Астрономических исследовательских центров и космических обсерваторий»
(к теме 2.4 Современные исследования в астрофизике)
1. Используя ресурсы сети Интернет, найдите сайты современных астрономических исследовательских центров мира. Заполните таблицу:
Название научно-исследовательского центра | Важнейшие открытия | Направление исследований |
1. Используя ресурсы сети Интернет, изучите структуру и содержание сайта «МКС он-лайн». Заполните таблицу:
Особенности структуры сайта | |
Информация сайта для использования на уроках астрономии |
1. Изучите содержание и структуру сайта CERN http://bak-cern.ru/ . Ниже представлен текст о структуре БАК. Вставьте недостающие слова и поясните астрофизические основы наблюдаемых явлений:
__________________________ земля вблизи от Женевы поднимается на 25 см, увеличивая протяженность БАК на 1 мм и изменяя энергию пучка на 0,02%. Экспериментаторы должны учитывать этот эффект: необходимо контролировать энергию пучка с точностью до 0,002%
Заполнив таблицу, охарактеризуйте специфику информации, получаемой с использованием указанных детекторов:
Название детектора | Назначение | Значение исследований для астрономии |
LHC | ||
CM | ||
LHCb | ||
ATLAS |
1. Изучите содержание и структуру сайтов следующих обсерваторий, используя соответствующие ссылки:
1. Главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория http://www.gao.spb.ru/russian/
2. Крымская астрофизическая обсерватория http://craocrimea.ru/ru/
3. Кавказская горная обсерватория ГАИШ МГУ им. М.В.Ломоносова http://lnfm1.sai.msu.ru/kgo/main.php
Заполните таблицу:
Название обсерватории | Особенности структуры и содержания сайта | Новейшие открытия |
Главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория | ||
Крымская астрофизическая обсерватория | ||
Кавказская горная обсерватория |
Список вопросов и заданий для подготовки к текущему контролю.
Новейшие исследования в области физики звезд и звездных систем.
1. Опишите основные характеристики белых карликов, нейтронных звезд.
2. Почему цефеиды называют «маяками Вселенной»? Чем отличаются цефеиды от затменно-переменных звезд?
3. Почему в спектре сверхновых звезд отмечаются очень широкие линии излучения?
4. Перечислите, какие объекты рассматриваются как конечные стадии эволюции звезд в зависимости от исходной массы.
5. Охарактеризуйте основные методы поиска экзопланет.
6. Сформулируйте собственную позицию относительно значимости поиска жизни и разума во Вселенной.
Список вопросов и заданий для подготовки к текущему контролю.
Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
1. Охарактеризуйте структуру Галактики. Из каких наблюдений можно сделать вывод о существовании межзвездной пыли, молекулярных и атомарных газов в межзвездном пространстве?
2. Перечислите факты, подтверждающие, что Вселенная непрерывно эволюционирует.
3. Приведите факты, подтверждающие существование темной материи и темной энергии во Вселенной.
4. Перечислите и раскройте содержание открытий, подтверждающих современную теорию происхождения и эволюции Вселенной.
Список вопросов и заданий для подготовки к текущему контролю.
Проектирование и конструирование урока астрономии.
1. Охарактеризуйте структуру уроков астрономии различного типа и решаемые в ходе реализации данных уроков методические задачи.
2. Опишите основные виды деятельности учащихся на уроке астрономии и их соответствие возрастным особенностям учащихся.
3. Раскройте особенности методики использования «Школьного астрономического календаря» на учебный год на уроках астрономии.
Практическая работа №3 «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы»
(к теме 3.1 Проектирование и конструирование урока астрономии)
1. В процессе формирования понятийного аппарата целесообразно использовать планы обобщенного характера (методические разработки по физике выполнены Г.В.Оспенниковой, А.Ю. Румянцевой, А.В.Усовой). Ниже представлены отдельные элементы данных планов. Внесите недостающие элементы и завершите каждый из представленных планов:
План описания астрономического объекта
- Признаки объекта, условия его существования.
- Структура объекта, его возможные состояния.
- ….
- ….
- Зависимость свойств объекта от внешних факторов.
- Теоретическая модель объекта, объяснение его основных свойств с позиции.
- ….
- ….
План описания астрономической величины
- Признаки явления, условия его наблюдения.
- Примеры проявления явления во Вселенной, разновидности явления.
- ….
- ….
- Законы, описывающие явление, их математическое выражение.
- Астрофизическая сущность явления, механизмы его проекания.
- ….
План описания астрономической величины
- Характеризуемое величиной явление или процесс.
- Определение величины.
- ….
- ….
- Связь данной величины с другими величинами.
План описания астрономического закона
- Краткие сведения истории открытия, автор открытия закона.
- Словесная формулировка закона.
- ….
- ….
- Опыты, подтверждающие справедливость закона.
- Границы применимости закона.
- ….
- ….
План описания астрономической теории
- Краткие сведения истории возникновения теории.
- Научные факты, лежащие в основе теории, общенаучные и естественнонаучные принципы.
- ….
- ….
- Система математических уравнений теории (заменяющие их качественные утверждения), описывающие модель (идеализированный объект теории)э
- Следствия теории.
- ….
1. Приведите примеры:
- одной из групп космических объектов – космических тел;
- одной из групп космических объектов – космических систем;
- астрономических явлений;
- астрономических явлений, наблюдаемых в атмосфере Земли;
- астрономических законов;
- астрономических теорий.
1. Составьте обобщенную схему структуры астрономической науки, классифицирующей элементы в последовательности «вид – род – семейство – группа – класс – тип».
2. Используя учебник Б.А.Воронцов-Вельяминова, Е.К.Страута и рабочую программу к учебнику, заполните таблицу:
Раздел/тема курса астрономии | Законы, закономерности и понятия, изученные ранее учащимися в курсе физики, химии, биологии, географии | Вновь вводимые законы, закономерности, понятия, ранее учащимися не изученные |
Список вопросов и заданий для подготовки к текущему контролю.