Методы инновационного обучения один-одному
Методы самообучения
Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.
Традиционное образование | Инновационное образование |
Печатные материалы | Печатные материалы Аудио- и видео материалы Компьютерные обучающие программы Электронные журналы Интерактивные базы данных Другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям |
Особое значение в новой образовательной системе имеют материалы для самообучения, доставляемые по компьютерным сетям. Так, в интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны через опосредованные компьютером коммуникации. Все возрастающее число таких баз данных сейчас доступно через компьютерные сети. Предоставление доступа к таким внешним базам данных с целями самообучения является наиболее простым и часто применяемым, но не единственным способом их использования в учебном процессе. На основе этих внешних баз данных могут разрабатываться локальные базы данных, ориентированные на их использование как студентами, так и преподавателями. Все чаще в качестве источников информации при самообучении используются интерактивные журналы, которые представляют собой периодические издания, распространяющиеся среди подписчиков через компьютерные сети. Студенты часто подписываются на интерактивные журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе.
Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть.
Студенты могут получить также доступ к прикладным программам в удаленных библиотеках программных продуктов. Такие прикладные программы доступны на целом ряде главных компьютеров. Internet обеспечивает стандартизованный протокол пересылки файлов (FTP - file transfer protocol), позволяющий получить копии прикладных программных средств, а основной функцией многочисленных и популярных BBS (систем досок объявлений) является обмен программными средствами. Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов.
Национальная безопасность Угрозы сокращения научного потенциала
Практическое использование принципа академической мобильности, как впрочем и мобильности на рынке труда, существенно расширит возможности и потребности студентов и научно-педагогических работников в трудоустройстве за рубежом. Однако это будет способствовать оттоку наиболее профессионально подготовленных и активных специалистов за границу как временно, так и на постоянное место жительства, что представляет собой угрозу сокращения научного потенциала России.
Заключение
Таким образом, систематизированный анализ проблем и возможных социально-экономических последствий, связанных с интеграцией российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса, позволяет:
— оценить затраты, необходимые для выполнения Россией своих обязательств в рамках Болонской декларации;
— сформировать перечень наиболее значимых экономических мероприятий на 2006 и последующие годы, необходимых для обеспечения интеграции российской системы образования в общеевропейскую;
— обосновать структуру и объемы затрат, необходимых для решения задачи интеграции российской системы образования в общеевропейскую;
— предложить основные направления совершенствования нормативной правовой базы, необходимой для реализации задач интеграции российской системы образования в общеевропейскую.
Представляется, что приведенные материалы могут быть интересны как вузовской общественности, так и руководителям и специалистам органов управления образованием всех уровней. Во всяком случае, очевидно, что интеграционные процессы неизбежно вызовут ряд последствий, связанных с:
· изменением конкурентоспособности российских специалистов на мировом и в первую очередь европейском рынках труда;
· изменением структуры образовательных программ и моделей обучения на всех уровнях образования; необходимостью организационной, нормативно-правовой и ресурсной поддержки этих изменений;
· изменением академической мобильности учащихся и преподавателей в соответствии с заложенной в Болонской декларации идеологией;
· краткосрочными и долгосрочными глобальными изменениями в экономике, социально-культурной и духовной сферах.
Болонский процесс несет в себе перспективы как позитивных, так и негативных последствий для российской системы образования. Для уменьшения риска негативных результатов интеграции требуется глубокое изучение влияния образовательных систем на социально-экономические процессы в России и в Европейском сообществе. Это требует деятельной позиции руководителей образования, научной и педагогической общественности, студенчества в отношении вопросов объединения европейского образовательного пространства.
http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/460 журнал «Университетское управление: практика и анализ»
Методы самообучения
Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.
Традиционное образование | Инновационное образование |
Печатные материалы | Печатные материалы Аудио- и видео материалы Компьютерные обучающие программы Электронные журналы Интерактивные базы данных Другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям |
Особое значение в новой образовательной системе имеют материалы для самообучения, доставляемые по компьютерным сетям. Так, в интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны через опосредованные компьютером коммуникации. Все возрастающее число таких баз данных сейчас доступно через компьютерные сети. Предоставление доступа к таким внешним базам данных с целями самообучения является наиболее простым и часто применяемым, но не единственным способом их использования в учебном процессе. На основе этих внешних баз данных могут разрабатываться локальные базы данных, ориентированные на их использование как студентами, так и преподавателями. Все чаще в качестве источников информации при самообучении используются интерактивные журналы, которые представляют собой периодические издания, распространяющиеся среди подписчиков через компьютерные сети. Студенты часто подписываются на интерактивные журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе.
Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть.
Студенты могут получить также доступ к прикладным программам в удаленных библиотеках программных продуктов. Такие прикладные программы доступны на целом ряде главных компьютеров. Internet обеспечивает стандартизованный протокол пересылки файлов (FTP - file transfer protocol), позволяющий получить копии прикладных программных средств, а основной функцией многочисленных и популярных BBS (систем досок объявлений) является обмен программными средствами. Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов.
Методы инновационного обучения один-одному
Педагогические методы "один - одному", т.е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
Характер учебных взаимодействий: обучаемый с преподавателем обучаемый с другим обучаемым |
Технологии: телефон голосовая почта электронная почта |
Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.
Преподавание "один - многим"
Преподавание "один - многим", в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала перед обучаемыми, не играющими активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми "элекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.
Традиционное образование | Инновационное образование |
Лекция | Аудио- и видео лекции Радио и телевизионные лекции Элекции - электронные лекции |
Педагогические методы на основе коммуникаций "многие - многим"
- это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.
Характер учебных взаимодействий: между обучающимися и преподавателем между самими обучающимися |
Технологии: синхронные и асинхронные аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные конференции |
2. новая образовательная среда,
Развитие образовательной среды инновационного обучения:
· Развитие содержания обучения на новой технологической основе
· Развитие интерактивности образовательной среды
· Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе
· Оганизация адаптивного, гибкого учебного процесса
Содержание инновационного обучения развивается на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые предоставляют средства для:
· организации и структуирования содержания образования
· связи элементов содержания образования
· использования различных видов информации
· модульности и доступа к фрагментам содержания
· представления курса как совокупности уроков (тем)
· разработки урока как системы образовательных действий
· представления образовательного действия как совокупности простых действий
· разработки последовательности изучения материала
· адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых
· развития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов, учеников
· ориентации в материале
· использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других
Основные проблемы в области содержания образования связаны с резким ростом объема преподаваемого материала и его постоянным обновлением. Резко обострилась проблема обеспечения учебного процесса учебными и методическими пособиями. Подготовка образовательных текстов и развитие образовательной среды как две составляющих разработки содержания образования сталкиваются сегодня с большими трудностями. Одна из них - это организация и структуирование учебной информации, заданий, упражнений и т.п., что составляет основу содержания образования. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый учебный процесс. На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структуирование информации с помощью установления гиперсвязей. Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям и т.п. - т.е. в соответствии с установленной структурой связи. Гипермедиа технологии, т.е. такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структуировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи. Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структуирования учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипертехнологий. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов. CD ROM был провозглашен как "новый папирус". Электронные книги, энциклопедии разрабатываются на основе гипер- и мультимедиа технологий и главным образом обучение с их помощью базируется на методе информационного ресурса. Однако с педагогической точки зрения важно, чтобы электронные книги включали задачи и вопросы, которые позволили бы читателю проверить его понимание сути дела. То есть важным является сочетание метода информационного ресурса с методами компьютерных вопросов-ответов.·
В гиперсистемах разработаны средства для установления эксплицитных, явных связей между иерархически организованными фрагментами. При этом не является необходимым разъяснение того, почему авторы учебного материала решили предусмотреть явную связь между его определенными элементами. Существенным является то, что данная связь может осуществляться в учебном курсе. Постепенное решение проблемы автоматического создания связей позволяет разрабатывать большие гипермедиа системы, что чрезвычайно актуально для развития содержания образования в форме современных информационных систем.·
Технологии гипермедиа позволяют организовать, структуировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет разработчикам содержания образования колоссальные возможности организации педагогического процесса на качественно новом уровне.·
Изучая какой-то материал и желая работать с определенным его фрагментом, пользователи не должны следовать длинными маршрутами через весь материал, чтобы добраться до определенной его части. Современные средства доступа позволяют быстро обратиться непосредственно к интересующему элементу содержания информационной системы.·
Содержание образования можно рассматривать как совокупность курсов, а курс - как систему уроков (или тем). Создание высококачественных уроков с использованием новых технологических возможностей - это современная задача по развитию содержания образования. Сейчас развитие инструментальных средств для образования на основе новых информационных технологий порой значительно опережает их использование в преподавании конкретных дисциплин. Это связано с трудностями разработки содержательной части курсов, проблемами наполнения программных оболочек конкретным учебным материалом. В настоящее время на рынке инструментальных средств преставлен целый ряд систем для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний - Урок, PLS, HMCard и другие. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым.·
Диагностика состояния обучаемого и адаптация содержания учебного материала к особенностям его конкретного освоения в том или ином учебном процессе - это задачи, которые решаются разработчиками современных компьютерных обучающих систем. Эта задача может решаться, например, с помощью различения статических и динамических туров: статические туры обращают пользователя к новому образовательному действию безотносительно к его индивидуальным характеристикам, а динамические туры зависят от того, как обучаемый ответил на предлагаемые в процессе освоения учебного материала контрольные вопросы.· Организация учебного материала должна быть дополнена знаниями о том, как использовать этот хорошо структуированный материал для достижения образовательных целей. Один из путей разработки последовательности изучения материала в курсе - это конструирование предопределенных туров, которыми пользователи смогут следовать в случае, если у них нет достаточной уверенности в себе для того, чтобы изучать материал самостоятельно выбранным путем. Те пользователи, которые чувствуют себя в изучаемой предметной области достаточно уверенно, могут осуществлять направляемое изучение материала. Средства для такого способа освоения содержания образования также развиваются в области компьютерных технологий обучения. То, что пользователь самостоятельно может выбрать режим изучения материала, - туры или направляемое изучение - является важной характеристикой учебного процесса. · Каждое образовательное действие можно рассматривать как набор простых действий. Простое действие заключаться в том, чтобы прочитать какой-то фрагмент текста, что-то прослушать или посмотреть на экране компьютера или видео, включиться в какую-то компьютерную игру или выполнить определенное задание вдали от компьютера и т.п. Разработка системы таких простых действий с использованием всех богатых возможностей, предоставляемых современными технологиями работы с информацией - это и есть основа деятельности по развитию содержания образования на современном уровне. · Современные информационные технологии предоставляют богатый набор средств для разработки образовательных действий, а именно, представление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видео- эффектами, возможности моделирования, обучающего диалога с компьютером, деловых игр и т.п. Важно использовать эти средства при разработке содержания конкретных уроков, тем в соответствии с образовательными целями, которые стоят перед автором обучающего материала. ·
Электронные книги с целью адаптации содержания учебного материала к специфическим характеристикам индивидуальных пользователей снабжаются механизмами создания профилей, параметров пользователей. В таком профиле накапливается информация об исходных знаниях пользователя в изучаемой предметной области, его опыте, предпочтениях, творческих возможностях и т.п. В зависимости от вида такой характеристики пользователя выбирается определенный стиль, стратегия и тактика освоения учебного материала, формируется конкретное содержание процесса обучения.
Разработчики инструментальных средств компьютерного обучения часто пытаются объединить в одной системе разные средства навигации. Наиболее часто объединяются вместе такие средства ориентации в материале, как содержательная страница, алфавитный индекс тем, ориентация по карте и другие. Каждое из этих средств может быть предпочтительнее при конкретных обстоятельствах процесса обучения в определенном курсе или для некоторого пользователя.· Если в традиционных системах компьютерного обучения среда автора-разработчика и среда обучения отделены друг от друга, то в гиперсистемах этого нет. Эти системы имеют существенно более простую структуру, которая делает легко осуществимыми редактирование и внесение дополнительного материала (как связей, так и узлов) в существующую гипермедиа базу данных. Таким образом, внесение различных изменений и дополнений в учебный материал, которое иногда называется "перекраиванием" информационной системы, оказывается возможным на всех уровнях ее разработки и использования. Высказывается мнение, что предоставление обучаемому доступа к возможностям автораразработчика развивает творческие возможности, хотя давать волю начинающему обучаться пользователю оперировать со сложной системой автора, возможно, не будет очень продуктивным занятием; т.е. ограниченные и четко направленные возможности для творчества, вероятно, будут более эффективными для образования. Среди таких возможностей развития содержания образования выделяются самогенерируемые туры, использование средств аннотации, создание концептуальных карт, "составные картинки знаний", мультимедиа наброски, очерки, составленные на базе множества существующих материалов и другие. С целью предоставления возможности развивать содержание образования целесообразно наиболее активно использовать аннотации. Они позволяют добавить замечания к любому образовательному действию на различных операционных уровнях (от автора до пользователя), задавать новые личные туры и отвергать заложенные в уроке туры, обеспечить связь между различными пользователями обучающего материала и т.п. ·
При разработке содержания современного образования важно использовать основанные на компьютерных технологиях методы рефлексии и формализации профессиональных знаний в целях обучения. Такие методы позволяют выявлять, эксплицировать то неформальное знание, которое профессионалы ежедневно используют в своей практике, делать его предметом изучения, и таким образом обеспечивать опережающий характер обучения.·
3. новый стиль работы преподавателей,
Cодержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что в принципе усиливает контроль за качеством этих материалов. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей - facilitator - фасилитейтор - (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться). В-третьих,предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий. Итак, основные изменения в педагогической деятельности при инновационном обучении по сравнению с традиционным следующие:
· Усложнение деятельности по разработке курсов в связи с быстрым развитием технологической основы обучения.
· Необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов.
· Усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним; усиление контроля за качеством учебных материалов.
· Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к студенту.
· Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса.
· Возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий в отличие от обобщенной обратной связи преподавателя с традиционным классом.
Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного образования. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению их безработицы. Такие опасения достаточно типичны. В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещение живого труда основным средствами. Самым общим выводом из довольно многочисленных работ по влиянию компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики является то, что эти технологии оказывают основное влияние не на количество рабочих мест, а на требования к качеству труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих. Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в сфере образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, проведению занятий "ex cathedra", то в основанном на НИТ образовании во многом меняется содержание его деятельности. Преподаватель теперь должен, во-первых, разработать содержание курса на новой технологической основе, во-вторых, помочь обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию, в-третьих, обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с ним, преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса. При этом для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемым обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.
4. структурные изменения в педагогической системе.
Менеджмент педагогических инноваций предполагает:
· разделение труда между преподавателями,
· объединение преподавателей и других специалистов в группы, команды по разработке и предоставлению учебных курсов,
· мониторинг эффективности преподавательской деятельности и корректировку организации педагогического процесса.
Технологические инновации приводят к изменению характера преподавательской деятельности, диверсификации труда преподавателей, что требует усиления специализации этой деятельности. Характерной чертой менеджмента педагогических инноваций является организация образовательного процесса на основе разделения труда. То, что традиционная образовательная система представляет собой одну из немногих сфер человеческой деятельности, где принцип разделения труда воплощен крайне слабо, во многом, очевидно, связано, с отсталостью применяемых в ней технологий. Бурный научно-технический прогресс вплоть до самого последнего времени практически никак не затрагивал сферу образования. В результате для нее оказалось характерным чрезвычайно расточительное использование преподавательского труда, когда цели и содержание очень многих курсов дублируются, а качество их разработки существенно варьирует. Развитие новых информационных технологий позволяет существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность образования путем управления процессом преподавания на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа обучаемых, а значит и проявления эффекта масштаба. Основными специализациями преподавателей в инновационном образовательном процессе являются следующие: специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов; консультант по методам обучения, или используя новый термин, фасилитейтор, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале; тьютор, т.е. специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса; инвигилатор - специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов. При этом возможно и часто необходимо разделение труда в рамках этих выделенных специализаций. Так, разработчик, дизайнер курсов должен быть специалистом-предметником, который подбирает, структуирует и организовывает учебный материал, и при этом он должен быть специалистом по современным образовательным технологиям, поскольку учебный курс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработчик курсов должен быть также специалистом по способам оценки достижения целей обучения и отдельным учеником, и курсом в целом.
Разделение труда преподавателей при инновационном обучении
Мониторинг эффективности преподавательской деятельности и корректировка организации педагогического процесса предполагает:
· Анализ и выявление слабых сторон и рассогласований в совместной работе команд, осуществляющих разработку и доставку дистанционных курсов.
Проведение опроса преподавателей, занятых разработкой и доставкой учебных курсов. Организация рабочих совещаний в ходе разработки учебных курсов.
· Анализ мнения студентов, прошедших дистанционное обучение
Проведение анкетирования студентов.
· Анализ опыта организации педагогического процесса в других дистанционных учебных заведениях.
Участие в российских и международных конференциях по дистанционному обучению, в том числе компьютерных конференциях.
Основные вопросы мониторинга организации педагогического процесса:
· Правильно ли организованы группы по разработке и предоставлению курсов?
· Оправданы или нет способы разделения труда в этих группах?
· Насколько сильная специализация труда преподавателей необходима для эффективного обучения?
· Каковы должны быть относительные роли различных преподавателей и других специалистов в учебном процессе?
Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.
3. Мониторинг в образовании как научная и практическая проблема
Основные понятия мониторинга образования
Приступая к рассмотрению проблемы мониторинга изменений в образовании, необходимо кратко остановиться на понятийном аппарате, который сложился к настоящему времени в теории и практике проектирования, создания и реализации различных систем мониторинга.
В настоящее время сложилась определенная терминология, позволяющая понимать значение и сущность мониторинга, а также оценки воздействия политических и управленческих мер на развитие образования. В документах международных организаций выделяются такие понятия как: мониторинг, оценивание, асессмент, оценка.
Оценивание— это эмпирическое осмысление и анализ процесса действий, попытка идентификации результатов хода планируемых программ и улучшения цикла действий. Термин несет смысловую нагрузку в отношении определения ценности, значимости информации, с данным термином связан выбор индикаторов оценки.
Асессмент(отангл.assessment— оценивание) также означает оценивание, но он включает процессы анализа, мониторинга и управления преднамеренными и непреднамеренными социальными последствиями запланированных интервенций (программы, планы, проекты).
Оценка программы— это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о программе, повысить эффективность программы и/или разработать планы на будущее. Оценка программы представляет собой инструмент для принятия политических решений и повышает ответственность политических лидеров перед обществом.
Общим для оценки и мониторинга является то, что они используются как средства, помогающие в принятии решений.
Среди определений понятия «мониторинг»есть широкие (общие), есть дефиниции определяющие мониторинг в одной из областей деятельности и есть определения, данные достаточно узким специализированным системам мониторинга. Поскольку мониторинг как феномен в последнее время находится в стадии бурного развития, то представляется целесообразным посмотреть и на то, как развивается понятийный аппарат, провести рассмотрение с позиции истории формирования этого аппарата.
Начнем рассмотрение с самых общих, широких определений:
Мониторинг(от лат. Monitor – предостерегающий) - в широком смысле - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.
Это определение является самым старым из расс<