Недостатки произношения фонем к, к', г, г', х, х', j (й)
Недостатки произношения фонем к и к' носят название каппацизма, г и г'— гаммацизма, х и х'— хитизма1. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих фонем какими-либо другими, называются паракаппацизмом, пара г а ммацизмом, парахитизмом. Недостаток произношения фонемы j (й) называется йотаЦИЗМОМ1.
Механизм образования фонемы к состоит в следующем (рис.30). Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом. Место смычки колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.
Фонема г по механизму своего образования отличается от к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.
Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х.
Мягкие фонемы к' г' и х' отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба. Фонема j (й) в восходящих дифтонгах артикулируется как озвонченная фонема х', от которой она, таким образом, отличается лишь смыканием и вибрацией голосовых связок.
Встречаются три основных вида каппацизма. В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок, изображаемый в международном фонетическом алфавите знаком ? («?апуста», «ре?а», «пау?» вместо капуста, река, паук). Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на т («тапуста», «рета», «паут»). В третьем случае взрывная фонема к заменяется фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм («хапуста», «реха», «паух»).
Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком высоким и узким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки. Если не удается исправить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изображения смычки языка с нёбом кистями рук (рис. 31), то следует воспользоваться механическим способом постановки к, от т с помощью шпателя.
Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та получается тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка (рис.32).
Во время упражнений нельзя напоминать ребенку о фонеме к и тем более произносить ее в виде образца, так как это может вызвать у него возврат к привычной дефектной артикуляции.
В одних случаях указанные этапы постановки фонемы к могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя) этапах в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить твердое к путем глубокого нажима на язык нередко приводит к тому, что ребенок оказывается не в состоянии образовать смычку языка с нёбом, в результате чего весь ход работы срывается.
Проделывая указанные упражнения, в дальнейшем полезно, чисто вымыв ребенку руки, предложить ему самому удержать переднюю часть спинки языка внизу, нажав на нее указательным или средним и указательным пальцами.
После того как в результате серии упражнений новая артикуляция несколько укрепится, можно поставить ребенка в известность о том, что у него получается фонема к, и продолжать упражнения на материале простейших слогов типа ка, ака, ак, а также слов с фонемой к в начале (при сохранении механической помощи). В дальнейшем делаются пробы произнесения слогов без нажима на язык. Предложив ребенку произнести с пальцем три слога подряд и держа при этом его руку, логопед, неожиданно отводит ее, допустим на третьем слоге, в результате чего на известном этапе работы слог произносится по инерции, без механической помощи. Как только это окажется возможным, механическое воздействие на язык устраняется полностью.
Проделывая упражнения по закреплению фонемы к в слогах и словах, следует обращать внимание на то, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед, без чего не может быть получено правильное звучание этих слогов, в которых твердая фонема к должна переходить в мягкую к'.
При соблюдении этого требования, добившись правильного произношения фонемы к, можно без затраты каких-либо дополнительных усилий получить и ее мягкую пару—фонему к'. В тех случаях, когда исправляется паракаппацизм, выражающийся в замене фонемы к на т или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены как на ее закрепление, так и на дифференциацию с ее прежним заменителем.
Недостатки произношения фонемы х могут проявляться либо в нарушении нормального ее звучания (хитизм), либо в ее замене фонемой к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми связками. Вместо халва, муха, мох слышится «hалва», «муhа», «моh». Такое образование фонемы х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), не свойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку. В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из фонемы к и сопровождая ее придыханием, в результате чего должна получиться своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить упражнениями полученную артикуляцию.
Если такой прием не приведет к цели, то следует воспользоваться другим, не столь простым, но гарантирующим успех. Он состоит в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от т (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог с--а, протягивая согласную фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получится нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха. Как и в случае постановки фонемы к, указанные три этапа (ся — хя — ха) могут потребовать у разных детей затраты различного времени. С помощью собственного пальца (или двух) ребенок опять-таки может вскоре сам удерживать свой язык в требуемом положении. За первичной постановкой фонемы х следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парахитизма, выражающегося в замене х фонемой к, должны быть направлены не только на закрепление фонемы, но и на ее дифференциацию с прежним заменителем.
Недостатки произношения фонемы г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других—звук у (южнорусское г, представляющее собой как бы озвонченное х), в третьих— гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинское г}.
Встречается также, чаще у детей дошкольного возраста, парагаммацизм в виде замены г фонемой д («дуси», «рода» вместо гуси, рога).
Если правильно произносится фонема к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия фонемы г от ее глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать возможность ощущать ее вибрацию и движение передней стенки глотки под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.
Можно привести в качестве аналогии такие пары слогов, как афа—ава, аса—аза, аша—ажа, апа—аба, ата—ада, и попытаться на ее основе получить пару ака—ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у него и у себя звонкость соответственных парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.
Если эти приемы не приведут к цели, то следует воспользоваться механическим способом постановки фонемы г от д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки фонемы к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).
За первичной постановкой фонемы г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене фонемы г на д, должны быть направлены как на закрепление фонемы, так и на ее дифференциацию с прежним заменителем.
Недостаток произношения фонемы j (й) встречается преимущественно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л' («ляблоко», «обезляна», «трам-валь» вместо яблоко, обезьяна, трамвай; «лёжик», «ружлё» вместо ежик, ружье; «любка», «игралю» вместо юбка, играю).
Взамен артикуляции, присущей фонеме ] (й), используется нижний или верхний вариант артикуляции фонемы л' (см. выше).
Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j (й) гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио; аи, ои и т. п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т. п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т. п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т. п.
Постепенно длительность гласного и сокращается и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й) от фонемы з, аналогично тому как фонема х ставится от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигается несколько глубже, пока не послышится четкое jа.
Подобным же образом из сочетания аз—а получается аjа. Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jо(ё), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае и т. п.
Когда новая артикуляция несколько укрепится и ребенок сможет воспроизводить ее без механической помощи, можно воспользоваться простейшими словами с начальными восходящими дифтонгами (яма, елка, юбка, ест и т. п.), а затем перейти и к другим словам, включающим дифтонги и в середине и в конце (маяк, поет, играют, красная, мое, играю, свинья, пьет, шьют, съел и т. п.).
Усвоение восходящих дифтонгов создает почву для нисходящих (ай, ой и т. п.), которые уже не представляют трудностей и легко воспроизводятся как в конце слов (трамвай, мой, улей), так и в середине (зайка, лейка и т. п.)
Этапы механической постановки язычно-нёбных согласных могут быть представлены в сводной таблице 4.
Таб.4 Этапы механической постановки фонем к, г, х, j (й)
Формируемая фонема | Исходный слог | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К Г Х J (й) | Та Да Са за | Тя Дя Ща Ж(мягк)а | Кя Гя Хя jа | Ка га ха - |