Анализ существующих проблем в сфере профессионализации школьников как возможных дестабилизирующих факторов их позитивной социализации
Как уже отмечалось, на профессиональный выбор влияют самооценка и уверенность в себе. Здесь речь идет не только о том, как подросток оценивает свои возможности и способности, но и о том, каков уровень его притязаний, ибо от этого также зависит его будущая профессиональная траектория, карьерные устремления, уровень будущей трудовой мотивации и т. д.
Для ответа на эти вопросы в период с марта по сентябрь 2015 года на базе образовательных организаций Донецкой Народной Республики было проведено исследование, которое являлось пилотажным по своей сути, поскольку проблемной направленностью данного исследования стало изучение региональных особенностей профессионального выбора старшеклассников и характера преобладающей мотивации этого выбора.
Целью исследования явилось изучение особенностей ранней профессионализации школьников образовательных организаций Донетчины с целью поиска оптимальных путей улучшения качества допрофессиональной подготовки школьников как главного условия их дальнейшей успешной позитивной социализации.
Для проведения исследования использовались психометрические опросные и проективные диагностические методики, которые были адекватны предмету исследования и отражали цели исследования.
Так, по результатам исследования и на основании обобщения и матстатистической обработки собранных в процессе диагностического обследования более чем 1500 респондентов - обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, можно утверждать, что проблема допрофессиональной подготовки обучающихся, в том числе с вовлечением школьников в работу по профессиональному просвещению и профессиональной агитации, на сегодня требует модернизации и несомненно, может рассматриваться как приоритетное направление работы системы образования Республики.
Об этом свидетельствуют выявленные негативные особенности школьного периода профессионализации и общая оценка состояния дел в рамках профориентационной работы в школе. Так, многие подростки сегодня не рассматривают мотивы самореализации и самоутверждения как важные показатели потенциально успешной взрослой жизни, не связывают такие качества характера как трудолюбие и личностные качества, такие как стремление к самоактуализации, старательность, любознательность, желание стать мастером своего дела, с понятиями жизненного успеха и позитивной социализации.
У современных подростков слабо выражено стремление активно профессионализироваться, зарабатывать на жизнь профессиональным квалифицированным трудом, быть полезными влиятельным человеком в обществе за счет достижения высокого уровня профессионализма и социального признания. Сегодняшние школьники чаще разделяют понятия «любимое дело» и «профессия», по своему смыслу соотносят интересную работу с понятием «хобби». Большинство подростков уверены, что профессиональная деятельность не всегда является интересным делом и при этом практически всегда является недостаточно оплачиваемой и прибыльной.
Это указывает на низкую социальную зрелость респондентов и на необходимость уделять больше внимания формированию учебной мотивации, профессиональному просвещению, а также в целом свидетельствует о недостаточной работе педагогов и психологов в образовательных организациях по формированию субъективной готовности обучающихся к продолжению образования на протяжении всей жизни, к последующему накоплению профессиональных знаний, умений и навыков на основе профессиональной информированности и стартовой дотрудовой мотивации.
Можно обобщить, что в современной системе школьного образования отсутствует ранневозрастная (этап начальной школы) профессиональная агитация, которая была бы методически грамотно выполнена, во-первых, в контексте реального соотношения спроса и предложения, существующего на рынке труда Республики сегодня, и, во-вторых, в контексте актуальных тенденций модернизации всего народного хозяйства ДНР, в том числе и с учетом возможности экономического перепрофилирования некоторых районов Республики. В этой связи следует отметить, что позитивная социализация молодежи невозможна, если в стране ее экономическое будущее не связывается с вопросами экономического планового, отрегулированного распределения специалистов и рабочих мест. Для предупреждения будущих экономических трудностей в секторе народного хозяйства Республики уже сейчас жизненно необходимо совершить «мировоззренческий переворот» в массовом сознании людей, сделать так, чтобы в каждой семье при обсуждении вопроса о профессиональном выборе ребенка родители руководствовались не ложными социальными стереотипами о «престижности» той или иной специальности, а исходили из здравых педагогических рассуждений, учитывающих:
− реальные психофизические возможности своего ребенка;
− природные склонности и привитые интересы, уровень им полученных предметных знаний;
− общий уровень культурного развития и стартовую дотрудовую мотивацию;
− существующий в обществе спрос и предложение на ту или иную профессию в сочетании с возможностями материального вознаграждения за выполняемый труд.
В контексте изложенного хочется еще раз заметить, что позитивная социализация невозможна без квалифицированного и хорошо оплачиваемого труда. Когда человек профессионально востребован, он социально защищен, а, значит, позитивно социализирован.
К сожалению, исследование показало, что в целом обучающиеся старших классов не рассматривают профессионализацию как важный жизненный выбор, над реализацией которого следует серьезно задумываться. Выбор профессии не воспринимается сегодня современными школьниками как важное жизненное решение, по причине чего профессиональная направленность интересов не является для них актуальным жизненным вопросом. Многие старшеклассники (более 54,3% опрошенных) полагают, что профессия это то, что можно успешно менять в процессе жизни, а деньги «зарабатываются» не всегда «по профилю». Жаль, что столь расхожие, морально незрелые социальные стереотипы еще активны в сознании не только детей, но и их родителей. Это несомненное наследие неудачных предшествующих десятилетних периодов организации профориентационной работы в школах нашего региона. Сегодня эту негативную тенденцию надо искоренять из системы образования Республики и общество огромные надежды возлагает в этой связи на школьного учителя как главный рычаг модернизации общественного сознания.
Таким образом, приходится констатировать, что на сегодня, профессиональная направленность как выраженный и сфокусированный в конкретной области интерес к будущей специальности представлена слабо. Это означает, что в представлении старшеклассников не сформирован интерес к профессии на уровне отношения к ней как к специализированной сфере систематического приложения творческих усилий личности, которые сопряжены с необходимостью работать над собой, над собственным личностным ростом и повышением своего профессионального уровня.
Низкий уровень профессиональной направленности воспитания и обучения в современных школах негативно сказывается на целостности представлений обучающихся относительно содержания профессий, их востребованности на рынке труда региона (города, района). В целом к началу 9-го класса обучающиеся (67,9%) не могут определиться с выбором профессии, достаточно слабо представляют себе то профессиональное поприще, где им придется реализовывать свои возможности в дальнейшем.
Все перечисленные негативные особенности допрофессиональной подготовки обучающихся старших классов свидетельствуют о недостаточном уровне организации школьной работы в области профориентации и профконсультирования, о преобладании среди учащихся старших классов иждивенческой мотивации, о недостаточной значимости труда как моральной ценности, а также и о том, что профессиональный выбор для подростка чаще носит спонтанный и недостаточно осознанный характер, являясь результатом действия на сознание ребенка побочных факторов: родительские ожидания и установки, случайный выбор, реализация «остаточного принципа» при выборе профессии самим ребенком (то есть, поступаю в то учебное заведения, куда возьмут или где недобор студентов).
Тем не менее, удалось обнаружить зоны концентрации профессиональных интересов обучающихся старших классов, которые четко оформляются в виде коллективных представлений о том куда лучше пойти учиться и работать в дальнейшем только ближе к окончанию 11-го класса школы. Необходимо отметить, что с реальным рейтингом востребованности специальностей на рынке труда Республики данные предпочтения содержательно пересекаются недостаточно.
Так, в Донецком регионе среди подростков старшего школьного возраста на сегодня наиболее ярко выражен интерес в таких профессиональных сферах как «предпринимательство - домоводство» (мальчики свыше 46,7%, девочки более 35,5%), «спорт - военное дело» (мальчики более 57,2%), «физика - математика» (без дифференциации по половому признаку около 28% в сравнении с другими категориями), «радиотехника - электроника» (мальчики 39,4%).
Однако, интерес к специализации в области «предпринимательство - домоводство» и «спорт – военное дело» более широко представлен в сознании обучающихся школьников, в то время как интерес к профессиям фундаментального профиля «физика - математика», «радиотехника - электроника» хотя и представлен более ярко, тем не менее, характерен для гораздо меньшего количества обучающихся старших классов и преимущественно для школьников из городской среды.
К сожалению, полностью отсутствует мотивация к профессиональной деятельности в таких сферах деятельности как агропромышленное производство и сельскохозяйственные виды деятельности. Такое соотношение профессиональных интересов сегодняшних старшеклассников может рассматриваться как дестабилизирующий фактор социализации молодежи республики, что объясняется тем, что субъективный выбор профессии в молодом возрасте обязательно должен быть социально обусловленным с точки зрения ее значимости и востребованности в народном хозяйстве страны.
Представляется, что в данном отношении выявляется важный экономический аспект тематической направленности в организации профориентационной работы в школе, поскольку возрастная ротация профессиональных кадров в народном хозяйстве всегда должна начинаться с выявления приоритетно значимых и наиболее актуально востребованных на рынке труда страны профессий.
Также отметим, что достаточно слабо выражены интересы к таким сферам профессионализации как «география - геология», «химия - биология», «механика - конструирование». В контексте этого отметим, что геологическая разведка, знание ресурсной базы территории проживания, техническая грамотность при эксплуатации месторождений и горнорудного оборудования сегодня рассматриваются как важные составляющие благополучия производственного сектора экономики Республики. Промышленный базис экономики (шахты, рудники, металлургическое и обогатительное производства, электроэнергетика, химическая промышленность, инженерное дело, техническое конструирование на основе знаний кибернетики и компьютерных технологий) это основа финансовой стабильности и экономического благополучия региона.
Несмотря на выраженность интересов к специальностям «физика - математика», «радиотехника - электроника», «механика - конструирование», следует признать относительную малую численность обучающихся, которые ориентированы в эту область профессиональных интересов и имеют соответствующий уровень допрофессиональной информационной подготовки. Так, «физика - математика» - 5 % от общего количества опрошенных респондентов, «радиотехника - электроника» - 7,9 %, «механика - конструирование» - 6,8 %, «география - геология» - 4,6 %.
Это свидетельствует в целом о снижении значимости фундаментального образования в школе, недостаточном интересе к точным наукам, и в целом, в случае сохранения данной негативной тенденции, о постепенном «сползании» региона в сторону латентной экономической переориентации в русло малорентабельной (дотационной) социально-гуманитарной направленности.
К сожалению, экономическая стратегия развития региона такова, что профессии интеллектуального затратного характера, где требуется знание точных наук (физика, математика, черчение, информационные технологии, радиоэлектроника), не обладают высокой социально-материальной привлекательностью для современных выпускников школ.
Вследствие этого здесь наблюдается высокая селективность профессионального интереса: такими специальностями интересуется малое количество обучающихся старших классов (21,7% от общего количества генеральной выборки исследования), хотя, интерес к профессиям в этих сферах профессионализации выражен достаточно ярко, что позволяет говорить о том, что ротационные явления здесь будут выражены достаточно инертно, а те специалисты, которые придут в перечисленные выше актуальные отрасли профессиональной деятельности, хотя и будут малочисленны, однако, придут в профессию с высоким стартовым уровнем знаний и мотивации.
Проведенный во втором полугодии 2015 года профориентационный мониторинг показал, что такие завтрашние абитуриенты ориентированы на качественное профессиональное обучение (высокие требования здесь предъявляются как к квалификации преподавателей ВУЗов и техникумов, так и к самим себе в форме субъективно высокого уровня заинтересованности результатами обучения со стороны самих обучающихся). Однако, к сожалению, с профессионализацией на территории Республики такие обучающиеся чаще не связывают свои будущие профессиональные ожидания. Ориентация на «интеллектуальный экспорт» - вот основное направление готовности к образованию на протяжении жизни, которое формируется у той части обучающихся школ, которые выбирают интеллектуально затратные специальности как условие своей успешной дальнейшей социализации. Кроме того, такие выпускники ориентированы на высокие профессиональные достижения, обладают устойчивой высокой мотивацией на продолжение обучения в течение последующей жизни, имеют высокий креативный потенциал и свой жизненный рост рассматривают в единстве с целями дальнейшего профессионального развития и повышения уровня своей квалификации. Представляется, что в этом отношении образование Республики должно решить серьезную задачу по предотвращению профессионального «экспорта» выпускников ВУЗов и общеобразовательных организаций Донетчины.
Исследуя причины подобного распределения профессиональных интересов на рынке профессий региона, удалось отметить ряд особенностей. Так, снижение интереса к точным профессиональным видам деятельности можно объяснить недостатком социально-материальной защищенности представителей данных профессий на рынке труда ДНР. А также распространенными представлениями относительно изучения точных наук как ненужных для будущего успеха в жизни, что мотивировано низкой востребованностью этих специальностей на рынке труда региона и обусловлено низким экономическим и социальным статусом в представлении населения относительно этих профессий.
Мониторинг показал, что субъективный выбор старшеклассниками профессии во многом определяется уровнем осведомленности выпускника о той сфере производственной занятости, которой он себя планирует посвятить в будущем. Субъективные профессиональные предпочтения, стартовая профессиональная мотивация – результат целенаправленных усилий в области профессиональной агитации и просвещения.
Часто выпускники общеобразовательных организаций не имеют необходимых объективных представлений относительно последующей востребованности своей специальности на рынке труда, вследствие чего, многие уже состоявшиеся специалисты с дипломом будут вынуждены в спешном порядке после завершения обучения в ВУЗе переучиваться, получать дополнительные специализации, а иногда, и просто отказываться от возможности активной профессиональной деятельности, что рассматривается не только как дестабилизирующий позитивную социализацию фактор, но и как фактор экономической нестабильности общества в целом.
В этой связи необходимо отметить высокую менеджерскую активность агитаторов - представителей от ВУЗов, которые в первую очередь ориентированы на коммерческий эффект деятельности своих образовательных организаций и поэтому предпочитают предоставлять образовательные услуги в области менеджерской, экономической или социально-гуманитарной специализации. При этом, агитация на специальности естественно-технического профиля ведется значительно слабее, вследствие чего абитуриенты, которые выбирают данное направление профессионализации, представляют собой незначительную часть от общего количества выпускников общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
Применение процедуры кластерного анализа позволило выделить подобные с психологической точки зрения направления профессиональной подготовки обучающихся школ, что может рассматриваться как профильное направление обучения с целью наиболее рационального распределения учебного времени и личностно-психологических ресурсов обучающегося контингента.
Так, процедура кластерного анализа выделила следующие направления специализации:
§ витальное («предпринимательство - домоводство», «спорт - военное дело»);
§ фундаментальное («физика - математика», «радиотехника - электроника», «механика - конструирование», «география - геология»);
§ социально-гуманитарное («химия - биология», «литература - искусство», «история - политика», «педагогика - медицина»).
Так, обучение с выходом в область допрофессиональной подготовки в рамках специальностей витальной направленности («предпринимательство -домоводство», «спорт - военное дело») может осуществляться с учетом наиболее общих психологических характеристик обучающегося контингента. О близости данных групп специальностей свидетельствуют высокие значения показателя дистанции между центром группировки кластеров, что составляет показатель коэффициента связи не менее 0,9 и говорит о плотной внутригрупповой связи признаков внутри кластера. Именно эти виды профессиональной ориентации присущи обучающимся с определенными социально-культурными показателями, в число которых, как отличительных признаков, входят невысокая академическая успеваемость, средние социально-материальные возможности, невысокий познавательный интерес и учебная мотивация. При этом, также как и те обучающиеся, которые ориентированы на профессионализацию фундаментального профиля («физика - математика», «радиотехника - электроника», «механика - конструирование»), обучающиеся, ориентированные в область витальной специализации, в будущем в большей мере ориентированы на работу за границей. Однако, если в первом случае, применительно к фундаментальной профессиональной ориентации, можно говорить о том, что ВУЗы страны будут готовить высококлассных специалистов-интеллектуалов «на экспорт», то, во втором случае чаще речь идет об «экспорте» рабочих рук. Представители витальной ориентации рассматривают для себя возможность временного сезонного трудоустройства, с возможностью стабильно высоко оплачиваемого заработка за границей Республики.
Однако, в отличие от представителей фундаментальных профессий, ориентированные на витальные профессии обучающиеся не связывают свою профессиональную деятельность в будущем с возможностью личностного роста и расширением пределов профессиональной самореализации. Такие обучающиеся не готовы к мысли о необходимости постоянно обновлять уровень своих профессиональных знаний и учиться в дальнейшем на протяжении всей жизни. Позитивная социализация рассматривается результат приобретения еще в молодом возрасте востребованной на рынке труда рабочей специальности (автомеханик, сантехник, сварщик, бульдозерист, крановщик, строитель и пр.). Кроме того, представители профессионально витальной ориентации не связывают свою профессионализацию с работой в области государственного сектора занятости. Многие будущие выпускники общеобразовательных организаций, выбирающие профессии витального характера, предпочитают наемный труд, позитивную социализацию связывают с частной предпринимательской деятельностью, индивидуальной трудовой занятостью на рынке труда республики.
Отметим, что исследование личностных особенностей обучающихся, чья профессиональная направленность социально-гуманитарного профиля («химия - биология», «литература - искусство», «история - политика», «педагогика - медицина»), выявило у них недостаточно высокий профессиональный интерес. Чаще всего при выборе данных профессии обучающиеся руководствуются не до конца продуманными и взвешенными решениями, решение о профессионализации принимается под воздействием мнения родителей или по «остаточному принципу», когда у ребенка не сформировано четких профессионально-ориентированных убеждений. При этом, познавательный интерес и уровень успеваемости по профилирующим в данном направлении школьным предметам у самих обучающихся, избравших социально-гуманитарный профиль, выражены недостаточно. Средний уровень учебной мотивации, средние академические оценки не формируют устойчивого предметного интереса и прочной базы знаний овладения данными видами профессиональной деятельности, что рассматривается как негативное условие позитивной социализации подростка в будущей взрослой жизни. Несмотря на такие типовые особенности обучающихся и средний уровень выраженности интереса к самой профессии, к учебным предметам в рамках школьной программы, такие обучающиеся связывают возможность своей профессионализации с трудоустройством на территории Республики.
Данные дети составляют почти 43 % всех опрошенных респондентов, это позволяет заключить, что недостатком продуктивной мотивации профессионального уровня также как и недостатком мотивации продолжения обучения на протяжении жизни с целью постоянного самосовершенствования, профессионального и личностного роста характеризуется почти половина обучающейся молодежи. Следует отметить, что представители профессиональной направленности социально-гуманитарного профиля указали на то, что по данным отраслям специализации чаще и интенсивнее проводится профориентационная работа, пропаганда профессий представителями ВУЗов соответствующего профиля.
Кроме того, социально-культурный анализ распределения социальных статусов детей, избравших специальности социально-гуманитарного профиля показал, что чаще всего их выбирают дети из семей интеллигенции в отличие от витальной направленности профессионализации («спорт - военное дело», «предпринимательство - домоводство»), выбираемой детьми из семей, где родители имеют среднее образование, проживают в сельской местности и материальный достаток семьи является средним или ниже среднего.
Выраженного статусного распределения в отношении профессиональной направленности интересов обучающихся в сфере фундаментального профиля «физика - математика», «радио - электроника» - «механика - конструирование» в результате исследований, проведенных на базе общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, не обнаружено.
Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы относительно особенностей допрофильного этапа подготовки специалиста как фактора позитивной социализации на протяжении всей взрослой последующей жизни.
1. На сегодня в Республике обнаруживается тенденция латентной переориентации профессиональной специализации, все больший вес приобретают специальности витальной и социально-гуманитарной направленности, что обусловлено политической и экономической ситуацией, сложившейся в Донбассе.
2. Наиболее социально-экономически актуальными, однако, наименее востребованными являются специальности фундаментального профиля. Они признаются обучающимися как интеллектуально затратные, менее престижные и выбираются в качестве будущей специализации только теми выпускниками общеобразовательных организаций, которые выявляют высокий уровень познавательной мотивации, ориентированы на интеллектуальный и профессиональный рост и чаще не связывают будущую профессиональную деятельность с работой в Республике.
3. В целом в системе среднего общего образования наблюдается недостаточный уровень профориентационной работы в контексте учета социально-экономической и геополитической специфики региона, что особенно ощущается в слабом просвещении, рекламе и агитации по актуальным специальностям фундаментального профиля.
4. В общеобразовательных организациях Республики отсутствуют целостные и взаимосогласованные по всем своим структурным подразделам модели позитивной социализации обучающихся, которые органично интегрируют профориентационные и профагитационные виды деятельности.
5. Невостребованность определенных профессий обусловлена, кроме низкого уровня профориентационной работы, низкой престижностью в сознании жителей Республики отдельных специальностей, что связано с низким материальным статусом данных профессий, отсутствием профессиональных вакансий на местах, высокими требованиями к интеллектуальным показателям работы, недостаточным уровнем оплаты труда при высокой его психической затратности.
6. Чем выше уровень интеллектуального развития и академических успехов выпускников общеобразовательных организаций, ориентированных на интеллектуально затратные специальности, тем в меньшей степени данные обучающиеся в будущем ориентированы на профессионализацию внутри Республики. Кадровый экспорт хорошо обученных и лучших квалифицированных специалистов может стать уже в ближайшее время главной промышленно-экономической проблемой Республики.
7. Обучающиеся общеобразовательных организаций, имеющие средние социально-материальные и академические показатели, в большей степени ориентированы на приобретение специальностей витальной и социально-гуманитарной направленности. Как будущие специалисты они не склонны к продолжению обучения на протяжении всей жизни и свою профессиональную деятельность связывают с работой внутри страны.
8. Профессиональный выбор витальной и социально-гуманитарной направленности обусловлен, прежде всего, определенными успехами профориентационной работы в данном направлении, которая проводится представителями соответствующих профильных ВУЗов.
9. Правильно спланированная профориентационная работа с элементами профессионального просвещения и агитации рассматривается как важное условие плановой экономической сбалансированной кадровой работы в Республике и одновременно как мощный фактор позитивной социализации молодежи.
10. Мониторинг позиций профессионального выбора старшеклассников Республики позволяет утверждать, что формирование субъективной готовности обучающихся к осуществлению пролонгированного образования на протяжении всей взрослой последующей жизни может также рассматриваться как важный фактор позитивной социализации обучающихся.
11. Наиболее востребованными в сознании старшеклассников в Донецком регионе являются специальности следующей профессиональной направленности: медицина, педагогика, спорт, военное дело, химия, предпринимательство, агропромышленное и сельскохозяйственное производство. Это свидетельствует о том, что выпускники общеобразовательных организаций все меньше связывают свою будущую профессиональную деятельность с производственной сферой, постепенно переориентируя профессиональную специфику Республики в сферу гуманитарных и социально-обслуживающих видов деятельности.
12. Малое количество обучающихся ориентируется на постоянный профессиональный поиск, профессиональную самоактуализацию и личностный рост на основе готовности продолжать образование на протяжении жизни, что требует обязательно пересмотреть содержательную структуру профориентационной работы в образовательных организациях Республики и необходимости включить работу по формированию познавательной культуры и высокой учебной мотивации в качестве важного компонента в модели позитивной социализации детей и подростков в школе.
Образование на протяжении жизни и его роль в процессе позитивной социализации личности
Субъективная готовность к продолжению образования на протяжении жизни, независимо от профессиональной направленности, связана с познавательным опытом человека, уровнем его обученности (базовых знаний, умений и навыков по предметам школьного курса), а также с уровнем сформированности его креативного потенциала. Чем выше уровень субъективной готовности личности к продолжению образования на протяжении своей жизни в дальнейшем, тем прочнее основа ее социализации, тем успешнее будет складываться его профессиональная карьера, тем более устойчивой будет сама личность. Для того, чтобы использовать на полную мощность рычаг субъективной мотивации к продолжению обучения на протяжении всей жизни как мощного генератора позитивной социализации личности обучающегося, необходимо понять, что из себя представляет образование на протяжении всей жизни как социально-культурный и психолого-педагогический феномен.
Так,основные личностные характеристики обучающегося в контексте осуществления образования на протяжении жизни это:
Ø направленность (ценностно-смысловая ориентация);
Ø учебная компетентность(обученность в социальной и профессиональной сферах, уровень предметной подготовки);
Ø гибкость(эмоционально-волевая саморегуляция, творческое самоотношение, адаптивность).
Проведенное в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Позитивная социализация обучающихся на современном этапе развития региона» исследование взаимосвязи личностных характеристик обучающихся старших классов и особенностей их профессионализации в контексте готовности к осуществлению образования на протяжении все жизни показало, что способность к постоянному профессиональному обучению на протяжении взрослой жизни как системное личностное качество закладывается в детстве до 10-того года жизни и опирается на определенные учебные умения, которые необходимо формировать у ребенка как структурные компоненты его учебной компетентности. К структурным компонентам учебной компетентности относятся функциональные и мотивационные составляющие.
Так, анализ результатов кластеризации показывает, что развивая учебную компетентность, необходимо формировать следующие функциональные структуры учебной компетентности как определенные знания, умения и навыки:
· уровень успеваемости по предмету как прочная система академических знаний, умений и навыков;
· универсальные учебные действия в виде умения работать с литературными источниками, самостоятельно добывать необходимую информацию, творчески ее обрабатывать;
· развитие памяти и способности к комплексному и дифференцированному восприятию информации;
· способность к анализу и синтезу в работе с информацией, быстро и качественно отделять главное от второстепенного;
· умение быстро переключать и качественно перераспределять внимание, концентрироваться при работе с конкретным учебным материалом.
Однако, кроме функциональных составляющих как общих учебных действий, также необходимо развивать и мотивационные составляющие учебной компетентности обучающихся, которые в значительной мере определяют еще одну из составляющих личностной готовности к осуществлению образования на протяжении жизни такую как направленность (ценностно-смысловая ориентация). Так, к оговоренным мотивационным составляющим относится:
− способность к приобретению учебных навыков специального характера;
− интеллектуальная креативность;
− способность к установлению межпредметных связей;
− высокий уровень познавательной мотивации;
− любознательность и установка на приобретение новых знаний.
Таким образом, в структуру учебной компетентности как совокупности базовых функциональных и мотивационных характеристик субъективной готовности личности к продолжению образования на протяжении жизни входит:
− уровень овладения знаниями, умениями и навыками;
− универсальные навыки учебно-предметной деятельности;
− интеллектуальная креативность;
− способность к установлению межпредметных связей;
− высокий уровень познавательной мотивации.
При этом отметим, что соотнося формы и методы педагогической работы с обучающимися с целью улучшения их подготовки к будущей профессии и использовав процедуру кластеризации, можно сделать вывод: формирование высокого уровня познавательной мотивации обучающихся в сочетании с их творческим воспитанием, нацеленным на развитие креативности и творческого мышления, можно рассматривать как основные линии воспитания и развития в старшем дошкольном и школьном возрасте.
Обозначенные вехи в развитии детской личности можно выделить как этапы сложного формирования того комплексного личностного качества, которое мы называем субъективной готовностью к продолжению образования. При этом, творческое воспитание личности в детском возрасте может рассматриваться как важный шаг в этом направлении, поскольку должно быть направлено на формирование широкого кругозора обучающихся, способности творчески мыслить, выстраивая гибкие и системные межпредметные связи. Представляется, что в силу возрастных психических особенностей социального и интеллектуального развития такую педагогическую работу необходимо начинать в момент перехода детей с детского сада в начальную школу. И только после овладения творческим аналитико-синтетическим инструментом обработки информации к концу начальной школы следует начинать такой важный этап педагогической работы как обучение ребенка самостоятельно добывать знания, использовать новые источники информации, аналитически обрабатывать их и устанавливать между ними содержательно-предметные связи.
Обобщив изложенное, можно предложить определенную организацию педагогической работы по формированию функционального компонента учебной компетентности как психологической основы для развития мотивации к продолжению образования на протяжении жизни и условия успешной социализации обучающегося, что представляет собой многоступенчатую деятельность в следующих направлениях:
− формирование высшей познавательной мотивации и интеллектуальной креативности (уровень детского сада, система базовых потребностей детей).
− на основе накопления общей осведомленности об окружающем мире научить ребенка проводить самостоятельно «генеральные линии» знания, отслеживать межотраслевую и межпредметную преемственность ЗУН (младшая и средняя школа закладывает основу такой работы, старшая школа завершает работу в этом направлении).
− построение прочного фундамента ЗУН по предметам (на протяжении всего школьного обучения).
− овладение универсальной межпредметной деятельностью как функциональной основой для формирования у школьников готовности к образованию на протяжении всей жизни.
Обобщая изложенное, можно предложить алгоритм проведения системной педагогической работы по формированию и развитию основных личностныххарактеристик обучающихся, как психологической основы субъективной готовности к образованию на протяжении жизни.
Данный алгоритм можно графически представить как структурную схему, отражающую взаимосвязи между такими лич