Важность обучения молодежи построению карьеры
Как мы выяснили в первых двух частях данных методических рекомендаций, при будущем трудоустройстве, особенно в реальном секторе экономики, выпускникам для получения привлекательных должностей придется пройти тщательную проверку работодателем во время собеседований и тестирований на наличие у них достаточных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешной работы. Таким образом, для успешного трудоустройства молодежи уже в школе и вузе надо своевременно и целенаправленно получать знания, практические навыки и умения, наличие которых будут обязательно проверять будущие работодатели при трудоустройстве на выбранные должности.
Поэтому проблема обучения молодежи с учетом потребностей рыночной экономики и конкретных работодателей является одной из самых актуальных для России [1, 6, 7, 9, 10, 19–22].
Проблема формирования профессиональноориентированных кадров очень сложна; она связана с вопросами школьного и даже
дошкольного образования. Традиционное образование в России (вышедшее из системы советского образования) всегда было слабо ориентировано на индивидуальный подход к обучению и формирование креативности и творческого мышления у школьников. Это объясняют многими причинами: массовым характером обучения, централизованной экономической системой в СССР, командным подходом при решении задач в социалистическом обществе. Все это прочно укоренилось в сознании советского, а позже и российского человека. И потребовались годы, чтобы начать переосмысление этих вопросов [7].
Восприятие обучаемым знаний зависит не только от качества материала, уровня подготовки учителей школ и профессорско-преподавательских кадров вузов и развития технологий, но и от его личной мотивации на обучение, а также способностей к восприятию материала [2]. Как показано в [2, 5], успехи учебной деятельности студентов примерно на 70 % обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30 %. Поэтому можно сделать вывод, что одним из самых перспективных способов улучшения обучения школьников и студентов является усиление их мотивации учиться и создание необходимых условий для этого.
Исследования [17, 18] показали, что и на старших курсах многие студенты плохо представляют, кем они будут после вуза, и поэтому не имеют мотивации лучше изучать необходимые в будущем предметы.
Планирование карьеры в студенческие годы, причем как можно более раннее, позволяет любому студенту получить ряд очень важных преимуществ по сравнению со студентами, которые этого не делают.
Любой планирующий свою карьеру студент уже четко знает, что именно особенно понадобится ему в будущем, в результате чего он может выбирать более интересные и полезные для лучшего трудоустройства темы курсовых работ и проектов, а затем и выпускной квалификационной работы. В результате этого он может просто и совершенно законно получить и с пользой использовать такие преимущества:
– при меньших затратах труда и времени лучше и интереснее учиться за счет выбора тем курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной работы так, чтобы каждая следующая тема была развитием предыдущей и позволяла использовать уже имеющиеся материалы;
– эффективнее использовать во время обучения потенциал университета и своей семьи для подготовки к лучшему будущему;
– целенаправленно выполнять на разных курсах максимально полезную комплексную научно-исследовательскую работу;
– подготовить к моменту получения диплома привлекательные для многих работодателей резюме и портфолио, показывающие наличие необходимых для успешной работы на выбранных должностях углубленных знаний, практических навыков, опыта;
– получить ряд полезных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного прохождения собеседований и тестирований при трудоустройстве на привлекательные должности;
– научиться эффективнее использовать для трудоустройства, будущей карьеры и дохода то, что он имеет соответствующие знания и навыки, полученные в педагогическом вузе.
12.3. Как готовят молодежь к успешной карьере
в ведущих странах
Во-первых, в ведущих странах Западной Европы и в США давно отработаны и массово применяются методы, имеющие цель:
1) обеспечить счастливое детство и юность детей с одновременной деликатной целенаправленной и не заметной для них и окружающих подготовкой их к успеху в будущей жизни;
2) обеспечить сильную мотивацию к углубленному изучению юношами и девушками наиболее нужных им для успеха предметов за счет сотрудничества семьи с образовательными учреждениями;
3) максимально защитить молодежь от типичных для рыночной экономики рисков и проблем за счет ее обучения методам оценки возможных последствий своих действий и предотвращения напрасных расходов, рисков, проблем и опасностей для себя и своей семьи.
В частности, это обеспечивается за счет:
1) покупки детям с раннего возраста игр типа «Бизнес», «Монополия», позволяющих им познакомиться с основными понятиями и методами бизнеса с участием своих семей;
2) создания условий для формирования у детей увлечений (хобби), которые не только соответствуют их интересам и способностям, но
и позволяют повысить их конкурентоспособность в процессе трудоустройства и на работе, более того – давать им дополнительный доход;
3) обеспечения углубленного изучения нужных для успеха предметов и получения практических навыков при согласованных действиях семьи и школы, в результате которых в школе ребенок изучает теорию
и получает необходимые знания;
4) практической помощи детям в подготовке к получению первых самостоятельных заработков, что соответствует их желаниям иметь собственные деньги и финансовую независимость от родителей и позволяет получать нужные для успеха знания и навыки (часто с разработкой бизнес-плана и анализом причин их успехов или неудач);
5) максимально раннего обсуждения и корректировки планов детей и молодежи на будущее, что дает им возможность больше узнать о выбранных профессиях и должностях и требованиях работодателей, а также убедиться в правильности своего выбора, попробовав на практике основные виды работ с оценкой полученных результатов;
6) обеспечения максимально раннего понимания юношами и девушками, какие знания и практические навыки необходимы им для реализации своей мечты и планов на будущее. Поэтому многие делают профессиональный выбор к восьмому классу, лучше учатся и используют возможности обучения в школе и вузе, так как самостоятельно получать такие знания и навыки после них будет очень дорого [12].
Во-вторых, темы научно-исследовательских работ большинство студентов (в том числе и для гуманитариев) стремятся выбирать так, чтобы они имели и научную и практическую ценность и были понятны коммерческим фирмам соответствующего профиля. Это очень важно, так как в результате студенты и выпускники вузов в ведущих зарубежных странах имеют лучшие шансы на получение заказов бизнеса или трудоустройство в реальном секторе экономики, а российские выпускники часто не могут показать фирмам выгоду от своей работы.
В-третьих, на уроках по многим предметам все школьники знакомятся с новыми достижениями и способами их правильного использования (например, с методами энергосбережения, экономии и т. д.).
В результате этого в ведущих зарубежных странах без больших финансовых затрат созданы необходимые условия для максимально раннего профессионального определения детей и молодежи с учетом их интересов и способностей, потенциала и традиций их семей.
Научно-исследовательская работа студентов является в некоторых университетах, особенно в самых знаменитых, важнейшей частью учебного процесса, обеспечивая повышение их конкурентоспособности, качества обучения и доходов. Поэтому выполнение студентами учебно-исследовательских работ и заданий – обязательная часть ряда учебных курсов на некоторых специальностях.
Такая комплексная организация учебы и профориентации в ведущих странах мира позволяет улучшить взаимопонимание в семьях и защитить молодежь от рисков и проблем, типичных для рыночной экономики
12.4. Роль семей в подготовке молодежи к лучшей жизни
В России профориентационная работа со школьниками и их семьями часто менее эффективна, в результате чего старшеклассники, в отличие от сверстников в ведущих странах, обычно могут выбрать лишь гуманитарное или техническое направление их будущей деятельности, но не представляют свою будущую карьеру.
В отличие от ведущих зарубежных стран, в России основные усилия школ и семей старшеклассников направлены на обеспечение успешной сдачи Единых государственных экзаменов и поступление в вузы. Поэтому в старших классах школьники активно изучают нужные для поступления в вузы предметы, в том числе занимаются на подготовительных курсах вузов и с репетиторами. Но часто семьи не могут или не стремятся помочь детям раньше сделать правильный профессиональный выбор
с учетом их интересов и способностей, что в дальнейшем негативно сказывается на будущем молодежи, так как [12]:
1) школьники очень мало знают о требованиях к соискателям, предъявляемых в эпоху рыночной экономики работодателями, поэтому они не используют возможности лучше изучить нужные для трудоустройства предметы, а иногда и хуже учатся из-за отсутствия мотивации;
2) осознанно выбирают свою будущую специальность далеко не все, представляют свою работу немногие, а конкретной программы обеспечения успешной реализации своей мечты у них обычно нет;
3) часто выбор вуза, а тем более факультета и специальности абитуриентами не является результатом анализа с учетом возможных последствий и зависит от случайных факторов, так как многие абитуриенты и их родители понимают необходимость получить высшее образование, но не видят тесной взаимосвязи полученной специальности с будущим местом работы выпускника и уровнем его доходов.
После поступления юношей и девушек в вузы большинство надолго забывает о проблеме трудоустройства и вспоминает о ней лишь перед получением диплома об окончании вуза. Это было правильным и вполне естественным в советский период, когда каждому выпускнику вуза гарантировалась возможность выбора различных видов работы по специальности и обязательное трудоустройство, а все работодатели были готовы к приему выпускников вузов, не имеющих практического опыта,
и были обязаны обучать новых молодых специалистов в соответствии
с требованиям их профессиональной деятельности. Поэтому выпускники могли через некоторое время изменить направление своей деятельности
и должность, а выбор первого места работы не сильно влиял на их карьеру и зарплату.
Однако, как показано выше, в реальном секторе экономики требования работодателей изменились и на привлекательные должности приглашаются специалисты с большим опытом и стажем работы на таких же должностях. Поэтому, как хорошо известно, большинство выпускников вузов этим требованиям соответствовать пока не могут.
Проведенные исследования [12–18] показали, что:
1) большинство студентов по-прежнему не видят тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности с будущим трудоустройством и уровнем доходов и не осознают возможные проблемы своего трудоустройства на привлекательные должности с лучшей заработной платой
и предъявляемые работодателями требования, поэтому они не проявляют большого интереса к учебе и учатся хуже своих реальных способностей, не готовятся к лучшему трудоустройству;
2) родители в этот период обычно меньше контролируют учебу
и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда трудно что-то исправить;
3) до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предпринимают конкретных практических действий, чтобы обеспечить их успешное трудоустройство;
4) проблемы трудоустройства выпускников очень часто становятся неожиданными для них и их семей;
5) большинство родителей не могут помочь выпускникам в лучшем трудоустройстве традиционными методами, так как при рыночной экономике работодатели могут выплачивать зарплату лишь за счет части прибыли, получаемой от деятельности данного работника.
Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработан и подготовлен для массового использования в учебном процессе при обучении студентов любых специальностей и курсов инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания студентов
и школьников и значительного повышения их конкурентоспособности при трудоустройстве на привлекательные для молодежи должности,
а также их защиты от возможных рисков и проблем [12–16, 18].