Диагностическая карта наблюдателя
Претендент №_______
Эффект первого впечатления*
1 2 3 4 5
Умение вести диалог*
1 2 3 4 5
Речь претендента (четкая, хорошо построена, связная)*
1 2 3 4 5
Что заинтересовало работодателя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что, по Вашему мнению, не понравилось работодателю?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было решающим в приеме на работу или отказе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
* Подчеркните необходимую цифру: 1 - слабо развитое качество, 5 - хорошо развитое качество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Материалы пособия разработаны с целью оказания информационно-просветительской и практической помощи педагогам, психологам, администрациям общеобразовательных организаций в сфере профориентационной работы с обучающимися.
В пособие вошли результаты работы научно-исследовательской лаборатории при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования по теме «Позитивная социализация обучающихся на современном этапе развития региона», представленные в виде мониторингового среза социально-психологических особенностей профессионализации и профессиональных предпочтений обучающихся образовательных организаций Донецкой Народной Республики. Приведен развернутый анализ существующих проблем в сфере профессионализации обучающихся как возможных дестабилизирующих факторов их позитивной социализации. Кроме того учтены результаты многолетнего опыта сотрудничества авторов сборника с различными образовательными организациями Республики в сфере оптимизации учебно-воспитательного процесса, в том числе средствами дополнительного образования.
По мнению авторов, подобный ракурс изложения материала должен вызвать интерес педагогов к проблемам школьной дотрудовой профессионализации детей и подростков, способствовать формированию у детей успешной учебной мотивации, субъективной готовности продолжать свое образование на протяжении всей жизни.
Авторы пособия надеются, что читатели разделят с ними точку зрения по значимости успешной профессионализации личности в юношеском возрасте в контексте позитивной социализации детей в дальнейшем.
Содержание пособия имеет практическую направленность. В него вошли диагностический инструментарий и подборка тренинговых упражнений по подготовке обучающихся к выбору профессии и трудоустройству. Диагностический инструментарий системно охватывает все структурные компоненты субъективного профессионального выбора старшеклассника, позволяет составить психологу, педагогу квалифицированное представление относительно психологических сложностей социализации, связанных с недостатком осознания подростком себя как носителя определенной психосоматической и личностной предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности.
Материалы, изложенные в пособии, доказывают необходимость осуществления молодежью всесторонне сбалансированного профессионального выбора с учетом определенных геополитических и социально-культурных условий организации жизни региона.
Авторы-составители пособия выражают надежду, что читатели смогут эффективно использовать предоставленную информацию в своей профессиональной деятельности.
ГЛОССАРИЙ
ПРОФЕССИОГРАММА (professiograme) – описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку; описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ (professiografiya) – процесс изучения, психологическая характеристика и проектирование профессии; описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку.
ПРОФЕССИОНАЛ (professional) – человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист в своем деле.
ПРОФЕССИЯ (profession) – занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию; особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным самосознанием.
ПРОФЕССИЯ (profession) (от латинского professio. – объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования (Большая Советская Энциклопедия. – 2 изд. – М., 1955. – Т. 35. – 567 с. – С. 164).
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ (professionalization) – процесс профессионального становления личности, охватывающий длительный период жизни человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей и завершающийся с прекращением профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (professionalism) – высокий уровень овладения какой-либо профессией, специальностью; высокое мастерство.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (career guidance) – это комплексная, системная помощь в выборе профессии и планировании профессионального развития (в построении карьеры). Комплексность обеспечивается следующими традиционными направлениями работы: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, а также относительно компактные по времени профотбор и профподбор), морально-эмоциональная поддержка клиента, помощь клиенту в выборе и планировании карьеры (что обычно делается индивидуально, в профконсультациях) (Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 6).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (professional adaptation) – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ (professional activation) – система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ (occupational diseases) – это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (professionally important qualities) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (РАЗВИТИЕ) (professional upbringing (development)) – формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека – основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ (occupational hazard) – факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.). Выполнение работы в таких условиях предполагает установление определенных льгот для работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР (The Professional Choice) – выбор одного из нескольких вариантов профессионального самоопределения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (professional group) – группы профессий, обобщенных по принципу высокой степени сходности основных задач и обязанностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ (professional interests) – означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая активность, самопланирование своей деятельности, ориентация на удовлетворение от самого процесса деятельности, осознание своих успехов), собственно профессиональный интерес (осознанное стремление превратить определенную деятельность в профессию, понимание социальной значимости профессии, автономность, независимость от среды и ситуации).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ (professional reporting) – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (professional information) – массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях трудоустройства, получения специальности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (professional competence) – сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (professional competence) – отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (vocational counseling) – метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профессиональной пригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (vocational counseling) – многофункциональная деятельность, суть которой состоит в руководстве профессиональным самоопределением группы и личности, и результатом которой должна быть их готовность к выбору и проектированию своей профессиональной карьеры (Лобова Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический. – Екатеринбург, 2006. – 23 с. – С. 16).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (professional culture) - это часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса (Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Омега-Л, 2013. – С. 411).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (occupational mobility) – способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ (professional motivation) – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ (professional intentions) – осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (professional orientation) – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (professional orientation) – определяется как иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности (Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. – 144 с. – С. 107).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (professional education) – вид образования, направленный на приобретение обучающимся в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности (Менеджмент качества образовательных процессов: учебное пособие/под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – С. 44).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (professional training) – процесс и (или) результат овладения определенными видами профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (vocational training), направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ (professional trainability) – открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ (professional expectations) – мысленные представления о своих возможных успехах, об отношении с коллегами и др.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (professional selection) – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (professional selection) – изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей. При профессиональном отборе человек подбирается для профессии по достаточно жестким критериям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (professional orientation) – педагогически организованная помощь молодежи в выборе профессии в соответствии с социально-экономическими потребностями и личными склонностями (Аленкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 128).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (professional orientation) (от французского orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (professional orientation) – деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями (Менеджмент качества образовательных процессов: учебное пособие/под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – С. 44).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (professional orientation) – совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению профессии, на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН (professional plan of) – есть образ, мысленное представление профессионального будущего; основные блоки профессионального плана (по Климову Е.А.) следующие: главная цель; цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей; пути и средства достижения ближайших жизненных целей; внешние условия достижения целей; внутренние условия достижения целей; запасные варианты целей и путей их достижения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР (professional selection) – подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности; предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (professional training) – совокупность специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность работы по определенной профессии (Аленкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 128).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (professional training) – это ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (professional potential) – совокупность возможностей и способностей для освоения профессиональной деятельности, совершенствования в ней.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (professional preferences) – преимущества того или иного профессионального варианта в сравнении с другими.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ (professional suitability) – соответствие психофизиологических свойств и функций какого-либо лица требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью (Аленкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 128).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ (professional suitability) – совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда; уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ (professional calling) – влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей, как ощущение профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ (professional aspirations) – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА (professional test) – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА (professional propaganda) – формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии, активизация у обучающихся у индивида стремления к освоению профессий современного производства.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА (professional propaganda) – формирование правильного отношения к миру профессий и труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (vocational education) предусматривает вооружение обучающихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей (сайт инсай-вертикальное развитие).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (vocational education) – обучение обучающихся элементам профессиоведения: сущности различных профессий, их значения для общества, социального престижа, способов и путей обучения им, требований, предъявляемых к человеку.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДА (professional rehabilitation of invalid) – это комплекс мероприятий по восстановлению трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда (профориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация, рациональное трудоустройство) (Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М.: Академия, 2001. – 192 с. – С. 140).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (professional self) – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (professional self) – процесс определения социальной группой своего места в социальной и профессиональной структурах общества и выбора стратегии реализации своего социального потенциала в условиях развивающегося рынка труда (Лобова Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический, Екатеринбург, 2006. – 23 с. – С. 12).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ (professional consciousness), с одной стороны, обеспечивает психологический самоконтроль личности, поддерживая таким образом четкость и напряженность интеллекта педагога, с другой - способствует социальной детерминированности творческой педагогической деятельности (Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2004. – 208 с. – С. 97).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ (professional propensity) – потребность личности в определенной профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (professional abilities) – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
ПСИХОГРАММА (psychogram) – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (мотивационной, волевой и эмоциональной сфер человека).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (psychological accompaniment) – целостный процесс изучения, формирования, создания ориентационного поля профессионального развития личности, укрепления профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, освоение технологий профессионального самосохранения и коррекции профессионального становления личности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (professional development) – рост профессионального мастерства специалиста в связи с его профессиональной деятельностью (Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Омега-Л, 2013. – С. 411).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА (professional environment) – совокупность предметных и социальных условий труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (vocational and socialization of labor) – совокупность педагогических средств, направленных на: 1) формирование готовности к осознанному профессиональному выбору с учетом индивидуальных особенностей и возможностей рынка труда; 2) повышение качества трудовой подготовки, подтвержденного данными системного мониторинга, позволяющего оперативно корректировать процесс приобретения учебных, профессиональных, здоровьесберегающих навыков; 3) освоение широкого социального контекста трудовых занятий благодаря углубленному обучению профессии и дополнительному образованию эстетико-художественного типа; 4) получение целостного представления о профессиональном труде, успешность которого зависит от степени совмещения знаний об основах производства, навыков деловой коммуникации, социальных умений, результативности обучения при освоении профессионально-трудовых операций (Аленкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 129).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ (professional installation) – стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса и др.
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 417 с. – С. 334).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ