Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения общественной безопасности

Органы местного самоуправления играют важную роль в сфере обеспечения общественной безопасности. Так, Ю.С. Порхунова отмечает, что в повседневной жизни прочную опору системы обеспечения безопасности Российской Федерации должны образовывать именно территориальные органы, объективно обладающие всеми полномочиями для оперативного выявления и реагирования на угрозы общественной жизни, а основной вес в осуществлении таких мер безопасности, как социальная профилактика терроризма и экстремизма, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение общественного порядка, в том числе на дорогах, должен принадлежать органам местного самоуправления[463].

Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, включающая органы местного самоуправления в систему обеспечения национальной безопасности. При этом под обеспечением национальной безопасности в Стратегии понимается реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов. Национальная безопасность включает в себя помимо обороны страны также государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность и безопасность личности[464].

В пределах своей компетенции органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере несколько различаются в зависимости от типологии муниципальных образований.

Так, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа (п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Органы местного самоуправления могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, распоряжением Администрации города Сургута от 28.06.2011 № 1640 создана комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Администрации города, в работе которой принимают участие представители общественных организаций.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают пожарную безопасность в муниципальных образованиях.

Пожарная безопасность — это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности». Так, согласно ст.19 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В качестве примера реализации указанных полномочий можно привести распоряжение Администрации муниципального образования город Салехард от 18.12.2014 № 2082-р «О введении на территории муниципального образования город Салехард особого противопожарного режима в период Нового года и Рождества».

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:

запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;

вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;

запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;

вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством РФ в области персональных данных и положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются положением о воинском учете;

поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, место пребывания либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ;

осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной положением о воинском учете;

организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

вести прием граждан по вопросам воинского учета.

Органы местного самоуправления наделены специальной компетенцией в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационная подготовка — это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О мобилизационной подготовке…») закрепляет, что органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:

организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

обеспечивают исполнение Федерального закона «О мобилизационной подготовке…», нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

разрабатывают мобилизационные планы;

проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований;

проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов РФ и муниципальных образований;

при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации,

вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации и др.

Органы местного самоуправления наделены специальной компетенцией в области защиты населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном федеральным законодательством;

участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют полномочия по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.

Указанные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены в Федеральном законе от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Так, органы местного самоуправления принимают решения о создании профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также определяют их состав и структуру, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требований законодательства РФ.

Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.

В случае крайней необходимости органы местного самоуправления могут привлекать отдельных граждан, не являющихся спасателями, к участию в проведении аварийно-спасательных работ.

Органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Эти органы осуществляют координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований, проводят регистрацию аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, посредством аттестации и проверок проверяют готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Указанный Закон предусматривает ряд полномочий органов местного самоуправления по обеспечению гарантий и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами местного самоуправления (первоочередное предоставление жилья за счет муниципального жилищного фонда, страхование спасателей). Органы местного самоуправления за счет местного бюджета могут устанавливать и дополнительные гарантии прав и социальной защиты спасателей.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области гражданской обороны.

Гражданская оборона —система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Вопросы для самоконтроля

1. На какие органы и должностные лица местного самоуправления возлагается обязанность по организации предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования?

2. Перечислите полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

3. Назовите формы участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»?

3. В каком порядке и в какой форме создаются народные дружины?

4. Вправе ли органы местного самоуправления сельского поселения осуществлять полномочия по охране общественного порядка?

ТЕСТОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации