Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения

Охрана здоровья граждан – это государственная задача, выходящая далеко за рамки вопроса местного значения. С 1 января 2012 год вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который закрепил два варианта организации предоставления медицинской помощи в муниципальных образованиях.

Новый закон ввел норму, согласно которой по общему правилу оранизация предоставления медицинской помощи – это полномочие субъекта Российской Федерации[377]. В связи с этим все здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которые использовались органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находились в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ, переданы в собственность соответствующих субъектов РФ[378]. Фактически закон создал основу для построения государственной системы здравоохранения вместо муниципальной, существовавшей с 1993 года в рамках правового регулирования «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 N 5487-1.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации муниципальная система здравоохранения была преобразована в государственную (субъекта Российской Федерации). Например, «с 1 января 2013 года на территории Иркутской области создается единая государственная система здравоохранения и одноканальная система финансирования учреждений здравоохранения. В ходе этого 97 муниципальных учреждений райнов области переданы в государственную собственность Иркутской области»[379].

Однако, Федеральный закон № 323-ФЗ оставил возможность сохранить муниципальную систему здравоохранения. Данный вопрос решается на усмотрение субъектов Российской Федерации, которые могут передать полномочия по организации предоставления медицинской помощи муниципальным образованиям. В этом случае оказание гражданам медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения, которые остаются в собственности муниципалитета. При этом полномочие является переданным и осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. Например, в Тюменской области муниципальные учреждения здравоохранения г. Тюмени, г. Ишима и г. Тобольска остались в муниципальной собственности, органам местного самоуправления указанных муниципальных образований передано государственное полномочие по организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения[380]. В других муниципальных образованиях – муниципальных районах, поселениях Тюменской области создана государственная система здравоохранения, финансируемая напрямую из бюджета области и территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.

Помимо полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления, они обладают и собственными вопросами местного значения в сфере здравоохранения. В Федеральном законе № 131-ФЗ вопросы местного значения в области здравоохранения определены только применительно к муниципальным районам и городским округам. К вопросам местного значения в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Федеральном законе № 131-ФЗ имеется оговорка, что население ряда территорий Российской Федерации обеспечивается медицинской помощью Федеральным медико-биологическим агентством, согласно перечню, утврежденному Правительством Российской Федерации[381]. К таким территориям относятся закрытые муниципальные образования, либо ряд городов, где расположены объекты стратегического назначения. Например, в г. Пересвет Московской области расположен испытательный центр ракетно-космической техники, а также предприятие по испытанию и изготовлению ракетных двигателей, в г. Полярные Зори и в г. Десногорск находятся атомные электростанции. В таких муниципальных образованиях, включенных в указанный перечень, полномочия мунципальных образований в части медицинской помощи неселению исключены.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в рамках вопроса местного значения по созданию условий для оказания медицинской помощи населению закреплены в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся:

1. Создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь населению оказывается на основе федеральной программы, утвержденной Правительством Российской Федерации[382], и на основе территориальных программ, утвержденных высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (правительствами субъектов Российской Федерации, администрациями субъектов Российской Федерации).

Муниципальные учреждения здравоохранения оказывают медицинскую помощь населению в соответствии с перечнями заболеваний и видами медицинской помощи, которые включены в указанные программы. Компенсация затрат муниципальных учреждений здравоохранения на оказание беслатной медицинской помощи производится из соотвествующего территориального фонда обязательного медицинского страхования. Так, в Тюменской области норматив финансирования на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования составляет 1927,06 рубля[383], в г. Москва - 5191,08 рублей[384], в Рязанской области -1507,400 рублей[385].

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для того, чтобы все виды медицинской помощи, предусмотренные территориальными программами субъектов Российской Федерации, оказывались на территории городских округов и мунициапальных районов, а также территориальную доступность мунициальных учреждений здравоохранения для населения.

2. Информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Понятие социально значимых заболеваний дано в Приказе Росстата от 22.11.2010 N 409 "Об утверждении Практического инструктивно-методического пособия по статистике здравоохранения". Социально значимые заболевания – это заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека. Из определения ясно, что два признака являются обязательными: ущерб обществу и необходимость социальной защиты, а один признак является факультативным – обусловленность данных заболеваний социально-экономическими условиями. Правительством Российской Федерации утвержден перечень социально-значимых заболеваний[386], к ним относится туберкулез, гепатит В, ВИЧ – эти заболевания легко распространяются, наносят ущерб обществу и включены также в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих[387]. В перечень социально значимых заболеваний включены также такие заболевания как сахарный диабет, злокачественные новообразования, психические расстройства и некоторые другие, которые не передаются от человека человеку, эти заболевания требуют социальной защиты человека, однако не являются опасными для окружающих.

Органы местного самоуправления информируют население о возможности распространения указанных заболеваний.

3. Участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов.

Просветительская деятельность - совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела")[388].

Санитарно-гигиеническое просвещение направлено на информирование населения об образе действий и мерах, направленных на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни человека.

4. Участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

Согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[389], чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[390].

Для выполнения данного полномочия органы местного самоуправления могут создать департамент обеспечения безопасности жизнедеятельности, который организует реагирование муниципальных служб для спасения жизни людей и сохранения их здоровья.

5. Реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Данное полномочие реализуется в первую очередь через муниципальные учреждения: дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, а также медицинские учреждения, в случае если они остались в собственности муниципальных образований.

К мероприятиям по профилактике заболеваний относятся диспансеризация учащихся; вакцинация, витаминизация, сангигиенические мероприятия в период повышенной заболеваемости респиратурно-вирусными инфекциями и гриппом; выпуск санбюллетеней, листков здоровья, другой полезной информации для населения и учащихся и др.

6. Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.

Для реализации данного полномочия в некоторых муниципальных образованиях принято положение о преимущественном праве медицинских работников на предоставление муниципального жилья на условиях коммерческого найма[391] либо обеспечение медицинских работников служебным жильем[392].

Подводя итог, следует отметить, что полномочия в сфере охраны здорвовья населения осуществляются муниципальными образованиями во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гржданам медицинской помощи, а также обеспечивают ее финансирование.

§2. Полномочия органов местного самоуправления
в области физической культуры и спорта

Вопросы местного значения установлены Федеральным законом № 131-ФЗ, в том числе касающиеся физической культуры и спорта, полномочия по реализации указанных вопросов местного значения установлены Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 329-ФЗ).

Федеральный закон № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения следующие сферы деятельности органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:

1) обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта на соответствующей территории (данный вопрос местного значения устновлен для всех видов муниципальных образований – поселений, мунициапльных районов, городских округов, внутигороских районов);

2) организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (данный вопрос местного значения установлен для трех видов муниципальных образований – поселений, мунициапльных районов, городских округов).

Во исполнение указанных вопросов местного значения Федеральный закон № 329-ФЗ устанавливает ряд полномочий.

В рамках первого вопроса местного значения по развитию физической культуры, школьного спорта и массового спорта установлены следующие полномочия:

1. Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей.

Следует обратить внимание, что к вопросам местного значения относится развитие школьного спорта, массового спорта и физической культуры. Однако органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять основные задачи и направления развития физической культуры и спорта, которые могут выходить за рамки только массового спорта. Например, муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Ханты-Мансийске на 2014 - 2020 годы» устанавливает не только задачи развития массового спорта и увеличения количества граждан, занимающихся спортом, но и развития спорта высших достижений, подготовку спортивного резерва, в том числе развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья[393]. Ханты-Мансийск является всероссийским биатлонным центром, поэтому включение в муниципальную программу задачи по развитию спорта высших достижений наряду с массовым спортом представляется обоснованным. Однако это не типично для муниципальных образований. Так, в г. Екатеринбурге, г. Улан-Удэ Республики Бурятия[394] муниципальные программы развития физической культуры и спорта ориентируются на развитие физической культуры населения, в том числе у детей и подростков, а также развитие массового спорта.

2. Принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта.

Многие, но далеко не все муниципальные образвания принимают собственные программы развития физической культуры и спорта. Ключевая инормация о программе указывается в паспорте программы и влючает, как правило, следующие данные:

- наименование программы;

- нормативно-правовое обоснование;

- отвественный исполнитель, в качестве которого выступает депатрамент (управление, отдел) по спорту и молодежной политике администрации муниципального образования;

- цели и задачи программы;

- целевые показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации программы. Например, в программе Амурского муниципального района установлен целевой показатель: «увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом» и ожидаемый результ: «до 26 %»[395];

- сроки реализации программы;

- ресурсное обеспечение программы, как правило бюджетные средства, планируемые на реализацию данной прогаммы;

- система организации контроля за реализацией программы.

Содержание программы включает также такие разделы как анализ текущего состояния физической культуры и спорта, перечень мероприятий программы.

Мероприятия программы могут быть поделены на следующие разделы: 1) физкультурно-массовые, оздоровительные мероприятия, 2) иформационно-просветительские мероприятия, популяризация физической культуры и спорта, 3) мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры, 4) кадровые мероприятия, привлечение специалистов и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту, 5) развитие традиционных видов спорта и др.

В качестве примера мероприятия по развитию традиционных видов можно отметить первенство по русской лапте, которое включено в соответствующие программы и проводится в различных муниципальных образованиях более15-ти субъектов Российской Федерации[396].

Программный метод управления позволяет оценить текущее состояния физической культуры и спорта в муниципальном образовании, проследить динамику развития значимых целевых показателей, проблемы в их реализации, и в соответствии с этим установить цели на последующий период.

3. Развитие школьного спорта и массового спорта.

Школьный спорт представляет собой физическое воспитание и физическую подготовку учащихся школ (общеобразовательных организаций), их подготовку и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, соревнованиях, в том числе официальных[397].

Данное полномочие исполняется как правило совместно двумя департаментами администрации муниципального образования: департаментом по спорту и молодежной политике и департаментом по образованию. В рамках исполнения данного полномочия проводятся межшкольные спортивные соревнования, организуется работа школьных спортивных секций и клубов, осуществляется приобретение спортивного оборудования в общеобразовательные учреждения и др.

Массовый спорт – это спорт, который направлен на физическое воспитание и физическое развитие граждан путем самостоятельных или организованных занятий спортом, а также путем участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях[398]. Органы местного самоуправления должны создавать условия для массового спорта.

4. Развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Детско-юношеский спорт нацелен, во-первых, на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, например, спортивных школах, школах олимпийского резерва, спортивных клубах, во-вторых, на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, где спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет, являются основными участниками.

Для развития детско-юношеского спорта органы местного самоуправления создают учреждения дополнительного образования детско-юношеские спортивные школы –ДЮСШ, детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва ДЮСШОР и др. Это эффективный способ подготовки спортивного резерва как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне России в целом. Многие чемпионы мира и олимпийские чемпионы начинали свой спортивный путь в муниципальных спортивных школах. Например, олимпийская чемпионка по фигурному катанию в командных соревнованиях 2014 г. Юлия Липницкая является выпускницей МБОУ ДО ДЮСШ № 8 «Локомотив» г. Ектеринбурга[399], а чемпион по биатлону в эстафете 2014 г. Антон Шипулин проходил подготовку в МБОУ ДОД СДЮСШОР г. Ханты-Мансийска.

Детско-юношеский спорт создает спортивный резерв для спорта высоких достижений, поэтому данное полномочие муниципальных образований является весьма важным.

5. Присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей.

Указанные полномочия разграничены между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (только муниципальных районов и городских округов) и между физкультурно-спортивными организациями, в зависимости от уровня.

Присвоение спортивных званий (мастер спорта России международного класса, мастер спорта России, гроссмейстер России), квалификационной категории «спортивный судья всероссийской категории» - полномочие Российской Федерации.

Присвоение спортивных разрядов «кандидат в мастера спорта», «первый спортивный разряд», квалификационной категории «спортивный судья первой категории» - полномочие субъектов Российской Федерации.

Присвоение второго и третьего спортивного разрядов, второй и третьей квалификационных категорий спортивных судей – полномочие муниципальных районов и городских округов.

Присвоение юношеских спортивных разрядов (первого, второго третьего), квалификационной категории «юный спортивный судья» - полномочие физкультурно-спортивных организаций.

Порядок присвоения спортивных разрядов и квалификационных категорий для всех уровней власти, а также для организаций является единым и устанавливается Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях[400].

Полномочие по присвоению вышеуказанных спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей возложено на органы местного самоуправления с 2015 года. До внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 204-ФЗ указанное полномочие осуществляли органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей является муниципальной услугой, которая предоставляется в порядке, установленном административном регламентом. Заявителем, как правило, выступают местные спортивные организации либо может выступить сам спортсмен. Для присвоения спортивных разрядов представляются следующие документы: 1) копия или выписка из протокола официального соревнования, отражающая выполнение соответствующих требований, в том числе о победах в поединках; 2) копия справки о составе и квалификации судейской коллегии. Срок предоставления услуги устанавливается муниципальным образованием самостоятельно, однако не может превышать 2 месяца[401].

6. Осуществление контроля за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки муниципальными организациями, осуществляющими спортивную подготовку.

Федеральные стандарты спортивной подготовки – совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, данные требования разрабатываются и утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.

7. Наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

ГТО – это всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), который является программной и нормативной основой системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню физической подготовленности населения. В СССР комплекс ГТО существовал с 1931 по 1991 г. В 2014 г. Президентом Российской Федерации был издан указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»[402], который возродил советскую традицию. Комплекс ГТО включает бег, отжимание, подтягивание, метание, наклоны, прыжки, плаванье, которые различаются по сложности в зависимости от возраста и пола испытуемых. Роль органов местного самоуправления заключается в том, чтобы наделить некоммерческие организации правом проведения испытаний ГТО и оценке выполнения нормативов ГТО населением.

8. Популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения.

Реализация всех вышеуказанных полномочий так или иначе способствует популяризации физической культуры и спорта среди населения.

В рамках второго вопроса местного значения в сфере физической культуры и спорта по организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

1. Организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан.

Физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой. Спортивные мероприятия - спортивные соревнования, тренировочные мероприятия и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО.

Органы местного самоуправления ежегодно утверждают план официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципального образования. В перечень официальных мероприятий включаются всероссийские мероприятия, например, такие как «Всероссийские массовые соревнования по бегу «Кросс Нации» и «Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России». Данные мероприятия относятся не к спортивным, а к физкультурным, поскольку в них принимает участие широкий круг населения, а не только спортсмены. Данные мероприятия нацелены на привлечение широких масс населения к занятию спортом и физической культурой, формированию здорового образа жизни. В календарных планах муниципальных образований имеется также обширный перечень официальных спортивных мероприятий по различным видам спорта, в зависимости от того, какие виды спорта развиваются и поддерживаются в муниципальном образовании.

3. Организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований.

Данное полномочие органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с приказом Минздрава России от 01.03.2016 № 134н[403].

Организаторы физкультурных мероприятий и спортивных соревнований совместно с медицинскими организациями, осуществляющими организацию оказания медицинской помощи лицам, занимающимся спортом, или лицам, желающим выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, обеспечивают:

а) допуск к спортивным соревнованиям участников соревнований;

б) допуск лиц, желающих выполнить нормативы комплекса ГТО, к их выполнению;

в) взаимодействие медицинских организаций, участвующих в оказании скорой, в том числе скорой специализированной, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.

На предварительном этапе организатором соревнований назначается главный врач соревнований или ответственный медицинский работник соревнований. Главный врач (ответственный медицинский работник) соревнований создает медицинскую бригаду по обслуживанию физкультурных мероприятий и спортивных соревнований.

Медицинское обеспечение официальных физкультурных и спортивных мероприятий нацелено на допуск лиц к данным мероприятия, а также на оказание своевременной медицинской помощи при возникновении ее необходимости.

4. Содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Общественная безопасность при проведении мероприятий предполагает что место проведения мероприятия – помещение, открытая площадка, стадион, участок автомобильной дороги и др. – должно отвечать условиям безопасности. Организаторы соревнований несут ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, поэтому они должны принять меры для обеспечения безопасности участников и зрителей мероприятий.

Для обеспечения общественного порядка организатором официального спортивного соревнования привлекается контролер-распорядитель, который является лицом, прошедшим специальную подготовку в сфере обеспечения общественного порядка. Для зрителей Правительством Российской Федерации утверждены «Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»[404]

Таким образом, органы местного самоуправления имеют обширный круг полномочий в сфере развития массового спорта, детско-юношеского и школьного спорта, а также создают своей деятельностью базу для спорта высоких достижений. Важная роль органов местного самоупраления в развитии физической культуры населения в целях поддержания и сохранения здоровья населения.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких федеральных законах закреплены полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения?

2. Назовите полномочия органов местного самоуправления муниципального района, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области здравоохранения.

3. Вправе ли органы местного самоуправления осуществлять лицензирование муниципальных лечебно-профилактических учреждений?

4. Какие полномочия представительных органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта могут быть включены в устав городского округа?

Глава 27. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

§1. Полномочия органов местного самоуправления в области образования

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в сфере образования:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) организация отдыха детей в каникулярное время.

Закон № 273-ФЗ дополняет указанные выше полномочия еще несколькими:

1) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

2) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

3) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

4) осуществление иных полномочий в сфере образования.

Закон № 273-ФЗ устанавливает также право городских округов обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования и право муниципальных районов на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

В городах Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов РФ — городов федерального значения.

В целом полномочия органов местного самоуправления сосредоточены в сфере организации дошкольного и школьного (начального,основного, среднего общего) образования, а также дополнительного образования с возложением обязательств по финансированию этих уровней образования на субъекты РФ, что закреплено в Законах № 131-ФЗ и № 273-ФЗ. Указанные полномочия как правило осуществляет департамент образования в составе Администрации муниципального образования.

На осуществление организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования органы местного самоуправления получают сувенцию из бюджета субъекта Российской Федерации в размере, необходимом для покрытия расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. При выделении данной субвенций используется принцип подушевого финансирования, согласного которому общий размер субвенции будет зависеть от количества обучающихся. Например, норматив финансирования на одного обучающегося в г. Тюмени в 2013 г. был установлен в размере 23 200 руб.в год, при этом общая сумма субвенции из областного бюджета для г. Тюмени в год составился 166 млн. 344 тыс. рублей[405]. Органы местного самоуправления распределяют указанные средства образовательным учреждениям, в зависимости от количества обучающихся.

В рамках организации предоставления общего образования органы местного самоупраления осуществляют проверку и корректировку учебных планов муниципальных образовательных учреждений на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам, ведут учет детей, подлежащих обучению, а также учет детей, зачисленных в образовательные учреждения, обеспечивают зачисление в образовательные учреждения всех детей, подлежащих обучению, организуют муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников, осуществляют закупку учебников и учебных пособий, необходимых на текущий учебный год и др.

В сфере дошкольного образования в 2013 г. принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[406], что возлагает на органы местного самоуправления обязательства по организации предоставления дошкольного образования в соответствии с указанным стандартом, по осуществлению контроля и методической помощи дошкольным образовательным учреждениям по предоставлению дошкольного образования.

В рамках организации дополнительного образования органы местного самоуправления формируют муниципальное задание на оказание дополнительных образовательных услуг муниципальным образовательным организациям: 1) школам и детским садам, 2) организациям дополнительного образования. Образовательные организации в рамках муниципального задания услуги дополнительного образования оказывают бесплатно, но также вправе оказывать платные услуги дополнительного образования.

Финансирование данного полномочия распределено между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием следующим образом: предоставление дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (т.е. школах и детских садах) финансируется за счет субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному образованию, а в мунициальных учредениях дополнительного образования (т.е. в спортивных, музыкальных, художественных школах, клубах и др.) финансируется за счет средств муниципального бюджета.

Органы местного самоуправления создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Это важная часть образовательного процесса, которая предполагает постояное наблюдение за детьми, организацию групп продленного дня, организацию питания, организацию медицинского обслуживания в образовательном учреждении, обеспечение безопасности и др. В дошк

Наши рекомендации