Предпринимательская деятельность органов местного самоуправления
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[371].
Ученые отмечают, что в последнее время активно дискутируется вопрос об участии государства, его субъектов и муниципальных образований в предпринимательской деятельности. Действующее законодательство прямо не запрещает последним опосредованно заниматься коммерческой деятельностью, однако и не дает такого разрешения. Вполне понятно, что обладая публичным имуществом (федеральным, государственным и муниципальным), публично-правовые образования не сами, а через свои органы, реализуют право собственности, в том числе и занимаясь предпринимательской деятельностью. Публично-правовые образования, подобно физическим и юридическим лицам, обладают предпринимательской правосубъектностью, возникающей у государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права. При этом от их имени действуют соответствующие органы или уполномоченные организации[372].
Характерно, что в конституционных актах ряда зарубежных стран прямо закреплено правовое положение муниципальных образований как носителей прав юридического лица (ч. 1 ст. 111 Конституции Албании, ст. 104.1 Конституции Армении, ч. 3 ст. 136 Конституции Болгарии, ст. 19 Конституции Венесуэлы, ст. 140 и 141 Конституции Испании, ч. 3 ст. 115 Конституции Мексики, ч. 1 ст. 165 Конституции Польши, ч. 2 ст. 235 Конституции Португалии, ст. 127 Конституции Турции). В других предусматриваются полномочия местного самоуправления по самостоятельному в рамках закона ведению местного хозяйства, осуществлению предпринимательской деятельности (п. "g" ч. 1 ст. 32 Конституции Венгрии, ч. 1 ст. 65 Конституции Словакии)[373]. В России ст. 8 Конституции закрепляет право муниципальной собственности, ст. 132 закрепляет норму «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью».
Занятие предпринимательской деятельностью свойственно частным предприятиям, а не органам публичной власти, к каковым относятся органы местного самоуправления. Однако существуют сферы, в которых местные органы могут и должны заниматься хозяйственной деятельностью. Прежде всего, органы местного самоуправления участвуют в различных гражданско-правовых сделках. Предпосылками такого участия стало закрепление ст. 8 Конституции РФ муниципального вида собственности и определение ее понятия в ст. 215 ГК РФ. Муниципалитет, являясь собственником определенных объектов и реализуя свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, от имени населения вступает в сделки по сдаче имущества в аренду или пользование, отчуждению и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления могут получать кредиты, размещать муниципальные займы, тем самым вовлекаясь в хозяйственный оборот. Наконец, органы местного самоуправления могут осуществлять закупку работ, товаров и услуг для муниципальных нужд на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[374].
Исходя из вопросов местного значения органы местного самоуправления могут осуществлять закупки в сфере благоустройства территории, коммунального обслуживания, строительства и ремонта объектов социальной инфраструктуры, оказания услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения и др. В настоящее время любая закупка осуществляется через размещение извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/. Победителейконкурса определяет конкурсная комиссия. С победителями конкурса заключается договор. Финансирование муниципальной закупки осуществляется из средств бюджета муниципального образовании.
Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности также путем создания муниципальных унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию[375].
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
1) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеющие наименование «муниципальное предприятие»
2) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, имещие наименование «муниципальное казенное предприятие».[376]
Законом четко определено, в каких случаях органы местного самоуправления вправе создавать мунициальные предприятия и муниципальные казенные предпрпиятия. Создание таких предприятий должно быть связано 1) с нуждами муниципального образования, в том числе с решением социальных задач в муниципальном образовании, например, продажа продукции по минимальным ценам; 2) с особенностями конкретных предприятий, которые могут быть созданы только как унитаные предприятия с публичной формой собственности (государственной или муниципальной).
Муниципалитет, являясь учредителем унитарного муниципального предприятия, не вмешиваясь по закону в его оперативную хозяйственную деятельность, имеет право контролировать: правильность расходования выделенных предприятию бюджетных средств; соответствие деятельности предприятия его уставным задачам; обоснованность установленных цен и тарифов на продукцию и услуги; сделки с имуществом, являющимся собственностью муниципалитета.
Еще одной формой предпринимательской деятельности муниципального образования является выпуск ценных бумаг. На основании Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Федеральный законом "О рынке ценных бумаг" к эмиссионным бумагам относит облигации, акции, опцион эмитента.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций с сроки и по цене, определенной в ценной бумаге.
Участие органов местного самоуправления в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов необходимый атрибут рыночных отношений.
Вопросы для самоконтроля
1. Вправе ли местная администрация осуществлять предпринимательскую деятельность?
2. Какова основная цель деятельности муниципальных унитарных предприятий?
3. Какие из перечисленных видов ценных бумаг муниципальные образования вправе выпускать: простые векселя, бескупонные облигации, переводные векселя, акции, облигации муниципального займа, чеки, двойные складские свидетельства?
4. Что такое муниципальная преференция? На какие цели она выдается?
5. Имеют ли право органы местного самоуправления освободить от уплаты местных налогов какое-либо конкретное предприятие с тем, чтобы исправить его затруднительное финансовое положение?