Классификация основных типов собеседований
«Предупрежден – значит вооружен», – гласит народная мудрость. Поэтому и студентам всех курсов полезно знать, что может ожидать их на собеседованиях при будущем трудоустройстве. Рассмотрим типы собеседований, которые чаще всего применяются на практике и которые вы, весьма вероятно, можете проходить при трудоустройстве [37].
В зависимости от цели выделяют два типа собеседований –
отсеивающие и отборочные.
Отсеивающее собеседование – это первый этап личного взаимодействия рекрутера с кандидатами. Из всех приславших свое резюме на вакансию рекрутер выбирает соискателей, объективно соответствующих требованиям вакансии. Ряд претендентов может быть отсеян еще по их резюме, если, например, они не имеют требуемого образования или опыта. Тех же, чье резюме соответствует требованиям, приглашают на отсеивающее (первое) собеседование.
Как вести себя на первой встрече с рекрутером? Как известно, первое впечатление имеет очень большое значение, поэтому главное – показать себя адекватным человеком, мотивированным на работу в компании. Спокойная деловая одежда, сдержанный макияж и, конечно, вежливость. Заранее продумайте ответ на традиционный вопрос: «Почему вы хотите работать именно у нас?». Проявите профессионализм и интерес к компании. Не стесняйтесь задавать вопросы о содержании работы – это подчеркнет вашу высокую мотивацию. А спрашивать об отпуске или о работе столовой не стоит: менеджер по кадрам может усомниться в том, что вы ориентированы на работу.
Если отсеивающее интервью пройдено успешно, вас пригласят на второе собеседование – отборочное. На этом этапе у компании остается несколько кандидатов. Каждый из них объективно соответствует вакансии, но при этом имеет свои сильные и слабые стороны.
Отборочное интервью – это своего рода конкурс претендентов на позицию. Скорее всего, в нем будет участвовать не только рекрутер, но
и ваш потенциальный руководитель. Вы должны показать им, что вы – отличный специалист. Расскажите о своих достижениях на конкретных примерах, подчеркните, чем именно вы можете быть полезны компании. Задавайте вопросы о специфике работы; их лучше продумать заранее
(и даже записать), чтобы ничего не забыть от волнения.
В зависимости от содержания бывают биографическое, ситуационное, критериальное, стрессовое и комплексное собеседование.
Что такое биографическое собеседование, ясно уже из названия. Скорее всего, вам в той или иной форме предложат рассказать о своем опыте работы, где и когда его получили, какой вуз окончили и т. д. Будьте готовы к вопросам типа: «Почему вы решили поступить именно в этот вуз?»; «Почему вы покинули свое первое место работы, если все было хорошо?»; «Где вы научились работать с кодами?».
Заранее продумайте, под каким углом лучше преподнести свою биографию, какие акценты расставить, о чем промолчать, а что рассказать особенно подробно. Устраиваетесь детским аниматором? В деталях расскажите, как работали вожатой в летнем лагере, какие игры там организовывали, а о работе официанткой лучше упомянуть вскользь. Претендуете на позицию PR-менеджера? Не надо в деталях вспоминать, как вы учились в техническом вузе (зачем акцентировать внимание на непрофильном образовании?), лучше расскажите о том, как осваивали свою профессию, какие PR-акции вам особенно удались.
Помните: обманывать рекрутера нельзя (еще никто не смог сделать карьеру с помощью лжи, да и слова соискателя легко проверить, попросив, например, рекомендации у его бывших руководителей).
Ситуационное собеседование позволяет оценить методы работы кандидата, ход его мысли, а также понять, с какими задачами он отлично справится сам, а с какими ему потребуется подстраховка.
В ходе ситуационного собеседования рекрутер обычно предлагает собеседнику кейсы – реальные или гипотетические ситуации, с которыми соискатель может столкнуться в работе. «Как вы поступите, если клиент откажется от сделки буквально за пять минут до подписания бумаг?»; «Что будете делать, если известная газета опубликует комментарий от лица президента компании, не согласовав с вами конечный вариант текста?», – вопросы могут быть самыми разными.
Отвечайте на них в соответствии со своими представлениями о правильной работе. Не волнуйтесь: раз уж вас пригласили на такое собеседование, значит, релевантный опыт у вас наверняка есть. А в таком случае и кейсы едва ли покажутся вам слишком сложными.
Несколько похоже на предыдущий тип собеседования и критериальное собеседование. Соискатель должен ответить на вопросы, задаваемые рекрутером (как правило, это целый список, но вопросы
в большинстве своем стандартные). Вопросы и будут своего рода критериями оценки вашей готовности к работе в компании. Такая методика применяется не слишком часто, так как велика вероятность ошибки интервьюера при трактовке вашего ответа. Однако если вам пришлось стать участником критериального собеседования, отвечайте максимально честно и используйте багаж своего профессионального опыта.
А от стрессовогособеседования у вас могут остаться очень неприятные впечатления. Если вас с порога встречают хамством («Еще один бездарный кандидат пожаловал...»), если на ваш новый костюм рекрутер опрокинул чашку кофе, если вам задают некорректные вопросы («Почему вы развелись? Не умеете ладить с людьми?»), это вовсе не означает, что HR-менеджер не знает о нормах делового общения. Весьма вероятно, таким замысловатым и неоднозначным с точки зрения этики способом он проверяет вас на стрессоустойчивость.
Шансов попасть на стрессовое собеседование больше у тех, кому по работе приходится много общаться с людьми: менеджерам по работе
с клиентами, операторам колл-центров, PR-менеджерам и др.
Стратегия поведения на стрессовом собеседовании может быть одна – вести себя максимально сдержанно и спокойно, ни в коем случае не опускаться до грубости и хамства. А если поведение рекрутера, на ваш взгляд, переходит все границы, вы можете прервать «интервью» словами: «Мне кажется, наша беседа не слишком конструктивна. Давайте либо всерьез обсудим вакантную должность и мои деловые качества, либо закончим общение». Сказав это спокойно и с достоинством, можете считать, что стрессовое собеседование пройдено.
Рекрутеры редко проводят в чистом виде биографическое, ситуационное, стрессовое или критериальное собеседование. Обычно собеседование бывает комплексным: например, сначала вы поговорите
о вашей биографии, а потом менеджер по кадрам предложит вам пару кейсов. Или сначала собеседование будет стрессовым, а потом войдет
в нормальное русло и приобретет биографический характер. В комплексном собеседовании часто участвует несколько представителей компании (менеджер по персоналу и потенциальный руководитель).
По форме проведения собеседования бывают индивидуальные
и групповые.
На индивидуальном собеседовании вы будете главным героем: менеджер по персоналу (или возможный руководитель) будет беседовать только с вами. Плюсы такого метода для рекрутера очевидны: на собеседовании проще создать доверительную атмосферу, кандидат имеет возможность отвечать на вопросы более подробно.
Групповое собеседование используют, как правило, при массовом подборе персонала. В этом случае менеджер по кадрам оценивает сразу нескольких кандидатов с наименьшей потерей времени. Как вести себя на групповом собеседовании? Ведите себя естественно, но старайтесь показать свои лучшие качества: проявляйте инициативу, задавайте вопросы, выступайте лидером, если вы склонны к лидерству.
Собеседования классифицируют и по месту и способу их проведения. Они могут проходить в офисе, в кафе или ресторане, а также по телефону или по скайпу.
Чем отличается собеседование в офисе от собеседования в ресторане? Опытные менеджеры по кадрам утверждают, что принципиально ничем: в обеих ситуациях нужно проявить себя профессиональным человеком, знакомым с правилами делового этикета. Если вас пригласили на деловой обед-собеседование, не спешите заказывать несколько блюд, ведь ваша главная цель здесь не еда. Ведите себя, как и на обычном собеседовании, при этом уделяя внимание правильности использования столовых приборов. Шансов попасть на собеседование в кафе больше у тех, кто претендует на руководящую должность, либо у тех, кто по каким-то причинам не может явиться в офис компании.
Что касается собеседования по телефону или по скайпу, то чаще так проводят лишь первое, отсеивающее собеседование. Это упрощает процедуру и экономит время и рекрутера, и соискателя.
Итак, если вам позвонил рекрутер, говорите кратко, но не односложно, четко отвечайте на вопросы. Если вокруг вас много посторонних шумов, которые могут помешать беседе, лучше вежливо извинитесь
и предложите перезвонить через какое-то время. Подтвердите, что вакансия вам интересна, при необходимости кратко опишите свой опыт. Постарайтесь записать важную информацию, например фамилию потенциального руководителя, дату возможной встречи и т. д.
Собеседование по скайпу – задача немного сложнее, но вполне посильная любому соискателю. Будьте готовы к тому, что рекрутер заочно оценит не только вашу речь (как это было бы при телефонном разговоре), но и ваш внешний вид. Поэтому домашнюю футболку лучше сменить на рубашку, а собаку временно запереть в ванной.
Собеседование по телефону
Телефонное собеседование – это, как правило, первый этап знакомства представителей кадровых служб с соискателями, позволяющий сэкономить время и тем, и другим. Конечно, таким способом невозможно оценить кандидатов с большой долей вероятности, однако появляется хорошая возможность составить о них первое впечатление, убедиться в их заинтересованности в конкретной вакансии, а также отсеять часть претендентов, которые явно не соответствуют ожиданиям работодателя.
А при региональном (дистанционном) подборе персонала телефонное собеседование бывает просто обязательным [34, 37].
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала www.Superjob.ru [37], телефонное собеседование при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91 %), в том числе 50 % –
в определенных случаях, а 41 % – всегда.
Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного собеседования, значительно повысятся, если вы отнесетесь к этому виду собеседования так же серьезно, как и к очной встрече с рекрутером. Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткий рассказ о себе с упоминанием ваших профессиональных достижениий и причин вашей заинтересованности в предлагаемой работе.
Существует два вида телефонных собеседований: первый – с целью уточнить ваш опыт, второй – полноценное телефонное собеседование.
И в том, и в другом случае рекрутеры проверяют наличие опыта, который важен для данной вакансии. Поэтому они очень точно и конкретно задают вам вопрос и важно отвечать предельно конкретно и с примерами. Чаще всего спрашивают про детали вашего опыта работы, причины
и критерии поиска работы, зарплату.
Собеседование по телефону помогает проверить достоверность информации, указанной в резюме. Опытный рекрутер уже на этапе беседы по телефону может определить, насколько кандидат будет интересен потенциальному работодателю.
То, как соискатель владеет речью, каким образом строит предложения и на что делает акцент, позволяет определить тип личности, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое.
Средняя продолжительность собеседования по телефону составляет обычно 10–20 минут, а при региональном подборе кадров таким способом – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунктуальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.
Специфика собеседования по телефону заключается в отсутствии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы лишены возможности перенести внимание оппонента на отвлеченные темы. К тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида придают уверенность в собственных силах. Телефон может исказить тембр голоса, но не влияет на интонацию и манеру переговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.
Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации, но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь
с представителями кадровой службы. Не перебивайте собеседника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнет вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы.
Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточнить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом краснеть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали,
и ссылаться на плохое качество связи.
Консультанты по развитию карьеры советуют проводить телефонное собеседование стоя. Такой психологический прием помогает говорить громче и уверенней.
Как и на других собеседованиях, будьте готовы не только отвечать, но и сами задавать вопросы. Это поможет убедить рекрутера в вашей заинтересованности получить работу в компании. Если соискатель нацелен на конкретную вакансию, его вопросы в основном касаются функциональных обязанностей и критериев оценки деятельности.
Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может навести рекрутера на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности.
На формирование мнения о кандидате могут также повлиять различные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (работающий телевизор, лай собаки, голоса родственников, детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из сложившейся ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серьезно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вторых, точнее составит психологический портрет претендента.
Интерес рекрутера к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекаетесь на другие дела. Например, один из соискателей рассказывал о допущенной им ошибке: параллельно с телефонным собеседованием он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он признался, что одновременно просматривает письма. И предложения о личной встрече от этой компании не было.
Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам
в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по каким причинам: плохо себя чувствуете, напряженная рабочая атмосфера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное собеседование. Ответ возможно сформулировать следующим образом: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожалению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Так вы достаточно четко выразите свою заинтересованность в вакансии, честно предупредите об имеющемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.
Желательно хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу запишите его, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.
Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать результата собеседования, и, в случае положительного решения, какие дополнительные материалы и документы вам могут потребоваться при личной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, еще раз перечислить свои сильные стороны как профессионала.
Опыт ведения телефонных переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше телефонных звонков вы сделаете, тем увереннее будете себя чувствовать от раза к разу и, следовательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот самый случай, когда количество неизбежно переходит в качество.
Собеседование по Skype
Удельный вес российских компаний, практикующих собеседование по Skype, растет и в настоящее время уже приближается к 30 %. По прогнозам аналитиков рынка труда, еще 20 % фирм в самое ближайшее время планируют перейти в формат проведения онлайн-собеседований
с кандидатами. В наибольшей степени это типично для Москвы и Санкт-Петербурга, и тенденция все больше распространяется и в регионах. Иными словами, ситуация развивается настолько стремительно, что соискатель должен быть готов к тому, что компания, куда он хочет устроиться на работу, может вполне лояльно относиться к использованию Skype во время проведения собеседования [34–37].
Впрочем, онлайн-собеседования с кандидатом в подавляющем большинстве российских компаний практикуются только в самый первый раз. Последующие собеседования, как правило, уже проводятся в очном режиме, более традиционном. Также компания может принять решение
o беседе через Интернет в случае, если работник еще продолжает трудиться на своей текущей работе или не может прийти на встречу (болен, находится в отъезде и т. д.).
Это распространено в тех компаниях, где занято большое количество сотрудников (свыше 500). Бывают и варианты, при которых головной офис компании находится в столице, а сотрудника подбирают на позицию регионального директора или менеджера по развитию в регионе, либо «вербуют» топ-менеджера международной компании, проживающего за границей – без Skype здесь точно не обойтись. Реже онлайн-собеседования проводятся при подборе персонала в технических областях, а также в сфере информационных технологий.
Если вы живете в другом городе, то это сильно сэкономит вам
и время, и деньги, и силы. Легким кликом мыши вы преодолеваете пространство и беседуете с будущим руководителем. В случае, если компания вам не походит или сама не проявит в дальнейшем интереса к вашей кандидатуре, вы практически ничего не теряете.
Дополнительный плюс в том, что вы можете разместить листики-подсказки и другие вспомогательные материалы так, чтобы вам их было отлично видно, а рекрутер об этом не догадывался (они вне зоны его видимости). Но подглядывать в них надо так, чтобы у рекрутера не возникало чувство, что вы все время отвлекаетесь от разговора.
Еще одно бесспорное достоинство – территория проведения выбирается самим соискателем. Не секрет, что в домашней обстановке многие соискатели чувствуют себя более комфортно, и нет отвлекающих факторов, неизбежных при обычном собеседовании.
И если вы чувствуете, что разговор пошел совсем не так, как вы ожидали, и работа в этой компании вам не подходит, гораздо проще прекратить общение в онлайн-режиме, чем при непосредственном контакте. Не стоит просто отключаться, но, соблюдая правила делового этикета, вы быстрее закончите бесперспективный для вас разговор.
Однако онлайн-собеседование не только заключает в себе несомненные плюсы для соискателя, но и таит в себе некоторые минусы, которые тоже следует учитывать. Так, при личном контакте с работодателем или его представителем соискатель может засомневаться, стоит ли ему тратить свое время на то, чтоб получить работу именно в этой компании. Нюансы поведения рекрутера могут многое сообщить наблюдательному кандидату, особенно если у него есть опыт собеседований.
Ведь непосредственная обстановка, внешний вид будущего рабочего места, поведение будущих коллег можно оценить во время очного собеседования, а получить объективную информацию о будущей работе трудно даже не побывав в самой компании. Разумеется, речь не идет
o случаях, когда головной офис фирмы находится в одном городе, а сам соискатель и проживает, и будет работать в другом.
Многие люди еще не настолько продвинуты в вопросах использования программ видеосвязи, поэтому такое собеседование вызывает
у них вполне понятное ощущение психологического дискомфорта.
Чтобы удачно пройти Skype-собеседование, рекомендуется использовать следующие возможности для обеспечения этого.
Планирование
Согласуйте с менеджером по персоналу точное время общения. При этом очень важно иметь небольшой запас для устранения возможных технических неполадок. Если вы общаетесь по Skype, то заранее добавьте контакты, проверьте аппаратуру, наличие запасных каналов связи, чтобы была возможность предупредить собеседника о возникновении непредвиденных обстоятельств. Будьте готовы к тому, что собеседование может быть дольше, чем вы планировали изначально. Согласуйте с собеседником общее время общения. Перед виртуальной встречей еще раз посмотрите сайт компании, подготовьте вопросы, освежите в своей памяти основные данные о вакансии, требованиях, компании. Не забудьте имя того, кто будет проводить беседу.
Оборудование
Позаботьтесь о скорости Интернета, наличии видеокамеры, наушников. Постоянные сбои в работе техники будут накладывать негативный отпечаток на интервью, в таких условиях будет сложно произвести на собеседника хорошее впечатление. Желательно не использовать встроенные динамики ноутбука, так как иногда в таком случае связь значительно ухудшается. Согласитесь, что огромные «геймерские» наушники по стилю не будут соответствовать деловому костюму. Во всяком случае выглядит это весьма комично, а поскольку наша задача не вызвать улыбку у собеседника, а произвести хорошее впечатление исключительно своими деловыми качествами, ничто не должно отвлекать от главного, поэтому выберите что-то нейтральное.
Еще один важный нюанс – освещение. Возможно, приглушенный свет придаст вашему образу особую загадочность и шарм, однако подумайте, это ли нужно работодателю?