Механизмы реализации программы

Основными механизмами реализации программы коррекционной
работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

В качестве планируемых результатов реализации программы могут выступать:

нивелирование трудностей социально-средовой адаптации в образовательном пространстве;

повышение возможностей в освоении учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;

участие в мероприятиях по предметно-пространственной и социальной адаптации;

овладение родителями (законными представителями) слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) знаниями по психолого-педагогическим, медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Оценка достижения слепыми с обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) планируемых результатов освоения программы воспитательной работы осуществляется в ходе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация.

5.2.6. Программа внеурочной деятельности

Цельюреализации программы внеурочной деятельности со слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) является создание условий для достижения необходимого для жизни в обществе социального опыта с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачиорганизации внеурочной деятельности:

повышение адаптационных возможностей обучающихся слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии);

развитие способности осознавать себя как «Я»;

развитие интересов ребенка в разных видах деятельности;

обеспечение обучающимся возможности практико-ориентированного использования знаний, умений, освоенных в учебной деятельности;

формирование знаний о нормах поведения и нравственных представлений;

развитие эстетических чувств;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, социального опыта;

формирование умений и навыков общения с окружающими людьми, расширение круга общения;

развитие самостоятельности в повседневной жизни;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) будут осуществляться более эффективно при соблюдении общих принципов (гуманистической направленности, системности, вариативности,успешности и социальной значимости) и принципа коррекционной направленности внеурочной работы.

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общекультурное). Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и пожеланий их родителей (законных представителей).

В сложных случаях параллельно с реализацией основных направлений работы организации внеурочной деятельности важное внимание уделяется уходу и присмотру. Уход необходим тогда, когда у слепых обучающихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью полностью не сформированы умения по самообслуживанию, по пространственной ориентировке. В этих случаях уход и присмотр осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания, приема пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Уход должен сопровождаться уважительным, доброжелательным общением с ребенком, вызывающим с его стороны доверие и желание взаимодействовать со взрослым.

Присмотр происходит во время прогулки, свободной деятельности обучающегося с целью предотвращения случаев, когда слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) может причинить вред себе, окружающим или имуществу.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции слепых обучающихсяс умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) в общество зрячих, что достигается путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность слепых и нормально развивающихся сверстников. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможности самореализации слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии). Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся важно использовать возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности целесообразно использовать возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе образовательной организации и организаций дополнительного образования детей.

Планируемыми результатамиосвоения программы внеурочной деятельности выступают:

готовность к социальному взаимодействию, готовность к вхождению в социальную среду;

сформированность положительных личностных свойств и качеств характера;

сформированность любви к своей родине, городу (родному краю);

развитие мотивов предметно-практической деятельности;

формирование эстетических потребностей и чувств;

развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (слепыми и зрячими) в разных социальных ситуациях;

развитие интереса к предметно-практической деятельности, к трудовым действиям.

Оценка достижения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)планируемых результатов освоения программы воспитательной работы осуществляется в ходе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация.

Организационный раздел

5.3.1. Учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих АООП НОО слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) (далее - примерный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований Стандарта, АООП НОО слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных СанПиНом.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния слепоты сочетающейся с умственной отсталостью на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация, реализующая АООП НОО слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе примерного учебного плана с учетом специфики региона, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей (законных представителей).

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т. д.).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: «Русский язык», «Чтение», «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Музыка», «Тифлографика», «Ручной труд», «Адаптивная физическая культура».

Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Чтение», может корректироваться в рамках предметной области «Язык и речевая практика» с учетом психофизических возможностей слепых обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы, как нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, и обеспечивающую личностное развитие обучающихся;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слепоты, сочетающейся с умственной отсталостью на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: «Ритмика», «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия», «Социально-бытовая ориентировка», «Основы пространственной ориентировки», «Социально-коммуникативное развитие», которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО).

Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающую область, закрепляется локальным актом ОО.

· Учебный план разрабатывается на основании следующих нормативных документов: Закона «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и действующего СанПиНа.

Режим работы. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по средством реализации АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии).

Примерный учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных СанПиНом и предусматривает 5– летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии).

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часов.

Учитывая психофизические возможности слепых с интеллектуальной недостаточностью, учебные занятия в образовательной организации, реализующей АООП НОО слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся в одну смену. Режим работы образовательной организации осуществляется под контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 классе — 33 недели, в 2 – 5 классах – не менее 34 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения,обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Учебные занятия вшколе с 1-го по 5 - й класс начинаются в 9 часов, нулевые уроки отсутствуют.

Продолжительность урока во 2– 5 -х классах – 40 минут, в 1- ом классе – 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков – по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1-м классе 35 минут, во 2-5-х классах 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания

учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию сохранных анализаторов. Домашние задания даются обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель таких заданий – формирование у учащихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и т.п.). Во 2-й четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть – по желанию ученика. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных действующим СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе – до 1,5 ч (90 минут), в 4–5 -м – до 2 ч – 120 минут.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно – развивающей области). Между последним уроком и началом выше перечисленных занятий рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1680 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, в 1 - 5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.

Примерный годовой учебный план начального общего образования слепых обучающихся

с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) (вариант 3.4)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I класс II класс IIIкласс IV класс Vкласс
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика Математические представления            
Окружающий мир Развитие речи и окружающий мир
Искусство Музыка
Тифлографика
Технологии и предметно-практическая деятельность Ручной труд
Физическая культура Адаптивная физкультура                      
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе            
Предельно допустимая годовая нагрузкапри 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область
Ритмика 16,5 84,5
Сенсорное развитие
Двигательное развитие 16,5 84,5
Предметно-практические действия 16,5 84,5
Социально-бытовая ориентировка
Основы пространственной ориентировки 16,5 84,5
Социально-коммуникативное развитие
Индивидуальные коррекционные занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Социально-эмоциональное
Спортивно-оздоровительное
Нравственное
Общекультурное
Всего
                 

Примерный недельный учебный план начального общего образования слепых обучающихся

с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) (вариант 3.4)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю ВВсего
I класс II класс III класс IV класс V класс
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика Математические представления
Окружающий мир Развитие речи и окружающий мир
Искусство Музыка
Тифлографика
Технологии и предметно-практическая деятельность Ручной труд
Физическая культура Адаптивная физкультура                      
Итого:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*
Предельно допустимая недельная нагрузкапри 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область
Ритмика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
Сенсорное развитие
Двигательное развитие 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
Предметно-практические действия 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
Социально-бытовая ориентировка
Основы пространственной ориентировки 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
Социально-коммуникативное развитие
Индивидуальные коррекционные занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Социально-эмоциональное
Спортивно-оздоровительное
Нравственное
Общекультурное
Всего

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области

5.3.2.Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

Система условий реализации АООП НОО в соответствии
с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей),
духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность[35]:

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;

обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Требования к кадровым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), осуществляющейся в условиях отдельных образовательных организаций и отдельных классах.

Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки, должны иметь документ о повышении квалификации, установленного образца в области тифлопедагогики и олигофренопедагогики.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен иметь высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики:

по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»;

по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»;

по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

по профилю «Специальное педагогическое образование»;

по специальности "Тифлопедагогика".

Лица, имеющие профессиональное педагогическое образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) учитель-дефектолог должен дополнительно иметь документ о повышении квалификации в области тифлопедагогики и олигофренопедагогики.

Воспитатель должен иметь:

• высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики:

по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»;

по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»;

по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

по профилю «Специальное педагогическое образование»;

по специальности "Тифлопедагогика";

• среднее или высшее профессиональное педагогическое образование и документ о повышении квалификации в области тифлопедагогики и олигофренопедагогики.

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышения квалификации в области тифлопедагогики.

Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), осуществляющейся в условиях совместного обучения с другими обучающимися.

Педагогические работники - учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь документ о повышении квалификации, установленного образца в области инклюзивного образования.

Учитель-дефектолог должен иметь наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием в области специального образования (тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии) диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в области инклюзивного образования.

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.

В процесс реализации АООП НОО для слепых обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью образовательная организация может обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца.

В процессе реализации АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие ассистента (помощника), который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.

Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.

Требования к финансовым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.

Финансовые условия реализации АООП НОО должны[36]:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта
к условиям реализации и структуре АООП НОО;

2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться
в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);

расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;

расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование,

Наши рекомендации