Возможные сюжеты проведения праздника.

(литературные материалы к ним смотрите в приложении)

«Сказочная школа».

На празднике ученики встречаются со всеми сказочными героями, чьи задания они выполняли на уроках (Дениска, пан Трулялянский, Лиса и Журавль, Малыш и Карлсон, гномики, злой колдун).

Ученики рассказывают и показывают, чему они научились у каждого героя (выполняя задания, аналогичные тем, что были на уроках).

Если учитель захочет проводить праздник «Сказочная школа», желательно дополнительно с самого начала ввести «сквозного» героя на всех уроках, который затем будет ведущим на празднике.

Роли сказочных героев могут исполнять заранее подготовленные дети или родители в костюмах, можно использовать соответствующие игрушки или рисунки.

«Лесная школа».

По дорожке катится мячик и, как Колобок, встречает лесных жителей в различных ситуациях.

Ученики, используя знания с уроков, помогают разобраться в этих ситуациях. Например, медвежата ссорятся, галчата одновременно говорят, ослик Иа грустит, зайчонок не знает, как перебраться через дорогу; бельчата думают, какой узор можно выложить из орехов и т.п.

В конце праздника – веселый танец учеников со всеми зверятами.

«Птичья школа».

Можно показать инсценировку стихотворения Б. Заходера, включая в него фрагмента уроков с выполнением тех или иных школьных правил (ученики выполняют роль птенцов).

В конце можно сравнить: чему учились птенцы в стихотворении, чему ученики за это время.

Можно показать «учебный день» по расписанию «птичьей» школы: уроки чистописания, чтения, естествознания, пения.

«В гостях у школьных принадлежностей».

Встреча учеников со школьными принадлежностями, каждая из которых дает различные задания. Например, карандаш предлагает что-нибудь нарисовать, ластик предлагает «стереть» ссору, показать, как надо мириться; указка спрашивает правила поведения на уроке, точилка предлагает «подточить мозги», выполнив задания на сообразительность и т.д.

Можно в конце провести конкурсы: «Кто быстрее сложит портфель?», «Что в портфеле лишнее?», «Узнай (на ощупь или по описанию), что это такое?» и т.п.

«Королевство учебников.

Учебники – Король Математика и Королева Букварь – устраивают бал и приглашают на него учеников.

Вначале появляются принцы и принцессы (Рисование, Физкультура, Труд, Окружающий мир и др.), они рассказывают о себе, а затем приглашают на танец. Дети соответственно рассказывают, чему они уже научились по тому или иному предмету.

В конце торжественный выход Короля и Королевы и заключительный танец.

(Сюжет праздника предполагает «презентацию» всех учебных предметов и учебников.)

«Путешествие на машине времени».

Вначале ученики отправляются в «прошлое» – «до 1 сентября»: рассказывают и показывают, что они умели до школы.

Затем – в «настоящее» – показывают, чему они уже научились за эту неделю.

После этого – путешествие в «будущее» – в конец первого года обучения, учитель и подготовленная группа старших детей показывают, что будут потом уметь дети, чему они научатся в школе.

Можно проделать путешествие в древнее прошлое, посмотреть, как и чему учились первобытные дети, затем в будущее – пофантазировать на тему учебных конфет, роботов и компьютеров; а потом – в настоящее, в современную школу, показать, как учатся сейчас.

«Наша школьная страна».

Если проводить праздник по этому сценарию, рекомендуется с первого урока заполнять карту «школьной страны», отмечая города и страны, реки и моря, которые посещают дети (например, город Знакомск, город Припевайск, море Разноцветное, страна Близнецов, река Мирилок и т.д.).

На празднике «посещаются» все знакомые места, вспоминается, чем они интересны. В конце обращается внимание на то, что на карте осталось еще много «белых пятен», которые будут заполняться во время дальнейших путешествий-уроков.

Экзамен на звание ученика.

Заранее готовятся «билеты» с различными заданиями, предполагающими как индивидуальные ответы, так и парные, групповые, коллективные (в этом случае ученик, вытянувший билет, становится ведущим).

Количество билетов должно быть не меньше числа учеников, в конце праздника каждый ученик получает диплом ученика с отметкой о сдаче экзамена.

Ваш собственный вариант.

Уверены, что этот сюжет будет самым лучшим, потому что Вы его придумаете именно для Ваших, единственных и неповторимых, учеников.




ПРИЛОЖЕНИЕ

ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА «ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!»

И. Токмакова

Скоро в школу

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счётных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит, он (вернее - я),

То значит, он (вернее - я),

Он в школу собирается!

А. Милн

ТЕПЕРЬ МНЕ ШЕСТЬ

Когда был мне год,

был я лишь вот-вот.

Когда было два –

был я лишь едва.

Когда три мне стало

меня было мало.

И когда четыре –

кто же был я в мире?

А как стало пять –

пробил час: настать!

А теперь мне – шесть,

вот уже я есть.

Впредь

и

во

всю

прыть

буду быть и быть!

А. Шибаев

ОЗОРНЫЕ БУКВЫ

Не жалел

дошкольник

Петя,

что однажды

от него

убежали

на рассвете

буква «Д»

и буква «О».

Петя ходит в первый класс.

Школьник в доме есть у нас!

С. Михалков ВАЖНЫЙ ДЕНЬ

Но средь многих воскресений

и особых дней в году

есть обычный день осенний

в главном праздничном ряду.

По одной простой примете

узнаем мы этот день:

по идущим в школу детям

городов и деревень.

И пускай немало славных

разных дней в календаре,

но один из самых главных –

самый первый в сентябре!

В. Берестов 1 СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты,

день хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: «До свиданья, лето!»

И радуешься: «Здравствуй, школа!»

И. Мазнин

СЕНТЯБРЬ

Листьям – время опадать,

птицам – время улетать,

грибникам – блуждать в тумане,

ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стынуть,

тучам – литься,

нам с тобой – идти учиться:

цифры с буквами писать,

по слогам букварь читать!

Е. Лифшиц

ПЕРВОКЛАССНИК

Кто-то где-то сделал парту.

Для кого?

Для нас! (хором)

Книги новые прислали.

Для кого?

Для нас! (хором)

Карандаш, перо в пенале.

Для кого?

Для нас! (хором)

И пришел я на рассвете

в первый раз

в первый класс! (хором)

Как и все другие дети,

в первый класс

в первый раз! (хором)

Там звонок на перемене.

Для кого?

Для нас! (хором)

Значит, нужно так учиться,

значит, нужно так трудиться,

чтобы людям не стыдиться

За кого? За нас! (хором)

Р. Фархади

***

Вчера лишь тебе говорили – малыш,

порой называли – проказник...

Сегодня уже ты за партой сидишь,

и имя тебе – Первоклассник!

Серьезен. Старателен.

Впрямь – ученик!

Букварь. За страницей – страница.

А сколько вокруг удивительных книг...

Великое дело – учиться!

В. Берестов

КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ

Чему первым делом

Научится кошка?

— Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

— Летать!

Чему первым делом

Научится школьник?

— Читать!

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают,

И даже их мамы и папы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

К. Мурзалиев

ПОЧЕМУ?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

до ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться,

а учиться и учиться!

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Слова Е. Долматовского Музыка Д. Кабалевского

В первый погожий сентябрьский денек

Робко входил я под светлые своды.

Первый учебник и первый урок —

Так начинаются школьные годы.

Припев:

Школьные годы чудесные,

С дружбою, с книгою, с песнею,

Как они быстро летят!

Их не воротишь назад.

Разве они пролетят без следа?

Нет, не забудет никто никогда

Школьные годы.

Жизнь — это самый серьезный предмет.

Радость найдем, одолеем невзгоды,

Красная площадь, весенний рассвет —

Вот и кончаются школьные годы.

ПЕРВОКЛАШКА

Слова Ю. Энтина Музыка В. Шаинского

Первоклашка, первоклассник,

У тебя сегодня праздник!

Он серьезный и веселый -

Встреча первая со школой.

Был вчера еще только ребенок,

Ничего не поделаешь тут.

Называли тебя дошколенок,

А теперь первоклашкой зовут.

Первоклашка, первоклассник,

У меня сегодня праздник!

Он серьезный и веселый -

Встреча первая со школой.

Все пока в образцовом порядке

И вопрос ни один не возник,

Ни помарочки нету в тетрадке,

Чист, как синее небо, дневник.

Первоклашка, первоклассник,

У меня сегодня праздник!

Он серьезный и веселый -

Встреча первая со школой.

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но тебе ли о них унывать?

С понедельника и до субботы

Будешь знания ты добывать.

Первоклашка, первоклассник,

У тебя сегодня праздник!

Он серьезный и веселый -

Встреча первая со школой.

НАТАШКА-ПЕРВОКЛАШКА

Слова К. Ибряева Музыка Ю. Чичкова

Сверкают багряные гроздья рябин.

Как сотни веселых огней.

Сегодня я в школу иду не один,

А с младшей сестренкой своей.

Припев:

Сестренка Наташка теперь первоклашка

Теперь ученица она.

И знает об этом вся улица наша.

И знает об этом вся наша страна.

И люди кругом улыбаются ей

И машут нам вслед на ходу.

И сам становлюсь я как будто взрослей

Я в школу сестренку веду.

Припев.

И новое платье, и новый портфель

Ей очень к лицу, говорят.

Я первым открою ей школьную дверь

Недаром ведь я старший брат!

Припев.

НАША ШКОЛЬНАЯ СТРАНА

Слова К. Ибряева Музыка Ю. Чичкова

Не крутите пёстрый глобус -

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны особой,

О которой мы поём.

Наша старая планета

Вся изучена давно,

Но страна большая эта -

Словно белое пятно.

Припев:

Пусть в эту страну

Не идут, не идут поезда,

Нас мамы впервые

Приводят за ручку сюда.

В стране этой звонкой, весёлой

Встречают нас, как новосёлов.

Страна эта в сердце всегда!

В новый класс, как в новый город,

Мы приходим каждый год -

Племя юных фантазёров,

Непоседливый народ.

Значит, вновь лететь и плыть нам

По бескрайней той стране,

К неожиданным открытьям,

К выпускной своей весне.

Припев:

Здесь нам слышится порою

В тихом шелесте страниц

Шум далёких новостроек,

Голоса цветов и птиц.

Ветер странствий крутит глобус,

Машет нам своим крылом

В той стране, стране особой,

О которой мы поём.

Припев:

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ

Слова М. Пляцковского Музыка В. Шаинского

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить восток и юг,

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире,

И про дождик на дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

УЖАСНО ИНТЕРЕСНО ВСЁ ТО, ЧТО НЕИЗВЕСТНО.

Слова Г. Остера Музыка В. Шаинского

На свете много есть того, во, во,

Про что не знают ничего, во, во,

Ни взрослые, ни дети.

Конечно, ни взрослые, ни дети!

И это вовсе не секрет, рет, рет,

Когда секрета вовсе нет, нет, нет,

Скучают все на свете.

Но почему? Да потому, что!..

Припев.

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Ужасно неизвестно,

Все то, что интересно!

Решил свой рост узнать удав, дав, дав,

И в этом он конечно прав, прав, прав,

И это важно очень!

Конечно, и это важно очень!

Быть может, он длиннее всех, всех, всех,

Во много раз длиннее всех, всех, всех,

А может быть короче.

Но почему? Да потому, что!..

Припев.

Вот голова, вот он хвост, хвост, хвост!

А остальное - это рост, рост, рост,

В удаве много роста.

Конечно, в удаве много роста.

Но как измерить этот рост, рост, рост?

Не знают голова и хвост, хвост, хвост.

Узнать свой рост не просто.

Но почему? Да потому, что!..

Припев.

Водой кончается земля, ля, ля,

И есть начало у ручья, чья, чья,

Весной начнется лето.

Конечно, весной начнется лето!

А где начаться должен я, я, я?

И где кончаться должен я, я, я?

Не знаю я про это.

Но почему, Да потому, что!..

Припев.

ИЗ ЧЕГО НАШ МИР СОСТОИТ

Слова М. Танича Музыка Б. Савельева

Из чего наш мир состоит?

Из дубка, что в поле стоит,

Из высоких гор с сединой

И еще, и еще — из тебя со мной.

Припев:

Из мальчиков и девочек,

Из книжек и затей,

А главное, а главное –

Из взрослых и детей.

Из чего наш мир состоит?

Из сугробов и пирамид,

Из садов, цветущих весной,

И еще, и еще — из тебя со мной.

Из чего наш мир состоит?

Из катка, который открыт,

Из мечты — до Марса длиной.

И еще, и еще — из тебя со мной.

УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО

Слова К. Ибряева Музыка С. Соснина

В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей!

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка

В пути нам пригодится.

Учиться надо весело,

Учиться надо весело!

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

По лесенке нашей вы сможете скоро

Достичь недоступной морской глубины,

Спуститься на землю, взобраться на горы

И даже дойти до Луны.

Крутые ступеньки на лесенке будут,

Но выверен точно заветный маршрут,

Чтоб вас подружить с удивительным чудом,

Которое знаньем зовут.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ УРОКОВ

(использованы материалы [6],[17] с изменениями и дополнениями)

Лучшие качели –

Гибкие лианы,

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь день качается –

Да-да-да!

Тот не огорчается –

Никогда!

Кто не огорчается

Никогда,

Тот весь день качается – Да-да-да!

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Раз – весело шагать,

Два – руки поднимать,

Три – присесть,

Четыре – встать,

Пять – подпрыгнуть

И опять

Все сначала повторять.

Прыг да скок, прыг да скок,

Скачет зайка – серый бок.

По лесочку –

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку –

Тык, тык, тык.

Под кусточек он присел,

Спрятаться так захотел.

Ушками накрылся,

Тихо притаился.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

Ключик мы достанем

И в замочек вставим.

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо лапочки размять.

Кто-то зайку испугал,

Зайка - скок! – и убежал.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять –

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки в стороны пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – это пять,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Любим делать мы зарядку.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Потом правою ногой,

Затем левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом крутом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

Раз-два, раз-два,

И за парты нам пора!

Тик-так, тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Смотри скорей, который час:

Налево – раз, направо - раз.

Тик-так, тик-так, тик-так –

Мы тоже можем так.

Тик-так...

Руки сделаем вразлет –

Получился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

делай раз и делай два.

Руки в стороны держи,

Ина друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

А сейчас мы с вами, дети,

полетаем на ракете.

На носочки поднимись –

Полетит ракета ввысь!

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны вразлет.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу качает.

Завертелась, закружилась,

А потом остановилась.

Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора опять писать.

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два – наклонились,

три, четыре – распрямились.

Хорошо мы потрудились!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим маме помогать.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один –

Плывем как дельфин.

Качаясь на волне,

плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире

развернули на четыре.

Самого себя обнять – это пять.

Всем ребятам дружно сесть – это шесть.

Громко крикнуть надо всем – это семь.

А когда мы скажем восемь –

Значит, тишины попросим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Всё мы можем посчитать,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у нас.

Раз, два, три, четыре, пять –

Топаем ногами.

Прибавляем, вычитаем,

Математику мы знаем.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – на место сесть,

Посидим и отдохнем,

А потом писать начнем.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел –

Сделал много-много дел!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это так птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так,

Вперевалочку ходили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Выше, выше, высоко,

Прыгать на носках легко.

Прыг-скок, прыг-скок,

Стоп.

Сели, травку скушали,

Тишину послушали.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой!

Вот река, вот река,

Широка и глубока!

Хороша водица,

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной!

Нам уже пора домой!

Гоп-гоп-гоп!

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился,

В небо мы поднимемся,

С облаком обнимемся.

Внизу лес - и мы вот тут

Приготовим парашют.

Толчок, прыжок,

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

Раз-два – шли утята,

Три-четыре – шли домой,

Вслед за ними топал пятый,

А за пятым шел шестой.

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

– Где вы? Где вы?

– Не пищи!

Мы тут рядом.

Поищи!

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг примчался ветерок,

Небо тучкой заволок,

И деревья раскачал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не видно лучик.

Снова ветер прилегай,

Эти тучи разгоняй!

Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев,

Пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы можно было посчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

ДЛЯ ПРАЗДНИКА

«ПОСВЯЩЕНИЕ В УЧЕНИКИ»

СКАЗОЧНАЯ ШКОЛА

Всем по сказке интересной

мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

он зовется... (Чиполлино.)

Всех он любит неизменно,

кто б к нему ни приходил.

Догадались?

Это Гена, Это Гена – ... (Крокодил.)

Человечек деревянный

на воде и под водой

ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... (Буратино.)

Бабушка девочку очень любила,

красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Всех на свете он добрей,

лечит он больных зверей,

он известен, знаменит,

это доктор... (Айболит.)

Для него прогулка – праздник,

и на мед – особый нюх,

это плюшевый проказник

медвежонок... (Винни-Пух.)

Он не птица, не котенок,

не щенок и не зайчонок,

но заснята для кино

и известна вам давно

эта милая мордашка.

Как зовется?... (Чебурашка.)

ЛЕСНАЯ ШКОЛА

В. Орлов

ПОЧЕМУ СОРОКОНОЖКИ ОПОЗДАЛИ НА УРОК?

На рассвете по дорожке

В класс бегут сороконожки.

Раньше всех они проснулись,

Раньше всех они обулись,

Натянув на сорок ног

Сорок маленьких сапог.

Раньше всех они успели

Застелить свои постели

И теперь бегут из норок

Раньше всех минут на сорок.

Раньше всех свою еду

Доедая на ходу.

Вот они заходят в класс

С опозданием на час.

Говорят им:

– Где вы были?

Вы про школу позабыли?

Вы проспали?

– Не проспали!

– Вы гуляли?

– Не гуляли!

Мы стояли на пороге, вытирали ноги!

Г. Ладонщиков

У ПЕНЬКА

Зайчиха, сидя у пенька,

учила шустрого сынка:

– Будь смел, не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече волчьих лап!

Не обижай того, кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!

С голодным поделись едой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Еще запомни, сын:

неловко дарить мышонку

мышеловку,

лисе – капкан,

ершу – крючок,

а поросенку – пятачок.

ПТИЧЬЯ ШКОЛА

Б. Заходер

ПТИЧЬЯ ШКОЛА

На старой липе во дворе

Большое оживление.

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!

Занятия - с пяти часов.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся...

Что сделаешь –

Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс

И суматоха улеглась.

Сидит смирнее голубей

На ветках молодежь.

Учитель –

Старый Воробей,

Его не проведешь!

Он справедлив, но очень строг.

– Итак, друзья, начнем урок!

У нас по расписанию

Сейчас чистописание.

Воробушки и галочки

Сидят, выводят палочки...

– Второй урок – родной язык.

Запомним: пишется «чирик»,

А произносится «чивик»

Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением

Любимых детских книжек.

Читаем с выражением

Поэму «Чижик – Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж...

Ну, что же ты, дружок, молчишь?

– «Чижик - Пыжик! Где ты был?»

А как дальше, я забыл...

Но тут звонок раздался.

– Попрыгайте пока,

А кто проголодался,

Заморят червячка.

– Теперь естествознание.

Запишем два задания:

«Где собирают крошки»

и «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение

Сегодня будет пение.

Все, даже желторотые,

Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик

Отдельно на картинке:

Он спел три раза «чик-чирик»

Почти что без запинки!

А вот на этой ветке

Проставлены отметки.

У всех пятерки.

Молодцы!

Летите по домам, птенцы!

В. Орлов

***

Рано утром

мама-квочка

в класс отправила

сыночка.

Говорила:

– Не дерись,

не дразнись,

не петушись!

Посмотри:

уже пора.

Ну, ни пуха,

ни пера!

Через час

едва живой

петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

он со школьного двора.

А на нем

и в самом деле

нет ни пуха,

ни пера!

Р. Сеф

ДИСЦИПЛИНА

Вчера спросил

павлин павлина,

что значит слово

«дисциплина».

А тот, в ответ:

«Всегда будь прост,

и реже

распускай свой хвост!

Не забывай,

что для павлина,

быть скромным –

это дисциплина».

В ГОСТЯХ У ШКОЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ

В. Берестов ЗАКЛАДКА

Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай!

В. Берестов ТОЧИЛКА

Почему из-под точилки

вьются стружки, и опилки?

Карандаш писать не хочет –

вот она его и точит.

УЧЕБНИК

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели!

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

М. Карим КТО КАК СЧИТАЕТ

– Я всех умней! – кричит петух. –

Умею я считать до двух!

– Подумаешь! – ворчит хорек. –

А я могу до четырех!

– Я – до шести! – воскликнул жук.

– Я – до восьми, – шепнул паук.

Тут подползла сороконожка:

– Я, кажется, умней немножко

жука и даже паука –

считаю я до сорока!

– Ах, ужас! – ужаснулся уж. –

Ведь я ж не глуп, но почему ж

нет у меня ни рук, ни ног,

а то и я считать бы мог!

А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

все в мире сосчитать он может!

В. Берестов КАРАНДАШ

Я – малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растет,

Карандаш – наоборот.

Е. Новочихин УЧИСЬ ЧИТАТЬ

Когда и зачем? почему и откуда?

На все ты захочешь ответы найти.

И я тебе верным помощником буду,

Готовым помочь и всегда и повсюду,

А кто я – по буквам заглавным прочти!

ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ

Г.Остер

ХОР ПЕРВОБЫТНЫХ ЗВЕРЕЙ

Времена у нас

любопытные –

примитивные,

первобытные.

Мы и сами все

первобытные –

неуклюжие,

невоспитанные,

неотесанные

(то есть грубые).

Мозоленогие!

Неполнозубые!

Мы первобытные!

Мы примитивные!

Но – любопытные

и перспективные!..

В. Орлов

ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮДЯМ (перевод с обезьяньего)

Раньше вы все обезьянами были,

только об этом давно позабыли.

Досыта ели, как все обезьяны:

фиги, кокосы, орехи, бананы.

Это ведь так хорошо и приятно!

Может быть, стоит вернуться обратно?

Дж. Родари

УЧЕБНАЯ КОНФЕТА (в сокращении)

На планете Би нет никаких учебников. Задания там покупают и продают в бутылках.

История, например, это розовая водица, похожая на гранатовый сок, география – мятная зеленая водичка, а грамматика – бесцветная жидкость и на вкус совсем как минеральная вода.

Школ на этой планете тоже нет. Каждый учится у себя дома. По утрам все ребята, в зависимости от возраста, должны выпивать стакан истории, съедать несколько столовых ложек арифметики и так далее. И все равно – вы только подумайте! – ребята капризничают.

– Ну, будь умницей! – уговаривает мама. – Разве ты не знаешь, как вкусна математика?! Она же сладкая, очень сладкая! Спроси у Каролины (Каролина – это домашний электронный робот)...

Есть там, понятно, и прилежные ученики. Есть старательные и жадные до знаний. Они встают по ночам, открывают потихоньку бутылку истории и выпивают ее всю до последней капли. Они становятся очень образованными...

НАША ШКОЛЬНАЯ СТРАНА

В. Орлов

ЧТО НАПИСАНО В ТЕТРАДКЕ?

– А я уже Могу писать!

А я могу писать!

Могу тетрадку

Показать

И даже полистать!

– Ого!

Да ты ученым стал!

Скажи,

О чем ты написал?

– А мне откуда

Это знать?

Я сам хотел бы знать!

Ведь я сказал –

Могу

Писать!

Писать,

А не читать!

А. Барто

***

Я на уроке в первый раз,

теперь я ученица.

Вошла учительница в класс,

вставать или садиться?

Мне говорят: «Иди к доске».

Я руку поднимаю.

А ручку как держать в руке,

совсем не понимаю.

Я на уроке в первый раз,

теперь я ученица.

За партой правильно сижу,

хотя мне не сидится.

Е. Григорьева

***

Нет, в школе лучше,

чем в саду!

Я в школу

с радостью иду:

после уроков

уходишь из класса

и никакого

«ТИХОГО ЧАСА»!

А. Григулис

БОЛЬШАЯ КНИЖКА

Взяли мы две книжки –

папа взял и я.

(Папина – большая,

тонкая – моя.)

Думал я всё, думал

и решил сказать:

.... - Я хочу большую

книжку почитать.

Папа улыбнулся,

возражать не стал.

Взял мою он книжку,

мне свою отдал.

Долго я старался,

но прочесть не мог.

«Что это за буквы?»

– «Формулы, сынок!»

Очень интересно,

только не понять,

попросил я снова

книжку поменять.

И сказал мне папа:

«Потерпи, сыпок!

Я когда-то тоже

их понять не мог».

ОСЕНЬ ДАРИТ ЧУДЕСА

В. Берестов

УРОК ЛИСТОПАДА

«А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок звенит – одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей».

И парами, парами следом за нею,

За милой учительницей своею,

Торжественно мы покидаем село.

А в лужи с лужаек листвы намело.

«Глядите! На елочках темных в подлеске

Кленовые звезды горят, как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом,

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,

Как ветер листвою ее засыпает.

А в роще кленовой светлей и светлей –

Всё новые листья слетают с ветвей».

Э. Мошковская

Красивые листья падают –

Красные листья,

Желтые.

Почему, почему они падают?

Разве они тяжелые?..

Е. Янищиц

***

Осень шлет нам письма-приглашенья,

Разбросала листья возле хат.

На возах в корзинах по-осеннему

Спелые антоновки звенят.

По утрам, хоть солнце очень редко,

Сад сверкает в капельках росы.

Осень, ты как рыжая соседка, –

На плечах две огненных косы.

Мы с тобой хорошие соседи

В этом самом лучшем из миров.

А вокруг из бронзы все, из меди –

Пламень догорающих костров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1981.

2. Анискевич С.С. Кем вырастут дети? – Минск: Нар. асвета, 1994.

3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

4. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 3класс. 1 часть. – М.: Авангард, 1993.

5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика. – М., 1996.

6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1994.

7. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – Минск Юнацтва, 1986.

8. Игры театра на уроках в школе / Сост. Ершова А.П. - М., 1990.

9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996.

10. Кушнир Н.Я., Максименко Н.М Введение в школьную жизнь. – Минск, 1995.

11. Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л.М.: Просвещение, 1992.

12. Песни для детей. – Санкт-Петербург: Аверс+, 1996.

13. Плакать погодим / Сост. Гин С.И. – Гомель, 1995.

14. Русские народные сказки. – М., 1989.

15. Сборник загадок / Сост. Карпенко М.Т.– М.: Просвещение, 1988.

16. Скрипченко Н.Ф., Матвеева А.Н. Обучение письму в 1 классе. – Киев: Радянська школа, 1989.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

18. Цукерман Г.А, Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – М.: Новая школа, 1992.

19. Шмаков С.А, Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. – М.: Новая школа, 1995.

Наши рекомендации