Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Тема 3 Нормы речи.
БЛОК I. ТЕОРИЯ
ОК № 2 «ВИДЫ НОРМ РЕЧИ»
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы:
1) относительная устойчивость;
2) общеупотребительность;
3) обязательность.
Вспомним классификацию основных языковых норм
1. Орфоэпические нормы
2. Лексические нормы
3. Морфологические нормы
4. Синтаксические нормы
5. Стилистические нормы
БЛОК II ПРАКТИКУМ
I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.
БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.
Тренинг.
Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради
1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.
б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.
2. Перепишите, раскрывая скобки:
пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);
много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);
группа (инженеры, тренеры, шоферы).
3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)
4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.
5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.
II. Задания для исследования собственной речевой культуры.
1. Прочитайте слова, поставьте ударение:
апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.
2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.
1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».
2) «Он всегда ложит локти на стол».
3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».
4) «Из двух зол выбирай более меньшее».
5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».
4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».
2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».
3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».
4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».
5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».
5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:
1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».
3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».
4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».
5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».
6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.
1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».
2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».
3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».
4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».
5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».
Выполните тестовое задание.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее
Предложения.
Обломав сухие ветки,
1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.
2) почувствовала боль от царапин и порезов.
3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.
4) хорошо стало видно вокруг.
Укажите ошибку
1) преимущество перед ними
2) согласно договору
3) показать о чем-то
4) огорчен чем-то
7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфель
2) в снегу
3) страннейшая ситуация
4) опытные тренера
8. Укажите пример , в котором нет ошибки в образовании формы слова.
1) до двух тысяч второго года
2) самый важнейший
3) не кладите сюда тетради
4) в обоих сумках
Тема 3 Нормы речи.
БЛОК I. ТЕОРИЯ
ОК № 2 «ВИДЫ НОРМ РЕЧИ»
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы:
1) относительная устойчивость;
2) общеупотребительность;
3) обязательность.
Вспомним классификацию основных языковых норм
1. Орфоэпические нормы
2. Лексические нормы
3. Морфологические нормы
4. Синтаксические нормы
5. Стилистические нормы
БЛОК II ПРАКТИКУМ
I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.
БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.
Тренинг.
Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради
1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.
б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.
2. Перепишите, раскрывая скобки:
пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);
много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);
группа (инженеры, тренеры, шоферы).
3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)
4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.
5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.
II. Задания для исследования собственной речевой культуры.
1. Прочитайте слова, поставьте ударение:
апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.
2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.
1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».
2) «Он всегда ложит локти на стол».
3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».
4) «Из двух зол выбирай более меньшее».
5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».
4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».
2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».
3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».
4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».
5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».
5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:
1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».
3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».
4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».
5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».
6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.
1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».
2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».
3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».
4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».
5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».
Выполните тестовое задание.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее