Электронное обучение в начальной школе.
Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 2 февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников» рекомендует одновременно с учебником в бумажной форме приобретать электронную форму учебника.
Электронная форма учебника (далее – ЭФУ) - это учебник, сохраняющий неразрывную связь со своей печатной формой, но обогащенный новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.
Электронное образование обладает значительными ресурсами для решения актуальных задач, стоящих перед системой современного образования.
Преимущество электронного учебника перед бумажным, - то, что он не имеет ограничений по весу, а значит, и объему входящей в него информации. Возможность увеличения объема – это то, что позволяет выполнить требования дифференциации и индивидуализации образования, поскольку на уровне ресурсов, разных по уровню сложности, а также на уровне методического аппарата (разницы вопросов и заданий к этим ресурсам) могут быть заложены возможности для разных образовательных траекторий с учетом разных уровней подготовки детей[16].
У младших школьников появляются возможности работать со всеми видами ресурсов, со всеми типами и жанрами подачи информации. Огромный и разнообразный банк интерактивных медиаресурсов создает условия для получения полноценного и объемного современного образования.
Электронное образование обладает механизмами, позволяющими сделать зримым для учителя каждый этап продвижения каждого ученика, показывая картину класса в режиме текущего времени на экранах продвижения и контроля. С помощью электронных средств можно сделать ежеурочный текущий контроль в виде тестовых заданий автоматически проверяемым (чтобы результат проверки и школьник, и учитель видели немедленно) и добиться того, чтобы результаты итоговых тестирований преобразовывались в отметку по пятибалльной шкале и автоматически попадали в электронный журнал, дневник и портфолио каждого школьника.
Следует обратить внимание, что продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся I-II классов – не более 20 минут, для учащихся III-IV классов – не более 25 минут.
Непрерывная продолжительность работы учащихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в I-IV классах не должна превышать 5 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски в I-II классах составляет не более 25 минут, III-IV классах – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения[17].
Информация об ЭФУ по нижеприведенным ссылкам:
«Перспективная начальная школа» -
https://shop-akbooks.ru/main/
https://shop-akbooks.ru/catalog/
Для знакомства с электронными учебниками и пособиями можно получить бесплатный демонстрационный доступ к комплекту пособий одного из классов (1-го, 2-го или 3-го класса).
Комплект каждого класса включает:
· электронные формы учебников (ЭФУ);
· интерактивные учебные пособия;
· интерактивные тетради.
«Школа России»; «Перспектива» -
http://old.prosv.ru/ebook/
«Гармония» -
http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/e-textbooks.php
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
http://www.vita-press.ru/337.html
Для повышения уровня профессиональной компетентности учителям начальных классов рекомендуется участвовать или просматривать записи вебинаров. Ниже приведены ссылки на страницы сайтов издательств (где размещены объявления об участие в тех или иных вебинарах или записи уже прошедших вебинаров) и примеры различных тем вебинаров:
http://www.akademkniga.ru/learn/webinars/ (издательство «Академкнига/Учебник»)
«Что нужно сделать с ООП в летние каникулы».
«Дневник профессионального развития педагога. Материалы для оценки индивидуальных достижений учителя начальной школы». |
«Технология организации парной и групповой работы при использовании на уроках электронных образовательных ресурсов».
«Мониторинг учебных достижений обучающихся: типичные ошибки при выполнении ВПР и способы их профилактики».
«Автоматическая проверка результатов как механизм формирования самостоятельной работы школьников».
«Механизмы формирования УУД у младших школьников».
«Мастерская учителя: Как подготовить урок с использованием ЭФУ (методические и практические материалы)».
«Теория, практика и опыт проведения современного урока».
«Использование электронных форм учебников в образовательной деятельности».
http://www.prosv.ru/webinars/subject/primary-school.html (издательство «Просвещение»)
«Типология заданий по формированию УУД на материале предметных линий (на примере курса «Математика», авторов Моро М.И. и др.)».
«Электронные формы учебников для начальной школы как новые компоненты информационно-образовательной среды (на примере курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»».
«ВПР как элемент системы региональной оценки качества образования. Пособия по подготовке учащихся к ВПР».
«Всероссийские проверочные работы по математике в 4 классе: советы и рекомендации от разработчиков ВПР».
«Поэтапная подготовка к ВПР по русскому языку. Комплект «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»».
«Организация внеурочной деятельности средствами УМК «Перспектива»».
«Проблемные ситуации на уроке как средство формирования УУД обучающихся на примере курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»».
«Проектирование современного урока с использованием электронной формы учебника (на примере УМК «Школа России»)».
http://www.vita-press.ru/340.html(издательство «Вита-Пресс»)
https://preemstvennost.ru/
«Профессиональный стандарт педагога. Вызовы времени и ключевые компетенции».
«Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями: дети с ОВЗ».
«Методика преподавания по межпредметным технологиям».
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
[3] Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»».
[4] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.
[5] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
[6] Бочарникова Л.М., Соломатин А.М., Ямшинина С.Н., Янычева Г.В. Проектирование современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
[7] http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824
[8] http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824
[9] http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824
[10] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
[11] Соломатин А.М. Оценка образовательных достижений младших школьников. Проектировочные подходы и технологические решения - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
[12] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
[13] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
[14] Письмо Рособрнадзора от 02.02.2017 № 05-41 «Всероссийские проверочные работы».
[15] Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение.
[16] Профессиональные педагогические сообщества – стратегический ресурс повышения качества образования/ Под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
[17] Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»».