Косвенные формы участия органов местного самоуправления в регулировании недропользования

Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений недропользования так или иначе должно преследовать цель решения определенных вопросов местного значения, и прежде всего обеспечение комплексного социально-экономического развития подведомственной территории. Это предопределяет основные направления, по которым органы местного самоуправления могут участвовать в регулировании отношений недропользования путем осуществления полномочий, которые непосредственно относятся не к сфере недропользования, а к другим областям общественной жизни, а именно: 1) путем привлечения органов местного самоуправления к использованию ресурсов недр по инициативе субъектов РФ (т.е. «сверху»); 2) по собственной инициативе муниципальных органов (т.е. «снизу»).

Наглядным примером первой формы является опыт Волгоградской области. В 1999 г. главой ее администрации было издано постановление, в соответствии с которым принято предложение ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефть» по расконсервации неработающих нефтяных скважин на малых месторождениях с условием использования добытых углеводородов в хозяйственных интересах муниципальных образований области[363]. Для реализации данного проекта к научной отработке технологии получения моторного и печного топлива был привлечен ряд научно-исследовательских организаций. Одновременно была создана комиссия по координации работ при использовании малых месторождений нефти в хозяйственных интересах муниципальных образований.

Первые положительные итоги реализации данного проекта были подведены в постановлении Волгоградской областной Думы от 31 января 2002 г. «Об областной целевой программе «Освоение и использование малых месторождений нефти Волгоградской области в интересах муниципальных образований». Основной целью данной программы стало обеспечение устойчивого снабжения муниципальных образований Волгоградской области собственным печным и моторным топливом.

В данном случае органы местного самоуправления были вовлечены в регулирование отношений недропользования путем размещения муниципальных заказов на поставку печного и моторного топлива. Кроме того, они использовали возможность воздействовать на сферу недропользования путем реализации бюджетно-финансовых полномочий, включая установление льгот по уплате местных налогов, предоставление бюджетных кредитов добывающим компаниям и т.д.

Однако существуют и другие возможности, используя которые, органы местного самоуправления могут проявлять инициативу в развитии топливно-энергетической базы и увеличении доходов местных бюджетов. Так, в научной литературе неоднократно отмечалась необходимость развития малого предпринимательства в сфере недропользования[364]. Определяющую роль в этом вопросе как раз могли бы сыграть органы местного самоуправления, и для этого существуют необходимые предпосылки. Органы местного самоуправления обладают довольно широким по содержанию набором полномочий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства; причем набор этих полномочий не является исчерпывающим[365].

В контексте вопроса о косвенных формах участия органов местного самоуправления особого внимания заслуживает такое их полномочие, как формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности. При этом такая инфраструктура может быть представлена не только определенными материальными объектами, к числу которых могут относиться, например, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования муниципальными информационными ресурсами и т.п. Муниципальная инфраструктура поддержки малого предпринимательства может включать и соответствующие компании, оказывающие сервисные услуги субъектам малого предпринимательства, для которых основной является деятельность по использованию недр. В частности, они могут нуждаться в сервисных услугах, связанных с размещением работников, работающих вахтовым методом, в обеспечении их горячим питанием, услугами прачечной, медицинским обслуживанием и т.д. Вполне естественной является ситуация, при которой определенная доля таких сервисных услуг для нужд малых предприятий-недропользователей будет обеспечиваться специализированными муниципальными унитарными предприятиями, профильными муниципальными учреждениями, а также хозяйственными обществами, созданными с участием муниципальных образований. Полномочия по созданию таких предприятий, учреждений и хозяйственных обществ у органов местного самоуправления имеются[366].

Важным представляется и предусмотренное Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства полномочие органов местного самоуправления по формированию и осуществлению муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. В рамках реализации данного полномочия органами местного самоуправления могут приниматься комплексные муниципальные программы развития малого предпринимательства в области недропользования, включая и программы по развитию отдельных направлений и форм деятельности по использованию недр ― в зависимости от приоритетов социально-экономического развития муниципального образования. Такие муниципальные программы могут предусматривать в том числе и механизмы непосредственной бюджетно-финансовой поддержки органами местного самоуправления конкретных проектов, реализуемых малыми предприятиями-недропользователями, что, с одной стороны, может способствовать формированию и укреплению конкурентной среды в области недропользования ― при условии конкурсного отбора проектов, поддерживаемых муниципалитетом, а с другой стороны, рассматриваться как перспективная форма публично-частного партнерства.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «общераспространенные полезные ископаемые». В каком порядке утверждаются региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых? Назовите основные виды таких ископаемых.

2. Вправе ли органы местного самоуправления приостановить деятельность юридического лица, если оно разрабатывает песчаный карьер без необходимого разрешения?

3. Вправе ли органы местного самоуправления вводить на подведомственной им территории ограничения на пользование участками недр в случаях, когда недропользование может создать угрозу жизни и здоровью людей?

4. Существуют ли критерии отнесения подземных сооружений к числу имеющих местное значение? В каком порядке участки недр предоставляются для строительства подземных сооружений местного значения?

5. Дайте определение понятия «участок недр местного значения». Если участок недр имеет местное значение, то означает ли это, что его собственником выступает соответствующее муниципальное образование?

Наши рекомендации