Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения

Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения

г. Ростов-на-Дону – 2017 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социологии и регионоведения

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________ /А.В. Сериков/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____» сентября 2017г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ»

Направление подготовки (специальность)

034000 Конфликтология

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Кафедра конфликтологии и национальной безопасности

Курс 1 семестр 1

Форма обучения очная

Программа разработана Шустова Марина Сергеевна,
  кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения

Рецензент

Мартиросян София Ашотовна, кандидат философских наук, доцент

г. Ростов-на-Дону – 2017 г.

Рекомендована к утверждению решением учебно-методического совета Института социологии и регионоведения   Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры конфликтологии и национальной безопасности  
   
протокол заседания №____ от   протокол заседания №_____ от
«____» сентября 2017 г.   «____» сентября 2017 г.
  СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры конфликтологии и национальной безопасности от _____ сентября 2017 г. №_______

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Введение в конфликтологию» занимает важное место в подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с непрерывным взаимодействием с людьми. Представителям всех профессий системы «человек – человек» постоянно приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, неизбежно возникающими в ходе интенсивной коммуникации.

В настоящее время конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Будущему специалисту следует иметь представление об общей теории конфликта: его природе, границах, причинах, функциях, структуре, динамике. Необходимо также знать о различных видах конфликтов, специфике их протекания и разрешения.

Основнойцелью дисциплины «Введение в конфликтологию» является освоение студентами основ теоретических представлений о конфликтологической проблематике, знакомство с отраслевой спецификой конфликтологии для понимания будущей профессиональной деятельности. Данная дисциплина направлена на изучение студентами основных механизмов, лежащих в основе возникновения конфликтов, на изучение природы, функций, последствий, структуры и динамики всевозможных конфликтных ситуаций.

Основной задачей дисциплины «Введение в конфликтологию» выступает формирование необходимых бакалавру-конфликтологу общекультурных и профессиональных компетенций. Изучение дисциплины предусматривает также решение ряда образовательных задач:

1. Сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению конфликтологии и потребность в систематизированных знаниях в данной области.

2. Сформировать системные представления о содержании конфликтологической науки и целостные представления о таком разноплановом и противоречивом явлении, как конфликт на основе знаний о:

· истории конфликтологических учений;

· природе конфликта, его границах, причинах, функциях, последствиях, структуре и динамике;

· феноменологии конфликта, его возникновении и развитии;

· различных видах конфликтов (внутриличностных, межличностных, групповых, межгрупповых, юридических, этнических и др.), специфике их протекания и разрешения;

· способах предотвращения и разрешения конфликтов.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Введение в конфликтологию»относится к циклу базовых и читается в 1 семестре 1 курса бакалавриата. Данная дисциплина требует от обучающихся среднее (полное) или начальное профессиональное образование.

Данная дисциплина закладывает основы для изучения последующих дисциплин: «Общая конфликтология», «Методология исследования конфликтов», «Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира», «Политическая конфликтология», «Психология конфликта» и др. В процессе изучения данного курса студенты получают необходимые знания теоретических концепций и подходов современной конфликтологии.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

-

Знания: _______________________________________________________

Умения:_______________________________________________________

Навыки:_______________________________________________________

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Общая конфликтология_________________

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- ___________________Методология исследования конфликтов_______

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- ____________________Политическая конфликтология_____________

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля)) и т.д.

III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов ряда компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и основной образовательной программой высшего профессионального образования по данному направлению подготовки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- что такое конфликтология как область знаний и учебная дисциплина;

- эволюцию представлений о конфликте, природе конфликта, его структуре, видах, причинных факторов, особенностях динамики, специфику конфликтов в различных сферах, возможные способы работы с ними, условия, обеспечивающие их разрешение;

Уметь:

- выявить предмет конфликта, проанализировать его специфику на основе использования различных теоретико-методологических подходов;

- проводить исследования значимых научных работ в области конфликтологии;

Владеть:

- такими понятиями и категориями как: конфликт, объект конфликта, предмет конфликта, функции конфликта, конфликтная ситуация, субъекты и участники конфликта и др.;

- классификацией конфликтов, а также типологией конфликтов по сферам жизнедеятельности;

- научным мировоззрением, культурой мышления, способностью к восприятию и анализу, обобщению информации;

- готовностью и способностью к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области конфликтологии;

- готовностью и способностью к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Основы конфликтологии Тема 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Тема 2. Что такое конфликт? Тема 3. Объект и предмет конфликта. Участие в семинарских занятиях, обсуждение проблемных заданий, выполнение практических заданий  
Виды конфликтов Тема 4. Внутриличностные конфликты. Тема 5. Межличностные конфликты. Тема 6. Семейные конфликты. Тема 7. Конфликты в организациях. Тема 8. Педагогические конфликты. Тема 9. Экономические конфликты. Тема 10. Социальные конфликты. Тема 11. Политические конфликты. Тема 12. Конфликты в духовной сфере. Тема 13. Этнические конфликты. Тема 14. Юридические конфликты. Тема 15. Глобальные конфликты.   Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий, ролевые игры, подготовка эссе

4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет зач. ед. (173 ч.).

Вид работы Трудоемкость, часов
№ семестра Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа:
Эссе (Э)
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
Подготовка и сдача экзамена
Экзамен

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ
Основы конфликтологии  
Виды конфликтов  
  Итого:  
                 

V. Образовательные технологии

Освоение учебных модулей дисциплины предусматривает реализацию инновационных образовательных технологий. Учебный процесс базируется на концепции компетентностного обучения, ориентированного на формирование конкретного перечня профессиональных компетенций, актуализацию получаемых теоретических знаний в конкретных управленческих и исследовательских технологиях.

Развертывание компетентностной модели обучения предполагает широкое применение инновационных способов организации учебного процесса, в т.ч. применение метода проектного обучения, технологий управляемого самостоятельного обучения, а также внедрение системы онлайн-поддержки внеаудиторной работы студентов.

100 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

Семестр Вид занятия (Л, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л Проблемные лекции; лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией.
ПР Разбор конкретных ситуаций на семинарских занятиях, дискуссии, ролевые игры
Итого:

Интернет-ресурсы.

1. Комплект презентационных материалов к дисциплине // http://incampus.ru/.

2. Учебно-методической комплекс дисциплины // http://incampus.ru/.

3. Учебно-методического совета по образованию в области конфликтологии УМО по инновационным междисциплинарным программам и кафедры конфликтологии СПбГУ (http://www.conflictology.ru);

4. Практическая конфликтология в Санкт-Петербурге и России. Медиация (http://www.conflictology.spb.ru/);

5. Центр разрешения конфликтов (http://www.conflictanet.ru/);

6. Сибирский Центр конфликтологии (http://edu.headhunter.com.kz/company/647;jsessionid=fl69332ao0sh);

7. Киевский Центр политических исследований и конфликтологии (http://www.analitik.org.ua/);

8. Российское образование. Федеральный портал (http://www.edu.ru/index.php?page_id=162);

С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ

Содержание модуля.

Тема 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина.

Определение понятия «конфликтология». Исторические условия возникновения конфликтологии. Многообразие различных точек зрения на конфликт. Отношение к конфликтам и их изучению в различных типах общества. Философско-социологическая и психологическая традиции изучения конфликтов. Предмет, объект, функции, цели, задачи и методы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы конфликтологии. Основные этапы становления отечественной конфликтологии.

Тема 2. Что такое конфликт.

Определение понятия. Конфликт как осознанное противоречие. Конфликт как одна из форм социального взаимодействия, противоборства личностей и групп по поводу несовместимых потребностей, интересов, ценностей. Классификация конфликтов. Типология конфликтов по сферам жизнедеятельности, мотивам и целям противоборства, интенсивности и т.д. Функции конфликтов.

Содержание модуля.

Тема 6. Семейные конфликты.

Семья как ячейка общества и её социальные функции. Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Классификация семейных конфликтов. Супружеские конфликты. Конфликты в системе «родители-дети». Предупреждение конфликтов в семье. Урегулирование семейных конфликтов.

Проект «Подготовка эссе».

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы. Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л. Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на конференцию.

Примерная тематика эссе:

  1. История развития зарубежной конфликтологии
  2. История развития отечественной конфликтологии
  3. Современные концепции конфликта
  4. Функции конфликта, его позитивные и негативные проявления
  5. Методы изучения конфликта
  6. Понятие конфликта. Сложности определения
  7. Конфликтология и её связь с другими науками
  8. Системный подход в изучении конфликтов
  9. Этапы изучения конфликтов
  10. Понятие и сущность конфликта
  11. Элементы конфликта (Хасан Б.И.)
  12. Структура конфликта (Самоукина Н.В., Петровская Л.А.)
  13. Участники конфликта (прямые, косвенные, посредники)
  14. Ранги, статусы участников социального конфликта
  15. Причины конфликтов
  16. Конфликт, его виды
  17. Классификация социального конфликта
  18. Классификация конфликта по А.И. Шипилову
  19. Мотивация конфликтности
  20. Фазы и стадии развития конфликта
  21. Внутриличностный конфликт, его виды
  22. Причины возникновения внутриличностного конфликта
  23. Последствия внутриличностного конфликта
  24. Межличностный конфликт, его виды
  25. Виды разрешения межличностного конфликта
  26. Методы урегулирования конфликтов
  27. Межгрупповой конфликт, его характеристика
  28. Последствия групповых конфликтов
  29. Трудовой конфликт, его виды
  30. Конфликты в организации, их причины
  31. Виды конфликтов в организации
  32. Классификация конфликтов в организации по типу функциональной подсистемы
  33. Последствия конфликтов в организации
  34. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации
  35. Социально-экономические и социально-политические конфликты
  36. Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов
  37. Конфликты в духовной сфере общества.
  38. Понятие и специфика юридического конфликта.
  39. Педагогические конфликты: понятие и классификация.
  40. Понятие и виды глобальных конфликтов.

Формы рубежного контроля.

План итогового занятия (коллоквиума).

Данное занятие проводится как итоговое и включает в себя обсуждение всего комплекса вопросов и подготовленных студентами эссе для обсуждения ключевых проблем данного курса:

1. Объясните, как вы понимаете выражение: «Конфликт - осознанное противоречие».

2. Конфликтная ситуация и инцидент. Что выступает объектом и предметом конфликта?

3. Найдите методики разрешения конфликтов и попробуйте реализовать рекомендации на практике.

4. Опишите кризисные периоды в развитии семьи. Как вы преодолевали конфликты в системе «родители-дети» на своем опыте.

5. Как вы испытывали реформы системы образования в школе?

6. Особенности экономических конфликтов в России.

7. Особенности социальных конфликтов в российской истории.

8. В чем заключается взаимосвязь политических и социальных конфликтов?

9. Как вы понимаете сущность и особенности конфликтов в духовной сфере по сравнению с другими конфликтами в обществе?

10. Каковы на ваш взгляд, перспективы урегулирования этнических противоречий в принципе?

11. В чем заключается особенность широкого и узкого подходов к определению юридического конфликта?

12. Как вы понимаете взаимосвязь глобальных и региональных проблем и конфликтов в обществе?

По каждому вопросу, приведенному в плане коллоквиума, проводится дискуссия.

Кроме того, в ходе коллоквиума осуществляется проверка конспекта лекционных и практических занятий. Студенту предлагается ответить на два вопроса преподавателя. Вопросы задаются из числа тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях в течение периода освоения учебного модуля.

Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежной аттестации, составляет 10 баллов.

2 балла начисляются, если студентом представлен полный конспект лекционных и практических занятий, входящих в структуру учебного модуля. Конспект лекционного/практического занятия должен включать план занятия, содержание вопросов, рассматриваемых в ходе занятия.

1 балл начисляется, если студентом представлен полный конспект лекционных занятий.

4 балла начисляются за полный систематичный ответ на 1 вопрос преподавателя из числа тем, рассмотренных в течение периода освоения учебного модуля. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку данной проблемы, данную студентом.

3 балла начисляется за содержательно корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса.

2 балла начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание.

1 балл начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен раскрывать основное содержание обсуждаемой научной проблемы.

5. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.

Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада с необходимостью предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной литературой, не только учебно-методическими изданиями (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями), но и монографическими материалами, научной периодикой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.

Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.

Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также перечнем использованной литературы.

Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.

В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).

Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Презентация научного доклада по вопросу практического занятия Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое, теоретическое и теоретико-практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1 балл) Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала
  1. Методические указания по подготовке эссе (рефератов)

Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.

Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.

Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.

Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.

Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы).

Шустова Марина Сергеевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения

г. Ростов-на-Дону – 2017 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социологии и регионоведения

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________ /А.В. Сериков/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____» сентября 2017г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ»

Направление подготовки (специальность)

034000 Конфликтология

Профиль подготовки

Наши рекомендации