных способностей;

2) родители в этот период обычно мало контролируют учебу
и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда уже трудно что-то исправить, так как время упущено;

3) до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предприни­ма­ют конкретных практических действий, чтобы заранее подготовиться к выгодному трудоустрой­ству и к успешной карьере;

4) проблемы трудоустройства, особенно во внебюджетной сфере, часто стано­вятся неожиданными для выпускников и для их семей;

5) большинство родителей не могут помочь выпускникам в трудо­устройстве традиционными методами, так как при ры­ночной экономике работодатели могут платить зарплату лишь за счет прибыли, получаемой от деятельности работника, а многие выпускники очной формы обучения не имеют практических навыков и опыта работы на будущей должности.

Поэтому студентам ТГПУ им. Л. Н. Толстого всех направлений подготовки может быть необходима своевременная помощь, похожая на помощь моло­дежи в США и ведущих странах Западной Европы [1–2, 22–35, 38–48], которую можно получить при многоцелевом тренинге (он описан ниже в пунктах 3.2.1 и 5.3.2).

1.3.3. Методы оказания помощи студентам
в ведущих зарубежных университетах для их целевого

Наши рекомендации