Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

4. Модель развивающего занятия

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

5. Разработка сценария занятия и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

6. Разработка гибкого плана включает в себя:

- определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

- подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

- планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

- выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

7. Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

- использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

- проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

- использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».

8. Планирование результативности занятия предусматривает:

- обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности;

- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Конспект пробного занятия

Конспект занятия в окончательном виде должен быть готов за 2 - 3 дня до проведения занятия. Его чистовой вариант подписывается воспитателем и преподавателем практики. Учитывается не только содержание и качество конспекта, но и его оформление.

1 лист: титульный лист (стр.17)

 
  Модель построения обучающего занятия - student2.ru

2 лист:

Тема занятия:

Тип занятия:

Цель и задачи занятия:

Оборудование (средства):

Литература:

План занятия:

3 лист:

Ход занятия:

Этап занятия, время Методы, формы работы Содержание занятия Деятельность воспитанников
Организационный этап, начало занятия, 1-2 мин.      
Основная часть занятия, 10-15 мин.      
Окончание занятия, итог, 2-3 мин.      

Самоанализ пробного занятия:

Группа ___________________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________
Тип занятия________________________________________________________

  1. Трудности, возникшие при подготовке к занятию.
  2. Особенности технологии работы воспитателя, их учет при моделировании и проведении занятия.
  3. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности воспитанников были учтены при планировании занятия?
  4. Какова триединая дидактическая цель занятия, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении цели занятия.
  5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью занятия. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на занятии.
  6. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли "связки" между этими этапами?
  7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью занятия.
  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков воспитанников? На каких этапах занятия? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  9. Психологическая атмосфера на занятии и общение с детьми.
  10. Как вы оцениваете результаты занятия? Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то почему?
  11. Наметить перспективы своей деятельности.

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Зимовниковский педагогический колледж»

Конспект пробного занятия

______________________________________,

(наименование занятия)

проведенного в _____________________ группе

обучающейся 4 курса, группы 4 «Г»

_____________________________________________

(ФИО обучающегося, проводящего занятие)

Дата проведения занятия:  
Воспитатель ДОУ:  
Преподаватель практики:  
Оценка за занятие:  

П. Зимовники, 2017 г.


Наши рекомендации