Тема 15. Глобальные и региональные конфликты.
Понятие и особенности глобальных и региональных конфликтов. Взаимосвязь глобальных и региональных конфликтов. Предупреждение глобальных и региональных конфликтов. Разрешение глобальных и региональных конфликтов.
Контрольные вопросы для освоения модуля
1. Понятие внутриличностных конфликтов.
- Виды внутриличностных конфликтов.
- Причины внутриличностных конфликтов.
- Последствия внутриличностных конфликтов.
- Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Стратегии поведения в конфликте.
- Понятие межличностных конфликтов.
- Виды межличностных конфликтов.
- Причины межличностных конфликтов.
- Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
- Принципы конструктивной критики.
- Методики разрешения межличностного конфликта.
- Конфликты в семье.
- Классификация семейных конфликтов.
- Предупреждение конфликтов в семье.
- Разрешение конфликтов в семье.
- Конфликты руководитель-подчиненный.
- Конфликты в организациях: понятие и классификация.
- Конфликты в организациях: причины и последствия.
- Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов в организациях.
- Этнические конфликты: понятие, виды.
- Причины этнических конфликтов
- Экономические конфликты: понятие, виды.
- Экономические конфликты: причины и способы разрешения.
- Экономические конфликты в современной России.
- Политические конфликты: понятие, причины.
- Политические конфликты: классификация.
- Социальные конфликты: понятие, причины.
- Профилактика социальных конфликтов.
- Способы разрешения политических и социальных конфликтов.
- Последствия политических и социальных конфликтов.
- Взаимосвязь экономических, политических, социальных и духовных конфликтов в обществе.
- Конфликты в духовной сфере общества.
- Понятие и специфика юридического конфликта.
- Юридические способы разрешения конфликтов.
- Причины возникновения юридического конфликта.
- Педагогические конфликты: понятие и классификация.
- Причины педагогических конфликтов.
- Способы урегулирования педагогических конфликтов.
- Взаимосвязь глобальных и региональных конфликтов.
- Понятие и виды глобальных конфликтов.
- Предупреждение и регулирование глобальных и региональных конфликтов.
3. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля.
Проект «Подготовка эссе».
В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы. Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л. Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на конференцию.
Примерная тематика эссе:
- История развития зарубежной конфликтологии
- История развития отечественной конфликтологии
- Современные концепции конфликта
- Функции конфликта, его позитивные и негативные проявления
- Методы изучения конфликта
- Понятие конфликта. Сложности определения
- Конфликтология и её связь с другими науками
- Системный подход в изучении конфликтов
- Этапы изучения конфликтов
- Понятие и сущность конфликта
- Элементы конфликта (Хасан Б.И.)
- Структура конфликта (Самоукина Н.В., Петровская Л.А.)
- Участники конфликта (прямые, косвенные, посредники)
- Ранги, статусы участников социального конфликта
- Причины конфликтов
- Конфликт, его виды
- Классификация социального конфликта
- Классификация конфликта по А.И. Шипилову
- Мотивация конфликтности
- Фазы и стадии развития конфликта
- Внутриличностный конфликт, его виды
- Причины возникновения внутриличностного конфликта
- Последствия внутриличностного конфликта
- Межличностный конфликт, его виды
- Виды разрешения межличностного конфликта
- Методы урегулирования конфликтов
- Межгрупповой конфликт, его характеристика
- Последствия групповых конфликтов
- Трудовой конфликт, его виды
- Конфликты в организации, их причины
- Виды конфликтов в организации
- Классификация конфликтов в организации по типу функциональной подсистемы
- Последствия конфликтов в организации
- Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации
- Социально-экономические и социально-политические конфликты
- Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов
- Конфликты в духовной сфере общества.
- Понятие и специфика юридического конфликта.
- Педагогические конфликты: понятие и классификация.
- Понятие и виды глобальных конфликтов.
Формы рубежного контроля.
План итогового занятия (коллоквиума).
Данное занятие проводится как итоговое и включает в себя обсуждение всего комплекса вопросов и подготовленных студентами эссе для обсуждения ключевых проблем данного курса:
1. Объясните, как вы понимаете выражение: «Конфликт - осознанное противоречие».
2. Конфликтная ситуация и инцидент. Что выступает объектом и предметом конфликта?
3. Найдите методики разрешения конфликтов и попробуйте реализовать рекомендации на практике.
4. Опишите кризисные периоды в развитии семьи. Как вы преодолевали конфликты в системе «родители-дети» на своем опыте.
5. Как вы испытывали реформы системы образования в школе?
6. Особенности экономических конфликтов в России.
7. Особенности социальных конфликтов в российской истории.
8. В чем заключается взаимосвязь политических и социальных конфликтов?
9. Как вы понимаете сущность и особенности конфликтов в духовной сфере по сравнению с другими конфликтами в обществе?
10. Каковы на ваш взгляд, перспективы урегулирования этнических противоречий в принципе?
11. В чем заключается особенность широкого и узкого подходов к определению юридического конфликта?
12. Как вы понимаете взаимосвязь глобальных и региональных проблем и конфликтов в обществе?
По каждому вопросу, приведенному в плане коллоквиума, проводится дискуссия.
Кроме того, в ходе коллоквиума осуществляется проверка конспекта лекционных и практических занятий. Студенту предлагается ответить на два вопроса преподавателя. Вопросы задаются из числа тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях в течение периода освоения учебного модуля.
Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежной аттестации, составляет 10 баллов.
2 балла начисляются, если студентом представлен полный конспект лекционных и практических занятий, входящих в структуру учебного модуля. Конспект лекционного/практического занятия должен включать план занятия, содержание вопросов, рассматриваемых в ходе занятия.
1 балл начисляется, если студентом представлен полный конспект лекционных занятий.
4 балла начисляются за полный систематичный ответ на 1 вопрос преподавателя из числа тем, рассмотренных в течение периода освоения учебного модуля. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку данной проблемы, данную студентом.
3 балла начисляется за содержательно корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса.
2 балла начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание.
1 балл начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен раскрывать основное содержание обсуждаемой научной проблемы.
5. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада с необходимостью предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной литературой, не только учебно-методическими изданиями (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями), но и монографическими материалами, научной периодикой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также перечнем использованной литературы.
Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев.
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Презентация научного доклада по вопросу практического занятия | Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) | В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий | |
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) | В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое, теоретическое и теоретико-практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента | ||
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1 балл) | Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины | ||
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) | Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции | ||
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) | Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала |
- Методические указания по подготовке эссе (рефератов)
Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.
Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.
Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.
Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.
Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы).