Что сказать и как сказать во время собеседования?
Даже великий пианист не сможет успешно сыграть концерт на ненастроенном пианино или на одной ноте. Ваш голос – это ваш инструмент. Его громкость, интонация, тембр, выразительность и мастерство, с которым вы им владеете, - все это свидетельствует о ваших мыслях, влияет на реакцию слушателя. Если ваш голос скучный и монотонный, слушать вас никто не захочет. Если у вас испуганный голос и вы говорите очень быстро, это свидетельствует о застенчивости, скованности.
Великий актер Ричард Бартон любил развлекать аудиторию чтением телефонной книги шекспировскими интонациями. Вы не должны это делать. Однако, учтите, что «оттенки» вашего голоса должны быть разными, а главное быть открытым, искренним, уверенным.
Многие люди не знают, как звучит их голос. Наговорите текст на магнитофон или диктофон. Это может быть для вас открытием: вы услышите, как вы говорите: или громко, или тихо, какая у вас артикуляция, правильные ли акценты делаете, обнаружите, где вам не хватает колорита или разнообразия. Если вы хотите сделать акцент на какой-то фразе, говоря последние несколько слов, снизьте тембр голоса. Этим приемом вы заставите себя слушать. Другой способ привлечь внимание к себе – сделать паузу. Пауза не только подчеркнет сказанное, но и даст время подумать и понять понимал ли вас собеседник.
Перед тем, как идти на собеседование, подумайте, о чем вас могут спросить. Попробуйте подготовить ответы. Как правило, вам предложат рассказать о себе.
Учтите, что в мире есть много случаев, когда от одного слова рушится вся карьера. Работник, не умеющий общаться, не получит надбавку или повышение. Руководитель, не умеющий высказаться, теряет уважение подчиненных. Непрестанно говорящий продавец вряд ли что-то продаст. Политик, который долго и ни о чем говорит, не будет переизбран.
Поставьте себя на место работодателя. «Что он хочет от претендента?» Вы поймете, что ему необходимо следующее:
■ весомая причина, чтобы дать именно вам эту работу;
■ увидеть, что вы знаете об этой работе;
■ ему нужно увидеть, что вы лучше других претендентов;
■ ему нужно увидеть, что вы уверены;
■ ему нужно понять, что для вас эта должность является значимой;
■ он хочет видеть, как вы общаетесь;
■ он хочет понять ваши намерения;
■ он хочет понять насколько вы умный, как вы рассуждаете;
■ он хочет, чтобы вы доказали, что справитесь с этой работой.
Помните! Отвечать на вопросы нужно четко. Если вы не поняли вопрос - уточните: «Если я вас правильно понял, вы хотели услышать ...» и дальше уточняете вопрос. Если не знаете ответа, честно признайтесь, что вы не знаете этого.
Если тот, кто проводит собеседование, интересуется вашим опытом работы в этом направлении, никогда не отзывайтесь негативно о предыдущем месте работы или практики! Хорошо, когда во время собеседования вы будете оперировать интересными фактами деятельности данной организации. Не говорите долго. Говорите короткими предложениями по содержанию вопроса. Не забывайте про улыбку и смотрите в глаза собеседнику.
Попросите своих друзей, перед тем, как идти на собеседование, чтобы задали вам несколько вопросов, попробуйте ответить. Порепетируйте перед зеркалом!
Итак, вы готовы к собеседованию. Обязательно позвоните и договоритесь о встрече. Разговор должен быть четким и коротким.
"Добрый день! Вас беспокоит Ирина Добролюбова. Только ознакомилась с информацией о том, что вашей организации на работу требуется администратор. Не могла бы я больше узнать об этой должности?»
После этого звонка вам, как правило, предложат прийти на собеседование. Запишите час и место проведения собеседования. Уточните: «Если я правильно вас поняла, завтра в 11.00 в помещении вашего офиса состоится собеседование». Обязательно поблагодарите. Придя на собеседование, прежде всего, улыбнитесь, поговорите и проинформируйте, что вы Ирина Добролюбова и вам назначена встреча в 11.00. Подождите, вас пригласят на собеседование. Не нервничайте, если ждать придется дольше, чем вы думали. Приходите на собеседование без родителей или друзей, или попросите их подождать вас. Если вы придете с кем-то, это будет восприниматься как то, что вы не являетесь самостоятельным человеком и за вас кто-то принимает решение!
Как преодолеть волнение?
Первое, что следует признать - каждый человек, независимо от возраста, опыта, при трудоустройстве переживает стресс. Волнение о том, что что-то не так или что-то не то можно сказать, мешает нам выглядеть уверенно.
Какие же физические проявления волнения и как их преодолевать?
§ Прежде всего будьте уверены в себе. Скажите: «Я лучший» и вам все удастся! Сделайте глубокий вдох и, мило улыбнувшись, заходите в кабинет. Не подходите слишком близко к тому, с кем будете общаться, а оставайтесь на определенном расстоянии. Если человек подходит слишком близко, это может нервировать собеседника.
§ Однако вы зашли, а волнения не оставляют вас. Вы чувствуете, что колени и руки начинают «дрожать». Этого не должен видеть собеседник. Еще раз сделайте глубокий вдох. Если вам не предложили присесть, попросите разрешения и сядьте.
§ Переживания приводят к тому, что у вас учащается сердцебиение. Кажется, сердце стучит так громко, что его слышат все. Однако вы знайте, что это слышите только вы! Сделайте три незаметных глубоких вдоха и задержите каждый выдох, улыбнитесь.
§ Если у вас закружилась голова, надо обязательно присесть и заставить кислород активнее усваиваться, сжимая и разжимая пальцы ног.
§ Волнения могут привести к сухости во рту. Попробуйте прикусить кончик языка или выпейте глоток воды. Начнет производиться слюна и увлажнится рот.
§ Может случиться и такое, что вы начинаете отвечать на вопросы, а все мысли где-то разлетелись. Выход есть! Сделайте паузу. Пауза во времени делает чудеса! Вы продумаете, что должны сказать, соберетесь с мыслями. Можно сказать и о том, что вы впервые устраиваетесь на работу, поэтому очень волнуетесь.
§ Старайтесь вести себя естественно. Знайте, что тот, кто принимает вас на работу, тоже волнуется. Ему нужно принять важное решение! А от его решения зависит и успех дела.
§ Убедите себя в том, что вы лучший. И это счастье принять на работу такого человека, как вы!