Профессионализация и социальное развитие подростка
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека, особенно хорошо, когда желание совпадает с велением сердца и ума, данными от природы способностями, развитыми задатками и приобретенными профессиональными знаниями и умениями. Начало профессионализации чаще приходится на школьные годы, когда впервые проявляется устойчивый интерес ребенка к той или иной сфере практической деятельности. Еще в школе подросток начинает интересоваться такими важными для осуществления осознанного выбора стартовыми характеристиками профессии как: востребованность и оплата профессиональной деятельности на рынке труда, сложность обучения, возможности для дальнейшего личностного и карьерного роста[6].
Несомненно, большое внимание должно уделяться не только профессиональному просвещению и профессиональной агитации школьников, в рамках которых обучающиеся узнают больше о самой избираемой профессиональной деятельности, но и углублению знаний о собственных личностных качествах, необходимых для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Чрезвычайно важным здесь является профессиональная ориентация и качественный профотбор, а также формирование устойчивой универсальной профессиональной мотивации, ведущими содержательными компонентами которой является субъективная психологическая готовность личности подростка к сложному, многоступенчатому профессиональному обучению и впоследствии, как необходимое условие профессионального и карьерного роста, к продолжению образования на протяжении всей своей последующей жизни.
Психологи, учителя, социальные педагоги однозначны во мнении относительно того, что успешная профессионализация в школьном возрасте не только способствует позитивной социализации, но и помогает преодолеть психологические трудности переходного возраста. Подготовка к выбору и освоению будущей профессии в подростковом возрасте дает возможность отработать необходимый для достижения жизненного успеха во взрослый период жизни арсенал личностных качеств и учебных компетенций.
Необходимо различать следующие понятия: профессионализация, профессиональная агитация, профессиональное просвещение, профессиональный отбор и профессиональную деятельность как компонент полноценной социализации личности во взрослый период жизни.
Итак, профессионализация это – процесс становления профессионала, который включает субъективный выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада и развития своей личности средствами профессии и др. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала – один из аспектов социального развития личности[7].
Профессиональная агитация, профессиональное просвещение и профессиональный отбор выступают главными функциональными компонентами профессионализации, так как позволяют личности осуществить осознанный профессиональный выбор.
Под профессиональным просвещением мы понимаем просвещение, которое предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель профессионального просвещения — сообщить обучающимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона.
Профессиональная агитация предполагает осознанный выбор профессии, что учитывает совокупность условий, а именно: объективную потребность государства в специалистах того или иного профиля, личную заинтересованность подростков в определенной профессиональной деятельности, востребованность профессии на рынке труда и ее социальная ценность.
Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики, ориентации на дальнейшее самосовершенствование, профессиональный и личностный рост и др.
Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Профессиональная агитация, просвещение и воспитание формируют самое главное стартовое условие осуществления осознанного и успешного субъективного выбора профессии - стартовую профессиональную мотивацию.
Отметим, что успешное профессиональное определение личности в школьном возрасте - это залог успешной социально-трудовой адаптации в будущем. По статистике наиболее удачливыми как профессионалы являются те специалисты, трудовая деятельность которых начинается сразу после завершения профильного обучения, когда человек не меняет несколько раз свою профессию, когда процесс накопления профессиональных знаний и умений носит последовательный характер и основывается на крепком и качественном базовом профессиональном образовании.
Профессиональное самоопределение личности обусловливают:
− социальная направленность, определяющая отношение человека к действительности: его потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, мотивы поведения;
− индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека);
− особенности психических процессов (ощущение, восприятие, представления, мышление, воображение, воля, эмоции);
− физиологические и биологические особенности человека (характеристики нервной системы, физическая сила, выносливость и др.).
Фактически школа, по определению, в значительной степени должна обеспечивать профессиональное определение личности школьника и тем самым способствовать его позитивной социализации. Для этого к функциональным обязанностям классного руководителя, учителей-предметников должно добавиться умение выявить в каждом ребенке склонности и зачатки интереса к той или иной будущей профессии, сориентировать ребенка на поле предметных знаний, обусловленное будущим профилем профессиональной деятельности, деликатно привлечь к сотрудничеству в процессе профориентации и профотбора родителей обучающихся и школьного психолога.
Практика подсказывает, что наиболее эффективными в отношении позитивной социализации личности в школьном возрасте являются те формы и методы работы педагога с ребенком, которые направлены на включение ученика в совместную трудовую и учебную деятельность со сверстниками и педагогами в контексте будущей профилизации. Данная деятельность должна осуществляться с целью формирования необходимых и достаточных условий для позитивной социализации детей и учащейся молодежи. А именно: развития трудолюбия, формирования субъективной готовности к осуществлению учебной деятельности на высоком уровне самоотдачи и саморазвития, а также с целью отработки устойчивой мотивации к продолжению обучения на протяжении всей жизни.
Направленная на это работа должна проводиться на всех уроках общеобразовательных дисциплин, трудового обучения и во внеучебное время.
В этой связи возрастает роль дополнительного образования обучающихся. Перечисленные условия позитивной социализации в школьном возрасте посредством осуществления отрефлексированного профессионального выбора также должны воплощаться в качестве условий и требований дополнительного образования в школьный период жизни ребенка. Вместе с тем необходимо обеспечить обучающимся возможность объективной оценки их психологических и физиологических особенностей, а затем на этой основе формировать осознанное отношение к своему профессиональному будущему как потенциально доступной возможности осуществить психологически продуманное решение-выбор будущей профессии. Вот почему профориентация и профессиональная агитация неизменно должны завершаться продуманным профессиональным выбором.
Необходимость начала целенаправленной работы в данном направлении подкрепляется и внутренними (возрастно-психологическими) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности. О необходимости реализации возрастного подхода к трудовому воспитанию и профориентации школьников говорится и в литературе.
В частности, Гришанова З.И. подчеркивает, что именно подростковый возраст является самым благоприятным для формирования умений и навыков, «свойственных взрослым (столярничать, водить машину, фотографировать и т.д.)». Это обусловлено тем, что «стержневым центром личности в данный период развития является стремление войти в мир взрослых, определяющее направление и содержание социальной активности подростка»[8]. Итак, рассмотрим психологические и социальные особенности подростков более подробно.
Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые психофизиологическими изменениями. Прежде всего, в биологическом смысле, это возраст полового созревания, достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - новый уровень притязаний. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Это период завершения детства: появляется обращенность в будущее. У подростка появляется личная потребность найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.
Подростковый и ранний юношеский возраст отличаются ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному социальному и интимно-личностному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в организации профессиональной ориентации школьников, так как именно на этой основе формируется устойчивая мотивация к осуществлению профессионального обучения и личностного роста на протяжении всей будущей жизни.
Таким образом, можно обобщить, что направленная помощь подростку в его профессиональном самоопределении, в процессе профессионализации, способствует развитию его личности в целом, позволяет удовлетворить обусловленные возрастным развитием актуальные потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической свободе, в достижении определенного социального статуса. Подросток получает возможность определить цель в жизни, сориентироваться в мире профессий, увидеть жизненную перспективу, успешно социализироваться.
Позитивная жизненная перспектива, намеченная профессиональная траектория помогут подростку избежать девиантного поведения, алкогольной или наркотической зависимости, которым наиболее подвержены представители социально анормальной категории.
Ведущей деятельностью 11-15-летних подростков (средний школьный возраст) в психологии принято считать общественно полезную деятельность и общение в ее рамках. Это создает благоприятные условия для формирования основ трудовой социализации, по сравнению с ведущей деятельностью предыдущего периода, младшей школы, когда происходит постепенная смена игровой деятельности учебной. А поскольку этот этап и так оказывается перегруженным новыми социальными факторами, к которым нужно адаптироваться, не стоит возлагать на обучающихся дополнительную нагрузку.
Что касается общения, то оно, как и межличностные отношения, несколько различно у мальчиков и девочек. Так, например, в 9-12 лет диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родителями, семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства; более автономны от взрослых, нередко ведут себя асоциально.
Естественно, что на профессиональный выбор девочки во многом сможет повлиять ее родители, семья, а на профессиональный выбор мальчика в этом возрасте, скорее всего, более активно по сравнению с семьей, будет влиять система социальных ожиданий и ценностей, распространенная в той социокультурной нише, откуда у мальчика наибольшее число товарищей по школьным и дворовым играм.
Еще одной специфически подростковой «болезнью» является юношеский максимализм. Интерес к глобальным жизненным проблемам – нормальная особенность подросткового возраста. Но у некоторых подростков эта черта гипертрофируется и принимает уродливые, непродуктивные формы. Юноши совершенно не воспринимают критики в адрес своих идей, но при этом не могут связно и последовательно их изложить.
Таким образом, для предотвращения возникновения девиантного и социально анормального поведения подростков или вышеназванного синдрома юношеского максимализма, важно сформировать у ребенка как можно раньше осознанные, базирующиеся на системе естественных склонностей и способностей детской личности устойчивые интересы, в том числе профессиональные. Это позволит объединяться школьникам на их основе для неформального общения. При этом необходимо в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации формировать у подростков адекватную самооценку, достаточный уровень самоуважения и самопринятия так же, как уверенность и доверие к себе и другим.
Итак, какие же из перечисленных ранее личностных феноменов, влияющих на профессиональное самоопределение подростков и формирование основ их трудовой социализации, наиболее важны в старшем школьном возрасте?
Поскольку у подростка еще нет достаточных жизненных сведений (о себе, обществе, мире профессий, экономической ситуации в стране) для полностью рационального профессионального выбора, без доверия к себе и позитивного принятия себя ему не обойтись.
Конечно, позитивная Я-концепция личности и уверенность в себе - это еще не все личностные качества, необходимые подростку для будущей успешной позитивной социализации. Многое зависит и от уровня успеваемости и учебной мотивации школьника, особенностей родительского выбора, социально-культурных особенностей семьи, форм и методов профориентационной работы в школе и многих других факторов, о чем речь пойдет далее.