Важность обучения молодежи построению карьеры

Как мы выяснили в первых двух частях данных методических реко­мендаций, при будущем трудоустройстве, особенно в реальном секто­ре экономики, выпускникам для получения привлекательных должно­стей придется пройти тщательную проверку работодателем во время собеседований и тес­тирований на наличие у них достаточных знаний, практических на­вы­ков и умений, необходимых для успешной работы. Таким образом, для успешного трудоустройства молодежи уже в шко­ле и вузе надо своевременно и целенаправленно получать знания, практические навыки и умения, наличие которых будут обязательно проверять бу­дущие работодатели при трудоустройстве на выбранные должности.

Поэтому проблема обучения молодежи с учетом по­требностей рыночной экономики и конкретных работодателей является одной из самых ак­туальных для России [1, 6, 7, 9, 10, 19–22].

Проблема формирования профессиональноориентированных кад­ров очень сложна; она связана с вопросами школьного и даже
до­школьного образования. Традиционное образова­ние в России (вышед­шее из системы советского образования) всегда было слабо ориентировано на индивидуальный подход к обучению и формирова­ние креативности и творческого мышления у школьников. Это объяс­няют многими причинами: массовым характером обу­чения, централи­зованной экономиче­ской системой в СССР, команд­ным под­ходом при решении задач в социалисти­ческом обществе. Все это прочно укоре­нилось в сознании со­ветского, а позже и российского че­ловека. И по­требовались годы, чтобы начать пере­осмысление этих вопросов [7].

Восприятие обучаемым знаний зависит не только от качества мате­риала, уровня подготовки учителей школ и профессорско-препо­даватель­ских кадров вузов и развития технологий, но и от его личной мотивации на обучение, а также способностей к восприятию мате­риала [2]. Как пока­зано в [2, 5], успехи учебной деятельности сту­дентов при­мерно на 70 % обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи ос­тавляют всего 30 %. Поэтому можно сде­лать вывод, что одним из самых перспективных способов улучшения обучения школьников и студентов является усиление их мотивации учиться и создание необходимых условий для этого.

Исследования [17, 18] пока­зали, что и на старших кур­сах мно­гие студенты плохо пред­ставляют, кем они будут после вуза, и по­этому не имеют мотивации лучше изучать необхо­димые в будущем предметы.

Планирование карьеры в студенческие годы, причем как можно более раннее, позволяет любому студенту получить ряд очень важных преимуществ по сравнению со студентами, которые этого не делают.

Любой планирующий свою карьеру студент уже четко знает, что именно особенно понадобится ему в будущем, в результате чего он может выбирать более интересные и полезные для лучшего трудоуст­ройства темы курсовых работ и проектов, а затем и выпускной ква­ли­фикаци­онной работы. В результате этого он может просто и совершен­но за­конно полу­чить и с пользой использовать такие преимущества:

– при меньших затратах труда и времени лучше и интереснее учиться за счет выбора тем курсовых работ и проектов и выпускной ква­ли­фикаци­онной работы так, чтобы каждая следующая тема была развитием предыдущей и позволяла использовать уже имеющиеся материалы;

– эффективнее использовать во время обучения потенциал уни­верситета и своей семьи для подготовки к лучшему будущему;

– целенаправленно выполнять на разных курсах максимально полезную комп­лексную научно-исследовательскую работу;

– подготовить к моменту получения диплома привлекательные для многих работодателей резюме и портфолио, показывающие нали­чие необходимых для успешной работы на выбранных должнос­тях уг­лубленных знаний, практических навыков, опыта;

– получить ряд полезных знаний, практических навыков и уме­ний, необходимых для успешного прохождения собеседований и тес­тирований при трудоустройстве на привлекательные должности;

– научиться эффективнее использовать для трудо­уст­ройства, будущей карьеры и дохода то, что он имеет соответствующие знания и навыки, полученные в педаго­гическом вузе.

12.3. Как готовят молодежь к успешной карьере
в ведущих странах

Во-первых, в ведущих странах Западной Европы и в США давно отработаны и массово применяются методы, имеющие цель:

1) обеспечить счастливое детство и юность детей с одновре­менной деликатной целе­направ­лен­ной и не заметной для них и окру­жающих подготовкой их к успеху в будущей жизни;

2) обеспечить сильную мотивацию к углубленному изучению юношами и девушками наиболее нужных им для успеха предметов за счет со­трудничества семьи с образователь­ными учреждениями;

3) максимально защи­тить молодежь от типичных для рыноч­ной экономики рисков и проблем за счет ее обучения методам оценки возможных последствий своих действий и пре­дотвраще­ния напрасных расходов, рисков, проблем и опасностей для себя и своей семьи.

В частности, это обеспечивается за счет:

1) покупки детям с раннего возраста игр типа «Бизнес», «Мо­нополия», позво­ляющих им познакомиться с основными поня­тиями и методами бизнеса с участием своих семей;

2) создания условий для формирования у детей увлечений (хобби), которые не только соответствуют их интересам и способнос­тям, но
и позволяют повысить их конкурентоспо­собность в процессе тру­до­устройства и на работе, более того – давать им дополнительный доход;

3) обеспечения углубленного изучения нужных для успеха предме­тов и полу­чения практических навыков при согласованных дейст­виях семьи и школы, в результате которых в школе ребенок изучает тео­рию
и получает необходимые знания;

4) практической помощи детям в подготовке к получению пер­вых самостоятельных заработков, что соответствует их желаниям иметь собственные деньги и финансовую независимость от ро­дителей и позволяет получать нужные для успеха знания и навыки (часто с разработкой бизнес-плана и анализом причин их успехов или неудач);

5) максимально раннего обсуждения и корректировки планов детей и молодежи на бу­дущее, что дает им воз­можность больше узнать о выбранных профес­сиях и должностях и тре­бованиях работодателей, а также убедиться в правильности своего выбора, попробовав на практи­ке основные виды работ с оценкой полученных результатов;

6) обеспечения максимально раннего понимания юношами и девушками, какие знания и практические навыки необходимы им для реализации своей мечты и планов на бу­дущее. Поэтому многие делают профес­сио­нальный выбор к восьмому классу, лучше учатся и исполь­зуют возможности обучения в школе и вузе, так как самостоятельно полу­чать такие знания и навыки после них будет очень дорого [12].

Во-вторых, темы научно-исследовательских работ большинство студентов (в том числе и для гуманитариев) стремятся выбирать так, чтобы они имели и научную и практическую цен­ность и были понятны коммерческим фирмам соответствующего профиля. Это очень важно, так как в результате студенты и выпускники вузов в ведущих зарубеж­ных странах имеют лучшие шансы на получение заказов бизнеса или трудоустройство в реальном секторе эко­номики, а российские выпуск­ники часто не могут показать фирмам выгоду от своей работы.

В-третьих, на уроках по многим предметам все школьники зна­комятся с но­выми дости­жениями и способами их правильного исполь­зования (например, с методами энергосбереже­ния, экономии и т. д.).

В результате этого в ведущих зарубежных странах без больших финансовых затрат созданы необходимые условия для максимально раннего профессионального определения детей и молодежи с учетом их интересов и способностей, потен­циала и традиций их семей.

Научно-исследовательская работа студентов является в некото­рых универ­ситетах, особенно в самых зна­менитых, важней­шей частью учебного процесса, обеспечивая повышение их конкурен­тоспособности, качества обучения и доходов. По­этому выполне­ние студен­тами учебно-ис­следо­ватель­ских работ и зада­ний – обяза­тельная часть ряда учебных курсов на некоторых специ­альностях.

Такая комплексная организация учебы и профориен­тации в ведущих странах мира позволяет улучшить взаимопонимание в семьях и защитить молодежь от рисков и проблем, типичных для рыночной экономи­ки

12.4. Роль семей в подготовке молодежи к лучшей жизни

В России профориентационная работа со школьниками и их семьями часто менее эффективна, в результате чего старшеклассники, в отличие от сверстников в ве­дущих странах, обычно могут выбрать лишь гуманитарное или тех­ническое направление их будущей деятельности, но не представляют свою буду­щую карьеру.

В отличие от ведущих зарубежных стран, в России основные усилия школ и семей старшеклассников направлены на обеспечение ус­пешной сдачи Единых го­сударственных экза­менов и поступление в вузы. Поэтому в старших классах школьники активно изучают нуж­ные для поступле­ния в вузы предметы, в том числе занимаются на под­готовительных курсах вузов и с репетиторами. Но часто семьи не могут или не стремятся помочь детям раньше сделать правильный профессиональный выбор
с учетом их интересов и способностей, что в дальнейшем негативно сказыва­ется на будущем молодежи, так как [12]:

1) школьники очень мало знают о требованиях к соискателям, предъявляемых в эпоху ры­ночной эконо­мики работодателями, поэтому они не используют возможности лучше изучить нужные для трудоуст­ройства предметы, а иногда и хуже учатся из-за отсутствия мотивации;

2) осознанно выбирают свою будущую специальность далеко не все, представляют свою работу немногие, а конкрет­ной прог­раммы обеспече­ния успешной реализации своей мечты у них обычно нет;

3) часто выбор вуза, а тем более факультета и специальности абитуриентами не является результатом анализа с учетом воз­мож­ных последствий и зависит от случайных факторов, так как многие абиту­ри­енты и их родители понимают необходимость получить выс­шее образование, но не ви­дят тесной взаимосвязи полученной спе­циаль­но­сти с будущим местом работы выпуск­ника и уровнем его дохо­дов.

После поступления юношей и девушек в вузы большинство на­долго забывает о проблеме трудоустрой­ства и вспоминает о ней лишь перед полу­чением диплома об оконча­нии вуза. Это было правильным и вполне естественным в совет­ский период, ко­гда каждому выпуск­нику вуза гарантировалась возможность выбора различ­ных видов работы по специальности и обязательное трудоуст­ройство, а все ра­ботода­тели были готовы к приему выпускни­ков вузов, не имеющих практического опыта,
и были обязаны обу­чать новых молодых специалистов в соот­ветствии
с требованиям их профессиональной деятельности. Поэтому вы­пуск­ники могли через неко­торое время изменить направление своей деятельности
и долж­ность, а выбор первого места работы не сильно влиял на их карьеру и зарплату.

Однако, как показано выше, в реальном секторе экономики тре­бо­вания работодателей изменились и на при­влекательные должности приглашаются специалисты с большим опытом и стажем работы на таких же должностях. Поэтому, как хорошо известно, большинство выпускников вузов этим требованиям соответствовать пока не могут.

Проведенные исследования [12–18] показали, что:

1) большинство студентов по-прежнему не ви­дят тесной взаи­мосвязи полученной в вузе специальности с будущим трудо­устройством и уровнем доходов и не осознают возможные проблемы своего трудоустройства на привлекательные должности с лучшей зара­ботной платой
и предъявляемые работодателями требования, поэтому они не проявляют большого ин­тереса к учебе и учатся хуже своих реальных способностей, не готовятся к лучшему трудоустройству;

2) родители в этот период обычно меньше контролируют учебу
и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда трудно что-то исправить;

3) до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предприни­ма­ют конкретных практических действий, чтобы обеспечить их успешное трудоустрой­ство;

4) проблемы трудоустройства выпускников очень часто стано­вятся неожиданными для них и их семей;

5) большинство родителей не могут помочь выпускникам в лучшем трудо­устройстве традиционными методами, так как при ры­ночной экономике работодатели могут выплачивать зарплату лишь за счет части прибыли, получаемой от деятельности данного работника.

Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработан и подготовлен для массового использования в учебном процессе при обучении сту­дентов любых специальностей и курсов инновационный организаци­онно-экономический метод улучшения обучения и воспитания студен­тов
и школьников и значительного повышения их конкурентоспособ­ности при трудоустройстве на привлекательные для молодежи долж­ности,
а также их защиты от возможных рисков и проблем [12–16, 18].

Наши рекомендации