Классификация основных типов собеседований

«Предупрежден – значит вооружен», – гласит народная мудрость. Поэтому и студентам всех курсов полезно знать, что может ожидать их на собеседованиях при будущем трудоустройстве. Рассмотрим типы собеседований, которые чаще всего применя­ются на практике и кото­рые вы, весьма вероятно, можете проходить при трудоустройстве [37].

В зависимости от цели выделяют два типа собеседований –
от­сеивающие и отборочные.

Отсеивающее собеседование – это первый этап личного взаи­модействия рекрутера с кандидатами. Из всех приславших свое ре­зюме на вакансию рекрутер выбирает соискателей, объективно соот­ветствующих требованиям вакансии. Ряд претендентов мо­жет быть от­сеян еще по их резюме, если, например, они не имеют требуемого образования или опыта. Тех же, чье резюме со­ответствует требова­ниям, приглашают на отсеивающее (первое) собе­седование.

Как вести себя на первой встрече с рекрутером? Как известно, первое впечатление имеет очень большое значение, поэтому главное – показать себя адекватным человеком, мотивированным на работу в компании. Спокойная деловая одежда, сдержанный макияж и, конеч­но, вежливость. Заранее продумайте ответ на традицион­ный вопрос: «Почему вы хотите работать именно у нас?». Проявите профессиона­лизм и интерес к компании. Не стесняйтесь задавать вопросы о со­держании работы – это подчеркнет вашу высокую мотива­цию. А спрашивать об отпуске или о работе столовой не стоит: менеджер по кадрам может усомниться в том, что вы ориентированы на работу.

Если отсеивающее интервью пройдено успешно, вас пригласят на второе собеседование – отборочное. На этом этапе у компании ос­тается несколько кандидатов. Каждый из них объек­тивно соответст­вует вакансии, но при этом имеет свои сильные и сла­бые стороны.

Отборочное интервью – это своего рода конкурс претендентов на позицию. Скорее всего, в нем будет участвовать не только рекрутер, но
и ваш потенциальный руководитель. Вы должны показать им, что вы – отличный специалист. Расскажите о своих достижениях на конк­ретных примерах, подчеркните, чем именно вы можете быть полезны компании. Задавайте вопросы о специфике работы; их лучше проду­мать заранее
(и даже записать), чтобы ничего не забыть от волнения.

В зависимости от содержания бывают биографическое, си­туа­ционное, критериальное, стрессовое и комплексное собеседование.

Что такое биографическое собеседование, ясно уже из назва­ния. Скорее всего, вам в той или иной форме предложат рассказать о своем опыте работы, где и когда его получили, какой вуз окончили и т. д. Будьте готовы к вопросам типа: «Почему вы решили поступить именно в этот вуз?»; «Почему вы покинули свое первое место работы, если все было хорошо?»; «Где вы научились работать с ко­дами?».

Заранее продумайте, под каким углом лучше преподнести свою биографию, какие акценты расставить, о чем промолчать, а что расска­зать особенно подробно. Устраиваетесь детским аниматором? В дета­лях расскажите, как работали вожатой в летнем лагере, какие игры там организовывали, а о работе официанткой лучше упомя­нуть вскользь. Претендуете на позицию PR-менеджера? Не надо в де­талях вспоми­нать, как вы учились в техническом вузе (зачем акценти­ровать внима­ние на непрофильном образовании?), лучше расскажите о том, как ос­ваивали свою профессию, какие PR-акции вам особенно удались.

Помните: обманывать рекрутера нельзя (еще никто не смог сде­лать карьеру с помощью лжи, да и слова соискателя легко проверить, попросив, например, рекомендации у его быв­ших руководителей).

Ситуационное собеседование позволяет оценить методы рабо­ты кандидата, ход его мысли, а также понять, с какими задачами он отлично справится сам, а с какими ему потре­буется подстраховка.

В ходе ситуационного собеседования рекрутер обычно предла­гает собеседнику кейсы – реальные или гипотетические ситуации, с ко­то­рыми соискатель может столкнуться в работе. «Как вы поступите, если клиент откажется от сделки буквально за пять минут до подписа­ния бумаг?»; «Что будете делать, если известная газета опубликует ком­ментарий от лица президента компании, не согласовав с вами ко­неч­ный вариант текста?», – вопросы могут быть самыми разными.

Отвечайте на них в соответствии со своими представлениями о правильной работе. Не волнуйтесь: раз уж вас пригласили на такое со­беседование, значит, релевантный опыт у вас наверняка есть. А в та­ком случае и кейсы едва ли покажутся вам слишком сложными.

Несколько похоже на предыдущий тип собеседования и крите­риальное собеседование. Соискатель должен ответить на вопросы, за­даваемые рекрутером (как правило, это целый список, но вопросы
в большинстве своем стандартные). Вопросы и будут своего рода крите­риями оценки вашей готовности к работе в компании. Такая методика применяется не слишком часто, так как велика вероятность ошибки интервьюера при трактовке вашего ответа. Одна­ко если вам пришлось стать участником критериального собеседо­ва­ния, отвечайте макси­мально честно и используйте багаж своего про­фессионального опыта.

А от стрессовогособеседования у вас могут остаться очень не­приятные впечатления. Если вас с порога встречают хамством («Еще один бездарный кандидат пожаловал...»), если на ваш новый костюм рекрутер опрокинул чашку кофе, если вам задают некорректные во­просы («Почему вы развелись? Не умеете ладить с людьми?»), это во­все не означает, что HR-менеджер не знает о нормах делового обще­ния. Весьма вероятно, таким замысловатым и неодно­значным с точки зрения этики способом он проверяет вас на стрессоустойчивость.

Шансов попасть на стрессовое собеседование больше у тех, кому по работе приходится много общаться с людьми: менед­жерам по работе
с клиентами, операторам колл-центров, PR-менедже­рам и др.

Стратегия поведения на стрессовом собеседовании может быть одна – вести себя максимально сдержанно и спокойно, ни в коем слу­чае не опускаться до грубости и хамства. А если поведение рекру­тера, на ваш взгляд, переходит все границы, вы можете прервать «ин­тер­вью» словами: «Мне кажется, наша беседа не слишком конструк­тивна. Давайте либо всерьез обсудим вакантную должность и мои де­ловые качества, либо закончим общение». Сказав это спо­койно и с достоин­ством, можете считать, что стрессовое собеседова­ние пройдено.

Рекрутеры редко проводят в чистом виде биографи­ческое, си­туационное, стрессовое или критериальное собеседование. Обычно со­беседование бывает комплексным: например, сначала вы поговорите
о вашей биографии, а потом менеджер по кад­рам предложит вам пару кейсов. Или сначала собеседование будет стрес­совым, а по­том войдет
в нормальное русло и приобретет биогра­фичес­кий характер. В комп­лексном собеседовании часто участвует несколько представителей компании (менеджер по персоналу и потенциальный руководитель).

По форме проведения собеседования бывают индивидуальные
и групповые.

На индивидуальном собеседовании вы будете главным героем: менеджер по персоналу (или возможный руководитель) будет бесе­довать только с вами. Плюсы такого метода для рекрутера очевидны: на собеседовании проще создать доверительную атмосферу, кандидат имеет возможность отвечать на вопросы более подробно.

Групповое собеседование используют, как правило, при мас­со­вом подборе персонала. В этом случае менеджер по кадрам оценивает сразу нескольких кандидатов с наименьшей по­терей времени. Как вести себя на групповом собеседовании? Ведите себя естественно, но старайтесь показать свои лучшие качества: проявляйте инициативу, задавайте вопросы, выступайте ли­дером, если вы склонны к лидерству.

Собеседования классифицируют и по месту и способу их проведения. Они могут проходить в офисе, в кафе или ресторане, а также по телефону или по скайпу.

Чем отличается собеседование в офисе от собеседования в ресторане? Опытные менеджеры по кадрам утверждают, что принци­пиально ничем: в обеих ситуациях нужно проявить себя профессио­нальным человеком, знакомым с правилами делового этикета. Если вас пригласили на деловой обед-собеседование, не спешите заказывать не­сколько блюд, ведь ваша главная цель здесь не еда. Ведите себя, как и на обычном собеседовании, при этом уделяя внимание правильности использования столовых приборов. Шансов попасть на собеседование в кафе больше у тех, кто претендует на руководящую должность, либо у тех, кто по каким-то причинам не может явиться в офис компании.

Что касается собеседования по телефону или по скайпу, то чаще так проводят лишь первое, отсеивающее собесе­дование. Это уп­рощает процедуру и экономит время и рек­рутера, и соискателя.

Итак, если вам позвонил рекрутер, говорите кратко, но не одно­сложно, четко отвечайте на вопросы. Если вокруг вас много посторон­них шумов, которые могут помешать беседе, лучше вежливо извини­тесь
и предложите перезвонить через какое-то время. Подтвердите, что вакансия вам интересна, при необходимости кратко опишите свой опыт. Постарайтесь записать важную информацию, например фами­лию потенциального руководителя, дату возможной встречи и т. д.

Собеседование по скайпу – задача немного сложнее, но вполне посильная любому соискателю. Будьте готовы к тому, что рекрутер за­очно оценит не только вашу речь (как это было бы при телефонном разговоре), но и ваш внешний вид. Поэтому домашнюю футболку лучше сменить на рубашку, а собаку временно запереть в ванной.

Собеседование по телефону

Телефонное собеседование – это, как правило, первый этап зна­комства представителей кадровых служб с соискателями, позволяю­щий сэкономить время и тем, и другим. Конечно, таким способом не­возможно оценить кандидатов с большой долей вероятности, однако появляется хорошая возможность составить о них первое впечат­ление, убедиться в их заинтересованности в конкретной вакансии, а также от­сеять часть претендентов, которые явно не соответствуют ожиданиям работодателя.
А при региональном (дистанционном) под­боре персо­нала телефонное собеседование бывает просто обязательным [34, 37].

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала www.Superjob.ru [37], телефонное собеседование при подборе персо­нала использует подавляющее большинство рекрутеров (91 %), в том числе 50 % –
в определенных случаях, а 41 % – всегда.

Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного собеседования, значи­тельно повысятся, если вы отнесетесь к этому виду собеседования так же серьезно, как и к очной встрече с рекрутером. Перед тем как пере­званивать работодателю, подготовьте краткий рассказ о себе с упоминанием ваших профессиональных достижениий и при­чин вашей заинтересованности в предлагаемой работе.

Существует два вида телефонных собеседований: первый – с целью уточ­нить ваш опыт, второй – полноценное телефонное собеседование.
И в том, и в другом случае рекрутеры проверяют наличие опыта, который важен для данной вакансии. Поэтому они очень точно и конкретно задают вам вопрос и важно отвечать предельно конкретно и с примерами. Чаще всего спрашивают про детали вашего опыта работы, причины
и критерии поиска работы, зарплату.

Собеседование по телефону помогает проверить достоверность информации, указанной в резюме. Опытный рекрутер уже на этапе бе­седы по телефону может определить, насколько кандидат будет инте­ресен потенциальному работодателю.

То, как соискатель владеет речью, каким образом строит пред­ложения и на что делает акцент, позволяет определить тип личнос­ти, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое.

Средняя продолжительность собеседования по телефону сос­тавляет обычно 10–20 минут, а при региональном подборе кадров та­ким способом – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунк­туальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.

Специфика собеседования по телефону заключается в отсутст­вии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы ли­шены возможности перенести внимание оппонента на отвлеченные темы. К тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида придают уверенность в собственных силах. Телефон может исказить тембр голоса, но не влияет на интона­цию и манеру пе­реговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.

Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации, но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь
с представителями кадровой службы. Не перебивайте собе­седника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнет вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы.

Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточ­нить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом крас­неть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали,
и ссылаться на плохое качество связи.

Консультанты по развитию карьеры советуют проводить теле­фонное собеседование стоя. Такой психологический прием помогает гово­рить громче и уверенней.

Как и на других собеседованиях, будьте готовы не только отве­чать, но и сами задавать вопросы. Это поможет убедить рекрутера в вашей заинтересованности получить работу в компании. Если соиска­тель нацелен на конкретную вакансию, его вопросы в основном каса­ются функциональных обязанностей и критериев оценки деятельности.

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу пере­званивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может на­вести рекрутера на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности.

На формирование мнения о кандидате могут также повлиять различ­ные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (рабо­тающий телевизор, лай собаки, голоса родственников, детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из сложившейся ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серь­езно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вто­рых, точнее составит психологический портрет претендента.

Интерес рекрутера к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекае­тесь на другие дела. Например, один из соискателей рассказывал о до­пущенной им ошибке: параллельно с телефонным собеседованием он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он признался, что одновременно просматривает письма. И предложения о личной встрече от этой компании не было.

Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам
в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по ка­ким причинам: плохо себя чувствуете, напряженная рабочая ат­мос­фера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное собеседова­ние. Ответ возможно сформулировать следующим образом: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожа­лению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Так вы достаточно четко выразите свою заинтересованность в вакансии, честно предупредите об имею­щемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.

Желательно хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он пред­ставился). Пом­ните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу запишите его, чтобы впоследствии не до­пустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предло­жит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, ка­ковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать резуль­тата собеседования, и, в случае положительного решения, какие допол­ни­тельные материалы и документы вам могут потребоваться при лич­ной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, еще раз пе­речислить свои сильные стороны как профессионала.

Опыт ве­дения телефонных переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше телефон­ных звонков вы сделаете, тем увереннее будете себя чувствовать от раза к разу и, сле­довательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот са­мый случай, когда количество неизбежно переходит в качество.

Собеседование по Skype

Удельный вес российских компаний, практикующих собеседо­вание по Skype, растет и в настоящее время уже приближается к 30 %. По прогнозам аналитиков рынка труда, еще 20 % фирм в самое бли­жайшее время планируют перейти в формат проведения онлайн-собе­седований
с кандидатами. В наибольшей степени это типично для Мо­сквы и Санкт-Петербурга, и тенденция все больше распространяется и в ре­гионах. Иными сло­вами, ситуация развивается настолько стремитель­но, что соискатель должен быть готов к тому, что компания, куда он хочет устроиться на работу, может вполне лояльно относиться к ис­пользованию Skype во время проведения собеседования [34–37].

Впрочем, онлайн-собеседования с кандидатом в подавляющем большинстве российских компаний практикуются только в самый пер­вый раз. Последующие собеседования, как правило, уже проводятся в очном режиме, более традиционном. Также компания может принять решение
o беседе через Интернет в случае, если работник еще про­должает трудиться на своей текущей работе или не может прийти на встречу (болен, находится в отъезде и т. д.).

Это распространено в тех компаниях, где занято большое коли­чество сотрудников (свыше 500). Бывают и варианты, при которых го­ловной офис компании находится в столице, а сотрудника подбира­ют на позицию регионального директора или менеджера по развитию в регионе, либо «вербуют» топ-менеджера международной компании, проживающего за границей – без Skype здесь точно не обойтись. Реже онлайн-собеседования проводятся при подборе персонала в техничес­ких областях, а также в сфере информационных технологий.

Если вы живете в другом городе, то это сильно сэкономит вам
и время, и деньги, и силы. Легким кликом мыши вы преодолеваете пространство и беседуете с будущим руководителем. В случае, если компания вам не походит или сама не проявит в дальнейшем интереса к вашей кандидатуре, вы практически ничего не теряете.

Дополнительный плюс в том, что вы мо­жете разместить листи­ки-под­сказки и другие вспомогательные мате­риалы так, чтобы вам их было отлично видно, а рекрутер об этом не догадывался (они вне зоны его ви­димости). Но подглядывать в них надо так, чтобы у рекрутера не возникало чувство, что вы все время отвлекаетесь от разговора.

Еще одно бесспорное достоинство – территория проведения выбирается самим соискателем. Не секрет, что в домашней обстановке многие соискатели чувствуют себя более комфортно, и нет отвлекаю­щих факторов, неизбежных при обычном собеседовании.

И если вы чувствуете, что разговор пошел совсем не так, как вы ожидали, и работа в этой компании вам не под­ходит, гораздо проще прекратить общение в онлайн-режиме, чем при непосредственном контакте. Не стоит просто отключаться, но, соблюдая правила дело­вого этикета, вы быстрее за­кончите бесперспективный для вас разговор.

Однако онлайн-собеседование не только заключает в себе несомненные плюсы для соискателя, но и таит в себе некоторые минусы, которые тоже следует учитывать. Так, при личном контакте с работодателем или его представителем соискатель может засомневаться, стоит ли ему тратить свое время на то, чтоб получить работу именно в этой компа­нии. Нюансы поведения рекрутера могут многое сообщить наблюда­тельному кандидату, особенно если у него есть опыт собеседований.

Ведь непосредственная обстановка, внешний вид будущего ра­бочего места, поведение будущих коллег можно оценить во время оч­ного собеседования, а по­лучить объективную информацию о будущей работе трудно даже не побывав в самой компании. Разу­меется, речь не идет
o случаях, когда головной офис фирмы находится в одном го­роде, а сам соискатель и проживает, и будет работать в другом.

Многие люди еще не настолько продвинуты в вопросах исполь­зования программ видеосвязи, поэтому такое собеседование вызывает
у них вполне понятное ощущение психологического дискомфорта.

Чтобы удачно пройти Skype-собеседование, рекомендуется ис­пользовать следующие возможности для обеспечения этого.

Планирование

Согласуйте с менеджером по персоналу точное время общения. При этом очень важно иметь небольшой запас для устранения возмож­ных технических неполадок. Если вы общаетесь по Skype, то заранее добавьте контакты, проверьте аппаратуру, наличие запасных каналов связи, чтобы была возможность предупредить собеседника о возник­новении непредвиденных обстоятельств. Будьте готовы к тому, что собеседование может быть дольше, чем вы плани­ровали изна­чально. Согласуйте с собеседником общее время общения. Перед вир­туальной встречей еще раз посмотрите сайт компании, под­готовьте вопросы, освежите в своей памяти основные данные о ва­кансии, тре­бованиях, компании. Не забудьте имя того, кто будет про­водить беседу.

Оборудование

Позаботьтесь о скорости Интернета, наличии видеокамеры, на­ушников. Постоянные сбои в работе техники будут накладывать нега­тивный отпечаток на интервью, в таких условиях будет сложно произ­вести на собеседника хорошее впечатление. Желательно не использо­вать встроенные динамики ноутбука, так как иногда в таком случае связь значительно ухудшается. Согласитесь, что огромные «геймерские» на­ушники по стилю не будут соответствовать деловому костюму. Во всяком случае выглядит это весьма комично, а поскольку наша задача не вызвать улыбку у собеседника, а произвести хорошее впечатление исключительно своими деловыми качествами, ничто не должно отвле­кать от главного, поэтому выберите что-то нейтральное.

Еще один важный нюанс – освещение. Возможно, приглушен­ный свет придаст вашему образу особую загадочность и шарм, однако подумайте, это ли нужно работодателю?

Наши рекомендации