Расходная часть местного бюджета

В соответствии с БК РФ расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

1) принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

3) заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

В соответствии со ст. 52 Закона об общих принципах организации местного самоуправления составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.

При регулировании расходов местных бюджетов Закон об общих принципах организации местного самоуправления исходит из общего принципа самостоятельности муниципального образования, но обязывает соблюдать требования, установленные БК РФ, в частности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обязаны вести реестры расходных обязательств, под которым понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В целях контроля со стороны населения за формированием и исполнением местного бюджета предусматривается, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления в обязательном порядке должны проводить публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении.

Следует отметить, что бюджетное законодательство в целях обеспечения примерно равных финансовых возможностей всем однопорядковым муниципальным образованиям (поселениям, муниципальным районам) предусматривает институт выравнивания бюджетной обеспеченности.

Выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется путем предоставления дотаций из соответствующих региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом соответствующего муниципального образования, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по соответствующим муниципальным образованиям субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой состав муниципальной собственности по действующему законодательству

2. Охарактеризуйте структуру местного бюджета.

3. Что такое временная финансовая администрация, формирование которой предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

4. Раскройте смысл понятия «выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований».

5. Какие виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ местным бюджетам предусмотрены БК РФ?


Глава 15. ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации