Тема «Орудия труда. Профессии»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;
если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.
Задание2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .
Задание 3.Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик). Кто носит багаж? — Носильщик. Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик. Кто чинит часы? — Часовщик. ' Кто точит ножи? — Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик.
Задание 4.Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование):
ткач — ткачиха, повар — ..., воспитатель — ..., учитель — ..., художник — ..., продавец — ..., певец — ..., летчик — ..., пианист — ..., скрипач — ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов — ловит рыбу, пчеловод — ..., землекоп — ..., лесоруб — ..., трубочист — ... .
Задание 6.Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных):
маляр — кистью, землекоп — ..., дворник — ... .
Задание7. Дидактическая игра «Назови действия»:
лопатой — копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — ..., граблями — ...,
кистями — ..., ножницами — ....
Задание 8.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (дательный падеж имен существительных):
поварешка нужна повару, письмо нужно ..., метла нужна ..., указка нужна ...,
топор нужен ... .
Задание 9.Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).
Куда пойдет мама, если нужен врач?
Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?
Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?
Задание 10.Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить»:
стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.
Задание 11.Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор).
Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток).
Пыль на полу — подайте ... (метлу).
Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).
Задание 12.Отгадать и выучить загадки по выбору.
© Я землю копала — ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
© Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
© Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли)
© Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
Вьшожить «отгадки» из спичек по образцу.
Задание 13.Упражнение для кистей рук.
Красят домик маляры Кулаки опущены вниз. Одновремен-
для любимой детворы. но поднять вверх кисти рук, раз-
Если только я смогу, двигая в стороны пальцы.
то им тоже помогу.
Задание 14.Прочитать ребенку отрывок из стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и обсудить его.
У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Тема «Транспорт.
Правила дорожного движения»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;
закрепить названия видов транспорта;
спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;
спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;
вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;
провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда — нет;
рассказать ребенку о профессии регулировщика.
Задание2. Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.
Задание 3.Вспомнить загадку о транспорте.
Задание 4.Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).
Задание5. Дидактическая игра «Подбери признак»:
машина (какая?) — ..., самолет (какой?) — ... .
Задание 6.Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.
Задание7. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:
старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... ,
трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .
Задание 8. Подобрать синонимы к словам:
ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.
Задание 9.Подобрать антонимы к словам:
взлет — посадка, взлетать — приземляться, приезжать — ..., приплыть —.....
Задание 10.Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.
; Задание 11.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Самолет, лодка, пароход, корабль.
Задание 12.Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.
Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома .... Машина в ворота .... Машина до дома .... Машина с моста ....
Задание 13.Выучить стихотворение.
Шла по улице машина, шла машина без бензина,
Шла машина без шофера, без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.
Задание 14.Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.
Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Желтый — предупрежденье, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». (Светофор)
Задание 15.Дидактическая игра «Кто на какой машине работает».
На «скорой помощи» работает врач. На пожарной ... .
Задание 16.Выложить из спичек фигуру по образцу:
Самолет я в небе чистом увидал.
Жалко, я ни разу на нем не летал.
Пароход большой плывет, капитан его ведет.
Машина по улицам мчится, из-под колес пыль клубится.
Лодка у берега речки стоит, с лодки рыбак рыбу удит.
Лодка с парусом плывет, путешествовать зовет.
Тема «Перелетные птицы»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;
назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;
рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.
Задание2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»: ворона, утка, голубь, воробей.
Задание 3.Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)
Задание 4.Дидактическая игра «Кто больше назовет перелетных птиц».
Задание5. Составить описательные рассказы о перелетных птицах (по выбору).
Задание 6.Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): утка — утки, лебедь — лебеди ....
Задание7. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).
Нет (кого?) — нет лебедя, утки... .
Нет (кого?) — нет лебедей, уток... .
Задание 8.Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).
Задание 9.Выучить стихотворение.
Птичка летает, птичка играет, птичка поет.
Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.
Где же ты, птичка, где ты, певичка?
В дальнем краю гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою.
(И. Токмакова)
Задание 10. Вспомнить стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек — стайка» (см. 2-ю неделю ноября, ст. гр.) и назвать перелетных и зимующих птиц.
Тема «Зимующие птицы»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;
провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить ее на улице.
Задание2. Вспомнить загадки о зимующих птицах.
Задание 3. Составить сравнительный рассказ о снегире и синице.
Задание4. Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.
Задание 5.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Синица, воробей, грач, снегирь.
Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными): синица (какая?) — ..., голубь (какой?) — ... .
Задание 7. Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Задание 8.Подобрать родственные слова: корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Задание 9.Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).
Тема «Зима»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;
вспомнить названия времен года и зимних месяцев;
объяснить, какое время года самое холодное и почему;
напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;
назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
Задание2. Вспомнить совместно с ребенком стихи и загадки о зиме.
Задание 3.Вспомнить совместно с ребенком названия зимних месяцев.
Задание 4.Дидактическая игра «До — между — после».
Какой месяц перед январем, после января ... .
Задание5. Объяснить ребенку пословицы:
© Декабрь год кончает, а зиму начинает.
© В феврале зима с весной встречаются.
Задание 6.Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы».
Задание7. Прочитать ребенку стихотворение, обсудитьего, найти в нем признаки зимы.
Зимние картинки
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора.
(Г. Ладонщиков)
Задание 8.Предложить ребенку распространить предложение по образцу.
Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.
Задание 9.Дидактическая игра «Подбери родственные слова».
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик ....
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .
Мороз — морозный, морозить, замораживать ....
Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .
Задание 10.Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ... .
Задание 11.Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:
снежный — ком ..., снежная — ..., снежные — заносы ..., снежное — поле ... .
Задание 12.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка. э
Лиса, волк, медведь, жираф.
Шуба, шапка, купальник, шарф.
Задание 13.Составить рассказ о зиме по плану.
Как ты заметил наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы. Признаки зимы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимующие птицы.
Зимние забавы и развлечения.
Тема «Как звери зимуют»
Задание 1.Родителям рекомендуется: ' поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
Задание2. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.
Кто где живет
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая — в норе,
Жучка — в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Белочка — хозяйка
Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.
Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.
В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.
Примеряла боты собственной работы.
Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.
И колоть без спешки принялась орешки.
Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.
Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.
Задание 3.Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору).
Лиса
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Белка
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Волк
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
Задание 4.Упражнение на координацию речи с движениями.
Зайки белые сидят и ушами
шевелят,
Вот так, вот так, — и ушами
шевелят. Зайкам холодно сидеть, надо
лапки им погреть. Вот так, вот так, — надо
лапки им погреть. Зайкам холодно стоять, надо
зайкам поскакать. Вот так, вот так, — надо
зайкам поскакать.
Ребенок приседает, держа ладони у головы. Имитирует шевеление ушками.
Ребенок встает и потирает кисти рук — «греет лапки».
Ребенок прыгает на месте, держа руки на поясе.
Тема «Наш город. Дом»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;
- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
- обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;
- во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;
- выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание 2.Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Задание 3.Нарисовать картину «Дома на моей улице».
Задание 4.Дидактическая игра «Один – много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом – много домов, одна улица… (поселок, город…).
Задание 5.Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом – домик, домишко, домище.
Город – городок, городишко, городище.
Задание 6.Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой рук
соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние
пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы —
вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем. «Дом».
Задание7. Построить из строительного материала (кубиков) город.
Тема «Новый год»
Задание1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит; обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы;
рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной улице города;
вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
Задание 2. Отгадать загадку.
© На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
Задание 3.Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.
Задание4. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку»
Задание5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:
елка (какая?) — ..., праздник (какой?) — ..., елочные
игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ..., ребята (какие?) - ..., подарки (какие?) - ... .
Задание6. Пересказать рассказ.
Елка
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках,' с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
— Кто меня разбудил?
— Это я, Саша.
— Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Задание7. Выучить стихотворение.
Елка
Горит огнями елочка, под нею тени синие,
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются.
(Л. Некрасова)
Задание 8.Выложить фигурку из спичек по образцу.
Елочка зеленая выросла в лесу. Елочку на праздник я домой несу.
Задание 9.Совместно с ребенком изготовить несколько елочных игрушек.
Тема «Зимние забавы»
Задание 1.Родителям рекомендуется: спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;
выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.
Задание 2.Совместно с ребенком вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь ему знаком и какие загадки о нем он знает.
Задание 3.Вспомнить и назвать зимние виды спорта.
Задание 4.Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).
Задание5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных):
клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .
Задание 6.Дидактическая игра «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.
Задание7. Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».
Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
Задание 8.Выучить стихотворение.
Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
«Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна».
А уволила с работы
Бабу снежную весна. (В.Шварц)
Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».
Задание 9.Выложить из спичек фигурку по образцу.
Санки зимой с горок летят.
В санках ребята хохочут, визжат.