Упражнение «Персонажи и профессии»
Цель: умение соотнести личностные характеристики человека и требования к определенным профессиям.
Инструкция
Перед началом занятия педагог-тренер готовит две коробочки, где находятся карточки двух видов:
– известные персонажи,
– популярные профессии.
Количество карточек каждого вида должно соответствовать числу участников (если точное их число заранее неизвестно, можно сделать по максимуму). Список известных персонажей и популярных профессий педагог составляет самостоятельно, с учетом уровня образованности участников.
Примеры известных персонажей из книг и фильмов:
– Балда из сказки Пушкина,
– Обломов,
– Герасим из "Муму",
– Раскольников,
– Андрей Болконский,
– Гамлет,
– Д'Артаньян,
– Том Сойер,
– Фродо из "Властелина колец",
– Гарри Поттер.
Примеры популярных профессий:
– экономист,
– юрист,
– программист,
– полицейский,
– водитель,
– автомеханик,
– артист,
– модель,
– учитель,
– врач.
Участники по очереди из двух коробок вытаскивают по одной карточке: персонаж и профессия. Сначала сам участник рассуждает, как, на его взгляд, смог бы работать данный персонаж по данной профессии: какие у него были бы сильные стороны, какие слабые. Потом к нему могут присоединиться другие участники со своими мнениями.
Педагог следит за тем, чтобы упражнение происходило достаточно живо и где-то даже весело. Рассуждения участников следует слегка направлять на то, чтобы они думали о том: смог бы данный персонаж (хватило бы у него способностей, здоровья) работать по данной профессии ("могу"), интересно было бы ему это и есть ли у персонажа вообще склонности к этой профессии ("хочу").
Упражнение-дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
Цель: определение престижных и необходимых для жизни профессий.
Инструкция
Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…
Обсуждение
1. Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?
Выводы жителей города
Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.
Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Упражнение «Лучший мотив»
Цель: помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Оборудование: карточки с наименованием 16 мотивов.
Инструкция
Задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого педагог-тренер зачитывает по 2 мотива. Участники путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше.
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Педагог зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й, ... 15-й и 16-й. После исключения у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т. д. В результате остается «лучший мотив».
Продолжительность упражнения 10-15 минут.
Упражнение «Защити свои интересы»
Цель: обучение участников аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями).
Инструкция
Между участниками распределяются роли: обучающийся, родители или родственники (мама, папа, бабушка, старшая сестра и т. д.).
Предлагается смоделировать ситуацию:«Представьте, что обучающийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях. Родители не согласны с его позицией и пытаются его отговорить. Возникает домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее». Участники обсуждают выполнение упражнения.
Упражнение «Ресурсы»
Цель: обучение участников преодолению препятствий на пути получения желаемой профессии.
Инструкция
Из группы участников выбираются четверо. Одному из них предлагается с закрытыми глазами дойти до своей цели. Ему дается установка: «Твоей целью ближайшего будущего является правильный выбор профессии и ее получение. Представь, что твоя цель в данный момент находится перед тобой. Тебе остается только дойти до нее, но есть одно условие: сделать это нужно закрыв глаза и идти к своей цели не открывая их».
Задача остальных участников - создать для него препятствия на пути к своей цели. Заранее им дается установка: перегородить первому участнику дорогу и не пропускать его, ничего не произнося при этом.
Первый участник не должен этого видеть и знать. Он с закрытыми глазами идет к своей цели, «натыкаясь на препятствия». Как только он заметит это препятствие, педагог сообщает: «Это препятствие на твоем пути достижения цели. В данном случае это могут быть экзамены. Сможешь ли ты преодолеть это препятствие?»
Участник пытается преодолеть преграду на пути, педагог-тренер наблюдает, какими методами и способами он пользуется при этом. Необходимо учитывать качества участника и эмоции в этот момент: сомневается, напорист, отказывается или избегает преодоления преграды, использует хитрость и т. п.
При проведении упражнения участнику можно задавать следующие вопросы:
− Как можно преодолеть это препятствие?
− Может откажешься от своей цели, тогда исчезнет препятствие?
− Что ты почувствовал, столкнувшись с препятствием: дискомфорт, тревогу, неуверенность, растерянность?
− Откуда оно взялось?
− Что можно делать, чтобы его преодолеть?
Обращаясь к группе, педагог спрашивает:
− Как бы поступил каждый из вас?
После того, как участники группы обсудят данное упражнение, следует сделать вывод: «Каждый из нас в различных ситуациях поступает так, как умеет, как его воспитали, в зависимости от своего жизненного опыта, от того, как его научили или он научился справляться с трудностями, то есть, от личных особенностей человека. Не стоит думать о том, что у меня что-либо не получится, по тем или иным причинам, нужно настраивать себя на то, что я все смогу, я научусь, у меня получится и т. п.»
Упражнение «Советчик»
Цель:получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Оборудование: ручки, бланки для упражнения по количеству участников.
Инструкция
Упражнение может проводиться с целым классом, но более, эффективно оно проходит в подгруппе из 12-15 человек.
Время проведения 15-25 минут.
Упражнение включает следующие этапы:
1. Все участники берут заранее приготовленные бланки.
2. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку педагога-тренера. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.
3. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие образовательные организации, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7-10 минут.
4. Педагог собирает бланки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и образовательная организация. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т. д. После того, как зачитывается всё по первому человеку, педагог-тренер переходит ко второму и т. д.
Всем присутствующим педагог может посоветовать: внимательно прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может быть для себя и пометить в тетрадях.
К сожалению, возможны глупые шутки, когда кто-то «рекомендует» своим одноклассникам «туалеты чистить» и т. п. Тренер не зачитывает такие «рекомендации» и не обращает на это никакого внимания.
Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то педагог должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предложив после занятия (по желанию) ознакомиться с советами, которые написали ему товарищи.
Бланк для упражнения «Советчик»
Фамилии и имена всех обучающихся в классе (в строго определенном порядке и по номерам) | Рекомендуемая профессия | Рекомендуемая образовательная организация (или место работы) после школы |
1. | ||
2. | ||
3. |