Понятие и сущность территориального общественного самоуправления
В Федеральном законе №131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается «самоорганизация граждан по месту их жительтсва на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».
В приведенном определении не раскрываются многие сущностные характеристики данного института. Статья о территоральном общественном самоуправлении содержится в главе «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Исходя из этого, большинство авторов территориальное общественное самоуправление называет формой участия нселения в решении вопросов местного значения».[172] Однако ряд ученых относит его и к институтам непосредственной демократии в системе местного самоуправления.[173] Территориальное общественное самоуправление рассматривается в литературе еще и как «самостоятельный элемент системы территориальной организации местного самоуправления» и как «подвид власти местного самоуправления» и как «институт гражданского общества».[174]
Как видим, характеристики территориального общественного самоуправления разнообразны, как и многогранна природа самого рассматриваемого явления. Территориальное общественное самоуправление, по нашему мнению, является подсистемой местного самоуправления, интегрирующей как многообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, так и формы непосредственного решения населением отдельных вопросов местного значения.
Непосредственное осуществление общественного самоуправления населением посредством проведения собрания и конференций предусмотрено п.2 ст.27 Федерального закона №131-ФЗ. Таким образом, территориальное общественное самоуправление представляет возможность гражданам, как первичным и главным субъектам местного самоупправления, не только участвовать в местном самоуправлении через различные формы, а самим осуществлять его повседневно, решать вопросы управления домом, развития микрорайона и т.д., реализовывать собственные инициативы по вопросам местного значения.
В Тюмени, например, 48 органов ТОС уже в течение 15 лет активно участвуют в работе по благоустройству и озеленению дворов, строительству спортплощадок, организаци детского и молодежного фонда, охране общественного порядка, контролируют ремонт жилого фонда. Так, согласно зарегистрированному Уставу некоммерческой организации территориального общественного самоуправления «Малый Тараскуль» она обладает такими серьезными полномочиями, как разработка, принятие и реализация планов и программ развития территории поселка Тараскуль; осуществление контроля за санитарно-эпидимиологической обстановкой и пожарной безопасностью, содержанием жилищного фонда, состоянием благоустройства; создание в установленном порядке предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения поселка в товарах, работах и услугах; осуществление хозяйственной деятельности по благустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан как за счет их средств, так и на основании договора между советом ТОС и администрацией г.Тюмени с использованием средств местного бюджета; содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и др.
Для поддержки инициатив ТОС администрацией города Тюмени проводится конкурс грантов. За 15 лет органам ТОС из бюджета города Тюмени было по грантам выделено 11 млн. 338 тыс. рублей. В целях оказания содействия ТОС, координации деятельности органов ТОС создана «Палата представителей органов ТОС г.Тюмени» в форме некоммерческого партнерства.
Приведенные примеры показывают, что территориальное общественное самоуправление реально может быть одной из форм децентрализации власти, вовлечения населения в решение вопросов местного значения.
Федеральный закон №131-ФЗ содержит правовые нормы, регулирующие порядок учреждения территориального общественного самоуправления, избрание его органов и государственной регистрации.
Во-первых, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Во-вторых, территориальное общественное самоуправление может быть юридическим лицом после его государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом территориального общественного самоуправления.
Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» содержит следующий перечень организационно-правовых форм: общественные или религиозные организации (объединения); некоммерческие партнерства; учреждения; автономные некоммерческие организации; социальные, благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; другие формы, предусмотренные законами. Логично допустить, что территориальное общественное самоуправление могло бы быть зарегистрировано в одной из двух упомянутых форм: форме общественного объединения или иной форме, предусмотренной федеральными законами.
Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» устанавливает исчерпывающий перечень оганизационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; органы общественной самодеятельности; политическая партия.
При выборе одной из указанных форм, важно учитывать и финансово-экономические условия организации территориального общественного самоуправления. Учитывая значимость финансово-экономической основы территориального общественного самоуправления, возможности более заинтересованного и активного участия населения в решении вопросов общественного самоуправления, предпочтительнее, на наш взгляд, создавать территориальное общественное самоуправление в организационно-правовой форме общественной организации (разновидности некоммерческой организации). Субъектами права собственности в общественных организациях выступают сами общественные организации, являющиеся юридическими лицами. Каждый член общественной организации не имеет права собственности на имущество, принадлежащее общественной организации. Кроме того, членство в общественной организации будет способствовать более четкой и конкретной организации работы общественного территориального самоуправления, его органов.
Федеральный законодатель предоставляет большую самостоятельность самим органам местного самоуправления регулировать организацию территориального общественного самоуправления. Так, согласно п. 11 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. По сути, законодательное регулирование деятельности органов территориального общественного самоуправления субъектами РФ не предполагается. Представляется, что это в целом правильный подход. Территориальное общественное самоуправление должно основываться прежде всего на инициативности самих граждан при минимальном участии в его правовом регулировании органов государственной власти.
Принципиальные вопросы организации органов территориального общественного самоуправления решены федеральным законодателем. Вместе с тем более четкого законодательного регулирования на федеральном уровне требует вопрос, касающийся содержания такой формы собственности, как собственность территориального общественного самоуправления. Если территориальное общественное самоуправление будет зарегистрировано как одна из форм некоммерческой организации — общественная организация, то соответственно и ее собственность следует рассматривать как разновидность собственности общественного объединения.
Как предусмотрено ст. 32 Федерального закона «Об общественных объединениях», собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. От имени территориального общественного самоуправления, зарегистрированного как общественная организация, правомочия собственника могут осуществлять его органы. Так, в Положении о территориальном общественном самоуправлении в г. Тюмени (п. «ж» ст. 6) закреплено, что орган территориального общественного самоуправления осуществляет владение, пользование и распоряжение объектами собственности территориального общественного самоуправления. Развитие такой формы собственности, как собственность территориального общественного самоуправления, будет способствовать укреплению реального общественного самоуправления.