Сутра 23: Зачем необходим союз?

Svasva̱mishaktayoh svaru̱popalabdhihetuh samyogah

Sva ― своего собственного;

sva̱mi ― господин;

shaktayoh ― двух сил;

svaru̱pa ― сво я сущностная природа;

upalabdhi ― достижение;

hetuh ― цель;

samyogah ― становящиеся вместе.

Целью союза пуруши и пракрити является испытание на опыте [собственной] существенной природы и достижение в себе самих сил [соответственно ] пуруши и пракрити.

Пуруша и пракрити приходят вместе ради двух целей: первое ― достичь самоосознания [самореализации] и второе ― раскрыть силы, присущие им обоим. Это очень важная сутра, поскольку утверждает, что реализация ― [осознание] является целью совместного прихода пуруши и пракрити. Для пракрити цель заключается в том, чтобы развернуть вселенную и раскрыть присущие ей силы. Пуруше также присущи некоторые силы. Пуруша ― это чистое сознание. Пракрити ― это вибрация, движение, инерция, пять элементов и индрий и т.д., но и тело, и ум, и гуны ― все находится в пракрити.

Мозг дикаря и мозг цивилизованного человека состоит из того же серого вещества, но между ними существуют определенные различия. Дикарь еще не раскрыл присущие ему силы, в то время развитый человек уже развернул их. Духовно развитый человек достиг высшего раскрытия, тогда как в змее или тигре раскрыто еще очень мало. Различие имеет место благодаря различной степени раскрытия присущих им сил, и эти силы всегда принадлежат либо царству пуруши, либо ― пракрити. Существуют определенные духовные силы и определенные природные силы.

Духовные силы присуши пуруше, природные силы принадлежат пракрити. Раскрытие [сил] происходит благодаря эволюции пуруши и пракрити. Поэтому каждый из нас получил [определенное] духовное развитие и прошел высшее природное развитие, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Сутра 24: Авидья есть причина

Tasya heturavidya̱

Tasya ― этого (союза);

Hetuh ― причина;

vidya̱ ― недостаток внутреннего осознания.

Причина союза ― авидья.

Для союза пуруши и пракрити должна быть причина. Этой причиной является авидья. И пракрити и пуруша безначальны. До начала вселенной они уже существовали. На самом деле пуруша всегда освобожденный. Но может быть задан вопрос: если пуруша всегда свободен, в чем заключается смысл достижения мукти снова? Эта проблема находится за пределами логики; она может быть решена только в состоянии медитации. Говорится, что авидья есть причина союза. Но эта авидья не есть неведение [в обычном понимании]. Это не та авидья, которая обсуждалась при рассмотрении клеш. Здесь авидья ― это высшая сила, называемая майей, определить которую в писаниях нет никакой возможности. Складывается впечатление, что эта авидья является изначальной, действующей причиной взаимоотношений между пурушей и пракрити. Это может быть понято только через философию адвайты, поскольку в санкхье пуруша и пракрити [едины только в том, что оба] вечны. В веданте же они составляют одно, называемое Брахман ― высший.

Он есть основа всех энергий и всего сознания, но в этом сознании есть движущая сила, которая называется майя. Вследствие этой майи создается некая пелена, и посредством этой завесы рождается пракрити, после чего и пракрити и пуруша становятся иллюзорными процессами. Для дуалистической санкхьи они не иллюзорны, но веданта не двойственна, и поэтому она может объяснять Брахмана и майю как одну сущность.

Сутра 25: Определение ханы

Tadabha̱va̱t samyogobha̱vo ha̱nam taddrisheh kaivalyam

Tat ― то (авидья);

abha̱va̱t ― из-за отсутствия;

samyoga ― союз;

abha̱vah ― отсутствие;

ha̱nam ― упразднение;

tat ― то (состояние);

drisheh ― видящего;

kaivalyam ― освобождение.

При отсутствии авидьи союз (между пурушей и пракрити) исчезает. Это есть хана (упразднение), называемое освобождением пуруши.

С удалением авидьи удаляется причина соединения пуруши с пракрити, а с удалением причины ее действие, а именно соединение, также перестает существовать. Это называется ханой, которая изолирует пурушу от всего остального. Это есть освобождение (кайвалья). Эта тема кайвальи будет основательно обсуждаться в четвертой главе, поэтому здесь нет необходимости останавливаться на деталях.

Сутра 26: Средства ханы

Vi̱vekakhya̱tiraviplava̱ ha̱nopa̱yah

Viveka ― различение;

khya̱tih ― осознание;

aviplava̱ без колебания;

ha̱nopa̱yah ― средство для упразднения (ханы).

Наши рекомендации