Недостаток произношения мягких согласных
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («да-да», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь и т. п.). Артикуляция соответственных звуков лишена подъема средней части спинки языка к твердому небу, необходимого для сообщения .им мягкости.
Так же как и замена звонких согласных глухими, данный недостаток носит фонологический характер и обычно затрудняет овладение письмом. Он часто является спутником тугоухости. Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артикуляции мягких фонем при их сопоставлении с соответственными твердыми {па—пя, ма—мя, фа—фя, апа—апя, ама—амя, афа—афя и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую форму, при мягких же его кончик упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом различие в положении языка и побудить ребенка воспроизвести увиденное. Можно воспользоваться и схематическим изображением профиля артикуляции твердых и мягких фонем, например га и га' (рис. 33).
Далее следует пробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па—пя, апа—апя, ап—апь, та—тя, ата—атя, ат — ать, ма — мя, ама — амя, . фа—фя. афа—афя, аф—афь / и т. п. В случае успешного воспроизведения мягких полезно сразу же использовать примерные слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.).
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагается произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед данным гласным надо предложить несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п (мяг) с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к сочетанию апи, которое должно произноситься сначала громко, затем шепотом и наконец так, чтобы первый гласный звучал громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученное таким образом мягкое п', можно перейти к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'— а), а затем сливая их. Далее можно перейти к слогам с другими гласными, к словам и к работе над другими губными мягкими согласными (м', ф (мяг), в'), следуя тому же пути.
В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в следующем. В качестве исходной используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'. Выбор данной пары согласных определяется тем, что фонема т' может отличаться от фонемы г (так же, впрочем, как д' от д, к' от н и л' от л) не только подъемом спинки языка (верхний вариант артикуляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции), что показано на рис. 34. Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему г или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить фонему г' в изолированном виде (т'т'т') или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу вынуждает образование смычки с помощью его спинки, что неизбежно вызывает ее подъем к нёбу.
Аналогичным путем из слога ат получается ат'. Такой способ постановки г' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как и результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения фонемы т' в разных слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке д' от д и н' от я.
Усвоив на примере язычно-зубных смычных принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает последующими мягкими, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п\ б',м', с', з', р', л'.
Что касается фонем к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед фонемой и) без труда.
Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на их дифференцирование (не только в произношении, но и на слух) с твердыми, а также соответственным упражнениям в чтении и письме.