Особенности курса «Почемучка»
Курс «Почемучка»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Почемучка» составлена на основе авторской программы Т.М. Новиковой, Н.А. Гинатулиной «Тайны русского языка» и в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (2009 г.).
Успешное овладение знаниями на уровне начального общего образования невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Почемучка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися уровня начального общего образования. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, и воспитывающей роли курса.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса“Почемучки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Почемучка” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса “Почемучки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развивать мотивацию к изучению русского языка;
· развивать творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствовать общего языкового развития обучающихся;
· углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщать школьников к самостоятельной проектной работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Класс «Секреты орфографии»
3класс «Занимательное словообразование»
Формы проведения занятий
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные
обучающиеся научатся:
- называть отличительные признаки основных языковых единиц;
- овладеют основными терминами и понятиями, связанными с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- различать слова, словосочетания, предложения, текст;
- называть основные орфографические и пунктуационные правила;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
получат возможность научиться:
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Личностные результаты
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
получат возможность научиться:
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Содержание программы
1-й класс «Путешествия по Стране Слов»
Учебно - тематический план (16 часов)
1. Фонетика и орфоэпия – 10 ч (Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие
ударных и безударных гласных. Слог как минимальная звуковая единица.
Деление слов на слоги.)
2. Орфография – 6 ч (Различение звуков и букв. Алфавит и его использование.)
Календарно - тематическое планирование, 1 класс (16 часов)
№ | Тема занятия | Форма и содержание занятия | Дата |
В мире безмолвия и неведомых звуков. | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». | ||
В Страну Слов. Первые встречи. | Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». | ||
3-4 | К тайнам волшебных слов. | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». | |
Выбор друзей в Стране Слов. | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. | ||
Чудесные превращения слов | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. | ||
8-9 | В гости к Алфавиту | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | |
К тайнам звуков и букв. | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». | ||
Встреча с Радугой | Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». | ||
В Страну Говорящих Скал. | Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» | ||
В глубь веков на Машине времени | Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. | ||
В Королевстве Ошибок | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций | ||
В Страну Слогов. | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декламирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». | ||
Необычный урок. | Защита проекта «Моя Азбука» |
Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- отличать звук от буквы
- правильно называть буквы алфавита
- правильно указывать признаки гласных и согласных звуков
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками.
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативных задач.
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- изменяемые и неизменяемые слова
- формы слова и однокоренные слова
Выделять, находить:
- окончание, корень, суффикс, приставку
-лексическое значение слова в словаре
-подбирать однокоренные слова
- применять правила правописания
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок
- определять способы образования слов
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой
- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс «Занимательное словообразование»
Учебно – тематический план (34 часа)
1.Лексика - 29 часов (слово и его лексическое значение; выявление слов,
значение которых требует уточнения; определение значения слова с
помощью словаря; наблюдение и использование в речи синонимов,
антонимов, омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие
слова. Фразеологизмы.)
2. Правописание - 5 часов (формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,
использование разных способов решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля
при проверке собственных и предложенных текстов )
Календарно – тематическое планирование, 3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Форма и содержание занятия | Дата |
Сказочное царство слов . | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» | |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка | |
6 -7 | В гостях у слов - родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | |
8- 9 | Добрые слова. | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». | |
Встреча с зарубежными друзьями. | Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
Слова- антонимы. | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | ||
Слова- омонимы. | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | ||
Крылатые слова. | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | |
21-22 | В стране Сочинителей. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле | |
23-24 | Искусство красноречия. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле | |
Праздник творчества и игры. | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | ||
26- 27 | Трудные слова. | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | |
30- 31 | Шарады и логогрифы. | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | |
Откуда пришли наши имена. | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | ||
Занимательное словообразование. | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | ||
Необычный урок. | Защита проекта «Я и моё имя» |
Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- изменяемые и неизменяемые слова
- формы слова и однокоренные слова
Выделять, находить:
-лексическое значение слова в словаре
-подбирать однокоренные слова
- применять правила правописания
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять способы образования слов
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой
- различать однозначные и многозначные слова
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов
- подбирать синонимы, антонимы для точной характеристики предметов
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов
- подбирать рифмы к словам
- самостоятельно составлять анаграммы, шарады и логорифы
- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Оборудование
Для осуществления образовательного процесса по курсу «Почемучка» необходимы следующие принадлежности:
· наличие лингвистических словарей;
· наличие карточек с играми и заданиями;
· наличие текстов для работы на занятиях;
· подборка видеофрагментов;
· подборка печатных изданий и материалов СМИ.
· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Учебно-методическое обеспечение
1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.
2. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2007 г.
3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2011 г.
4. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”,2001 г
5. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2001 г.
Курс «Почемучка»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Почемучка» составлена на основе авторской программы Т.М. Новиковой, Н.А. Гинатулиной «Тайны русского языка» и в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (2009 г.).
Успешное овладение знаниями на уровне начального общего образования невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Почемучка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися уровня начального общего образования. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, и воспитывающей роли курса.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между уровнями начального общего и основного общего образования.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса“Почемучки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Почемучка” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса “Почемучки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развивать мотивацию к изучению русского языка;
· развивать творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствовать общего языкового развития обучающихся;
· углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщать школьников к самостоятельной проектной работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности курса «Почемучка»