Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения
Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения
г. Ростов-на-Дону – 2017 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социологии и регионоведения
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института
_______________ /А.В. Сериков/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____» сентября 2017г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ»
Направление подготовки (специальность)
034000 Конфликтология
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Кафедра конфликтологии и национальной безопасности
Курс 1 семестр 1
Форма обучения очная
Программа разработана | Шустова Марина Сергеевна, |
кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения |
Рецензент
Мартиросян София Ашотовна, кандидат философских наук, доцент
г. Ростов-на-Дону – 2017 г.
Рекомендована к утверждению решением учебно-методического совета Института социологии и регионоведения | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры конфликтологии и национальной безопасности | |
протокол заседания №____ от | протокол заседания №_____ от | |
«____» сентября 2017 г. | «____» сентября 2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры конфликтологии и национальной безопасности от _____ сентября 2017 г. №_______ |
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Введение в конфликтологию» занимает важное место в подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с непрерывным взаимодействием с людьми. Представителям всех профессий системы «человек – человек» постоянно приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, неизбежно возникающими в ходе интенсивной коммуникации.
В настоящее время конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Будущему специалисту следует иметь представление об общей теории конфликта: его природе, границах, причинах, функциях, структуре, динамике. Необходимо также знать о различных видах конфликтов, специфике их протекания и разрешения.
Основнойцелью дисциплины «Введение в конфликтологию» является освоение студентами основ теоретических представлений о конфликтологической проблематике, знакомство с отраслевой спецификой конфликтологии для понимания будущей профессиональной деятельности. Данная дисциплина направлена на изучение студентами основных механизмов, лежащих в основе возникновения конфликтов, на изучение природы, функций, последствий, структуры и динамики всевозможных конфликтных ситуаций.
Основной задачей дисциплины «Введение в конфликтологию» выступает формирование необходимых бакалавру-конфликтологу общекультурных и профессиональных компетенций. Изучение дисциплины предусматривает также решение ряда образовательных задач:
1. Сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению конфликтологии и потребность в систематизированных знаниях в данной области.
2. Сформировать системные представления о содержании конфликтологической науки и целостные представления о таком разноплановом и противоречивом явлении, как конфликт на основе знаний о:
· истории конфликтологических учений;
· природе конфликта, его границах, причинах, функциях, последствиях, структуре и динамике;
· феноменологии конфликта, его возникновении и развитии;
· различных видах конфликтов (внутриличностных, межличностных, групповых, межгрупповых, юридических, этнических и др.), специфике их протекания и разрешения;
· способах предотвращения и разрешения конфликтов.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Введение в конфликтологию»относится к циклу базовых и читается в 1 семестре 1 курса бакалавриата. Данная дисциплина требует от обучающихся среднее (полное) или начальное профессиональное образование.
Данная дисциплина закладывает основы для изучения последующих дисциплин: «Общая конфликтология», «Методология исследования конфликтов», «Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира», «Политическая конфликтология», «Психология конфликта» и др. В процессе изучения данного курса студенты получают необходимые знания теоретических концепций и подходов современной конфликтологии.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
-
Знания: _______________________________________________________
Умения:_______________________________________________________
Навыки:_______________________________________________________
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Общая конфликтология_________________
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- ___________________Методология исследования конфликтов_______
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- ____________________Политическая конфликтология_____________
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля)) и т.д.
III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов ряда компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и основной образовательной программой высшего профессионального образования по данному направлению подготовки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- что такое конфликтология как область знаний и учебная дисциплина;
- эволюцию представлений о конфликте, природе конфликта, его структуре, видах, причинных факторов, особенностях динамики, специфику конфликтов в различных сферах, возможные способы работы с ними, условия, обеспечивающие их разрешение;
Уметь:
- выявить предмет конфликта, проанализировать его специфику на основе использования различных теоретико-методологических подходов;
- проводить исследования значимых научных работ в области конфликтологии;
Владеть:
- такими понятиями и категориями как: конфликт, объект конфликта, предмет конфликта, функции конфликта, конфликтная ситуация, субъекты и участники конфликта и др.;
- классификацией конфликтов, а также типологией конфликтов по сферам жизнедеятельности;
- научным мировоззрением, культурой мышления, способностью к восприятию и анализу, обобщению информации;
- готовностью и способностью к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области конфликтологии;
- готовностью и способностью к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
Основы конфликтологии | Тема 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Тема 2. Что такое конфликт? Тема 3. Объект и предмет конфликта. | Участие в семинарских занятиях, обсуждение проблемных заданий, выполнение практических заданий | |
Виды конфликтов | Тема 4. Внутриличностные конфликты. Тема 5. Межличностные конфликты. Тема 6. Семейные конфликты. Тема 7. Конфликты в организациях. Тема 8. Педагогические конфликты. Тема 9. Экономические конфликты. Тема 10. Социальные конфликты. Тема 11. Политические конфликты. Тема 12. Конфликты в духовной сфере. Тема 13. Этнические конфликты. Тема 14. Юридические конфликты. Тема 15. Глобальные конфликты. | Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий, ролевые игры, подготовка эссе |
4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет зач. ед. (173 ч.).
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
№ семестра | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа: | ||
Эссе (Э) | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | ||
Подготовка и сдача экзамена | ||
Экзамен |
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре
№ модуля | Наименование модуля | Количество часов | ||||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||||
Л | ПЗ | |||||||
Основы конфликтологии | ||||||||
Виды конфликтов | ||||||||
Итого: | ||||||||
V. Образовательные технологии
Освоение учебных модулей дисциплины предусматривает реализацию инновационных образовательных технологий. Учебный процесс базируется на концепции компетентностного обучения, ориентированного на формирование конкретного перечня профессиональных компетенций, актуализацию получаемых теоретических знаний в конкретных управленческих и исследовательских технологиях.
Развертывание компетентностной модели обучения предполагает широкое применение инновационных способов организации учебного процесса, в т.ч. применение метода проектного обучения, технологий управляемого самостоятельного обучения, а также внедрение системы онлайн-поддержки внеаудиторной работы студентов.
100 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.
Семестр | Вид занятия (Л, ПР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Проблемные лекции; лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией. | ||
ПР | Разбор конкретных ситуаций на семинарских занятиях, дискуссии, ролевые игры | ||
Итого: |
Интернет-ресурсы.
1. Комплект презентационных материалов к дисциплине // http://incampus.ru/.
2. Учебно-методической комплекс дисциплины // http://incampus.ru/.
3. Учебно-методического совета по образованию в области конфликтологии УМО по инновационным междисциплинарным программам и кафедры конфликтологии СПбГУ (http://www.conflictology.ru);
4. Практическая конфликтология в Санкт-Петербурге и России. Медиация (http://www.conflictology.spb.ru/);
5. Центр разрешения конфликтов (http://www.conflictanet.ru/);
6. Сибирский Центр конфликтологии (http://edu.headhunter.com.kz/company/647;jsessionid=fl69332ao0sh);
7. Киевский Центр политических исследований и конфликтологии (http://www.analitik.org.ua/);
8. Российское образование. Федеральный портал (http://www.edu.ru/index.php?page_id=162);
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ
Содержание модуля.
Тема 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина.
Определение понятия «конфликтология». Исторические условия возникновения конфликтологии. Многообразие различных точек зрения на конфликт. Отношение к конфликтам и их изучению в различных типах общества. Философско-социологическая и психологическая традиции изучения конфликтов. Предмет, объект, функции, цели, задачи и методы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы конфликтологии. Основные этапы становления отечественной конфликтологии.
Тема 2. Что такое конфликт.
Определение понятия. Конфликт как осознанное противоречие. Конфликт как одна из форм социального взаимодействия, противоборства личностей и групп по поводу несовместимых потребностей, интересов, ценностей. Классификация конфликтов. Типология конфликтов по сферам жизнедеятельности, мотивам и целям противоборства, интенсивности и т.д. Функции конфликтов.
Содержание модуля.
Тема 6. Семейные конфликты.
Семья как ячейка общества и её социальные функции. Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Классификация семейных конфликтов. Супружеские конфликты. Конфликты в системе «родители-дети». Предупреждение конфликтов в семье. Урегулирование семейных конфликтов.
Проект «Подготовка эссе».
В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы. Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л. Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на конференцию.
Примерная тематика эссе:
- История развития зарубежной конфликтологии
- История развития отечественной конфликтологии
- Современные концепции конфликта
- Функции конфликта, его позитивные и негативные проявления
- Методы изучения конфликта
- Понятие конфликта. Сложности определения
- Конфликтология и её связь с другими науками
- Системный подход в изучении конфликтов
- Этапы изучения конфликтов
- Понятие и сущность конфликта
- Элементы конфликта (Хасан Б.И.)
- Структура конфликта (Самоукина Н.В., Петровская Л.А.)
- Участники конфликта (прямые, косвенные, посредники)
- Ранги, статусы участников социального конфликта
- Причины конфликтов
- Конфликт, его виды
- Классификация социального конфликта
- Классификация конфликта по А.И. Шипилову
- Мотивация конфликтности
- Фазы и стадии развития конфликта
- Внутриличностный конфликт, его виды
- Причины возникновения внутриличностного конфликта
- Последствия внутриличностного конфликта
- Межличностный конфликт, его виды
- Виды разрешения межличностного конфликта
- Методы урегулирования конфликтов
- Межгрупповой конфликт, его характеристика
- Последствия групповых конфликтов
- Трудовой конфликт, его виды
- Конфликты в организации, их причины
- Виды конфликтов в организации
- Классификация конфликтов в организации по типу функциональной подсистемы
- Последствия конфликтов в организации
- Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации
- Социально-экономические и социально-политические конфликты
- Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов
- Конфликты в духовной сфере общества.
- Понятие и специфика юридического конфликта.
- Педагогические конфликты: понятие и классификация.
- Понятие и виды глобальных конфликтов.
Формы рубежного контроля.
План итогового занятия (коллоквиума).
Данное занятие проводится как итоговое и включает в себя обсуждение всего комплекса вопросов и подготовленных студентами эссе для обсуждения ключевых проблем данного курса:
1. Объясните, как вы понимаете выражение: «Конфликт - осознанное противоречие».
2. Конфликтная ситуация и инцидент. Что выступает объектом и предметом конфликта?
3. Найдите методики разрешения конфликтов и попробуйте реализовать рекомендации на практике.
4. Опишите кризисные периоды в развитии семьи. Как вы преодолевали конфликты в системе «родители-дети» на своем опыте.
5. Как вы испытывали реформы системы образования в школе?
6. Особенности экономических конфликтов в России.
7. Особенности социальных конфликтов в российской истории.
8. В чем заключается взаимосвязь политических и социальных конфликтов?
9. Как вы понимаете сущность и особенности конфликтов в духовной сфере по сравнению с другими конфликтами в обществе?
10. Каковы на ваш взгляд, перспективы урегулирования этнических противоречий в принципе?
11. В чем заключается особенность широкого и узкого подходов к определению юридического конфликта?
12. Как вы понимаете взаимосвязь глобальных и региональных проблем и конфликтов в обществе?
По каждому вопросу, приведенному в плане коллоквиума, проводится дискуссия.
Кроме того, в ходе коллоквиума осуществляется проверка конспекта лекционных и практических занятий. Студенту предлагается ответить на два вопроса преподавателя. Вопросы задаются из числа тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях в течение периода освоения учебного модуля.
Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежной аттестации, составляет 10 баллов.
2 балла начисляются, если студентом представлен полный конспект лекционных и практических занятий, входящих в структуру учебного модуля. Конспект лекционного/практического занятия должен включать план занятия, содержание вопросов, рассматриваемых в ходе занятия.
1 балл начисляется, если студентом представлен полный конспект лекционных занятий.
4 балла начисляются за полный систематичный ответ на 1 вопрос преподавателя из числа тем, рассмотренных в течение периода освоения учебного модуля. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку данной проблемы, данную студентом.
3 балла начисляется за содержательно корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса.
2 балла начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание.
1 балл начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен раскрывать основное содержание обсуждаемой научной проблемы.
5. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада с необходимостью предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной литературой, не только учебно-методическими изданиями (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями), но и монографическими материалами, научной периодикой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также перечнем использованной литературы.
Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев.
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Презентация научного доклада по вопросу практического занятия | Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) | В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий | |
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) | В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое, теоретическое и теоретико-практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента | ||
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1 балл) | Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины | ||
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) | Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции | ||
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) | Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала |
- Методические указания по подготовке эссе (рефератов)
Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.
Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.
Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.
Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.
Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы).
Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения
г. Ростов-на-Дону – 2017 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социологии и регионоведения
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института
_______________ /А.В. Сериков/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____» сентября 2017г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ»
Направление подготовки (специальность)
034000 Конфликтология
Профиль подготовки