Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений
Органы местного самоуправления заинтересованы в эффективном регулировании земельных отношений, развитии земельного рынка и осуществлении действенного контроля за надлежащим использованием земельных участков на территории муниципального образования. Рассматривая участие муниципальных образований в земельных отношениях, необходимо иметь в виду, что, как и в других отношениях, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления выступают в двух качествах: субъекта хозяйственной деятельности и субъекта власти. В качестве субъекта хозяйственной деятельности органы местного самоуправления могут самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством. В качестве субъекта власти органы местного самоуправления участвуют в пределах своей компетенции в правовом регулировании земельных отношений.
Традиционная классификация полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений включает две основные группы: 1) полномочия, установленные законами; 2) полномочия, делегированные государством (осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления). Современные подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений ориентируют на реализацию принципов народовластия, справедливости, самостоятельности, эффективности, публичности, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, сочетания интересов общества и законных интересов граждан, целевого использования земли, платности использования земли и других.[304] В объективном смысле полномочия в сфере земельных отношений есть совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих права конкретных субъектов муниципального права по владению, пользованию, распоряжению, а также по управлению землями.
Основными актами федерального законодательства, регулирующими земельные отношения являются Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) и иные акты земельного законодательства, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ); ряд норм, регулирующих участие муниципальных образований в земельных отношениях, содержатся в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Земельные отношения регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.[305] Так, Правительство Тюменской области приняло Постановление от 16.02.2015 № 62-п о Порядке осуществления муниципального земельного контроля.[306]В качестве примеров муниципальных нормативных актов можно привести Постановление Администрации города Тюмени от 01.08.2011 № 81-пк «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений»[307], Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 18.02.2014 № 293 «Об утверждении административного регламента проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Тюменского муниципального района»[308], Постановление Администрации МО город Салехард от 06.08.2013 № 366 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард»[309].
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере земельных отношений устанавливает дифференцированы перечень полномочий для городского поселения, муниципального района, городского округа.
Например, к вопросам местного значения муниципального района закон относит следующие полномочия:
- установление, изменение и отмена местных налогов, в т.ч земельного налога;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в т.ч. землями, находящимися в муниципальной собственности;
- утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории;
- резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законодательством;
- осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района;
- организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. К таковым относятся:
- резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд;
- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления в целях охраны земель разрабатывают местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В соответствии с Земельным кодексом органы местного самоуправления определяют категории земель, переводят земли из одной категории в другую; участвуют в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; устанавливают публичные сервитуты; заключают соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков; принимают решения о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка; принимают решения о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование; рассматривают заявления граждан и принимают решения о предоставлении земельного участка для различных целей и на различных правах; рассматривают заявления и принимают решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка[310].
Рассмотрим некоторые полномочия подробнее. В частности, публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Одной из основных функций органов местного самоуправления является передача муниципальной земли в аренду. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, размер которой устанавливается договором между муниципальными органами и пользователями земли. При аренде муниципальных земель органы местного самоуправления устанавливают базовые ставки арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (отечественные, иностранные и т.д.).
По инициативе органов местного самоуправления на территории муниципального образования может проводиться землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.[311]
Муниципальные образования закрепляют полномочия в сфере земельных отношений в собственных нормативных актах, которые принимаются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Так, уставом города Ишим среди вопросов местного значения городского округа город Ишим закреплены следующие вопросы: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.[312] Статьей 43 Устава определены иные полномочия органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, использования земель и охраны окружающей среды.[313]
Уставом городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определена компетенция Администрации города Сургута, в том числе управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и земельными ресурсами городского округа (статья 37). Статьей 39 Устава определено, что Администрация города в сфере управления земельными ресурсами городского округа:
- изымает в установленном порядке земельные участки в границах городского округа для муниципальных нужд;
- осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа;
- определяет размер, условия и сроки уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- до разграничения государственной собственности на землю осуществляет распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, в пределах своих полномочий, если законодательством не предусмотрено иное;
- в пределах своих полномочий принимает решения о приватизации земельных участков;
- обеспечивает выбор земельных участков для строительства;
- устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- возмещает в установленном порядке убытки при изъятии земельных участков для муниципальных нужд;
- обеспечивает выполнение работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа, проводит открытый аукцион на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.[314]
В соответствии с Постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 № 81-пк «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений» органы местного самоуправления в городе Тюмени рассматривают заявления об обследовании земельных участков, затопляемых паводковыми и (или) грунтовыми водами, в целях освобождения от налогообложения.[315]
Для реализации ряда полномочий, предоставленных муниципальным образованиям в области земельных отношений, создаются специальные органы. Так, в г. Сургуте в структуре администрации образован комитет по земельным ресурсам и землеустройству.[316] Решением Тобольской городской Думы от 30 января 2007 г. № 10 учрежден Комитет земельных отношений и лесного хозяйства Администрации города Тобольска.[317]