По коррекции фонетического недоразвития речи
У ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
2. Коррекция звукопроизношения
3. Развитие речевого дыхания, голоса
4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
5. Развитие общей и мелкой моторики
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
7. Подготовка к обучению грамоте
8. Воспитание самоконтроля за речью
9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
План индивидуальной работы
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи
у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)
1. Развитие фонематического слуха
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
_________________________________________________
3. Коррекция звукопроизношения
4. Формирование навыков фонематического восприятия
5. Развитие речевого дыхания, голоса
6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
7. Развитие общей и мелкой моторики
8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
9. Подготовка к обучению грамоте
10. Воспитание самоконтроля за речью
11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕТРАДИ.
1. Обложка тетради должна быть красочно оформлена и подписана (фамилия, имя ребенка, № группы).
2. В нижней части внутренней стороны обложки приклеить конверт для индивидуальных заданий.
3. Переписать в тетрадь упражнения артикуляционной гимнастики, подобрать к ним картинки, оформить.
4. Сделать закладку.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.
1. Задания переписывать в тетрадь.
2.Тетрадь приносить в понедельник, забирать в пятницу.
3. Заниматься дома ежедневно по 10-15 минут, повторяя задания из тетради.
4. Артикуляционные упражнения выполнять каждый день перед зеркалом по 5-10 раз.
5. Слово, фразу, предложение произносить спокойно, на выдохе. Следить за правильным произношением отрабатываемого звука.
6. Задания выполнять полностью и аккуратно.
Протокол обследования речи детей
№ | Фамилия, имя | Звукопроизношение | Фонематический слух | Слоговая структура | Грамматический строй | Примечание | |||||||||||||
Свистящие | Шипящие | Сонорные | Другие | ||||||||||||||||
с | c’ | з | з’ | ц | ш | ж | щ | ч | л | л‘ | р | р‘ | звуки | ||||||
Расписание занятий логопеда __________________
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||||||
План индивидуальной работы
1-й год обучения | 2-й год обучения | |
1. Развитие общей моторики | ||
2. Развитие мелкой моторики | ||
3. Развитие артикуляционной моторики ___________________________________ | ||
4. Развитие речевого дыхания, голоса ___________________________________ | ||
5. Коррекция звукопроизношения: постановка ______________________ автоматизация ______________________ | ||
6. Развитие фонематического слуха ___________________________________ | ||
7. Формирование навыков фонематического восприятия. | ||
8. Работа над слоговой структурой слова. | ||
9. Уточнение и обогащение словаря (пассивного и активного) _____________ ___________________________________ ___________________________________ | ||
10.Развитие грамматического строя речи ___________________________________ | ||
11. Подготовка к обучению грамоте. | ||
12. Формирование интонационно-выразительной стороны речи. Воспитание самоконтроля за речью. | ||
13. Совершенствование психических процессов. | ||
14. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью. |
Речевая карта
1. Ф. И. ребенка
2. Дата рождения
3. Речевая среда
4. Заключение специалистов
5. Краткий анамнез:
а) внутриутробное развитие
б) роды
в) раннее физическое развитие
г) раннее речевое развитие
6. Состояние общей и мелкой моторики
7. Состояние артикуляционного аппарата:
зубы прикус
язык уздечка
8. Темп речи: норма, быстрый, медленный
9. Плавность речи: норма, с запинками
10. Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
11. Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
12. Звукопроизношение
гласные:глухие: норма, озвончает
свистящие:звонкие: норма, оглушает
шипящие:твердые: норма, смягчает
соноры:мягкие: норма, произн. твердо
в потоке речи:
13. Фонематический слух: норма, нарушен
14. Фонематическое восприятие: норма, нарушено
15. Структура слова и предложения:
лекарство библиотека
сковорода аквариум
телевизор клоун
Птичка свила гнездышко в кустах.
Золотая рыбка плавает в аквариуме.
16. Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен
а) обобщающие понятия:
лук, репа, морковь, капустаназвать посуду
шкаф, стол, стул, диванназвать одежду
б) слова-антонимы
широкийглубокийвысокий
горячий большойтолстый
в) названия детенышей животных
17. Грамматический строй:
а) изменение существительного по падежам
- кого ловит кошка?- кому подаришь книжку?
-(чем подстригают волосы?- с кем любишь играть?
- в чем носят продукты?- из чего ты пьешь?
б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)
шарф дома
книга деревья
в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот
стул воробей цыплята
картина глаз окна
г) согласование сущ. с прилагательным
мяч - какой?книга - ?яблоко - ?
д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)
1 2 3
шар
ёлка
ведро
е) употребление предлогов ____________________________________________
18. Словообразование:
а) уменьшительно-ласкательные формы существительного
мяч кукла кольцо
б) образование качественных прилагательных
стол из дерева шуба из меха
в) образование притяжательных прилагательных (чей?)
хвост волкадупло белкиследы медведя
г) образование слов с помощью приставок _______________________________
____________________________________________________________________
19. Связная речь:
а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)
б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)
в) составление рассказа по серии картинок
г) рассказ – описание
20. Состояние неречевых процессов:
а) внимание__________________________________________________________
б) память____________________________________________________________
в) мышление_________________________________________________________
г) восприятие
21. Заключение логопеда
22. Дата начала занятий
23. Дата выпуска
Результаты коррекционной работы:
Речевая карточка
24. Ф. И. ребенка
25. Дата рождения
26. Речевая среда
27. Из анамнеза
28. Состояние общей и мелкой моторики _______
29. Состояние артикуляционного аппарата
30. Звукопроизношение
31. Произношение звуков в потоке речи (чтение стихотворения)
32. Фонематический слух
33. Фонематическое восприятие
34. Структура слова
35. Грамматический строй
36. Заключение логопеда
37. Дата начала занятий
38. Дата выпуска
16. Результаты коррекционной работы:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Журнал обследования речи детей.
2. Журнал движения детей.
3. Журнал учета логопедической работы.
4. Протокол обследования детей, занимающихся на логопункте.
5. Речевые карты и карточки.
6. Планы индивидуальной работы с детьми.
7. Перспективный план работы логопеда (на год).
8. Тематический план логопедических фронтальных занятий.
9. Индивидуальные тетради детей.
10. Расписание занятий и циклограмма рабочего времени.
11. Паспорт кабинета.