Сутра 31: Бесконечность знания
Tada̱ sarva̱varanamala̱petasya jna̱nasya̱nantya̱jjneyamalpam
Tada̱ ― тогда;
Sarva ― все;
a̱varana ― покрывающий;
mala ― загрязнение;
tasya ― того, от кого это удаляется;
jna̱nasya ― знания;
anantya̱t ― бесконечность;
jneyam ― познаваемый;
alpam ― но немногое.
Тогда с удалением всех завес и загрязнений из-за бесконечности знания остается немногое, что [может] познаваться.
Дхарма мегха самадхи вызывает две веши. Во-первых, оно удаляет [скрывающую] знание завесу или покрывало и, во-вторых, полностью удаляет все загрязнения. В действительности удаляются три и. В дополнение к двум, указанным выше, удаляется викшепа, но она [к рассматриваемому моменту] уже уничтожена посредством абхьясы, и поэтому в этой сутре упоминаются только две. В упанишадах и других писаниях говорится, что мрак [невежества] и страх не покидают личность, пока свет знания (джнянасурья) не взойдет на горизонте сверхсознания. Здесь же говорится, что после дхарма мегха самадхи имеет место великий результат удаления загрязнений и завес знания и йог видит, что остается мало того, что [может] быть видимым или познанным. В начале последователь постоянно чувствует, что он познал очень мало и существует еще много того, [что нужно] познать. Но да завеса знания удаляется, количество того, что необходимо познать или чем нужно овладеть, становится малым. [В конце концов] йог становится аптакамой, аптаджняной и антасанкальпой. Для него не остается ничего, что можно было бы познать, выполнить, достичь или пожелать. Это [состояние] становится его личной природой, но до этого просветления он должен добиваться устойчивого прогресса посредством строгой дисциплины и постоянной садханы. В начале он ― искатель. Когда он устанавливается в хане, он называется садхака, но когда он достигает дхарма мегха самадхи, он становится сиддхой. Его жажда знаний, устойчивости и покоя утоляется ливнем из облака дхармы. Для него все и вся становится познанным, все, что бы он ни пожелал. Это [происходит] потому, что нет завесы или покрова для его знания. Он подходит к испытанию на собственном опыте, в своей личной жизни великих изречений (махавакьей). Эти великие изречения в общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
1. Праджнянам Брахма: Конечная истина, космическая реальность есть сознание.
2. Ахамбрахмасми: Я есть Брахман.
3. Татвамаси: Ты есть Тот (Брахман).
4. Айяматма Брахма: Эта индивидуальная душа есть Брахман.
Это есть четыре бессмертных изречения, которые суммируют всю философию упанишад. Они должны пониматься не только интеллектуально, но в реальном [собственном] опыте и осознании. И это возможно только в дхарма мегха самадхи.
После достижения дхарма мегха самадхи пуруша остается в своей собственной форме и природе. Он освобождается от наложения [на осознание] вритти ума.
Сутра 32: Гуны уходят
Tatah kri̱ta̱rtha̱na̱m parina̱makramasama̱ptirguna̱na̱m
Tatah ― с этого времени;
krita̱rtha̱na̱m ― выполнив свое назначение;
parina̱ma ― изменений;
krama ― процесс;
samaptih ― конец;
guna̱na̱m ― гун.
С этого момента, выполнив свое назначение, и после окончания процесса изменения гуны уходят.
Йог становится критартхой путем достижения дхарма мегха самадхи, потому что для него не остается ничего, что должно быть достигнуто. Процесс изменения в уме, а также в гуннах приходит к своей остановке. Вместе с законом изменения завершается действие закона причины и следствия настолько, насколько он касается йога. Весь процесс [деятельности] гун имеет одно назначение ― создание опыта для пуруши и в конечном итоге ― приведение к освобождению. Выполнив оба эти назначения, гуны уходят.
Сутра 33: Карма постижима
Ksanapratiyogi̱ parina̱ma̱para̱ntanirgra̱hyah kramah
Ksana ― момент;
pratyogi̱ оответствующий;
parina̱ma ― изменение;
apara̱nta ― в конце;
nirgra̱hyah ― полностью постижим;
kramah ― процесс.
Карма есть процесс, соответствующий моментам, постижимый в конце.
Процесс есть ряд явлений. Он может быть познан, только когда завершен. Например, то, что этому телу когда-то приходит конец, становится постижимым только в конце процесса [его функционирования], которым является смерть. Поэтому постоянно имеет место процесс умирания. Но на этом процесс [в целом] не заканчивается, потому что моменты преобразования немедленно сменяются другой формой существования. Каждый момент вещи стареют, но мы признаем их старыми только после окончания этого процесса. Этот особый процесс в отношении времени и в отношении событий называется крама. Это [процесс «умирания»] есть истина для всего, что является продуктом трех гун, так как каждый момент гуны продолжают изменение. Только душа или пуруша находится за пределами сферы действия этих преобразований.
Существует пять классов паринамы:
1. От не проявленного к проявленному.
2. От минерала к растению.
3. От растения к животному.
4. От животного к человеку.
5. От человека к сверхчеловеку.
В этих различных классах также существуют различные стадии эволюции. Обычно мы не замечаем личные изменения от стадии к стадии, так как они не очень заявляют о себе. Мы можем видеть изменения в человеке, когда встречаем его через десять или пятнадцать лет. В действительности это изменение происходит каждый момент, но распознать [каждое такое изменение] в отдельности мы не можем. Этот процесс изменений приходит к концу в дхарма мегха самадхи, которое является конечной точкой преобразования трех гун. За пределами этого процесса нет никакого преобразования. Вместе с ним приходит конец трансформации во всем царстве опыта. Поэтому после того, как достигается мокша, не происходит никакого перерождения, так как с этого момента преобразования в физической и ментальной сферах также останавливаются. но так же, как мы не знаем, как ребенок становится молодым человеком или молодой человек становится старым, подобным образом для нас не постижимы преобразования дживы от одного царства к другому, т. е. от растения к животному, от животного к человеку и т. д., от одного воплощения к другому, от одного рождения к другому. Поэтому в мире есть люди, которые не верят в перерождение или перевоплощение. Но это происходит лишь потому, что они не могут видеть этого. Можно сказать, что это и невозможно видеть. Это постижимо только в конце процесса, а не в промежуточные моменты. Таким образом, эта сутра дает научное ичное объяснение теории перерождения.
Сутра 34: Кайвалья
Purusa̱rthashunya̱na̱m guna̱na̱m pratiprasavah kaivalyam svaru̱pa pratistha̱ va̱ chitshakteriti
Purusa̱rtha ― цель пуруши;
shu̱nya̱na̱m ― лишенный;
gu̱na̱na̱m ― гун;
pratiprasavah ― инволюция;
kaivalyam ― освобождение
svaru̱pa ― своя собственная природа;
pratistha̱ ― установление;
va̱ ― или;
chitshakteh ― пуруша;
iti ― это все (означает конец книги).
Кайвалья есть инволюция гун по причине выполнения их назначения, или это есть восстановление пуруши в его естественной форме, которая есть чистое сознание.
Состояние кайвальи здесь определяется двумя путями. Один ― в терминах инволюции гун; другой ― в терминах, [относящихся] к пуруше. Это сделано потому, что в природе существует двойственный процесс, который может иметь место. Один [аспект] ― это эволюция и другой ― инволюция. В процессе эволюции объекты опыта проявляют себя через множество стадий, такие, как асмита, танматра, бхуты и т. д., для удовлетворения пуруши. Процесс инволюции противоположен первому. В нем объекты поглощаются в своей причине во все возрастающей степени, так, что, в конце концов, гуны остаются в невозмущенном состоянии. Это происходит, когда назначение гун, а именно бхога и кайвалья пуруши, выполнено. Таким образом, кайвалья может быть определена как инволюция гун путем выполнения их назначения, которое есть пурушартха. Процесс пратипрасавы или инволюции гун заканчивается в кайвалье пуруши.
В соответствии с другим определением кайвалья есть состояние пуруши, которое является его собственной чистой природой или чистым сознанием. Человек пытается очистить сознание посредством разнообразных садхан, таких, как медитация, самадхи, самьяма и т.д. Благодаря этому завесы, покрывающие действительную природу пуруши, удаляются, пока, наконец, через дхарма мегха самадхи сознание не становится чрезвычайно чистым и достигает своей действительной природы (сварупа пратиштхи).
Кайвалья, таким образом, есть высшая точка совокупности всех садхан. Так считают йоги и джайны, но есть другие мыслители, такие, как те риши, которые имели отношение к упанишадам, которые верят, что кайвалья ― это только некая в развертывании сознания.
Мы не знаем, какая часть сознания развернута, и сколько остается еще за пределами точки реализации. Господь Будда также писал в одном месте, что кайвалья достигается, когда завесы неведения одна за другой удаляются посредством практик дхьяны и т.д.; но даже после этого возможно, что некоторые завесы остаются, чтобы [затем] быть рассеянными. Это только для бытия во времени кажется, настолько, насколько это касается нас, что кайвалья является высшей стадией. Поэтому и говорится, что йогическая садхана прямо или опосредовано направлена к этой цели. Таким образом, йога ― это есть средство, а не сам по себе конец.
ГЛОССАРИЙ
А
абхава abha̱va Отсутствие
абхибхава abhibhava Подавление
аивьяктих abhivyaktih Проявление
абхиджатасья abhija̱tasya Хорошо отполированный; очищенный
абхимата abhimata Желаемый; согласный
абхинивеша(х) abhinivesha(h) Страх смерти
абхьянтара abhyantara Внутренний
абхьяса(х) ya̱sa(h) Повторяемая практика; практика
абхьятма abhya̱tma Духовный
аваранам a̱varanam Покрывающий; покрытие [завеса]
авастханам avastha̱nam Установление; обоснованный; установленный; условие
авидья avidya̱ Неведение
авирати rati Жажда наслаждения
авишеша avishesa Без различия
авьяпадеша avyapadesha Неявный
агама a̱gama Свидетельство; откровение
адарша a̱darsha Зрение
аджняна ajna̱na Неведение
аджнятам ajnatam Непознанный
адхигама adhigama Достижение
адхиматра adhima̱tra Чрезвычайно сильный
адхистхатритвам adhistha̱tritvam Верховенство
адхьятма adhya̱tma Духовный
акалпита akalpita Невообразимый
акаша a̱ka̱sha Эфир; пространство
аклиштах aklista̱h Без боли
акусидасья akusidasya Тот, у кого нет интереса
акшепи a̱ksepi Выходящий за пределы
алабдхабхумикатва alabdhabhu̱mikatva Неспособность достигать более тонкого состояния
аламбана a̱lambana Опора; объект
аласья a̱lasya Лень
алинга alinga Пракрити; без знака или символа
алоках a̱lokah Освещение, [свечение]
алпам alpam Но маленький
анавадхаранам anavadha̱ranam Не постижение
анавастхитатва anavasthitatva Нестабильность
анаваччхинна(х) anavachchhinna(h) Необусловленный; неограниченный
анавачхедат anavachheda̱t ограниченный временем
анагатах ana̱gatah Будущее
анадитвам ana̱ditvam Безначальность
ананда a̱nanda Блаженство; восторг
ананта ananta Нескончаемость; змея, символизирующая вечность
анантарьям anantaryam последовательность
анастам anastam Не разрушаемый
анантьят anantya̱t Бесконечность
анатмасу ana̱tmasu He-самость [не-Я]
ангамеджаятва angamejayatva Дрожание тела
анима anima̱ мером с атом (сиддхи)
анитья anitya Не вечный; эфемерный
антарая antara̱ya Препятствия; помехи
антаранга antaranga Внутренние члены Йоги Патанджали
антардханам antardhanam Пребывание невидимым
антах antah Окончание
анубхута anubhu̱ta Испытанный на опыте
анугамат anugama̱t Путем соединения
анумана anuma̱na Вывод
анупати anupa̱ti Следующий на
анупати anupa̱ti Общий
анушасанам sha̱sanam Полные наставления
анушравика anushravika Услышанный
аньята anyata̱ Различие
аньях anyah Другой
апаварга apavarga Освобождение
апарамристах aparamristah Некасаемый
апаранта apara̱nta В конце; в конечном итоге
апаранта apara̱nta Смерть
апариграха aparigraha Нежадность; ненакопление (одна из ям)
апаринамитват aparina̱mitva̱t Из-за неизменности
апаттау a̱pattau Достигший
апекшанам apeksa̱na̱m Равнодушие
апекшитват apektsiva̱t Из-за необходимости
апи api Также; даже
апраманакам aprama̱nakam Не восприятие
апунья apunya Порок; грех; недостаток
апурат a̱pu̱ra̱t Возмещение; переполнение
ариштебхьях aristebhyah Посредством предзнаменования
артха artha Значение; предмет; назначение
асана a̱sana сированное сидячее положение
асаннах a̱sannah Совсем близко
асвада a̱sva̱da Восприятие вкуса
асампраджнята asamprajna̱ta Самадхи, которое имеет место между последовательными состояниями сампраджнята самадхи
асампрайога asamprayoga Отсутствие контакта
асампрамосах mpramosah Не допускающий избавления
асанкхьейя asankhyeya Несчетный
асевитах a̱sevitah Практикуемый
асмита asmita̱ Эго; чувство «Я»
астейя asteya Честность (одна из ям)
асья asya атат atat Не его собственный
атипрасангах atiprasangah Абсурд; сверхизлишний
атита atita Прошлое
атма(н) a̱tma(n) Чистое сознание; самость
атмабхава a̱tmabha̱va Осознание самости, [самоосознание]
атха atha Теперь поэтому
атьянта atyanta Чрезвычайно
аушадхи aushadhi Травы
ахимса ahimsa̱ Ненасилие (одна из ям)
ашайя a̱shaya Хранилище следов прошлой кармы
ашишах isah Воля к жизни
ашрайя a̱shraya Опора, [поддержка]
ашрайятвам a̱shrayatvam Основа; [базис]
ашта asta Восемь
ашуддхи ashuddhi Загрязнение ашучи ashuchi рязненный
Б
бала bala Сила
балани bala̱ni Силы, [мощь]
бандха bandha Связывающий; рабство
бахиранга ahiranga Внешние члены Йоги Патанджали
бахья ba̱hya Вне; внешний
биджам bidjam Принцип; семя
брахмачарья brahmacharya Безбрачие; Сексуальное воздержание (одна из ям)
буддхи buddhi Ментальная способность понимания
буддхибуддхех buddhibuddheh Восприятие восприятия
бхава bha̱va Состояния существования
бхавана bhavana Солнечная система
бхавана(м) bha̱vana̱(m) Ментально пребывающий на; ощущающий
бхаванатах bhavanatah позиция
бхавапратьяях bhavapratyayah Рождение есть причина
бхакти йога bhakti yoga Йогический путь преданности
бхедах bhedah Удаление, пронизывающий, отличие
бхрантидаршана bhrantidarshana Ошибочное восприятие
бхумих bhu̱mih для
бхута bhu̱ta Элементы
бхутаджайя bhu̱tajaya Господство над элементами
В
ваирагьябхьям vaira̱gyabhya̱m Посредством непривязанности
вайрагья(м) vaira̱gya(m) Отсутствие страстного желания
вайратьягах vairatya̱gah аз от агрессии
вайшарадье vaisha̱radye После обретения совершенного господства
варана varana Помехи; покрывание
варта va̱rta̱ Запах [обоняние]
васанам va̱sana̱m Желания
васананам va̱sana̱na̱m Потенциальных желаний
васту vastu Объект
вастусамье vastusa̱mye Тождественность объекта
вахита va̱hita Поток
вачаках va̱chakah Определитель; показатель
вашикара(х) hika̱ra(h) Контроль; господство
вашитва vashitva Контроль над объектами (сиддхи)
ведана vedana̱ Осязание
вибхактах vibhaktah Отдельный; отличный
вивека viveka Различение
вивекакхьяти vivekakhya̱ti личающее осознание
вивеканимнам vivekanimnam Склонный к различению
видеха videha Невоплощенный йог
Виджняна Бхикшу Vijna̱na Bhikshu Комментатор текста Патанджали, который написал Йогасара Санграху
видхаранабхьям vidharana̱bhya̱m Задерживание дыхания (кумбхака)
викалпа(х) vikalpa(h) Фантазия; воображение
викаранабхавах vikaranabha̱vah Свобода от чувственного отвлечения
викшепа viksepa Отвлечение ума
викшипта viksipta Колеблющееся состояние изменения ума
винивриттих vinivrittih Полное прекращение
випарьяйя(х) viparyaya(h) Неверное знание; заблуждение
вирама vira̱ma Останавливание
вирья virya Энергия; сильная воля; смелость
висайя(х) visaya(h) Объекты чувственного восприятия
витарага vitara̱ga Человек без желаний и страсти
витарка vitarka Рассуждение; мышление; влечение
витришнасья vitrisnasya Того, кто свободен от желаний
вичара vicha̱ra Отражение
виччхедах vichchhedah Перерыв; остановка
виччхинна vichchhinna Рассеянный
вишайявати visayavati Чувственный; чувств
вишешах vishesah Особый; определенный; с отличием
вишока vishoka Без скорби
вриттайях vrittayah Образец ума
вритти vritti Образец или круговые модели сознания; видоизменение
вьюха vyu̱ha Устройство
вьякта vyakta Очевидный
вьякхьята vya̱khya̱ta̱ Объясненный Вьяса Vya̱sa Комментатор работы Патанджали, который написал Йогабхасью
вьяхи vya̱dhi Болезнь
Г
гати gati Движение
гуна guna Тройственный аспект природы; см. саттва, раджас и тамас
грахана grahana Чувства; средства познания; сила восприятия
грахита grahita̱ Познающий; видящий
грахьесу grahyesu Объект познания
гунавайтрисньям gunavaitrisnyam Свобода от желания гун
гунатманах guna̱tmanah Охватываемый гунами
гурух guruh Творец; учитель; наставник
Д
даурманасья rmanasya Подавленность
даршана darshana Познание; духовное видение
даршанашакти darshanashakti Сила выражения (средства сознания)
даршинах darshinah Тот, кто видит
двандва dvandva Пары противоположностей; конфликты
двеша dvesa ращение; неприязнь
деша desha Страна
джала Jala Вода
джанма janma Рождение
джапа japa Повторение мантры
джати ja̱ti Класс, каста, тип, род
джняна(м) jna̱na(m) Знание; познание
джнянасья jna̱nasya Относящийся к знанию
джнята jna̱ta Познанное
джнейя jneya Познаваемый
джьотишмати jyotismati Светящийся; полный света
джьотишмати jyotismati Сверхчувственное восприятие
дивья(м) divya(m) Божественный
дирдха dirdha Твердый
доша dosa Недостаток драстух;
драста; drastuh; drasta̱; drastri Видящий драстри
дриг drig Сознание
диргха dirgha Длинный
дригшакти drigshakti Сила познания
дришиматра drishima̱tra Только чистое сознание
дришьятват drishyatva̱t Благодаря познанию дришта;
дришья(м) driina; drishya(m) Видимое
духкха duhkha Боль; расстройство; несчастье
дхарана dha̱rana Концентрация
дхарма dharma Качество, свойство; праведный путь и действия
дхармамегхах rmameghah Изливание сат-чит-ананды (истины, сознания и блаженства)
дхарми dharmi Субстанция свойств
дхрува dhruva Полярная звезда
дхьянаджам dhya̱najam Рожденный от медитации
И
индрия indriya Органы чувств
итаратра itaratra В другом состоянии
итарешам itaresa̱m Других
ишитва ishitva Сила творения и разрушения по своей воле (сиддхи)
аштадэвата adevata Личное божество (deity)
индрияджайя indriyajaya Господство над чувствами
Ишвара i̱shvara Господь; Бог; чистое осознание
ишвара пранидхана i̱shvara pranidha̱na Вверение Богу (также одна из ниям)
Й
йога yoga Союз; практика и процесс йоги, как это ясняется Патанджали
йоганга yoganga Ветвь или стадия практики йоги
йогьята yjgyata Пригодность; достаток
К
кайвалья(м) kaivalya(m) Освобождение; единственность; одиночество; недвойственность
кайвалья kaivalya pragbharam Склонность к единственности прагбхарам
кайя ka̱ya Тело
кала ka̱la Время
калена ka̱lena Временем
камаваситва ka̱ma̱vasitva Исполнение любого желания
карана ka̱rana Причина
карма karma Действие
кармавипака karmavipa̱ka Плоды прошлых действий
карма йога karma yoga Йогический путь действия
кармашайя karma̱shaya Хранилище кармы (предыдущих рождений)
каруна karuna Сострадание
клеша klesha Омрачение; напряжение
клишта klista̱ Болезненный; тяжелый; трудный
крама(х) krama(h) Порядок; последовательность; процесс
крийя kriya̱ деятельность
крийя йога kriya̱ yoga Практическая йога; подготовительная йога
критартха(м) krita̱rtha(m) Осуществленная личность
критартханам krita̱rtha̱na̱m Выполнив свое назначение
кродха krodha Гнев
курма, курманадьям ku̱rma, ku̱rmana̱dyam Психический канал в горле
кхьяти khya̱ti ние; осознание
кхьяти khya̱ti Осознание
кшайят ksaya̱t Разрушение
кшана ksana Момент времени
кшетрам ksetram Поле
кшинавритти kshi̱navritti Человек, который ослабил видоизменения (вритти) ума
кшипт(а) ksipt(a) Отвлеченное состояние ума
кшут ksut Голод
Л
лабха(х) la̱bha(h) Достижения; польза
лагхима laghima̱ Светимость (сиддхи)
лагху laghu Свет
лакшана laksana Характеристика
лингаматра lingama̱tra Со знаком или символом
лобха lobha Жадность
М
митхья hya Ложный
мриду mridu Мягкий
мадхья madhya Средний
мудха mu̱dha Тупое состояние ума
маитри maitri̱ желюбие
мудита mudita Довольство
манасах manasa Ума
манех maneh Кристалла или драгоценности
матра matra Только мула(х) mu̱la(h) Корень
махавратам maha̱vratam Великий обет или дисциплина
моха moha Путаница
мурдха mu̱rdha̱ Корона над головой
махавидеха maha̱videha Существование вне тела
махима mahima̱ Необъятность тела (сиддхи)
маноджавитвам manojavitvam Быстрота ума
мантра mantra Психический звук
мала mala Загрязнение
Н
на na Нет
набхи na̱bhi Пупок
найрантарья nairantarya Без прерывания
наштам nastam Разрушенный
нибандхани nibandhani̱ Тот, который связывает
нивриттих nivrittih Отставка; прекращение; возврат
нидра nidra̱ Сон
нияма niyama Установленное наблюдение или правила
нимитта nimitta Инструмент
ниратишайям niratishayam Не ограниченность
нирбиджа nirbija Без семени (в самадхи)
нирбхаса bha̱sa Сияние
нирвитарка nirvitarka Без путаницы смысла; ментальное и истинное знание
нирвичара nirvicha̱ra Без отражение [размышления]
нирграхвах nirgra̱hyah Полностью понятный
ниргунопасана nirgunopa̱sana̱ Практика или поклонение без объективной точки концентрации
нирмана nirma̱na Творение
ниродха nirodhah Блокирование; остановка; состояние ума за пределами трех гун
ниродхакшана nirodhaksana Момент подавления
нитья nitya Вечный
П
пантха pantha̱ Путь проявления
панчатайях panchatayah Пятеричный
паравайрагья paravaira̱gya Непривязанность, которая появляется от прямого опыта низлежащего сознания
парам param Высший
парамамахаттва paramamahattva Предельная величина
параману parama̱nu Мельчайший атом
парартхам para̱rtham Ради сознания
пари pari Полный
паринама parina̱ma Следствие; результат; преобразование
пипаса pipa̱sa̱ Жажда
правибхага pravibha̱ga Отдельный
правритти pravrittih Функционирование; деятельность
праджня prajna̱ Интуиция; откровение
праятна prayatna Усилие
пракамья pra̱ka̱mya Определенное выполнение желания
пракаша praka̱sha Свет; освещение
пракрита prakriti Природа; проявленный мир
пракритилайянам prakritilaya̱na̱m Йоги, которые слиты с пракрити
прамада prama̱da Промедление
прамана prama̱na Правильное соответствующее знание
праманани prama̱na̱ni Источники правильного знания
Пранава pranavah Аум
пранаяма pra̱na̱ya̱ma Контроль дыхания и праны
пранасья pra̱nasya Дыхания
пранидханат pranidha̱na̱t Преданность
прапти Способность достигать всюду
прарьявасанам paryavasa̱nam Расширение
прасаданам prasadanam Очищение; успокоение; милость
прасанкхьянэ prasankhya̱ne В высшей медитации
прасупта prasupta млющий [бездействующий]
прати prati В направлении
пратибха pratibha̱ Интуиция
пратийоги pratiyogi Соответствующий
пратипакша pratipaksa Противоположность
пратипаттих pratipattih Знание
пратипрасава(х) pratiprasava(h) Инволюция
пратишедхартхам : pratisedha̱rtham Для удаления
пратиштха(м) pratistha(m) Основанный; установленный
пратьябхиджна pratyabhijna Просвещенное знание
пратьяя pratyaya Содержание ума
пратьяк tyak Перевернутый; повернутый вовнутрь
пратьякша pratyaksa Прямое восприятие; чувственное восприятие
пратьяхара pratya̱ha̱ra Удаление [взятие назад]
праччхардана prachchhardana Выдох (речака)
прашанта prasha̱nta Спокойный
пунах ah Снова
пунья punya Добродетель, заслуга
пурвака pu̱rvaka Последующий за
пурвах pu̱rvah Приходящий перед
пурвешам pu̱rvesa̱m Тех, кто приходит прежде
пуруша purusa чистое сознание
пурушавишеша purusavishesa Особый род души
пурушаджнянам purusajna̱nam Знание пуруши
пурушакхьятех purusakhya̱teh Истинное знание пуруши
пурушартха purusha̱rtha Назначение сознания
пхала(м) phala(m) Плоды; результаты
Р
рага ra̱ga Влечение; привязанность
раджас rajas активное и колеблющееся состояние ума и природы
ритам ritam Окончательная истина
ритамбхара ritambhara̱ Полный опыта; космическая гармония
рупа ru̱pa Форма
рута ruta Речь
С
савикальпа savikalpa Сочетаемый с чувственным, вербальным и истинным знанием
савитарка savitarka Сочетаемый с мышлением, выраженным словами
савичара savicha̱ra С отражением; с размышлением
сагунопасана sagunopa̱sana̱ Практика или поклонение с объектом или божеством
сада sada̱ гда садхака sa̱dhaka Йогический или духовный последователь
садхана sa̱dhana̱ Непрерывная йогическая практика и усилие
сакшаткаранат sa̱ksa̱tkarana̱t Прямым восприятием
самадхипраджня sama̱dhiprajna̱ Умственные способности, появляющиеся от опыта самадхи
самайя samaya обстоятельства
самана sama̱na Особая прана тела
самапаттих sama̱pattih Полное поглощение; полное принятие; конец; высшая точка
самбандха savbandha Отношение
самбодха(х) sambodha(h) Знание
самвега samvega ждать
самведанам samvedanam Знающий о
самйога samyoga Союз; становящиеся вместе
сампраджнята samprajna̱tah Самадхи с освещением
сампрайога samprayogah Общность
самскара samska̱ra Скрытый ментальный отпечаток; семя нания
самскарашеша samska̱rashesa В котором остаются только следы ментальных отпечатков
самшайя smshaya Сомнение
санга sanga Привязанность
санджня sanjna̱ Осознание
санкара(х) sankara(h) аница
санкирна sanki̱rna Приведенный в беспорядок; спутанный
сантоша santosa Удовлетворенность (одна из ниям)
сарвабхаума sa̱rvabhauma Универсальный
сарвабхута sarvabhu̱ta Все живые существа
сарваджна sarvajna Всезнающий ваджнятритвам
sarvajna̱tritvam Всеведение
сарва(м) sarva(m) Всё
сарвартхам sarva̱rtham Все заключающий в себе, все постигающий
сатья satya Правдивость (одна из ям)
сатьям satyam Относительная истина
саткара satka̱ra Почтение
саттва sattva Чистое и спокойное состояние ума или природы
сах sah Тот
сахабхувах sahabhuvah Сопутствующие признаки
сва sva Своего собственного
свабуддхи svabuddhi Самовосприятие
свабхасам sva̱bha̱sam Самоосвещаемый
свадхьяя sva̱dhya̱ya Самоизучение; изучение писаний
свами swami, svami Господин себя самого
свапна svapna Состояние сновидения
сварупа svaru̱pa Своя собственная существенная природа
сварупьям sva̱ru̱pyam Распознавание
сиддха siddha Сведущий; знаток
сиддхи siddhi Совершенство; психические силы
смайя ya Гордость
смритайях smritayah Память
смритих smritih Память
стамбхе stambhe Приостановка
стьяна stya̱na Тупость
стхани stha̱ni ества; боги
стхити sthiti Устойчивость
стхитоу sthitou Будучи фиксированным
стхула sthu̱la Грубый
субиджа subi̱ja С семенем (в самадхи)
сукха sukha Счастье
Сукшма su̱ksma Тонкий
сурье su̱rye Солнце
Т
тада tada̱ Тогда
тадакара tada̱ka̱ra Форма того
таданджнаната anjnanata̱ Принимающий цвет чего-либо
тадупарага tadupara̱ga Объект, отраженный в уме
тамас tamas Тупое, инертное состояние ума и природы
тантрам tantram Зависимый
тану tanu кий
тапа(х) tapa(h) Аскетизм; уничтожение ментальных загрязнений; сильное страдание (также а из ниям)
тара ta̱ra̱ Звезды
тарака ta̱raka Запредельный
тасья tasya Этого
тат tat Тот
татах tatah От того
татпрабхох tatprabhoh На его господине
татстха tatstha На который он опирается
таттва(м) tattva(m) Принцип; сущность
таттва даршана tattva darshana Прямое восприятие
таттва чинтана tattva chintana Созерцание и размышление (отражение)
татра tatra Там; двух; в том состоянии
тват tva̱t Благодаря
тивра tivra Напряженный
тришна trisna̱ Жажда; желание
тулья tulya Равный
турья turi̱ya Четвёртое состояние сознания; не проявленное состояние пуруши
тьяга(х) tya̱ga(h) Самозабвение; отречение
трайя(м) traya(m) ; группа из трех
У
убхайя u̱bhaya Оба
удана u̱da̱na Тип праны в теле
ударанам uda̱ra̱na̱m Расширенный
удита u̱dita Явный
уктам u̱ktam (Есть) сказанный
упасарга u̱pasarga̱ Помехи
упарактам u̱paraktam Окрашенный
уткрантих u̱tkra̱ntih Левитация
утпанна utpairna Возникший
X
ханам ha̱nam Разрушение
хридая hridaya Сердце
Ч
чакшух chaksuh Глаз
чандра chandra луна
чатуртха chaturtha Четвертое (состояние сознания и пранаямы)
четана chetana̱ Сознание
читрам chitram Окрашенный
читта chitta Универсальное сознание, которое включает сознательный, подсознательный и бессознательный уровни ума
читтабхедат ttabheda̱t Из-за отличий ума
читтавикшепах chittaviksepah Ментальные помехи
читгани chitta̱ni Умы
Читгантарадришье chittantaradrishye Познание одного ума другим
читтасамвит chittasamvit Знание ума
читтасья chittasya Ума; ментальный
читишактех chittishakteh Сознание
Ш
шабда shabda Слово; звук; мантра
шаитхалья shaithalya Ослабление
шакти shakti Сила, мощь
шарира shari̱ra Тело
шауча shaucha Очищение (одна из ниям)
Швасапрашваса shva̱saprashva̱sa̱ Вдохи и выдохи в дыхании (йях)
шилам shilam Качества
шравана shravana Способность слышания
шраддха shraddha̱ Вера
шротра(м) shrotra(m) Слух, ухо
шрута shruta Сердце
шуддхау shuddhau Очищение
шуньянам shu̱nya̱na̱m Лишенный; пустой
шунья shu̱nyah Пустой; пустота
Я
яма yama Самообуздание
ятнах yatnah усилие
СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Самадхи пада
1. Теперь (поэтому) полные наставления, касающиеся йоги.
2. Блокирование типовых проявлений сознания есть йога.
3. Тогда видящий устанавливается (пребывает) в своей собственной природе.
4. Иначе ― отождествление с типовыми проявлениями читты.
5. Типовые проявления ума пяти ов; они болезненны или не болезненны.
6. Пять типов проявлений ума ― это правильное знание, непраьное знание, фантазия, сон и память.
7. Прямое познание, вывод и детельство являются источниками правильного знания.
8. Неправильное понимание есть ложное знание, которое не основано на ственной форме [объекта].
9. Знание, вытекающее из слов, но пустое относительно объекта, есть фантазия.
10. Сон ― это вритти отсутствия ментальных содержаний для ей опоры.
11. [Свойство] не допускать ускользания из ума испытанных на опыте объектов есть память. Останавливание их (пяти вритти) повторяющейся практикой и вайрагьей.
13. Из двух (упомянутых в предыдущей сутре) абхьяса ― это «быть утвердившимся в старании».
14. Она становится твердо установленной, когда продолжается в течение тельного времени, с почтением, без прерывания.
15. Когда человек становится свободным от влечения к чувственным объектам, орые он испытывал на опыте, а также к тем, о которых он слышал, это состояние сознания есть вайрагья.
16. Та есть высшая, в которой существует свобода от желания по причине знания пуруши.
17. Сампраджнята а устанавливает соединение соответственно с избирательностью рассуждением, блаженством и чувством личности.
18. Другому самадхи (асампраджнята) предшествует непрерывное занятие по останавливанию содержания ума. В нем ум остается в форме следов.
19. Для йогов видеха и пракрита лайя основанием для асампраджа самадхи является их рождение. (Это бхавапратьяя асампраджнята самадхи.)
20. Другие (те, кто не принадлежит к свободным от тела и слитым с пракрити) достигают асампраджнята самадхи через соответствующие стадии веры, сильной воли, памяти и понимания, возникающего от сампраджнята самадхи.
21. Те, кто имеют сильное побуждение, достигают асампраджнята самадхи очень скоро.
22. Быстрота, с которой может быть достигнуто асампраджнята самадхи, обусловлена степенью рвения, которая в порядке возрастания может быть слабой, средней и сильной.
23. Или (асампраджнята самадхи) может быть достигнуто преданностью Ишваре.
24. Бог ― это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды.
25. В Ишваре ― семя неограниченного всезнания.
26. Будучи не ограниченным во времени, он есть гуру самых первых гуру.
27. АУМ это слово, означающее Бога.
28. То (слово АУМ) следует произносить, повторяя во время ментального пребывания на его значении.
29. От этой практики сознание разворачивается внутрь и преодолеваются помехи.
30. Болезнь, тупость, сомнение, откладывание, лень, влечение, ошибочное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и нестабильность есть помехи.
31. Боль, угнетенность, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки ментального отвлечения.
32. Для удаления тех (помех и сопутствующих признаков должна выполняться) практика концентрации на одном принципе.
33. Ум становится очищенным и спокойным [путем] развития в отношении к счастью, несчастью, добродетели и пороку позиций соответственно дружественности, сострадания, радости и нейтральности.
34. Или (можно управлять умом) путем выдоха и задерживания дыхания.
35. Или еще ум может быть сделан устойчивым путем введения его в активность чувственного опыта.
36. Или (ум можно контролировать) в состоянии светимости, которое за пределами печали.
37. Или еще ум может быть приведен под контроль, делая объектом концентрации ума [некую] бесстрастную личность.
38. Или еще (ум может быть сделан устойчивым), если дать ему для опоры знание, [возникающее] от сновидения или глубокого сна.
39. Или еще (ум может быть сделан устойчивым) путем медитации на желаемом.
40. Так йог достигает владычества над всеми объектами медитации, которые простираются от мельчайшего атома до бесконечно ьшого.
41. Самапати ― это состояние полной поглощенности ума, который свободен от вритти, в (трех видах объектов, таких, как) познающем, познаваемом и познании, подобно тому, как отполированный кристалл принимает цвет того, на чем он покоится.
42. В этом состоянии (самадхи) сознание совершает переходы между словом, истинным значением и чувственным восприятием; это смешанное состояние ума известно как савитарка самапати.
43. После очищения памяти, когда ум как бы лишен осознания сеи истинное знание объекта единственно светит