Раздел: ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО БИОХИМИИ

Часть II

Учебное пособие

Ярославль, 2013

УДК 612.015

ББК 28.9

Задания для самоподготовки и контроля знаний по биохимии. Часть II Учебное пособие (под редакцией профессора П.П.Потапова). Ярославль, 2013.- ____ с.

Авторы:

Потапов Павел Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой биологической и общей химии ЯГМА,

Ершиков Сергей Михайлович, канд. мед наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Стельмах Анна Юрьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА

Телушкин Павел константинович,докт. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Шидловская Татьяна Евгеньевна, канд. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Ганин Юрий Анатольевич, канд. мед. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Мазепина Лариса Сергеевна, канд. фарм. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА

Медведева Наталия Борисовна, канд. биол. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Рецензенты:

Маслюков Петр Михайлович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии с биофизикой ЯГМА

Михайлов Вадим Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой патологической физиологии ЯГМА

Аннотация: В учебном пособии представлены вопросы и задания в тестовой форме, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов 2-го курса лечебного и педиатрического факультетов по темам, изучаемым в весеннем семестре по дисциплине «Биохимия». В конце пособия приведены эталоны ответов на задания в тестовой форме. Пособие может быть использовано при самостоятельной работе в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний.

Разрешено к печати Центральным координационно-методическим советом ЯГМА, протокол №_____ от « 21 » мая 2013 года

©ГБОУ ВПО ЯГМА, 2013

© П.П. Потапов, С.М. Ершиков, А.Ю. Стельмах, П.К. Телушкин, Т.Е. Шидловская, Ю.А. Ганин, Л.С. Мазепина, Н.Б. Медведева, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

Структура пособия …………………………………….…………………………

Раздел «Обмен и функции липидов» …………………………………………..

Тема «Окисление высших жирных кислот и глицерола в тканях. Биосинтез жирных кислот»……………………………………………..……………….......

Тема «Биосинтез кетоновых тел, ТАГ, и фосфолипидов. Метаболизм холестерола»………………………………………………………………………

Итоговая контрольная «Обмен и функции липидов……………..…..……..

Раздел «Обмен аминокислот и других азотсодержащих соединений ….....

Тема «Общие пути обмена аминокислот» …….…………………………….…

Тема «Образование и обезвреживание аммиака….……………………………

Тема «Частные пути обмена аминокислот»……………………………………

Тема «Обмен хромопротеинов»……………………………………….………..

Тема «Обмен нуклеотидов»…………………………………………………….

Итоговое занятие «Обмен аминокислот и других азотсодержащих соединений…………………………………………………………………….....

Раздел «Регуляция обмена веществ. Гормоны»……………………………….

Тема «Общие принципы регуляции метаболизма. Передача гормонального сигнала в клетку. Иерархия регуляторных систем организма. Гормоны гипоталамуса и гипофизаю Половые гормоны»…….….………………...........

Тема «Биологическая роль адреналина, глюкагона, йодтиронинов, глюкокортикоидов, минералкортикоидов, гормонов, регулирующих обмен кальция и гормонов задней доли гипофиза»…………….……………………..

Итоговая контрольная «Регуляция обмена веществ. Гормоны»…………..

Раздел«Биохимия тканей. Биохимические исследования в клинике»..........

Тема Биохимия крови…………………………………......................................

Тема Биохимия печени…………………………………....................................

Тема Биохимия почек. Биохимия мочи………………………………….........

Итоговое занятие «Биохимия тканей. Биохимические исследования в клинике …………………………………………………………………………

Эталоны ответов на задания в тестовой форме……………………….

Литература……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель изучения дисциплины «БИОХИМИЯ» в медицинском вузе состоит в том, чтобы овладеть знаниями о молекулярных механизмахфизиологических функций организма человека, об их нарушениях при патологических состояниях, об основных закономерностях метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека к изменениям внешней и внутренней среды; а также в том, чтобы научиться понимать и обосновывать биохимические механизмы, лежащие в основе диагностики, предупреждения и лечения заболеваний,

Изучение биохимии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способность и готовность определять молекулярные механизмы, лежащие в основе проблем профессиональной деятельности, использовать для их решения биохимические знания при диагностике, лечении и предупреждении заболеваний, определять молекулярные механизмы, лежащие в основе развития патологических процессов (ПК -2);

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК- 3);

- способность и готовность к интерпретации результатов биохимических анализов при постановке диагноза и лечении заболеваний на основании знаний о биохимических основах процессов жизнедеятельности как взрослого, так и детского организма (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Ø правила работы и техники безопасности в биохимических, лабораториях;

Ø молекулярные механизмы процессов, происходящих в организме и возможные причины их нарушений;

Ø строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения;

Ø механизмы передачи и реализации генетической информации при синтезе ДНК, РНК, белков;

Ø принципы и значение современных методов диагностики наследственных заболеваний;

Ø роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ и в передаче гормональных сигналов внутрь клеток;

Ø механизмы извлечения и использования энергии организмом;

Ø биологические функции витаминов и их производных;

Ø биологические функции гормонов, регулирующих обмен веществ;

Уметь:

Ø анализировать состояние организма человека, используя знания о биохимических процессах, лежащих в основе жизнедеятельности;

Ø прогнозировать возможности развития заболеваний, их течения, используя знания о биохимических механизмах их развития;

Ø прогнозировать влияние заболеваний на процессы обмена веществ;

Ø интерпретировать результаты биохимических анализов биологических жидкостей (крови, мочи);

Владеть:

Ø методами предупреждения заболеваний, с использованием знаний о молекулярных механизмах их развития;

Ø навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических методов обследования пациентов;

Ø теоретическими навыками, объясняющими молекулярные механизмы развития и лечения заболеваний и на этой основе применять передовые технологии обследования и лечения больного.

СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

В сборнике представлены вопросы, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов по темам, изучаемым в весеннем семестре по дисциплине «Биохимия». В конце сборника имеются эталоны ответов по тестовым заданиям закрытого типа. Фактически это учебное пособие содержит информацию о том, что должен усвоить студент при изучении биохимии в весеннем семестре.

Для заданий открытого типа, используемых при текущем контроле, указана «стоимость» правильного ответа в баллах. Все вопросы закрытого типа оцениваются в 1 балл. Обычно при текущем контроле используются билеты, содержащие 2 задания открытого типа и 2-3 задания закрытого типа. При рубежном контроле на итоговых занятиях используются билеты, содержащие 2-5 вопросов открытого типа и 15-30 вопросов закрытого типа (тестов). Вопросы в сборнике сформулированы так, как они сформулированы в контрольных работах. Однако последовательность ответов (правильных и неправильных) в заданиях закрытого типа (тестах) изменена.

Сборник может быть использован в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний.

Сборник соответствует рабочей программе на 2013-2014 учебный год. В последующие годы возможны незначительные изменения содержания контрольных заданий и последовательности изучения различных тем курса биохимии.

Вопросы открытого типа

1.(4) Напишите реакцию активации пальмитиновой кислоты и реакцию образования ацил-карнитина. Укажите локализацию процесса в клетке. Какова дальнейшая судьба ацил-карнитина?

2.(4) Напишите последовательность реакций b-окисления бутирил-КоА до ацетил_КоА. Назовите коферменты, локализацию процесса. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении бутирил-КоА до СО2 и Н2О.

3.(4) Напишите последовательность реакций b-окисления капронил-КоА до ацетил-КоА Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы капроновой кислоты (С5Н 11СООН) до СО2 и Н2О.

4. (4) Напишите реакции превращения глицерола в фосфодиоксиацетон (диоксиацетонфосфат). Укажите возможные пути использования этого метаболита в различных тканях.

5. (4) Напишите реакции, связанные с переносом ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму, укажите их внутриклеточную локализацию.

6. (4) Напишите реакцию образования малонил- SАПБ из ацетил-КоА, укажите ферменты, коферменты, внутриклеточную локализацию процесса и регуляторные молекулы.

7. (4) Напишите реакции образования ацетоацетил- SАПБ из ацетил-КоА и малонил-КоА, укажите внутриклеточную локализацию процесса. В каких тканях синтез высших жирных кислот осуществляется наиболее интенсивно?

8. (4) Напишите реакции образования бутирил-SАПБ из ацетоацетил-SАПБ, укажите внутриклеточную локализацию процесса. Какие реакции являются источником восстановленной формы НАДФ для синтеза высших жирных кислот?

9.(4). Представьте в виде схемы катаболизм бутирата (С3Н7СООН) до СО2 и Н2О. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль бутирата до СО2 и Н2О.

10.(4) Представьте в виде схемы связь между b-окислением высших жирных кислот, циклом Кребса и дыхательной цепью. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль пальмитата до СО2 и Н2О.

11. (4) Представьте в виде схемы включение глицерола в цикл Кребса. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль глицерола до СО2 и Н2О.

12. (4) Представьте в виде схемы механизм транспорта жирных кислот через мембрану митохондрий. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О.

13. (4) Представьте в виде схемы процесс гидролиза триацилглицеролов в жировой ткани, укажите фермент. Назовите гормоны: 1. увеличивающие активность этого фермента, 2. уменьшающие его активность. Какова дальнейшая судьба образующихся метаболитов?

14. (4) Перечислите пути использования жирных кислот в различных тканях. Назовите гормоны, способствующие: 1) ускорению липолиза; 2) замедлению липолиза. Укажите регуляторный фермент этого процесса.

15. (4) Рассчитайте (и обоснуйте расчет): сколько молекул ацетил-КоА, АТФ и НАДФН необходимо для синтеза 1 молекулы пальмитиновой кислоты, укажите источники НАДФН. – возможно размножение: стеариновой, капроновой (С6) кислоты.

16. (4) Укажите особенности строения синтетазы высших жирных кислот. Какая жирная кислота является основным продуктом катализируемых реакций? Как изменяется активность фермента: 1. под действием инсулина; 2. при увеличении уровня ацил-КоА в цитоплазме.

17.(4) Укажите реакции – источники НАДФН для синтеза высших жирных кислот. Напишите одну из этих реакций, назовите фермент и его локализацию в клетке.

Выберите один правильный ответ:

1. Основной функцией свободных жирных кислот является:

А. транспортная

Б. структурная

В. защитная

Г. термоизоляционная

Д. энергетическая

2. В активации жирных кислот участвует:

А. восстановленная липоевая кислота

Б. HS-глутатион

В. митохондриях

Г. эндоплазматическом ретикулуме

Д. цитоплазме

5. В транспорте высших жирных кислот через мембрану в матрикс митохондрий участвует:

А. карнозин

Б. креатин

В. карнитин

Г. креатинин

Д. креатинфосфат

6. Количество молекул АТФ, образующихся при окислении одной молекулы насыщенной жирной кислоты, содержащей 12 атомов углерода, до СО2 и Н2О составляет:

А. 75

Б. 95.

В. 85.

Г. 115

Д. 105.

7. Количество молекул АТФ, образующихся при окислении одной молекулы насыщенной жирной кислоты, содержащей 14 атомов углерода, до СО2 и Н2О составляет:

А. 86

Б. 112

В. 104

Г. 126

Д. 92

8. Начальной стадией распада глицерола до до СО2 и Н2О является:

А. фосфорилирование

Б. окисление

В. восстановление

Г. ацетилирование

Д. сульфирование

9. ω-3 высшей жирной кислотой является:

А. линолевая

Б. олеиновая

В. арахидоновая

Г. линоленовая

Д. пальмитолеиновая

10. Мобилизация жира из депо – это:

А. гидролиз триацилглицеролов (ТАГ) в миокарде с последующим окислением высших жирных кислот (ВЖК) и глицерола

Б. ресинтез ТАГ в стенке кишечника из ВЖК и моноацилглицеролов

В. синтез ТАГ в печени из ВЖК и глицерола

Г. синтез ТАГ в скелетных мышцах из ВЖК и глицерола

Д. гидролиз ТАГ в жировой ткани с выходом ВЖК и глицерола в кровь

11. Высшие жирные кислоты транспортируются кровью в:

А. связанном с альбумином состоянии

Б. составе липопротеинов низкой плотности

В. составе липопротеинов очень низкой плотности

Г. глюкагона

Д. липотропного гормона

13. Ферменты, участвующие в синтезе высших жирных кислот, локализуются в клетке:

А. в матриксе митохондрий

Б. в цитоплазме

В. в лизосомах

Г. в микросомах

Д. в межмембранном пространстве митохондрий

14. В роли восстановителя в реакциях синтеза жирных кислот выступает:

А. НАДН

Б. ФАДН2

В. НАДФН

Г. ФМНН2

Д. восстановленный глутатион

15. Ингибитором ацетил-КоА-карбоксилазы, лимитирующей скорость синтеза высших жирных кислот, является:

А. пальмитоил-КоА

Б. ацетил-КоА

В. НАДФН

Г. цитрат

Д. АТФ

16. Ацетил-КоА, используемый для синтеза высших жирных кислот, образуется в цитоплазме клеток при участии фермента:

А. цитратсинтазы

Б. цитратлиазы

В. малик-энзима

Г. изоцитратдегидрогеназы

Д. тиолазы

17. Одним из этапов транспорта ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму является образование:

А. малата

Б. цитрата

В. α-кетоглутарата

Г. оксалоацетата

Д. сукцината

18. Простетическая группа ацилпереносящего белка, участвующего в синтезе высших жирных кислот, содержит:

А. липоевую кислоту

Б. пантотеновую кислоту

В. HS-глутатион

Г. биотин

Д. фолиевую кислоту

19. Активность ацил-КоА –карбоксилазы повышается под действием гормона:

А. адреналина

Б. гормона роста

В. глюкагона

Г. инсулина

Д. липотропного гормона

20. Активность пальмитоил-КоА-синтетазы (синтетазы высших жирных кислот) повышается под действием гормона:

А. липотропного гормона

Б. гормона роста

В. адреналина

Г. глюкагона

Д. инсулина

21. Коферментом ацетил-КоА – карбоксилазы является:

А. НАДФН

Б. тиаминдифосват

В. биотин

Г. тетрагидрофолиевая кислота

Д. НАДН

22. Кофермент ацетил-КоА-карбоксилазы является производным витамина:

А. РР

Б. В2

В. В1

Г. Н

Д. В9

23. Вновь синтезированные в печени высшие жирные кислоты в дальнейшем:

А. поступают в кровь

Б. окисляются до СО2 и Н2О

В. используются в синтезе глюкозы

В. норадреналина

Г. альдостерона

Д. адреналина

30. Активность триацилглицерол-липазы жировой ткани увеличивается:

А. после приема пищи

Б. при голодании

В. при совершении физической работы

Г. в состоянии стресса

Д. в перерывах между приемами пищи

31. Интенсивность липолиза в жировой ткани увеличивается:

А. в состоянии стресса

Б. при голодании

В. при совершении физической работы

Г. в перерывах между приемами пищи

Д. после приема пищи

32. Процесс мобилизации жира тканевых депо (жировой ткани) ускоряется:

А. при переохлаждении

Б. при совершении физической работы

В. после приема пищи, богатой жирами

А. РР

Б. В6

В. пантотеновой кислоты

Г. фолиевой кислоты

Д. В2

36. Ацетил-КоА используется в тканях для синтеза:

А. пирувата

Б. линоленовой кислоты

В. пальмитиновой кислоты

Г. пальмитоолеиновой кислоты

Д. глицерола

37. Незаменимыми жирными кислотами являются:

А. олеиновая

Б. линолевая

В. линоленовая

Г. арахидоновая

Д. пальмитиновая

38. Источниками НАДФН для синтеза жирных кислот являются реакции:

А. лактатдегидрогеназная

Б. цитоплазматическая НАДФ-малатдегидрогеназная

В. цитрат

Г. малат

Д. НАД

40. Реакции синтеза высших жирных кислот наиболее интенсивно осуществляются в:

А. скелетных мышцах

Б. жировой ткани

Вопросы открытого типа

1. (4) Напишите реакции образования b-гидрокси-b-метилглутарил-КоА. Укажите внутриклеточную локализацию реакций и пути использования этого продукта в различных тканях.

2. (4) Напишите реакции синтеза ацетоацетата из ацетил-КоА.. Где синтезируются и какую функцию в организме выполняют кетоновые тела?

3. (4) Напишите реакции, приводящие к включению ацетоацетата в цикл Кребса, назовите ферменты. Перечислите ткани, способные утилизировать кетоновые тела.

4. (4) Напишите реакции синтеза фосфатидной кислоты, укажите внутриклеточную локализацию реакций и возможные пути использования фосфатидной кислоты.

5. (4) Напишите реакции образования фосфоглицерола из разных предшественников, назовите ферменты, укажите тканевую специфичность процессов.

6. (4) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и этаноламина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.

7. (4) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и холина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.

8. (4) Напишите реакции образования трипальмитоил-глицерола из фосфатидной кислоты и пальмитата, укажите тканевую локализацию процесса. В каких тканях и при каких условиях синтез триацилглицеролов осуществляется наиболее интенсивно?

9. (4) Напишите реакцию восстановления β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Назовите фермент и особенности регуляции его активности. Назовите образующийся продукт, укажите путь его дальнейшего использования.

10. (4) Напишите реакции образования изопентенилпирофосфата из β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Сколько молекул изопентенилпирофосфата необходимо для синтеза 1 молекулы холестерола?

11. (4) Напишите формулу соединения, являющегося источником метильной группы в синтезе фосфатидилхолина из фосфатидилэтаноламина. Объясните значение терминов: “жировая инфильтрация печени”(стеатоз); “липотропный эффект”; “липотропные факторы”. Перечислите липотропные факторы.

12. (4) Представьте в виде схемы включение b-гидроксибутирата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.

13. (4) Напишите формулы кетоновых тел, укажите исходный субстрат и место их синтеза. Укажите концентрацию кетоновых тел в крови у здорового человека. Приведите примеры состояний, сопровождающихся усилением кетогенеза.

14. (4) Представьте в виде схемы включение ацетоацетата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.

15. (4) Представьте в виде схемы синтез холестерола. Укажите внутриклеточную локализацию процесса. Рассчитайте (и объясните расчет) сколько молекул ацетил-КоА необходимо для синтеза одной молекулы холестерола.

16. (4) Как пополняется и как используется фонд холестерола в организме человека? Охарактеризуйте пути выведения холестерола из организма.

Выберите один правильный ответ:

1. Синтез кетоновых тел происходит в:

А. скелетных мышцах

Б. сердечной мышце

В. печени

Г. мозге

Д. почках

2. Количество молекул АТФ, образующееся при окислении одной молекулы ацетоацетата до СО2 и Н2О составляет:

А. 46.

Б. 24.

В. 34.

Г. 44.

Д. 14.

3. Общим предшественником для синтеза фосфатидилхолина и сфингомиелина является:

А. ацетилхолин

Б. ЦДФ-холин

В. фосфатидная кислота

Г.глицерол-3-фосфат

Д. фосфатидилэтаноламин

4. Общим метаболитом при образовании триацилглицеролов и фосфолипидов является:

А. сфингозин

Б. фосфатидная кислота

В. лизофосфатид

Г. фосфохолин

Д. ЦДФ-этаноламин

5. Общим промежуточным продуктом при образовании триацилглицеролов и фосфолипидов является:

А. церамид

Б. фосфохолин

В. лизофосфатидат

Г. ЦДФ-холин

Д. диацилглицеролфосфат

6. Донором метильной группы при образовании фосфатидилхолина из фосфатидилэтаноламина является:

А. карнитин

Б. холин-фосфат

В. витамин В12

Г. S-аденозинметионин

Д. фолиевая кислота

7. Основной функцией фосфолипидов в организме является:

А. энергетическая

Б. участие в клеточных контактах

В. защитная

Г. участие в построении клеточных мембран и липопротеинов крови

Д. связывание токсинов

8. Липотропные факторы способствуют:

А. синтезу фосфолипидов в печени

Б. синтезу триацилглицеролов в печени

В. мобилизации жира жировых депо

Г. перевариванию липидов

Д. жировой инфильтрации печени

9. При восстановлении β-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА образуется:

А. глутаминовая кислота

Б. ацетоацетил-КоА

В. мевалоновая кислота

Г. β–гидроксимасляная кислота

Д. арахидоновая кислота

10. Регуляторным ферментом, лимитирующим синтез холестерола, является:

А. ацетоацетил-КоА-синтаза

Б. тиолаза

В. ацетил-КоА–карбоксилаза

Г. b-гидрокси-b-метилглутарил-КоА-редуктаза

Д. b-гидрокси-b-метил-КоА-синтаза

11. Регуляция синтеза холестерола из ацетил-КоА осуществляется на уровне:

А. образования ацетоацетил-КоА из ацетил-КоА

Б. образования β-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА из ацетил-КоА

В. циклизации сквалена с образованием ланостерина

Г. образования сквалена при участии скваленсинтазы

Д. образования мевалоновой кислоты из b-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА

12. Одним из конечных продуктов катаболизма холестерола у человека является:

А. ланостерин

Б. сквален

В. скваленоксид

Г.холевая кислота

Д. ацетоацетат

13. Для восстановления 1 молекулы β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА в мевалоновую кислоту затрачивается:

А. 1 молекула НАДН2

Б. 1 молекула НАДНФ2

В. 2 молекулы НАДН2

Г. 2 молекулы ФАДН2

Д. 2 молекулы НАДФН2

14. Нормальное значение холато-холестеринового коэффициента составляет:

А. 15

Б. 10.

В. 5

Г. 20.

Д. 25

15. Физиологической норме соответствует уровень холестерола в плазме крови равный:

А. 3.9-6.5 ммоль/л

Б. 3.3-5.5 ммоль/л

В. 2.0-4.2 ммоль/л

Г. 5.5-7.5 ммоль/л

Д. 6.3-8.5 ммоль/л

16. Ежесуточные потери желчных кислот с калом составляют:

А. 0.1-0.2 г

Б. 1.5-2.0 г

В. 0.5-1.0 г

Г. 2.0-3.0 г

Д. 4.0-5.0 г

17. Основным путем выведения холестерола из организма человека является:

А выделение с мочой в виде метаболитов стероидных гормонов

Б. выделение с секретом сальных желез

В. выделение с секретом потовых желез

Г. образование желчных кислот и выделение их калом

Д. экскреция холестерина с желчью и дальнейшее выведение с калом

Выберите все правильные ответы:

18. Кетоновыми телами являются:

А. ацетоацетил-КоА

Б. β-гидроксибутирил-КоА

В. β-гидроксибутират

Г. мевалоновая кислота

Д. ацетоацетат

19. Усиление процессов кетогенеза характерно при:

А. тяжёлой физической работе

Б. голодании

В. сахарном диабете

Г. избытке жиров в рационе

Д. избытке углеводов в рационе

20. Промежуточными метаболитами при синтезе кетоновых тел из ацетил-КоА являются:

А. глутаровая кислота

Б. мевалоновая кислота

В. сукцинил-КоА

Г. β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА

Д. ацетоацетил-КоА

21. Какие из утверждений верно характеризуют кетоновые тела:

А. синтезируются из малонил-КоА

Б. образуются в митохондриях печени

В. синтезируются из ацетил-КоА

Г. накапливаются в организме при избыточном поступлении углеводов с пищей

Д. используются как источник энергии в скелетных и сердечной мышцах

22. b-гидрокси-b-метил-глутарил-КоА является промежуточным метаболитом в процессе:

А. синтеза фосфолипидов

Б. синтеза высших жирных кислот

В. окисления кетоновых тел

Г. синтеза кетоновых тел

Д. синтеза холестерина

23. К фосфолипидам относятся:

А. фосфохолин

Б. ганглиозиды

В. глицерофосфатиды

Г. фосфоинозитолы

Д. сфингомиелины

24. К липотропным факторам относятся:

А. насыщенные жирные кислоты

Б. метионин

В. фолиевая кислота

Г. триацилглицеролы

Д. холин

25. К липотропным факторам относятся:

А. В1

Б. холин

В. В12

Г. метионин

Д. В9

26. В синтезе фосфолипидов участвуют:

А. сукцинил-КоА

Б. КоА-производные жирных кислот

В. малонил-КоА

Г. фосфатидная кислота

Д. ЦДФ-холин

27. Фосфатидная кислота (диглицеролфосфат) является промежуточным метаболитом биосинтеза:

А. холестерола

Б. желчных кислот

В. триацилглицеролов

Г. кетоновых тел

Д. фосфолипидов

28. В состав фосфолипидов входят спирты:

А. этаноламин

Б. глицерол

В. сфингозин

Г. инозитол

Д. этанол

29. Фосфатидилхолины и фосфатидилэтаноламины синтезуруются в:

А. печени

Б. сердце

В. коре надпочечников

Г. корковом веществе почек

Д. эритроцитах

30. Общими промежуточными продуктами в синтезе глицерофосфолипидов и триацилглицеролов являются:

А. сфингозин

Б. диацилглицерол

В. холин

Г. фосфатидная кислота

Д. серин

31. b-гидрокси-b-метил-глутарил-КоА является промежуточным метаболитом в процессе:

А. b-окисления жирных кислот

Б. синтеза кетоновых тел

В. окисления кетоновых тел

Г. синтеза высших жирных кислот

Д. синтеза холестерола

32. Промежуточными продуктами в синтезе холестерола являются:

А. малонил-КоА

Б. мевалоновая китслота

В. сукцинил-КоА

Г. β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА.

Д. ацетоацетил-КоА

33. Промежуточными продуктами в процессе синтеза холестерина являются:

А. ланостерол

Б. ацетоацетил-КоА

В. мевалоновая кислота

Г. сквален

Д. ЦДФ-холин

34. Холестерин синтезируется в:

А. печени

Б. коже

В. надпочечниках

Г. эритроцитах

Д. жировой ткани

35. Для синтеза одной молекулы холестерина необходимо:

А. 18 молекул АТФ

Б. 18 молекул ацетил-КоА

В. 20 молекул ацетил-КоА

Г. 14 молекул ацетил-КоА

Д. 20 молекул АТФ

36. Холестерол в организме человека:

А. окисляется до СО2 и Н2О

Б. используется для синтеза желчных кислот

В. используется для синтеза стероидных гормонов

Г. входит в состав клеточных мембран

Д. используется для синтеза жирных кислот

37. Холестерол в организме человека:

А. используется для синтеза кетоновых тел

Б. используется для синтеза витамина Д3

В. используется для синтеза стероидных гормонов

Г. окисляется до СО2 и Н2О

Д. входит в состав клеточных мембран

Итоговое занятие “ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ”

Структура билета

№№ заданий Тип задания Оценка выполнения
1-4 Ответы на задания открытого типа до 7 или до 5 баллов за каждое задание
5-12 Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных 1 балл за каждый правильный ответ
13-18 Выбор всех правильных ответов 1 балл за полный правильный ответ
19-20 Установление соответствия 1 балл за полный правильный ответ

Вопросы открытого типа

1. (7) Представьте в виде схемы процесс мобилизации жира из депо, транспорт и использование жирных кислот в тканях. Назовите факторы и условия, способствующие активации этого процесса. Рассчитайте количество молекул АТФ, накапливающихся в клетке при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О. Ответ обоснуйте.

2.(5) Напишите реакцию активации пальмитиновой кислоты и реакцию образования ацил-карнитина. Укажите локализацию процесса в клетке. Какова дальнейшая судьба ацил-карнитина?

3. (5) Представьте в виде схемы механизм транспорта жирных кислот через мембрану митохондрий. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О.

4.(5) Напишите последовательность реакций b-окисления капронил-КоА до ацетил_КоА. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы капроновой кислоты (С5Н 11СООН) до СО2 и Н2О.

5.(5) Представьте в виде схемы катаболизм бутирата (С3Н7СООН) до СО2 и Н2О. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль бутирата до СО2 и Н2О.

6. (5) Напишите реакцию образования малонил- SАПБ из ацетил-КоА, укажите ферменты, коферменты, внутриклеточную локализацию процесса и регуляторные молекулы.

7. (5) Напишите реакции образования бутирил- SАПБ из ацетоацетил- SАПБ, укажите внутриклеточную локализацию процесса. Какие реакции являются источником восстановленной формы НАДФ для синтеза высших жирных кислот?

8. (5) Укажите реакции – источники НАДФН для синтеза высших жирных кислот. Напишите одну из этих реакций, назовите фермент и его локализацию в клетке.

9. (5) Рассчитайте (и обоснуйте расчет): сколько молекул ацетил-КоА, АТФ и НАДФН необходимо для синтеза 1 молекулы пальмитиновой кислоты, укажите источники НАДФН.

10. (5) Напишите формулы кетоновых тел, укажите исходный субстрат и место их синтеза. Укажите концентрацию кетоновых тел в крови у здорового человека. Приведите примеры состояний, сопровождающихся усилением кетогенеза.

11. (5) Напишите реакции синтеза ацетоацетата из ацетил-КоА.. Где синтезируются и какую функцию в организме выполняют кетоновые тела?

12. (5) Представьте в виде схемы включение ацетоацетата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.

13. (7) Напишите последовательность реакций образования и утилизации (до ацетил-КоА) кетоновых тел. Где происходят эти процессы? Какова роль кетоновых тел? Когда и почему увеличивается концентрация кетоновых тел в крови? Сколько АТФ образуется при окислении 1 молекулы ацетоацетат до СО2 и Н2О.

14. (7) Напишите формулу ТАГ, содержащего три разные высшие жирные кислоты. Перечислите ненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав липидов. Какие жирные кислоты являются незаменимыми? Перечислите функции липидов в организме.

15. (7) Напишите последовательность реакций синтеза ТАГ из глицерола и жирных кислот. Укажите локализацию процесса в клетке и тканях и факторы, способствующие липогенезу.

16. (7) Какие продукты распада глюкозы могут быть использованы для синтеза ТАГ? В каких реакциях они образуются? Представьте в виде схемы включение этих соединений в синтез ТАГ. Перечислите факторы, влияющие на скорость липосинтеза.

17. (7) Представьте в виде схемы перенос ацил-КоА из цитоплазмы в митохондрии, укажите локализацию реакций. Представьте в виде схемы перенос ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму, укажите локализацию реакций. Перечислите факторы, способствующие накоплению ТАГ в печени.

18. (7) Напишите формулу фосфоглицеролипида и укажите ее гидрофильную и гидрофобные части. Назовите надмолекулярные структуры, в образовании которых они участвуют, укажите биологическую роль этих структур.

19. (7) Напишите последовательность реакций синтеза фосфолипидов. Укажите локализацию процесса в клетке и тканях и вещества, лимитирующие их образование. Объясните липотропный эффект фосфолипидов.

20. (5) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и холина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.

21. (7) Напишите последовательность реакций синтеза холестерола, включая образование мевалоновой кислоты. Назовите ключевой регуляторный фермент и основные промежуточные продукты заключительного этапа биосинтеза. В каких тканях образуется холестерол?

22. (5) Напишите реакцию восстановления β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Назовите фермент и особенности регуляции его активности. Назовите образующийся продукт, укажите путь его дальнейшего использования.

23. (5) Представьте в виде схемы син

Наши рекомендации